Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Ярославовы - Образы и художники… Выставка Виктории Ярославой в «Фонтанном доме» Анны Ахматовой

© Наталья Чистякова-Ярославова
14 марта 2011 года, Санткт-Петербург

10 марта 2011 года в «Фонтанном доме» Анны Ахматовой, в художественной галерее «Сарай» открылась выставка петербургской художницы Виктории Ярославовой «Утро года».

Я посетила эту выставку по приглашению самой Виктории. Наблюдаю за её творчеством уже несколько лет, сначала - в связи с фамилией, потом - в связи с её французской манерой живописи и склонностью к авангарду.

Интересен путь. Работала художником реставратором в Эрмитаже. Окончила Санкт-Петербургскую Государственную Художественно-промышленную Академию. Преподает дизайн в СПбХУ им. Н. К. Рериха. До этого, преподавала на факультете искусства Смольного университета. Уже почти 15 лет обучается у живописца Заура Цхадая, в т. ч. иконописи.

Т.е. Виктория знает весь спектр художественных техник, как реставратор, историю искусства и отдельно изучала иконопись. В контексте иконописи мне сразу вспомнилась её далекая предшественница Серафима (Аркадия) дочь Александры Алексеевны Ярославовой - Клементьевой, посвятившая себя этому искусству.

Ведь родовое древо Виктории имеет истоки в, той же самой, Вологде и на Белом озере, где первыми земельными вотчинами владели как раз Ярославовы, что установлено данными Ярославских архивов («Катакомбная Русь»: крупные феодалы, вотчинники и землевладельцы Ярославовы, XV-XX век»).

Далее её предки жили в Кемском остроге - подворье Соловецкого монастыря, связанного с Белозерьем. Позже в городах Кемь, Петрозаводск, Выборг и Санкт - Петербург. Да и география её выставок тяготеет к этому региону. «Авангард Ингрии» напомнил мне об Ингигерде Ярославовой, получившей в приданное Ладожские земли, от её отца - Шведского «короля королей» Олафа, названные Ингрией от имени Ингигерда. А выставка Виктории Ярославовой в Пскове представилась символической, в том смысле, что когда-то здесь Псковским принцем был родоначальник князей Ярославовых - Оболенских, князь Ярослав Васильевич. Что же касается экспозиции её картин в Сегежском музейном центре Республики Карелия, то это уже ближе к родным местам дедов и прадедов самой Виктории.

Когда я получила приглашение на выставку Виктории Ярославовой, то мне подумалось: А почему именно «Фонтанный дом» Шереметьевского дворца, где 30 лет жила Анна Ахматова? Считается, что «духовному бытию, Ахматовой, особая аура старинного дворца была необычайно близка». Но «каким притяжением» судеб и географии сюда привели пути художницу Викторию Ярославову?

Хотя, такое «притяжение» Ахматовы - Ярославовы уже было. Судьба Ахматовой связан с Бежецком, а землями Бежецка владел некогда Михаил Сабуров - отец родоначальницы князей Ярославовых. Перед смертью, Михаил Сабуров вложил их в Симонов Московский монастырь, но Ярославовы так и тяготели многие века к этой географии, включая и мою давнюю тезку Наталью Ярославову, состоявшую в родстве с поэтом Константином Батюшковым («Ипатьевский монастырь Сабуровых и Годуновых»). В 1929 году в «Фонтанный Дом» именно из Бежецка переехал сын Анны Ахматовой - Лев Гумилев.

Отчасти ответ на этот свой вопрос я получила в тот момент, когда, ещё не доходя до Фонтанного дома, остановилась у единственного на территории Шереметьевского дворца захоронения, посвященного «Ярославне» - графине Прасковье Ивановне Шереметьевой (урожденной Ковалевой, на сцене - Жемчуговой ), как её называют в статье «Нежные, преданные и талантливые Ярославны». Будущая актриса Жемчугова родилась в Борисоглебском уезде Ярославской губернии и стала супругой графа Н.П.Шереметьева - бывшего собственника этого дворца и почитателя Искусств.

Мне сразу вспомнилось мое письмо последних месяцев 2009 года графу Петру Петровичу Шереметьеву - потомку П.Н.Шереметьева и Председателю Президиума Международного Совета Российских Соотечественников, проживающему сегодня в Париже, где были просьбы, касающиеся, не столько поддержки, сколько внимания к конкретным художникам и поэтам («Франция и Россия, энергосбережение и культура»).

Вот эта традиция попечительства искусствам, заложенная графом Н.П.Шереметьевым, так и сохранилась за теми, кто в последующие годы выбирал для себя Фонтанный дом, как наилучшее место жизни, или оказывался там волею судьбы. Так, в частности, «по разнарядке» получил квартиру в этом доме искусствовед «Русского музея» Николай Николаевич Пунин - будущий муж Анны Ахматовой. Именно он был покровителем молодых художников, прекрасно знал как иконопись, так и современную японскую живопись 20 века. И я думаю, что галерея «Сарай» в южном флигеле «Фонтанного дома», где представляются картины молодых художников - это продолжение традиций Николая Николаевича Пунина, а до него графа Н.П. Шереметьева.

Ещё раз об удивительных переплетениях, хотя до конца мне и не ясных, я вспомнила, когда увидела на стенах кабинета Анны Ахматовой «уже знакомую мне» фотографию Ф.И.Шаляпина. Знакомую, в том смысле, что фотографию Федора Ивановича Шаляпина с его дарственной надписью, посвященной артисту Большого театра Павлу Николаевичу Ярославову, мне присылали потомки артистов Ярославовых из Ярославского театра им. Волкова, проживаюшие с середины 19 века уже в Москве («Ярославовы и священническая династия Соколовых, ярии - соколовяне и «Соколовский хор у Яра…»).

И эта фотография Ф.И.Шаляпина в кабинете Анны Ахматовой стала для меня ещё одним подтверждением некого Общего круга, в который, так или иначе, попадают потомки-однофамильцы…

Вот такая преамбула получилась к презентации картин Виктории Ярославовой.

Представительскую статью о самой Виктории Ярославовой прекрасно написал художник А.Г. Бойко - профессор кафедры теории и истории архитектуры и искусств Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица. Я привожу её ниже полностью, потому что она объективна и профессиональна.

А я, в данном случае, симпатизирую Ярославовой Виктории, как урожденная Ярославова. К тому же, в отношении любой живописи являюсь созерцателем.

К примеру, я наблюдала, как меняется манера рисовать у художника Н.Дронникова, после того, как он переехал в Париж («Париж - Москва: выставка «летописца Русской эмиграции» Николая Дронникова»)

Возможно, это и называется французской манерой. Появляется некая лаконичность линий и, по моему впечатлению, стремление буквально одной линий, не отрывая «карандаша» передать существенность образа.

Такое впечатление, что работа идет с какими-то «главными изгибами тела». И если эта «главная волна» в человеке «поймана» правильно, то остальное «дорисовывает» уже воображение зрителя. Не знаю, будет ли точно так сказать, но я применила бы термин «цельнокроеные портреты».

В этом смысле мне понравился «Мужской портрет» Виктории.

Кстати, обратила внимание, что Виктория выбрала для подписи на картинах почти тот же символизм, который выбрала и я, только, вместо буквы «В» справа, я ставлю «Н», слитое с «Я». Быть может, это наилучшее решение, в ситуации с общей фамилией - Ярославова, а быть может, что-то другое… К примеру память…

Если говорить о других «родовых совпадениях», то выделю в галерее Виктории Ярославовой три (или даже четыре) женских портрета с названием «Читающая»…

Не могла «пройти мимо», поскольку во многих публикациях по истории рода Ярославовых обращала внимание на эту тему: «Ярославовы - книжницы» и «Ярославны - книжницы»… Т.е. суть - Читающие …

В таком случае, коль скоро, у неё это проявлено, то я бы хотела обратиться к теме собственного образа Виктории Ярославовой и где-то даже расширить вопрос, который ставила раньше.

Художник Григорий Островский прославил Ярославовых ?

Или Образы самих Ярославовых были таковы, что они прославили художника Григория Островского?

Это я в контексте статьи о портретах дворян Ярославовых XVIII века - «Помни имя свое: Фантом Ярославовых и Черевиных в «Малой Третьяковке» усадьбы Нероново…»)

В актуальности постановки этого вопроса я утвердилась после того, как известная художница Татьяна Назаренко воспроизвела на своей картине «Московский вечер» Образ дочери Марии Михайловны Ярославовой с картины Г.Островского, как символ русской чистоты и духовности. Думаю, правильно будет сказать - символ «Русской Ярославны».

И я сейчас, со всей очевидностью, подвожу к тому, что, быть может, портрет самой художницы Виктории Ярославовой - хранит секрет Славы женщин с такой фамилией…

Просто я видела у неё на сайте фотографию, которая заменена другой, «более солидной». И вот в той фотографии (которой сейчас уже нет) была чистота и открытость «Незнакомки» из Ярославовых, с картины Татьяны Назаренко «Московский вечер».

И потому ещё раз повторю акцент…

Ярославова, как художник?

Или Ярославова как Образ, прославляющий художника ?

Вот мой вопрос…

Т.е. тем сюжетом, той темой, поиск которых идет уже несколько лет, конкретно, для Виктории Ярославовой - является, в первую очередь, - она сама …

Я думаю, она должна меня понять.

И речь идет не столько об автопортрете, даже таком прекрасном как у её учителя Заура Цхадая, а о душе, которая проявлена на той, «исчезнувшей фотографии в шляпке».

Вот это, наверное, главная мысль, которую я хотела провести, рассуждая о теме : «Ярославовы и художники»

В самой истории Ярославовых - исток сюжетов …

Читающая - один из них…

Биография и галерея художницы Виктории Ярославовой представлены на её персональном сайте «ЯрВика»

Статья «О творчестве Виктории Ярославовой» написана, как уже сказано, А.Г. Бойко, кандидатом искусствоведения, лауреатом Государственной премии России, членом Санкт-Петербургского Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков.

Самая главная идея его статьи - Ярославовы и Париж …

Что верно, то верно…

Ярославны и Ярославовы Париж «взяли» давно … И в лице Анны Ярославны - королевы Франции, и в лице Михаила Орлова - сына Татьяны Федоровны Ярославовой, спасшего Париж…

Об этих историях Ярославн и Ярославовых в Париже повествуют две статьи:

И мне хочется верить, что и Виктория Ярославова, когда-нибудь, продолжит этот путь Ярославн и Ярославовых, одержавших Викторию над Парижем.

«О творчестве Виктории Ярославовой»

И Николя Саркози (подпружная арка России в европейской политике), и Михаил Герман (изысканные книги об искусстве ХХ века в Париже), и заметное в последние годы художественное общество «Зеленая собака» (даровитые молодые художники, вдохновлённые фовистами и набидами одновременно), - всё, кажется, свидетельствует: после многих лет американского и германского притяжения Россия вновь находит ближайшую себе по душевному складу родственницу, - Францию.

Виктория Ярославова в совершенстве владеет французским живописным языком, и он как нельзя более к месту в сегодняшней суете искусств.

Фразировка её негромкой речи явственно напоминает об интонациях раннего Пикассо, молодого Матисса, Утрилло или Вюйара.

К легко узнаваемым оборотам и ритмам их цветопластических высказываний художник обращается как к «живой воде», чтобы обрести рафинированную многомерность жеста, движения и позы персонажей, штриха и мазка, фактурного эффекта, которая только и способствует выражению сложных состояний души.

Изящество и женственность нераздельны с почти бездонной самоуглубленностью, чреватой и гармоническим покоем и гигантской силы взрывом; праздник одиночества сплетён с внутренней свободой; в очаровании солнечной атмосферы заметен лёгкий призвук томности и неизбежной финальности жизни…

В образный мир французской живописи Виктория Ярославова вживается - именно воспринимает его частью собственной жизни и находит себе органичное место в его пространствах, поэтому она так легко избегает насмешливой переработки первоисточников или составления гербария из музейных цитат.

Мир Виктории - авторский, незаёмный, и в нём обретают новое для себя бытие близкие ей люди: друзья, родные, добрые знакомые. Он, этот мир, защищён от пошлости, хамства, наступательного саморазрушения личности.

В нём, несмотря на всю сложность, всегда ощутима сила охватывающего его позитивного взгляда художника, и уверенная профессиональная выучка позволяет В. Ярославовой убедительно воплощать красоту ясных и насыщенных цветом форм.

Алексей Григорьевич Бойко

Кандидат искусствоведения, лауреат Государственной премии России, ведущий научный сотрудник Русского музея, член Санкт-Петербургского Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков.

  • Презентация выставки Виктории Ярославовой
    Презентация выставки Виктории Ярославовой
  • Дворец Шереметьевых - Фонтанный дом Ахматовой
    Дворец Шереметьевых - Фонтанный дом Ахматовой
  • Ещё одна «Ярославна» - Графиня Шереметьева, на сцене Жемчугова
    Ещё одна «Ярославна» - Графиня Шереметьева, на сцене Жемчугова
  • Фотография Ф.Шаляпина с его дарственной надписью в кабинете Ахматовой
    Фотография Ф.Шаляпина с его дарственной надписью в кабинете Ахматовой
  • Фотография Ф. Шаляпина с дарственной надписью артисту Павлу Ярославову
    Фотография Ф. Шаляпина с дарственной надписью артисту Павлу Ярославову
  • Художница Ярославова Виктория
    Художница Ярославова Виктория
  • Заур Цхадая - учитель Ярославовой Виктории. Автопортрет
    Заур Цхадая - учитель Ярославовой Виктории. Автопортрет
  • Дочь М.М.Ярославовой на картине Московский Вечер, 20 век
    Дочь М.М.Ярославовой на картине Московский Вечер, 20 век
  • Дочь М.М.Ярославовой на портрете 18 века, Г.Островский
    Дочь М.М.Ярославовой на портрете 18 века, Г.Островский
  • «Читающая», В.Ярославова
    «Читающая», В.Ярославова
  • «Мужской портрет», В.Ярославова
    «Мужской портрет», В.Ярославова
  • «Сад», В.Ярославова
    «Сад», В.Ярославова
  • «Городской Пейзаж», В.Ярославова
    «Городской Пейзаж», В.Ярославова
  • Картины В.Ярославовой, галерея
    Картины В.Ярославовой, галерея
  • Слева - Наталья Ярославова (Сегежа - Березовка) и Наталья Ярославова (Нефтекамск-Березовка) – справа, 20 марта 2011 года
    Слева - Наталья Ярославова (Сегежа - Березовка) и Наталья Ярославова (Нефтекамск-Березовка) – справа, 20 марта 2011 года
  • Художница Виктория Ярославова, 20 марта 2011 года, (кошка на счастье в год Кота)
    Художница Виктория Ярославова, 20 марта 2011 года, (кошка на счастье в год Кота)

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС