Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

СВР и Торгово-промышленная палата перед глобальным вызовом: коммуникаторов, меньшинств и нетрадиционных углеводородов (Ч.1)

    • Я Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна,урожденная Ярославова Наталья Борисовна (22.2.1960).Экс Годунина Наталья Борисовна (23.10.1981-14.4. 1991).Экс Чистякова Наталья Борисовна (14.4.1991 -10.06.2014)
    • Конверт с ответом мне из ТПП РФ на моё обращение к Е.М.Примакову от 13 мая 2005 года. В 2005 году я делала обращение к Е.М.Примакову, как Чистякова Наталья Борисовна,под фамилией бывшего мужа,которая сохранялась у меня после развода.Я урожденная Ярославова Наталья Борисовна (д.р. 22.02.1960). В настоящее время Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна с 10.06.2014
    • Е.М.Примаков, экс директор Службы внешней разведки, президент Торгово-промышленной палаты с декабря 2001 г. до марта 2011 г.
    • Обращение к Е.М.Примакову - президенту ТПП РФ от 13 мая 2005 года (первая страница)
    • С.Н. Катырин - президент ТПП РФ с марта 2011 года и Генрих Шредер экс-канцлер ФРГ, www.fimip.ru
    • Ответ С.Н. Катырина - вице-президента ТПП РФ от 6 июня 2005 года на мое Обращение к Е.М.Примакову - президенту ТПП РФ
    • Г.И.Шмаль - заместитель Председателя Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК, президент Союза нефтегазопромышленников России
    • Ответ Г.И.Шмаля на мое Обращение к Е.М.Примакову, экс-руководителю СВР и президенту ТПП РФ
    • CERA Круглый стол для руководителей высшего уровня, Москва, 9 июля 1997 года, Мировая нефть
    • Список участников Круглого стола для руководителей высшего уровня: Н. Чистякова – Центр стратегии регионального развития Тюменской области
    • Повестка дня Круглого стола CERA Глобальные нефтегазовые стратегии XXI века, Москва, 9 июля 1997 года
    • Биографическая справка о докладчиках Круглого стола для руководителей высшего уровня, Москва, 9 июля 1997 года, Мировая нефть
    • «Тюменская область в контексте глобальных нефтегазовых стратегий XXI века», Н.Чистякова, 22 июля 1997 года, «ТИ»
    • Список участников Международного форума ТПП РФ «Нетрадиционные углеводороды…», 2011 год
    • «Самая высокая концентрация ТОП-менеджеров ТЭКа, НР-77-1,2… Н.Б.Чистякова-Ярославова (верхняя справа и в центре первый ряд)
    • Самая высокая концентрация ТОП-менеджеров ТЭКа НР-77-1,2: 20 лет спустя, «Московский комсомолец в Тюмени», 27.06-04.07.2002

© Н.Б. Чистякова-Ярославова, к.т.н.
14 ноября 2011 года, Санкт-Петербург

Тема сланцевых газов, обсуждалась недавно в Китае, во время официального визита премьер министра РФ В.Путина, и одновременно в России на Международном форуме «Нетрадиционные углеводороды: международный опыт и перспективы…», который состоялся в Москве, в Торгово-промышленной палате РФ.

Таким образом при изобилии в России традиционных углеводородов мы были вынуждены обсуждать, по политическим мотивам - углеводороды нетрадиционные.

В происходящем, вне всякого сомнения, я вижу одно из проявлений «Войн против традиционных ценностей», начавшихся на планете и явного намерения управлять «через Меньшинства» глобальным миром, что надо отнести к одной из новых угроз для современного человечества. («Петербург и меньшинства: Фора сырьевых денег…»).

Т.е. речь идет о необоснованно великих преимуществах меньшинствам (либо всему нетрадиционному), при которых они получают форсированный успех и незаслуженно встают во главе тех, кто оказал им помощь «дабы они поднялись с колен», поскольку перед получением форы или льгот, будущий «ВластоПолучатель-Диктатор», как правило, прибедняется и просит его пожалеть, как ту самую «нетрадиционную группу» или то самое - «меньшинство».

Как видим, для разговора о прошедшем Международном Форуме в ТПП я выбрала язык политики. И избран он не только из-за новой политической «моды на сланцевый газ». А прежде всего - из-за того фона, на котором проходил этот Международный форум в ТПП РФ.

Это и попытка «превратить ТПП в «Ипатьевский дом».

Это и обострившаяся конкуренция между «русскими разведками», проявившаяся « вмиру», прежде всего, в смене позицииВ.Матвиенко, а также в смене состава Совета Безопасности. Это и активизации «разведок» аппаратов и комсомола (сегодня его надо рассматривать, как отдельную политическую силу), а также, я бы сказала, подозрения в «антиконкурентных» действиях против выпускников МГИМО и сотрудников МИДа, подобных тем, которые раньше наблюдались в отношении профессионалов ТЭКа.

Политический фон 2011 года, одновременно, проявлен и в том, что первым лицам России «внедрили» идею «Стратегических инициатив», прямо оппонирующую тому самому долгосрочному «Стратегическому измерению», в отсутствии которого международные обозреватели увидели риски для России стать «младшим компаньоном» Китая, о чем говорится в статье: «Россия переключает внимание на Восток, но устроит ли ее роль «младшего компаньона»?, Inopressa.ru.

Ведь «Инициатива» - это почин, первый шаг, побуждение. «Инициатива» - это сиюминутность. Это, по сути, антоним слову «Стратегия».

Я могу говорить об этом по праву своего опыта заместителя Центра Стратегии регионального развития Тюменской области, участвовавшего в Круглых Столах CERA для руководителей высшего уровня в то время, когда ещё близко не существовал ЦСР «Север-Запад», о чем можно судить по Списку участников Круглого стола «CambridgeEnergyReseachAssociates» от 7 июля 1997 года по теме «Глобальные нефтегазовые стратегии XXIвека и их значение для стран бывшего СССР» (см. Список участников Круглого стола для руководителей высшего уровня от 9 июля 1997 года).

Из российских регионов тогда были: Н.Чистякова - Центр стратегии регионального развития Тюменской области (ЦСРР), А.Шаронов и Е Максаков НБД-банк Нижний Новгород, в Чернов - администрация Архангельской области, В.Шаповал- администрация Сахалинской области, И. Кошовкин Томск НИПМнефть, Любовь Груць Нижневартовскнефтегаз, А.Брехунцов Сибирский научно-аналитический центр (не присутствовал на Круглом столе В.Ульянов - руководитель ЦСРР ТО).

Не было ещё ни М.Ходорковского, ни иных из тех, кто подошел к этим вопросам, в лучшем случае, на 2-3 года позже. При этом, обращает на себя внимание Лилия Швецова, ведущий исследователь Центра Карнеги за Международный Мир, которую считают наблюдателем от Бильдербергского клуба в России («Намакон»).

Представляю одновременно Повестку дня этого Круглого стола для руководителей высшего уровня с целью сравнения стратегической значимости и содержательности докладов, обсуждаемых 15 лет назад и сейчас.

Также хочу обратить внимание на биографические справки докладчиков, в которых главными являются презентации их уникальных исследований в области глобальных нефтегазовых стратегий, Мировой нефти и газа, а отнюдь не послужной список, тем более, не «легенда» о карьере. Может ли кто-то сегодня в России назвать хотя бы пять таких человек?

Как видно из представленного списка российских участников, не являющихся сотрудниками CERA, опыт стратегических исследований к тому времени имела, по сути, я одна. Вероятно, поэтому только я одна и сделала публикацию по результатам этого Круглого стола 1997 года в Парламентской газете «Тюменские известия» под названием «Тюменская область в контексте глобальных нефтегазовых стратегий XXI», что вызвало такой большой ажиотаж и такие большие перемены в российской политике («Тюменские известия» № 137 (1763) от 22 июля 1997 г.).

Таким образом, опыт стратегических исследований в России, несмотря на узкий круг участников, насчитывает почти два десятилетия.

Тем не менее, в 2011 году (!) слово «Инициатива» почему-то ставится рядом со словом «Стратегия»…

Почему В.Путин принял это «словосочетание»? Потому что « разведчик» в нем победил «стратега»? Или он «поднял флаг» похода «русских разведчиков» за стратегическим знанием?

Вопрос серьезный. И формулируется он так:

Должны ли мы понять происходящее, как намеренный отказ России от того, чтобы подняться по уровню стратегических исследований до планки Национального разведывательного совета США, который сам производит долгосрочные стратегии?

Действительно ли Политические планы таковы, что Россия делает Политическую ставку на Инициативы, т.е. де факто отказывается от долгосрочных Стратегий, и отдает приоритет Оперативности. Я веду речь о Стратегических исследованиях (прогнозах), которые находят подтверждение в будущем, а не меняются постоянно по мере того, как становится очевидным их явное « не попадание» в это самое будущее.

И из этого состоявшегося факта, безусловно, возникает и следующий вопрос:

Почему российская разведка пошла путем «Стратегических инициатив», несмотря на то, что продолжающаяся деградация стратегического мировоззрения являет собой масштабирование тех самых угроз, которые уже были описаны в Обращении от 13 мая 2005 года, к экс-руководителю Службы Внешней Разведки и Председателю Торгово-промышленной палаты РФ Евгению Максимовичу Примакову.

Это мое Обращение, сделанное шесть лет назад, было продиктовано выводами доклада по «Проекту 2020» Национального разведывательного совета США о контурах мирового будущего, и одновременным осмыслением истории создания платного недропользования в России за прошедшие 15 лет, в частности, в книге «История недропользования в России: входной билет для эффективной дипломатии», поскольку именно в это время я работала над книгой и её сигнальный вариант был приложен к упомянутому Обращению (копия первой из двенадцати страниц обращения читается при увеличении).

Я довольно быстро, уже 6 июня 2005 года, т.е. через три недели, получила ответ от нынешнего Президента, а в то время Вице-президента ТПП РФ С.Н.Катырина, который подтверждал тот факт, что Торгово-промышленная палата Российской Федерации рассмотрела мое обращение о «необходимости сохранения в России систем стратегических исследований в нефтегазовом секторе» (см. копию ответа Вице-президента ТПП РФ С.Н.Катырина).

Вскоре я получила подробный ответ и от Г.И.Шмаля - заместителя Председателя Комитета Торгово-промышленной палаты России по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса, поскольку именно этому Комитету, возглавляемому Ю.К.Шафраником, Евгений Максимович Примаков поручил дальнейшее взаимодействие со мной, по поднятым мною вопросам.

Таким образом, именно с этого Обращения и началось мое взаимодействие с Торгово-Промышленной палатой.

И вот сейчас, по итогам Международного Форума в Торгово-промышленной палате, я вижу необходимость вернуться к его истории по той причине, что выяснились, к примеру, следующие обстоятельства:

Многие ВИПыдо сих пор так и не поняли того,что качественная Политическая аналитика может быть создана только на основе качественной аналитики по глобальному энергетическому рынку.

После ряда общений в кулуарах, одновременно, «повис в воздухе» следующий вопрос: «Как им удалось разделить политическую аналитику и аналитику по нефтегазовым стратегиям?».

Ведь почти вся базовая политическая аналитика, в т.ч. по выборам в Тюменской области, готовилась мною, поэтому я и знаю её содержание. Я знаю, кому она передавалась и через кого. И ещё раз убедилась в кулуарах форума в том, что и сейчас продолжают работать именно эти старые каналы передачи информации, о чем можно судить по услышанным мною тюменским фамилиям «постоянных читателей» моего сайта, которые в Москве изображают из себя «политических пророков». О «коридоре» их будущих пророчеств мне догадаться не трудно.

Следующий « краеугольный вопрос» из этого же ряда: Почему многие ВИПы, участвующие в принятии решений, не могут в непосредственном общении отличить стратега от коммуникатора?

Отличие хорошо показал недавно Б.Березовский на судебном процессе в Лондоне, когда адресовал Р.Абрамовичу следующую характеристику: «Чтобыиметьрычаги, нужнобытьумным, аоннетаков», - ответилБерезовский.

Поегословам, Абрамович «хорошоумеетнравиться» и «силенвпсихологии» («Березовский: «Абрамович не умный, он просто коммуникабельный» Independent, 7 октября 2011 г.»).

Т.е. то, что легко различается в Европе, не отличают у нас даже в высших политических эшелонах.

Вот с учетом подобного рода наблюдений и выводов, я сочла важным обратиться к предистории возникновения вышеописанной ситуации в России.

В 2005 году, о чем упомянуто выше, я как экс-заместитель Центра Стратегии регионального развития Тюменской области, к тому же специализирующийся на глобальных нефтегазовых стратегиях, сочла необходимым обратить внимание Е.М.Примакова на нарастающий разрыв и противоречие между содержанием и интенсивностью новых вызовов на глобальном нефтяном (энергетическом) рынке, с одной стороны, и в противовес этому - на снижение качества дискуссии по проблемам управления нефтегазовыми ресурсами на внутрироссийских площадках.

В тексте этого обращения шестилетней давности я уделила внимание явным признакам деградации всей системы Стратегического мировоззрения в России, и показательным в этом смысле было то, как, в частности, мне приходилось неоднократно отбивать попытки «превратить меня из Стратега в Опера, с целью получения сиюминутных ответов на вопросы « сбрасывать доллар или покупать», на которые мне должно, опять же, оперативно отвечать, быстро «окинув» мировую экономику взглядом эксперта с репутацией сбывающихся долгосрочных трендов» - это цитата из Обращения к Е.М.Примакову от 2005 года.

Если сказать проще, то уже в 2005 году мы столкнулись с такими «менеджерами» от Государства, которых, в принципе, не интересовали вопросы Стратегии. У них доминировал интерес « к шкурным темам» и сохранению «казны», от которой зависит личное благополучие и «покупка власти» назовем это так.

То же самое я, к сожалению, часто наблюдаю и сейчас, но уже в масштабе России, особенно после того как в 2008 году, в очередной раз, сбылся мой прогноз о падении мировых цен на нефть, в то время, как все предсказывали её рост до 500 долларов за баррель, ожидая 500 вместо 50 («О золотом эквиваленте» нефтяных цен и российского бюджета. Как нам найти «золото нефти» в мутных водах долларовых потоков?»).

Т.е. Главный объект разведки остается неизменным. Это некий «Экспресс прогноз» на тему: «А что будет с ценами на нефть?», тогда как главный мой ответ - уже не однажды состоял в том, что без Стратегических исследований невозможно сказать: какой будет тренд на нефть. А поскольку у нас государство такое «бедное», что оно за все эти двадцать лет платного недропользования не смогло профинансировать структуру, которая могла бы выдавать сбывающие «футурологические исследования», как они называются в докладе «Проект 2020» Национального разведывательного совета США, то этими исследованиями, связанными с «Видением будущего» занимаюсь я в ожидании того, когда же появятся в России обещанные центры, у которых слово «Стратегия» не в названии - а сбывающихся прогнозах.

Об этих стратегических исследованиях шла речь и в письме Г.И.Шмаля, которое я получила в ответ на Обращение к экс-руководителю СВР и президенту ТПП - Е.М.Примакову.

Привожу цитату из ответа Г.И.Шмаля, который начинался со слов:

« Пишу вам по поручению руководства Торгово-промышленной палаты РФ, где с большим вниманием отнеслись к вашему письму. Внимательно ознакомился с ним и я, как заместитель председателя Комитета ТПП РФ по энергетическим стратегиям и развитию топливно-энергетического комплекса, как президент Союза нефтегазопромышленников России.

Во-первых, выражаю искреннее уважение за Вашу профессиональную и гражданскую позицию, глубину поднятых и раскрытых Вами проблем. По многим параметрам наши взгляды и оценки того, что происходит сегодня в стране вокруг топливно-энергетического комплекса, совпадают. Конечно же, прежде всего, того, что касается стратегических направлений развития ТЭК,качества дискуссий по проблемам управления нефтегазовыми ресурсами…

Ратуя, также как и вы за повышение качества дискуссии по проблемам управления нефтегазовыми ресурсами, максимального приближения их составляющих к принятию стратегических решений, Союз добивается усиления общественных связей с Правительством РФ … СНП выступает за создание при Президенте или при Правительстве РФ экспертного общественного совета из ветеранов топливного комплекса для экспертизы государственных стратегических решений, касающихся энергетической безопасности страны…» (иллюстрирую настоящую статью копией первой из четырех страниц текста этого ответа, которая читается при увеличении)

Т.е. в 2005 году имел место большой и содержательный обмен мнениями по вопросам долгосрочных стратегий. Время показало, что не все удалось. Лучше получилось с новыми дискуссионными площадками. Хуже - с долгосрочными Стратегиями. Почему? К этой теме я вернусь ещё не один раз.

Общались по этим вопросам мы с Г.И.Шмалем и на Международном Форуме «Нетрадиционные углеводороды: международный опыт и перспективы…», где Геннадий Иосифович был модератором дискуссии.

Не скрою, я добавила к тому, чем была обеспокоена раньше, краткую, но красочную картину происходящего в Тюменской области сегодня, особенно того, с чем я столкнулась летом 2011 года…, да и в 2005 году тоже.

А на вопрос о том, почему я уехала из Тюмени. Ответила - что есть такое явление в России, как бандитизм.

Я не могу назвать те действия, которые адресовывались мне, просто - антиконкурентными, потому что это были бандитские действия.

И это тоже реальность.

Потому что рвущиеся в круг международного общения и Цивилизационного диалога не могут выигрывать конкуренцию иначе, чем оттесняя конкурентов откровенным шантажом.

Полагаю, не только я, но и Г.И.Шмаль, и многие другие в Тюменской области прекрасно помнят, как уезжал В.А.Чурилов из Ханты-Мансийского округа и «освобождал вакансию» Председателя представительного органа власти Ханты-Мансийского округа в то время, когда был «разгон советов» и можно было сделать карьеру во вновь создаваемых окружных и областных думах. Именно в это время имел место инцидент, замаскированный под грабеж (бытовой разбой в подъезде), который широко обсуждался в органах власти Тюменской области и округов («Председатель Совета директоров НИПЕК - Валерий Чурилов, председатель Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа»).

Т.е.уже тогда вопросы «конкуренции» были «сняты» вместе с отъездом В.А.Чурилова.

Обращает на себя внимание тот факт, что информация по В.А.Чурилову, который ставил систему платного недропользования вХанты-Мансийском округе, почти вся закрыта.

Я не нашла в хорошем изложении его биографии, а в тех коротких материалах, с которыми я ознакомилась, недостоверно представлены сведения о датах, в которые В.А.Чурилов возглавлял первый демократически избранный Окружной Совет народных депутатов Ханты-Мансийского округа. Причем данные об этом демократическом Совете ХМАО отсутствуют и на сайте Думы Ханты-Мансийского округа.

А этот Совет народных депутатов был. И он очень много сделал. И Валерий Андреевич Чурилов возглавлял Представительный орган Ханты-Мансийского округа вплоть до «разгона советов».

Я помню эти даты в деталях, поскольку одно из последних писем перед этими событиями готовила в адрес В.А.Чурилова и касалось это письмо платежей за геологическую информацию. В то время я была советником Председателя областного Совета народных депутатов и в мою компетенцию входили вопросы экономики и недропользования. А поскольку Тюменский областной Совет также попал под форс-мажор «разгона советов», то не запомнить эти события было невозможно.

И как я понимаю, уже вновь сформированный «после разгона» представительный орган власти Ханты-Мансийского округа возглавил С.С.Собянин, который «6 марта 1994 года в первом туре выборов был избран депутатом окружной Думы первого созыва Ханты-Мансийского округа, а 6 апреля того же года был избран её председателем».

Если же посмотреть дальнейшую биографию В.А. Чурилова, то государственная карьера этого выпускника МВТУ им. Н.Э. Баумана закончилась. Ему больше не предложили уважаемых позиций ни в исполнительной, ни в законодательной власти.

А вот карьера Сергея Семеновича Собянина пошла резко вверх.

Весьма расточительное отношение к кадровому потенциалу В.А.Чурилова, которому в 1993 году было всего 47 лет.

У меня есть основание предположить, что его карьеру остановили искусственно, потому что в 2006 году я в разговоре с одним из членов команды Ханты-Мансийского округа упомянула о том, что общалась с В.А.Чуриловым во время мероприятий Большой Восьмерки и он мне оставил все свои визитные карточки.

И вот тут мне очень оперативно «по-дружески» посоветовали не иметь никаких контактов с В.А.Чуриловым, поскольку «на него скоро заведут уголовное дело». Совет был не по адресу, потому что я знаю, что такое «черный пиар»

Прошло 6 лет, никаких уголовных дел естественно не завели. Да и не могли завести.

Это было классическое «очернение» с целью убрать сильного конкурента. Уверена,что не мне одной провели такую мысль про В.А.Чурилова.

Такой же атаке подвергался потом В.Карасев, стоявший у истоков создания системы платного недропользования в ХМАО.

Таким образом, со всей очевидностью, существует команда «с поздним стартом, неконкурентоспособная уже по тому параметру, что ей не удалось оказаться « в нужное время, в нужном месте», которая многие годы устраняет с политического поля России тех, кто стоял у истоков создания системы Платного недропользования в России.

Продолжение следует…

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС