Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Санкт-Петербургский международный книжный салон – 2009: Время писать бестселлер! (Ч.2)

© Наталья Ярославова - Чистякова
27 апреля — 4 мая 2009 года, Санкт-Петербург

Первая часть

Вторая часть

Итак, рассматривая экспозиции книжного салона в Санкт-Петербурге я выбрала внешне скромную брошюру Санкт-Петербургской академии Театрального искусства «Цвет: легенды, символы, атрибуты» автора В.Гришкова. Я сама люблю цвет, смело применяю его в своей одежде, много наблюдаю за тем, как меняется цветовая гамма электората в зависимости от того, что происходит в стране... Однажды, в конце 90-х годов даже организовала социологическое исследование о вкусах в моде тюменских женщин, что и было сделано силами фабрики «ОдЖен» (одежда для женщин), куда я согласилась войти в совет директоров, по той причине, что когда-то мечтала быть модельером. Тогда, почти 10 лет назад, это исследование явно указывало на «черные предпочтения женщин города Тюмени», что в принципе наблюдалось и визуально. Было впечатление, что женщины боятся цвета. Однако в мае 2007 года на показе мод В.Юдашкина, к своему удивлению, обнаружила ещё более черный зрительный зал, чем тот, который наблюдала в дни дефолта. Я в своих оранжевых одеждах выглядела весьма инородно. Интересно, что прошлым летом в Петродворце видела группу тибетских монахов в таком же цвете. В принципе, я и в своих интервью не скрывала, что мне нравятся одежды женщин Индии. Поэтому в статье с названием «Сады от Юдашкина: естественное продолжение души и тела» я сделала акцент, в первую очередь, на цветовой гамме.

Приведу цитату из этой статьи, поскольку она непосредственно связана не только с моими предпочтениями и приобретениями на «Международном книжном салоне – 2009», но и с очередными книгами из серии «Проекта Россия», вновь широко представленными на многих «прилавках» в Ленэкспо.

Представляю выдержку из публикации, сравнивая её одновременно с монологом Ведущего персонажа, введенного в сюжет Главной книги «Проекта Россия» 2008-2012 года» под Ником Микроб:

«Мне довелось руководить масштабным маркетинговым исследованием о том, каковы предпочтения женщин Тюмени в моде. Вопросы задавались и о цветовой гамме, и о фасонах, и о тканях, и об аксессуарах, и даже относительно предпочтений в женском белье. Как выяснилось, черный цвет был самым любимым. И судя по тому, что его выбрали для своих одежд зрители, черный и сейчас остается предпочитаемым в цветовой гамме... О чем нам говорит эта любовь к черному? Может быть, практично. Возможно, скрывает пышные формы. Быть может, догматы и стереотипы. Не исключаю, что доминирование ментальности «как все». В таком случае - это есть признак утраты индивидуальности. А может быть, это отражение печали... Ведь мода - явление социальное... Женщина должна уметь работать с цветом... Когда я писала статью «Женщина XXI века: Великий алхимик Великих мужчин, или Проводник в личный Золотой век», то обратила внимание на мнение мужчин о том, что вкус, и прежде всего вкус в цветовой гамме, - это обязательная и отличительная черта женщины третьего тысячелетия».

Как видим, это были некоторые размышления о том, что станет тем толчком, который даст нам радость и оптимизм для выхода из тупика: из кризиса мысли, из кризиса души и кризиса экономики.

Теперь, как уже анонсировано выше, приведу для сравнения цитату главного персонажа книги, изданной в рамках « Проекта Россия» ровно через год после этой публикации о В.Юдашкине, т.е. в 2008 году.

Этот коллективный идеологический труд, как уже сказано, громко назван так: « Главная книга 2008-2012 года: Воины креатива». Её Ведущий персонаж - Гений креатива, по сюжету, лучший на планете Земля.

Привожу теперь выступление этого Микроба на одном из высоких форумов:

- Знаете, что такая вещь, как цвет серьезно сдерживает развитие страны?

- Серый, Темный. Черный. Грязный... Но не сами по себе. А в своем невероятно повсеместном единоообразии. Темная одежда, безликая архитекутра домов и городов темные машины. Все это прессует и закрепощает свободу сознания. Подобная практика давления на психику граждан, управления общественным сознанием был уместна в советское время, но сейчас нужно что-то делать. Не выделяться из толпы теперь не актуально. Надо выделяться! Микроб поймал кураж.

- А что нужно сделать? Я думаю, что сначала надо раскрасить и разрисовать всю страну... Россия в цвете! На этот брэнд можно будет собирать туристов со всего мира...»

Согласитесь, похожий сюжет в книге, изданной на год позже... (умение развить мысль по заданной теме, как известно, — это упражнение для детей первого класса...)

А вот посмотрите, как описывается авторами реакция зала, указывающая на реальную цену этой идеи в представлении тех, кто как раз и писал книгу о «Воинах креатива»

«Введенный в транс зал начал медленно впадать в эйфорию и ответил неожиданно дружно и громко: «Да»! Зал одарил Алексея Караваева оглушительными овациями и криками «браво»!»

И вот после того, как в прошлом году я ознакомилась с этой зарисовкой, то подумала: Если главный персонаж команды «Проекта Россия» родил только лишь наблюдения и размышления «о темном цвете российской нации», который надо бы перебить более яркой цветовой гаммой, то тогда Главный воин креатива на планете - это я, без всяких амбиций. Потому что наряду с этой идеей о Цвете, положившей «на лопатки всю планету», у меня в арсенале есть ещё «воз и маленькая тележка» международных идей, включая известную идею о рубле - как резервной валюте, а также - экспорте нефти за рубли.

Однако если учесть то, как механистически пытались внедрить замысел о «Рубле - резервной валюте», добиваясь скорее отрицательного результата, чем положительного, то у «Идеи о Цвете» может быть ещё более искаженная реализация.

Что я могу в этой ситуации сделать? Только воззвать:

О Великий архитектор: Не дай им, выкрасить страну в желтый цвет и создать такую какофонию цвета, которая навсегда погубит будущее нации !!!

За этим и пришла на книжный салон, оторвавшись от солнца, морского бриза и созерцания лебедей.

Таким образом, оценив в 2008 году те координаты, где сейчас находятся авторы «Проекта Россия», я поняла что этим «Воинам креатива» за мной пока не угнаться. Ясно, что вторая книга уже не вдохновила меня на написание серии статей, как это было сделано мною годом раньше, в связи с первыми, стартовыми книгами. В первых была какая-то концентрация мыслей, накопившихся за годы «вынужденного застоя». Но, тем не менее, книга о «Воинах креатива» лежит. В ней подчеркнуто все,что можно счесть ключевым. Все «на старте». Я дорожу многочисленными экземплярами таких своих книг, прочитанных с «карандашом в руках». Правда книга - книге рознь. Одна испещерена заметками, в другой - с трудом найдешь цитату, где можно хоть одну «галочку» поставить. Это большая работа, но она позволяет мне быстро воспроизвести свою реакцию на текст, даже через годы. И теоретически, в любой момент описать свои впечатления. В дорогих книгах и книгах дарственных мне приходится делать сотни закладок. Так они и стоят, с закладками. Не эстетно. Но отработано. Я все-таки на Всемирной библиотеке воспитана и к книгам большое уважение имею. Электронных изданий у меня нет. На книжном салоне эту «электронную секцию» все тоже обходили...

Таким образом, пролистав в рамках Салона третью книгу «Проекта Россия» я воспроизвела в памяти то, с чего все это начиналось...

Напомню в этой связи, что первая серия статей у меня проходила под названием: «Политический сезон стартовал Проектом Россия: Усовершенствованной демократией оказалось Православное царство». Ссылки всех статей этой серии повторяю в завершении статьи. Делаю это по той причиине, что очередной опус «проекта Россия», пролистанный мною в Ленэкспо лишь подтверждал мои выводы и прогнозы от 2007 года относительно того, куда же двинут дальше его идеологи.

Почти вся новая книга Проекта состоит, обращу внимание, из цитирования Библии! Однако Библий и цитат из них, в том числе, даже от Иоанна, от Фомы, от Луки наряду с дискуссиями и толкованиями очень много в интернет-источниках. И как следствие, в Ленэкспо я уже не стала делать инвестиции в издание этого проекта, приобретающего все больше черт обычного раскручивания бренда, под которым все больше и больше пустоты.

Быть может, надо было представить этот проект в Лондоне на книжной ярмарке, коль скоро там так искали следы современной российской идеологии, судя «по отчету» Д. Быкова с островного действия, проходившего одновременно с Салоном в Санкт-Петербурге. Там же, в Лондоне можно было представить и мысли Романа Абрамовича о бизнесе, что актуально в дни мирового кризиса. Не только российскому читателю такое везение. Как уже ясно, эта книга тоже попалась мне на глаза на выставке.

Пролистала... Правильные слова про то, как следует дорожить командной и её профессионализмом. Из разряда: «человек, дороже денег». Знаю многих из тех, кто придерживается анонсированной системы ценностей, но состояние имеет существенно меньшее, чем у г-на Абрамовича. Очевидно, что секрет капитала далеко не в том, что написано в книге. Но хочу отдать должное. Автор хотя бы не описывал свое меню в ресторане по типу Д.Трампа. Сейчас почему-то считается, что в литературе о бизнесе надо описывать гламурные завтраки, чтобы показать приобщенноть к гламуру. Подтекст такой, что богатым не стать, если не оповестить общество о том, что и ананасы, и рябчики в меню персоны присутствуют. Это видимо из серии «Равным — о равном». Как толкуют свою концепцию гламурные журналы. Т.е. если я хочу писать для Трампа, то я должна описать как сделала миллиарды, сэкономив на 20 лампочках, нарастив цену недвижимости путем покраски забора и не заплатив за костюм в 10 тысяч долларов, т.к. бутик может компенсировать убытки за счет рекламы того, что у них купил костюм сам Трамп. Ну а потом - как истратила эти миллиарды на безделицы...

Книгу Романа Абрамовича не купила, потому что этим летом опять же сама лично сделала несколько публикаций о Культе еды. Что же касается проповедей о любви к ближнему, то читала об этом в более древних источниках. Книга, во многом, для наивного читателя. Для юнош на старте. Так мне представилось.

Рядом с бизнес откровениями Романа Абрамовича стояла новинка «Газовый император. Россия новый миропорядок» с ликом Владимира Путина. Наверное это писалось до кризиса, судя по амбициозному названию. А свет книга увидела уже в 2009 году. Автор книги Наталья Гриб. Судя по анонсу сей труд «Газовый император» рассказывает о стратегическом российском энергетическом ресурсе — газе и его роли в отношениях России с Украиной, Белоруссией, Западной Европой, США и государствами Азии. Но поскольку я в этом деле специалист с намного большим стажем, лучше знаю историю вопроса и большую часть публикаций по теме, то конечно передернула плечами оттого, что не сделано ничего более, чем просто в одном тексте воспроизвести все толкования «газовых конфликтов последних лет», причем в том, достаточно упрощенном варианте, который давался в СМИ журналистами, мало допущенными к теме и мало сведущими в ней, не говоря уже про историю вопроса. За компиляцию материалов из интернета я денег не плачу ! Это раз! Во -вторых, прежде чем писать о газовой империи надо осмыслить тему самой империи в России. А этого ещё не сделал коллективный российский ум. Начал было Анатолий Борисович Чубайс рассуждать о либеральной империи, но почему-то быстро замолчал... Может ему указали, что «не по сеньке шапка» эта тема для него? Или все это ушло на масонский уровень?

Т.е. к империи газовой можно приступать только разобравшись с самой империей... В принципе, неудачи с этими построениями в современной реальности тем и объясняются, что опять же механически произносится словосочетание «Газовая империя», за которым на данный момент ничего содежательного нет.

Статья по теме «Энергомонархия» как шутка или как обман?»

3 Мая 2006 | Заумное

У этой книги та же «ахилесова пята», что и у Марины Юденич в её книге «Нефть», да и в принципе у всех современных авторов России. Моя статья по этой теме: «Победа воинов креатива: нефтяные генералы узнают тайны нефтяного рынка у журналиста, ещё недавно весьма далекого от слова «Нефть» (© Наталья Чистякова-Ярославова, 23.04.2008 года)

Россия не понимает, что такое бестселлер. Она считает что это грамота или номинация, которую можно вручить по типу «Кадрового резерва». Мнение читателей, также как мнение избирателей и граждан о спросе на характеристики чиновника и мнение о нем, здесь отсутствует. Выбор и здесь, и там делает ресурс.

У меня есть подаренный мне реальный бестселлер с автографом Д.Ергина - автора книги «Добыча: всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть». Но эта книга написана человеком, который всю свою жизнь посвятил изучению процессов и тенденций на глобальном энергетическом рынке. Сам автор - носитель редкого знания.

В современной России все по другому. Одни непрофессионалы написали статьи для СМИ, заменив собой профессионалов. О потом, чаще всего, другие непрофессионалы в тех же, к примеру, «газовых вопросах», делают механическую компиляцию этих текст ов из СМИ и Интернета.

Ни эксклюзивных источников, ни пахоты, ни компетентности. Такая книга бестселлером быть не может !!! Это априори !!! Какие-то комиссии могут признать её бестселлером, но продать её как бестселлер нельзя.

Думаю, что Владимир Путин достоин лучшей книги, чем этот «Газовый император». Поэтому я сей труд тоже отложила. Когда-то приобретала книги А.Колесникова. Но покупала за то, что это были зарисовки с отличным слогом, человека допущенного «к телу», и владеющего редкой информацией. Колесников не пытался сам себя представить Великим. Он описывал путь Большой политической фигуры и потому его книга была замечена.

Все бестселлеры написаны около людей - носителей большой мудрости и вокруг их знания.

А вот книгу его Святейшества «Далай -Ламы» с названием «Беседы о жизни, деньгах и политике» я включила в свою «корзину». Книга издательства «София». Далай -лама беседует с Фабьеном Уаки, известным французским бизнесменом буддистом. Можно много читать о буддизме, но умнее послушать Далай-Ламу, который, я уже не раз это замечала, очень точно выделяет главное и дает готовые формулы. Прочитала несколько страниц. Посмотрела язык и манеру изложения. Предвкушаю удовольствие (на момент дописывания этой второй части статьи уже половину прочитала. Сейчас завершу и пойду очаровываться настроением мудрости Ламы на весеннем питерском солнце)

Подошла к стенду издательства «Искусство — СПБ». Взгляд остановился на обложке книги «Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I». Среагировала скорее на вторую фразу, чем на слово «аппарат». Некогда мне была подарена знаковая книга «Павел I - Александр II». Дарилось с ироничным подтекстом и намеком на то, что моего первого супруга звали Павел, а второго — Александр. Взяла в руки. Книга ученого архивиста, доктора исторических наук. Л.Е. Шепелева., основана на архивном материале, не доступном обычному читателю. А я очень ценю, когда изданию книги предшествует большая работа с раритетными источниками. Люблю платить в первую очередь за то, что мне самой не добыть. Посмотрела какой материал представлен. В чем-то напомнило книги князя В.Мещерского, также в свое время вызвавшие у меня большое желание провести сопоставление его выводов с тем, что происходит в нашу эпоху («Лабиринты реформ»). Расплачиваясь за книгу начала вслух комментировать текст исходя из своего знания истории и государственного устройства России. Дамы, видимо, старожилы этого издания посмотрели на меня и сказали: « А вы знаете, вы первая после Владимира Путина так прокомментировали эту книгу. Дело в том, что это дополненное издание книги, в первый раз увидевшей свет под названием «Чиновничество в России. XIX век». И когда В.Путин был ещё премьером в первый раз, в 1999 году на такой же книжной выставке он купил эту же книгу с почти теми же комментариями, которые сделали вы. Он сказал, что её должен прочитать каждый чиновник России».

Вот оно как. Каким-то удивительным образом мне удалось в порядке де-жавю произнести «речь Путина о книге «Аппарат власти в России.» спустя почти 10 лет...

Спонтанно...

Что меня подвигло к этой покупке и этой беседе? Опыт, послужной список, государственное мышление на автомате... Все никак не могу перестать мыслить по-государственному. Хотя эта книга, в первую очередь, для Сергея Собянина и затем для его аппартной вертикали. Ему надо потратить время на неё и его советникам. Книга отличная. Тираж 3000 экземпляров. Прямо как у «Проекта Россия».

Одна из цитат: Сверх того Канцелярия (кабинета Министров) и тут получила влияние сколько вредное, сколько и противное установлению кабинета министров. Канцелярия... докладывала дела по собственному своему произволу, откладывает одни, поспешает с решениями других. Теперь уже не министры, как прежде сие чинилось, представляют и докладывают по своим делам, но чиновники, в большем числе для сего при Комитете находящиеся. Кабинет министров полезно было бы обратить к первоначальному его учреждению. Заставить министров самих докладывать бумаги...»

Весьма оригинальна и история некого купца, который проникся желанием императора решить проблемы кризиса в экономике. Но льгот по налогам в его обращении в Правительство он не просил. А излагал опыт ротации своих работников и крестьян между городом и селом, дабы они не забыли сельскую жизнь и могли себя прокормить во все времена.

Коль скоро, я случайно узнала мнение В.Путина об этой книге, то публично обращу внимние на то, что теперь, более чем когда -либо, всем руководителям аппаратов надо это издание читать. Покупать кресла для чиновников намного легче, чем освоить этот трактат. Но это желание Премьер министра России. К нему надо не только прислушиваться. Его надо исполнять.

Книгу отложу пока, на текущий момент ( на две-три недели). Я к аппарату отношения не имею, хотя хорошо знаю эту систему и многое в ней могу описать и подвергнуть анализу. Если же понадобится написать статью, то непременно обращусь к этому изданию. Уверена, обязательно найдется какое-нибудь де-жавю в современных аппаратных сюжетах.

В конечном счете, Павел I, Александр II, вместе с «аппаратом России», побудившие меня купить это издание по истории чиновничества и, как следствие, - ознакомиться с презентациями других книг издательства «Искусство — СПБ», подвели меня к информации, теперь уже о другой редкой книге, - «Крылья над Петербургом». Её автор Ю.М.Лев посвятил свое исследование лишь одному декоративному мотиву в убранстве Северной столицы - Крыльям. «Их изобилие в Петербурге оказалось впечатляющим, о чем свидетельствуют 600 с лишним цветных иллюстраций... Это крылья ангелов, античных богинь, грифонов, орлов, лебедей, драконов, самых разных птиц и фантастических существ. Текст содержит множество любопытных и малоизвестных сведений о создателях, обитателях и владельцах строений, украшенных крыльями...»

Вот, что я узнала! Есть смысл внимательнее следить за издательской деятельностью «Искусство — СПБ», ну и конечно искать книгу о «Крыльях над Петербургом»...

Да я и сама вижу, что здесь кругом крылья. И все на крыльях...

Ещё одно мое приобретение, как я уже говорила, - афоризмы Петра Первого. Купила опять же по той причине, что это изречения Петра, извлеченные из его Приказов, постановлений, писем, а также изречения монарха преобразователя, записанные его современниками. Материалом для оформления книги послужили медали, народные листки, гравюры. Уникальный исторический материал. Скажу сразу, что книги, построенные на уникальном историческом материале, пользуются спросом не только у меня. На это указывает то, что все это широко представлено, наряду с краеведением и архитектурой. А следовательно имеет спрос. На этот спрос указывает и тот факт, что издатели рискуют идти даже на весьма роскошно оформленные версии этих книг.

Если оценить примерную долю книг об архитектуре и истории Петербурга, о Петре Первом, о его соратниках, поклоннниках, то это 60-70 % книг. Весь издательский бизнес здесь зарабатывает на Тайнах Петербурга!

Я не стала брать эти роскошные и дорогие издания. Картинки смотришь один раз, а текст, к которому можно было бы вернуться, там изложен в формате для первого знакомства и для среднего читателя.

А мне нужны самые умные люди, самые гениальные творцы, самые эксклюзивные тайны, книги основанные на огромном объеме работы в закрытых архивах и с труднодоступными источниками.

Пожалела, что купила русские сказки в редакции начала 20 века, издательства «Тропа Трояна». У этого издательства можно приобрести много книг. Им надо заниматься специально.

На всем Салоне видела только одного одержимого покупателя. Молодому человеку так нужна была книга по по истории деревянной резьбы, что он буквально стенал. Ему она очевидно была нужна. Он не выпускал её из рук. Но она была тяжела ему по сумме. И купить не мог, и не мог её вернуть. Глаза его горели. Я постаралась укрепить его в вере, что книгу надо брать. И даже позже пожалела, что не предложила ему небольшой помощи в этом приобретении. Но у меня милостыню не просили. А такой читатель может и оскорбиться подобным предложением... Помогать надо уметь. Это талант помочь и при этом не унизить.

Почему я на это обратила внимание? Мне самой это состояние знакомо. Оно редкое. Но это концентрированное желание. И я уже себя знаю. Если чего-то желаю с такой одержимостью, то себе отказывать нельзя. Такое самоограничение помнится годами.

Приобрела ещё четыре книги, не буду говорить какие. Почему не называю... Я потратила много сил и времени, чтобы приобрести эти знания, дающие мне преимущества, много посвятила тому чтобы прислушаться к себе и к своему спросу, чтобы понять: какие книги надо сегодня покупать ... Информация о том, какие книги я предпочитаю открывает мои приоритеты, а это сюжет моей личной жизни.

Открыв часть, быть может в чем-то помогла сориентироваться другим. Что же касается тех тем, которые я не обсуждаю ни с кем — оставлю их при себе...

Пусть будет большая тайна.

Я по этой тропе пошла одна и хочу дальше идти одна. Если сочту что-то нужным открою.

Ссылки на статьи, упомянутые в тексте

«Политический сезон стартовал Проектом Россия: Усовершенствованной демократией оказалось Православное царство»

Все материалы раздела «Внимание! Угрозы и тенденции»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС