Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Нашла Иверскую Богородицу Вратарницу в Тюмени 1 июня. «Быть в грязи и без блеска может быть и солнцеподобный Иверский образ»

    • Иверская Богородица храма Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне, в стене баптистерия которого две закладные доски четы Ярославовых, третья -митрополита Романоса (Эристави)
    • Реставрация иконы, после того, как я очистила мастику
    • Так найденная среди строительного мусора от разрушенных ворот "Иверская Пресвятая Бого" проявилась в домашних условиях
    • Иверская - надпись на иконе
    • Украинский образ Иверской Богородицы
    • Казанская Богородица "Лучезарная"
    • 1 июня - день памяти Иустина Философа. "Иустиан вручает императору свою "Апологию". Бумага, гравюра. Автор: Жак Калло. Франция

© Наталья Ярославова – Чистякова
7 июня 2014 года - третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

1 июня нашла икону, как потом оказалось – Иверская, 22 на 26,5 см. , левкас. Но сначала подумала, по верхней её части, что это Казанская икона необычной иконографии. Ведь Иверский образ в Тюмени встречается редко, в сравнении с Казанским.

Нижняя часть иконы была полностью залита мастикой и гудроном. А сама икона вся - вывалянная в грязи и запыленная, в груде мусора. Её выбросили не крещенные строители. И когда я её увидела, валяющуюся вот в таком состоянии, залитую тюменской грязью и красками, мне стало неудобно. Подумала: заберу, потом решу, что делать. Но в этой груде мусора вот так , на виду у всего людского потока, она лежать не должна.

Было время, её о чем-то просили. Что-то ей доверяли. Она много помогала людям.

А тема иконоборцев и тех, кто защищал иконы , мне знакома хорошо. Обращалась я к ней и тогда, когда работала над статьями о «Савво-Крыпецком Иоанно-Богословском монастыре» Пскова, история которого связана с Иоанном Дамаскиным, автором трактатов в защиту иконопочитания, погребенным в лавре Саввы Освещенного.

Интуитивно повлияло и то, что по дороге в Тюмень, в вагоне общалась с женщиной, которая родилась в Калужской области, в с.Песочня, сейчас - Кирово, на берегу реки Болвы, впадающей в Десну, рядом с треугольником Брянск - Орел - Калуга. Она рассказывала, как в детстве их три раза выводили на расстрел. Бабушка её была старостой в церкви и однажды в Песочне случилась буря невероятной силы, поломавшая вековые дубы. Вот после этой бури к берегу около их дома прибило икону. Будучи маленькой девочкой, эта женщина оттолкнула икону, чтобы она плыла дальше. Но икона не уплывала, а все возвращалась и возвращалась к этой девочке. И вот тогда, она выловила её и отнесла своей бабушке. Дальнейшую судьбу иконы не знает, о чем сожалеет. И даже не помнит, какая это была икона.

Я задумалась о редких случаях, когда людям приходят иконы. Или снятся. Или приплывают. Вспомнила историю татарского Беляра о девочке и приплывшей иконе и рассказала её попутчице, высказав предположение, что это могла быть икона Параскевы Пятницы, которые «пускают по воде». Я описывала подобную историю о приплывшей иконе в статье «Пророк Моисей и (Моисей) Ярославов».

А контекст был такой:

«Отца моего - Бориса Ярославова крестили дома, при рождении, 27 октября - в день памяти Святоши Черниговского, князя Черниговского, Печерского Чудотворца в ближних пещерах (1143). 27 октября - также день Параскевы Пятницы Сербской , которую изображали на оборотной стороне Богородичных икон в Татарии и Башкирии, именуемых «Русский Бог». В частности, такие изображения дважды были - на иконах, плывших по воде и адресованных, видимо, защите персонально моряков. Одна из легенд посвящена – Беляру, где рядом с источником отца 12 девушек звезд возник святой источник девушки татарки, к которой подплыла икона. Но икона не давалась девушке до тех пор, пока она не примет христианство. Позже эта принявшая христианство татарская девушка была похоронена на склоне «Девичьей горы», где и забил ключ. И любой скажет, что ключ - это слезы той святой, которые проливает она над грехами рода человеческого…» ( «Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского - Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую»).

Икона и была найдена мною на следующий день после того, как 31 мая я начала переводить в электронный вид статьи моего отца Б.Р.Ярославова времен Арлана, в бывшем татарском ханстве, завоеванном потомками Александра Невского и князьями Оболенскими. Давно хотела выполнить этот обет, как слово, в т.ч. самой себе ( «Борис Ярославов: публикации 1967-1973 гг.в нефтяных изданиях СССР. Соавторы: Глинский, Князев, Лаптев, Портнов, Фазлутдинов, Плешаков, Тетерев, Вострецов, Валеев, Викторов»).

И получилось так, что Иверский образ был спасен мною сразу после того, как я начала восстанавливать историю именно научной биографии своего отца Бориса Ярославова с тех лет, когда он публиковал свои первые научные труды перед защитой кандидатской диссертации.

Совпадение напомнило мне мою же статью о Иверской иконе , нефти и тюменском недропользовании :

«Россия началась 7 мая 1993 года в день Иверской Богородицы, когда заключили Соглашение по Недропользованию, получившее в ответ - «спецоперацию» Ельцина».

Орнамент на одеждах Богородицы найденной мною иконы был растительный, что тоже необычно - для Казанской, каковой я её сначала посчитала.

Причем, однажды, по одеждам, я перепутала Иверскую икону с иконой Ченстоховской, в храме Великой княгини Ольги, в усадьбе «Михайловское» около Константиновского дворца («Музей «Петра и Павла» и «флигель Ярославны» на Чистякова - Ожаровской. Художницы и Джованнины о мечте и реальности. И в Иверии, и на реке Сить»).

И у той, и у другой - раны на ланите. В легенде об Иверской иконе это связано с иконоборчеством императора Феофила. У Ченстоховской иконы история несколько иная: «При завоевании Западной Украины поляками икона досталась князю Владиславу Опольскому. Однажды, во время осады татарами замка Бельз, князь Владислав выставил икону Божией Матери на городскую стену, и одна из татарских стрел попала в неё….»

Праздник «Ченстоховской» иконы «Божией матери» - 19 марта, совпадает с праздником иконы «Шестаковской».

Шестоковский образ, также как и Ченстоховский, часто путают с образом «Жена, облеченная в солнце».

Богородица на этих образах изображается в ореоле лучей. Отсюда - ассоциация с «Женой, облаченной в Солнце».

Такой же ореол лучей на чеканной защите и найденной мною иконы.

Иконы, как таковой, - уже нет. Меловое покрытие разрушилось. Доска треснула и разломилась. Но осталась копия образа на металле, довольно интересная по изображению складок одежды, мелким деталям рисунка одежд и мельчайшему орнаменту по торцам иконы.

Когда-то эта икона была очень любимой, и над ней работали тщательно. Такое у меня сложилось впечатление, после того, как я её начала «реставрировать» в домашних условиях.

Сначала жидкостью для снятия лака чистила мастику и гудрон. После того, как проявилось положение ног мальчика – Иисуса и стала проявляться надпись, возникла гипотеза, что это икона Иверская, по первой букве «И».

Посмотрела в интернете лучезарные, солнцеподобные образы Казанские и Иверские.

В одном случае, Казанская Богородица изображена в ореоле сияющих лучей.

Но чаще так изображают Иверскую Богородицу.

Что удивительно, образ Иверской Богородицы, самый близкий к тому , который начал проявляться у меня, находится в храме Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне.

В стене баптистерия этого храма закладные доски XVIII века четы Ярославововых, похороненных так, как хоронили в Псково-Печерской Лавре, с керамидами.

Этому храму мною посвящалась большая статья из нескольких глав:

«Три древних «Кремлевских» захоронения в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: чета Ярославовых и грузинский владыка Роман (князь Эристави)».

В храме Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне был не просто приход Грузии, прежней Иверии или Картли, а он имел статус подворья Грузинской Православной церкви в Москве.

Резиденция Царя Картли Вахтанга VI в первой половине XVIII века находилась именно около этого храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне.

«При этом третья закладная доска этого храма, две из которых хранят память о чете Ярославовых, посвящена митрополиту Романосу, происходившему из весьма знатного рода владетельных князей (эристави) арагвских, этого же картлинского царства. Романос был родственником Вахтанга VI…. Т.е. какое-то вот такое мистическое «родство» через Иверский удел Божией матери….» - это цитата из пятой главы названной статьи о закладных досках Ярославовых в храме Рождества Иоанна Предтечи.

Позже, храм на Пресне выделили для себя Романовы. Но они и на престоле появились благодаря Ярославовым («Духовный брак» Печерской церкви и Рюриков. Княгинина власть в доме мужей Ярославовых и Брячиславовых. Москва, рожденная из Спаса на Камне»).

В Петербурге грузинский приход в последние годы находится в Церкви Шестоковской иконы Божией Матери архитектора Н. Н. Никонова - подворье Шестаковского-Шелтомежского Тверского монастыря:

«Шелтомежская-Шестаковская-Вознесенская женская община, а затем монастырь находилась в Тверской губернии , в Кашинском уезде близь села Боженок . В настоящее время - село Шелдомеж Некоузского района Ярославской области. Это место битвы на реке Сить 1238 года Великого Князя Владимирского Георгия Всеволодовича и Батыя.

Поэтому и было создано два придела в храме у деревни Божок. Один придел - во имя Шестоковской Божией Матери, второй - во имя Святого Благоверного Великого Князя Георгия Всеволодовича.

«Обитель , освещенная Иоанном Кронштадским , «вместе со своею явленною иконою Божией Матери стала на Божественной страже исторической местности, где в 1238 г. в страшном побоище положил душу свою за веру и отечество Святой Благоверный Великий Князь Георгий Всеволодович» - так это прозвучало в докладе на Опочининских чтениях.

В этой страшной битве на реке Сить, вместе с Князем Георгием Всеволодовичем, погиб Князь Василько, супруга которого Мария Черниговская и стала автором «Слова о Полку Игореве».

Получается, что передал эту церковь «иконы на Шестке» Грузинскому приходу Иоанн Снычев, называвший явленную на Камне Табынскую икону «Надеждой в конце мира».

Процитированное – тоже из моей же статьи, упомянутой выше:

«Музей «Петра и Павла» и «флигель Ярославны» на Чистякова - Ожаровской. Художницы и Джованнины о мечте и реальности. И в Иверии: и на реке Сить».

Празднование Шестоховской и Ченстоховской иконы, как уже сказано, приходится на один день 19 марта.

У Ченстоховской иконы недавно появился образ «в шлеме», именуемый неканонический, который называют «Взбранной воеводе победительная».

«Битва» с желающими войны - вот главный «бой» Богородицы. «Духовная брань» - об этом тоже шла речь в вышеназванной статье.

Иверская икона - это изначальный образ для иконы Ченстоховской.

А то, что икона, найденная мною, - Иверская стало ясно после того, как полностью очистилась надпись на ней.

Когда отдельные участки иконы заблестели, я подумала о том, что это могло быть сусальное золото. Купила нашатырный спирт, которым чистят золото, опять же, в домашних условиях, и нашатырным спиртом убрала черноту на её поверхности.

На Руси говорят: «Не все то золото, что блестит».

У меня, похоже, получилось обратное: «Не все то, что в грязи и мусоре - не золото»

Т.е. «быть в грязи и без блеска может быть и солнцеподобный Иверский образ».

Честно говоря, когда я разговаривала с женщиной в поезде, то не подумала о том, что иконы не приплывают в том состоянии, в котором они хранятся в музеях.

Быть может, и Казанская икона была найдена в XVI веке в не самом лучшем состоянии. А потом была реставрация.

Когда я уже дома «реставрировала икону», то вспомнила, что рядом лежал мусор от изломанных ворот. Ломали старые ворота дома, купленного новыми хозяевами, и там оказалась эта икона.

Иверскую икону называют Вратарница, о чем рассказывает легенда о ней. Её помещали в храме на самые почетные места, а она «возвращалась» на ворота.

Хозяева старого дома, зная это, и спрятали её незаметно на воротах или у ворот, для того, чтобы она защищала вход в ограду этого дома и сам дом. Из-за многочисленных дождей разрушился левкас. Икона потемнела и потускнела. Возможно, сменилось несколько поколений хозяев. И про неё уже – забыли.

Т.е. с ней могла произойти история, подобная той, которая произошла с иконой Демидовых, от которой они разбогатели, но уже в ближайших поколениях потомков икона была заброшена на чердаке. И об этом тоже была статья: «Преданная Богородица» и финикийский финал «золотого века» Демидовых с кровавой революцией»:

«Империя Демидовых» рухнула вместе с тем, как Демидовская (Эфесская, Корсунская) Богородица оказалась заброшенной на чердаке, в грудах мусора и хлама. Не долог был и век этой демидовской династии, в бытность её в силе. Всего 150 лет. Хотя памятники о себе она , безусловно, оставила , и Демидовским лицеем в Ярославле, и Невьянской башней, и историей алмаза Санси и даже Авророй».

Вероятно, хозяева найденной мною домашней иконы , богатой по чеканке, тоже могли быть купцами, оказавшимися волею судьбы в Тюмени.

Однако необычность купцов в том, что они поклонялись Иверскому образу. Хотя, в Тюмени , повторю, более широко известен образ Казанский.

Я не уверена в том, что узнаю их историю.

Однако место, где я нашла икону - символично.

Ведь Иверская икона не только Вратарница, она ещё и - «Богородица на водах» и защитница Вод ( «Кто защитит Петербург … Афонская Иверская Вратарница и «Богородица на водах»: «Я с вами и никто против вас»)

Ссылки:

[1] «Печенкин и казанские масоны.Тайна Золота «Печенкин и Ко».1-й крах Банков и «Мальтийский крест»
[2] «Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные»

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС