Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Симеон Верхотурский (князь Черниговский?). День памяти 31 декабря

    • Праведный Симеон Верхотурский. Икона. cirota.ru

© Наталья Ярославова – Оболенская
31 ноября 2014 года

Ярославова.РФ

31 декабря день памяти Симеона Верхотурского, до перенесения его мощей - Симеона Меркушинского, безымянного святого, имя которого было обретено после его смерти.

Известно о нем крайне мало. Дворянин. Нестяжатель. Рыбоед, как многие монахи. Знал кожевенное дело. Не хотел жить в торговом Верхотурье и, возможно, не хотел быть узнанным. Однако в Меркушино пришел именно из Верхней Туры, где оказался в начале XVII века во времена Бориса Годунова, «Лжедмитрия» , смуты или первых Романовых. Выбор Меркушино мог быть связан с небольшой церковью архангела Михаила. Умер в 1642 году , не дожив до старости. Сохранился камень, где Симеон любил сидеть под раскидистой елью.

Через 50 лет в 1692 году его гроб стал подниматься из земли. У нетленных мощей Симеона Верхотурского отмечались многочисленные исцеления, в основном, болезней глаз. Это имеет значение. Чудеса изучали тобольские владыки и далматовский игумен.

Мощи святого Симеона были перенесены в Николаевский Верхотурский монастырь при митрополите Филофее Лощинском, для чего 8 сентября 1704 года их переложили в новую раку.

Его посмертные нетленные мощи выглядели так , как у киево- печерских старцев. «Тело праведника совершенно цело, только не сохранилось перстов на ру¬ках. Глава, перси, ребра, стан и ноги — все оставалось в целости, кожа словно приросла к костям, толь¬ко немногое обратилось в персть».

В статьях об Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком монастыре я упоминала истории чудесных исцелениях от персти Саввы Крыпецкого, которые изучала В.И.Охотникова:

«… старцы монастыря, они приходили в дом к больному, приносили персть с гроба Саввы …Дьякон взял персть «у некоего христолюбива прозвитера» и принес ее игумену Аникию. Испив воды со святой перстью, игумен исцелился» (Савво-Крыпецкий монастырь Иоанна Богослова, основанный при князе Пскова Ярославе Оболенском, Ч.3).

Подобную же персть упоминали русские паломники к гробу Иоанна Богослова в Эфесе, от которого исходил некий целебный прах, называемый «манна», а паломник игум. Даниил, называл это вещество «персть» и сообщал, что там же, при гробнице, хранился плащ Иоанна Богослова».

При этом, именно Иоанн Богослов являлся с Пресвятой Богородицей к Сергию Радонежскому после его молитв о защите Троицкой обители в Москве.

Откуда прибыл в Псков Савва Крыпецкий, персть которого, после его смерти, исцеляла тяжело больных – не известно. По одной версии - с Афона. По другой - из Сербии, поскольку Савва Крыпецкий пришел в Псков с сербским Евангелием и образом Иоанна Богослова, написанным на кипарисовой доске ( «Савво-Крыпецкий монастырь Иоанна Богослова, основанный при князе Пскова Ярославе Оболенском, Ч.2»).

Есть икона «Ефросин Псковский, Савва Сербский, Иоанн Богослов и Савва Крыпецкий». Два клейма этой иконы посвящены князю Ярославу Оболенскому - родоначальнику князей Ярославовых. На одном из этих клейм Савва Крыпецкий исцеляет глаза жене князя Ярославова Оболенского - урожденной Сабуровой из рода потомков мурзы Чета основателя Ипатьевского монастыря.

В Житии же Симеона Верхотурского упоминается несколько исцелений от болезни глаз Нарышкиных - потомков крымских мурз:

«Дочь того же Нарышкина страдала также глазной болезнью. Слыша о чу¬десах в Меркушине, воевода (Андрей Нарышкин) отправился с нею в то селение. Здесь после пани¬хиды над гробом праведника больная получила исцеление, как только приложила к глазам своим землю, взятую с гроба святого» ( Житие Симеона Верхотурского) .

Потомки Чингисхана и крымских князей не редко имели болезни глаз, которые излечивались молитвой.

Глаза исцелил ханше Тайдуле и митрополит Алексий (Бяконт) , с которым сравнивали Симеона Верхотурского:

«Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры православной!».

Таким образом, Симеона Верхотурского надо поставить в один ряд не только с митрополитом Алексием – основателем Чудского монастыря архангела Михаила, но и с Саввой Крыпецким, основавшим Иоанно Богословский монастырь в начале 90-х годов XV века, когда игуменом в Троице Сергиевой Лавре был лидер заволжских старцев нестяжателей Паисий Ярославов. А князем в Пскове - Ярослав Оболенский, при ком «Духовный Псков» продолжил свое развитие в Москве в псковском церковном градостроительстве, а в Пскове было основано два монастыря Псково-Печерский и Савво-Крыпецкий.

Есть много свидетельств, указывающих на совместную деятельность Паисия Ярославова и родоначальника князей Ярославовых - князя Пскова. И перечитывая недавно доклад международной конференции о Паисии Ярославове, я обратила внимание на упоминание его келаря по имени Савва, что относится к этим же годам.

Не келарь ли Савва Троицкого игумена Паисия Ярославова прибыл в Псков к князю Ярославову Оболенскому, чтобы основать Иоанно-Богословский монастырь, ныне именуемый Иоанно-Богословский Савво –Крыпецкий ?

Это важный вопрос. Если Савва Крыпецкий - это келарь Паисия Ярославова, игумена Троице Сергиевой Лавры, то он тоже имеет отношение к Троицкому монастырю, основанному Сергием Радонежским - выходцем из Ростова.

А Симеона Верхотурского некий старец Афонасий из Меркушино уже после его смерти описывал, как нестяжателя, каковым был Паисий Ярославов. При этом, по нетленности его мощей Симеона Верхотурского сравнили с Сергием Радонежским.

В уходящем 2014 году я посвятила несколько статей Тобольскому кремлю и изданной заграницей книге о Тобольском кремле, статьи которой, с моей точки зрения, не равнозначны, а в книге почему-то почти отсутствуют ссылки на источники.

И что обратило на себя внимание, издана эта книга под редакцией президента РАН Ю.Осипова (Вечеринка за 9 миллионов).

А спустя несколько месяцев в родительской библиотеке мне встретилась маленькая, в мягком переплете, непрезентабельная книжка 1986 года «В древнем центре Сибири» С.П.Заварихина (издательство «Искусство». Рецензенты: искусствовед Л.А.Перфильева, кандидат исторических наук В.С.Шульгин) .

И в этой небольшой брошюре я встретила много важных и недостающих мне сведений о Тобольске.

В частности, о старом Печерском пути. Именно, Печерском пути. А не Печерском тракте ( Печерский тракт).

О Междугорском монастыре, название которого напоминает Межигорский монастырь около Киева.

О культе у первых переселенцев устюжан Прокопия Устюжского, перешедшего из католицизма в православие после переезда из Любека в Великий Новгород, где после посещения Святой Софии он стал православным христианином и отдал все свое имущество православному монастырю, архимандритом которого позже был Киприан Староруссенков - митрополит Новгородский и Великолукский, первый архиепископ Сибирский и Тобольский. Спустя время Прокопий Устюжский удалился из Новгорода, где его стали прославлять за нестяжательство, в Великий Устюг, где жил на паперти храма Успения Божией Матери и был собеседником блаженного Киприана - основателя Устюжской обители.

Киприан же Староруссенков «в Тобольске … перевел на новое место крупнейший мужской Успенский монастырь и освятил там церковь во имя Знамения Богородицы, "яже в Великом Новеграде", после чего монастырь получил название Знаменского».

Ещё одно важное упоминание о Липьем Яре: вниз по Тоболу, недалеко от впадающей в него речки Тавды.

Самая главная икона Новгорода - Никола на Липне и для неё был построен собор на Ярославовом Дворище.

А, коль скоро, в Тобольске основным влиянием было влияние Новгородское и Устюжское, то название поселения могло быть от списка иконы Николы на Липне или Липенского Николы.

Через годы село называлось Липоярское, затем Липское и после упрощений - Липка, где в 1807 году была построена Богоявленская церковь. В Ярославле Богоявленская церковь - одна из главных и связана с праздником Рождества Христова.

Судьба Симеона Верхотурского, так видится, была связана с основателями Верхотурского Свято-Никольского мужского монастыря в устье рек Свияги и Калачика, первая церковь которого - Николая Чудотворца, инока Ионы.

Перед Березовской чудотворной иконой Николы Закамского молился и Ермак, отправлявшийся в его Сибирский поход, а инок Иона уже пришел вслед.

Таким образом, все детали, касающиеся Никол Дворищенского и Липенского из Великого Новгорода, все следы Новгорода и Ярославова дворища в Тобольске , Верхотурье и окрестностях, а также Никола Березовский могут помочь в восстановлении истории Симеона Верхотурского, названного так в честь Симеона Дивногордца (Дионисиат), Симеона Столпника, Симеона - первого тверского епископа или даже Симеона Гордого.

История безымянности Симеона Верхотурского, прославленного после его смерти напомнила мне также Николу Теребенского и Лешиньку Клюкина, который молился так, что столп до неба стоял:

«Интересен факт, что в Мологском крае нет прославленных святых, за исключением погибшего в битве у реки Сити великого князя Георгия Всеволодовича да взятого в плен молодого его племянника, ростовского князя Василько, да и те, строго говоря, к мологской земле имеют отношение только в связи с исторической битвой. Все мологские подвижники - а они были, начиная от какого-то отшельника, в далекие времена спасавшегося на Святоозере, что находилось в закладбищенском лесу недалеко от города Мологи - это озеро и получило свое название от безвестного святого, питавшегося только рыбой из него - и кончая мологским юродивым Ле-шинькой Клюкиным, о котором память сохранил только отец Павел, а молился этот Лешинька так, что столп света стоял от земли до неба - так вот, все мологские подвижники остались неведомы миру. Это те самые, о которых поется в церкви в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, когда поминаются все русские святые «ведомые и неведомые»… Молога - край неведомых святых» (Всемирная азиатская торговля в древней Мологе, у начала Тихвинской системы. Правда, которую пытались затопить, Ч.2).

Вспомнить эти столпы безымянных и неведомых святых меня побудило редкое свечение над городом Реж ( недалеко от Липьего Яра), поразившее воображение планеты в 2014 году ( бассейн реки Туры, на берегу которой был и с. Меркушино).

В 90-х годах 20 века на неофициальном гербе Режа был Лебедь. В 2003 году Лебедя сменили на Рысь ( «Горный геолог Борис Романович Ярославов и староверы - собственники российских приисков: какая «горная тайна» их роднит?»)

Город же основан, тем самым, Саввой Яковлевым (тверянином Собакиным) в 1773 году, который был ктитором «Спаса-на-Сенной» в Петербурге ( «Спас-на-Сенной)

А Спасский путь, начатый при Симеоне Гордом в Коломне, нашел свое продолжение в Николаевском подворье Николо-Березовки, где Ермак, как сказано, и молился перед Березовской чудотворной иконой Николы Закамского, отправляясь в Сибирский поход.

Отсутствующие персты Симеона Верхотурского могут указывать на то, что они были сложены также, как у Анны Кашинской княгини Ростовской (из Черниговских) и Тверской.

В этом причина того, что « святая благоверная Анна Кашинская неожиданно стала символом раскольников». И оттого Патриарх Иоаким (Савелов) в 1677 году уничтожил канонизацию святой, запретил поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие – единственное в истории Русской Православной Церкви». Фамилия воеводы Савелов в 1692 году упоминается, замечу, и в житии Симеона Верхотурского.

В городе Реж также есть скала «Пяти братьев». Возможно, речь идет о братьях Романовых - детях Никиты Романовича, которых он на смертном одре доверил Борису Годунову.

Годунов дал «клятву к великому боярину иметь о его чадех соблюдение». Первые два года правления Борис Годунов был очень милостивым царём. Но со временем (по версии некоторых историков, из-за опасений роста политического влияния Романовых) его отношение к роду Романовых изменилось. «В июне 1600 г. Борис Годунов приказал устроить боярский суд над Романовыми. Братьев Романовых (их было пятеро) обвинили в колдовстве. Так все пять братьев попали под государственную немилость. Старшего брата Фёдора Никитича царь приказал постричь в Сийском монастыре… С остальными братьями Борис Годунов расправился гораздо суровее: Василия и Ивана он приказал сослать в Пелым, Александра - на берега Белого моря, а Михаил Никитича царь сослал в деревеньку Ныробку».W

Вот эта самая Ныробка тоже упоминается в житии Симеона Верхотурского.

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС