Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Три древних «Кремлевских» захоронения в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: чета Ярославовых и грузинский владыка Роман (князь Эристави), Ч.1

    • Закладные доски четы Ярославовых и грузинского владыки Романа (Эристави) в Храме Рождества св. Иоанна Предтечи на Пресне
    • Древний четверик Предтеченского храма на Пресне, в стене которого закладные доски Ярославовых
    • Икона Рождество святого Иоанна Предтечи, 1685 год, иконописец Ефим Иванов, храм Предтечи на Пресне
    • Икона Святого Иоанна Крестителя «Ангел Пустыни. Первая половина XVII века, фото А.Савостина, храм Предтечи на Пресне
    • Епископ Амвросий, настоятель храма Предтечи в 2006-2008 годах, викарий Патриарха Алексия II, епископ Гатчины, ректор духовной академии Петербурга
    • Рудненская Божия Матерь

© Н.Б.Чистякова-Ярославова
16 декабря 2011 года,
Санкт-Петербург

Осенью этого года мне довелось побывать не только на месте захоронения предводителя Вологодского дворянства Н.А.Ярославова - сына А.Н.Аксаковой, похоронного под спудом вологодской церкви Дмитрия Прилуцкого вместе с князьями Угличскими, и не только в Горицком монастыре опальных цариц у памятных камней на могилах «монахиньЯрославовых», но также осуществить свое личное путешествие и к третьему уникальному, для истории рода Ярославовых, захоронению в Храме Рождества Святого Иоанна Предтечи на Красной Пресне в Москве («Наталья Ярославова: мое путешествие в Северную Фиваиду Белоозера»).

Совершая не однажды это свое предполагаемое паломничество в Предтеченский храм, сначала в мыслях, я совсем не была уверена в том, что смогу найти упоминаемые в летописях закладные доски, которыми отмечены захоронения Григория Кирилловича Ярославова и его супруги, названные «Исключительными»в книге «Храм на Пресне. История прихода и храма Рождества св. Иоанна Предтечи на Пресне»Б.Б.Михайлова.

Однако все оказалось проще. Поднявшись «в трехгорье», на три горы и поплутав в переулках, даже не отмеченных на московской карте, я попала в чистое храмовое подворье и пошла искать церковное кладбище, где надеялась обнаружить надобные мне закладные доски. Кладбища не было, а встретившийся мне по пути служитель церкви попытался любезно предложить традиционный маршрут.

«Нет» - остановила я его. «Моя цель - необычна. Мне нужны две закладные доски»… «А разве вы умеете читать по-старославянски ?» - спросил меня встречно, служитель - «Не умею. Но знаю точно, что там написано. Там похоронены Ярославовы. А я - Ярославова и занимаюсь историей рода. Поэтому просто хочу постоять у этих древних Ярославовыхмогил…».

«Тогда, пойдем» - позвал меня служитель, приглашая обогнуть древнейшую часть храма - четверик, на белоснежной стене которого, на высоте около метра от земли я и увидела те самые две памятные доски, как мне показалось, чугунные и естественно, несущие на себе следы времени, с отлитыми на них фамилиями Ярославовых и годами их смерти, разделенными почти на 50- лет: 1733 и 1774 год. Хотя там они указаны «от сотворения мира».

Поздней копией этих захоронений являются захоронения - в кремлевских стенах. Но эти - два, много более древние и эксклюзивные.

Ведь в этом «Предтеченском Кремле» похоронена исключительно чета Ярославовых»! А в известной всем Кремлевской стене, вероятно, уже более сотни - «советских деятелей». Хотя именно Кремль начинался, точно с такой же как на Пресне, церкви Рождества Иоанна Предтечи, на месте Храма Яра, и тоже - на холмах («Яр-Суздаль и Яр-Москва, «Яр-крыша» Донского и ставка Сталина в «особняке Ярославовой»).

Перед описанной мною храмовой стеной, с её двумя закладными доскамиЯрославовых, предварявшими много более поздние кремлевские захоронения, уже советских времен, сохранен небольшой участок открытой земли, примерно два метра - на метр, единственный, среди «безжизненной» и закрытой в асфальт территории. Вероятно летом здесь высаживают цветы, в память о тех единственных, кто похоронен в этой древнейшей части первого, посвященного Иоанну Крестителю, четверика.

К моему большому удивлению, что ясно из приведенного рассказа, закладные доскиЯрославовых оказались центральными в Предтеченской храме, где отпевали великого поэта Владимира Высоцкого, о чем я узнала из последнего экземпляра книги по истории храма, который мне продали «с витрины».

Из этой же книги мне стало известно о существовании ещё и третьей закладной доски, но уже в современной части храма.

Третья закладная доска обозначает место погребения грузинского митрополита Самтаврийского и Горийского Романа (РоманосаЭристави), относящееся к 50 годам того самого XVIIIвека, к которому относятся и захоронения Ярославовых.

Как выяснилось, именно этот храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне некоторое время имел статус подворья Грузинской Православной церкви в Москве…

И в связи с этой неожиданной информацией, уже второй раз в течение этого года, мне пришлось задаться вопросом: А причем здесь Грузия ?

Первый раз этот же вопрос я задала в статье: «Царское имя Натали от царя Аттилы и мужская Ё (Yo) версия современной политики России».

С одной стороны, после статей о Новом Афоне и о церкви Пантелеймона Целителя мне, быть может, больше чем иным, понятно, что имя Иоанна Крестителя прямо связано с красными крестами на белых полотнищах современных флагов Грузии («Абхазия - Апостольский удел Богородицы, Львы Северной Венеции и тайное евангелие Святого Марка»).

Но с другой стороны, в России есть и иные церкви Рождества Иоанна Предтечи. Однако «побратимом Грузии» является именно этот эксклюзивный храм на Пресне, да ещё и Красной…

В посвященной Предтеченскому храму книге история эта представлена так:

В 1736 году (т.е. через три года после появления первой закладной доски Ярославовой в древней части Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне), Святейшим Синодом было дано разрешение грузинскому митрополиту Самтаврийскому и Горийскому Роману (Эристави) освятить этот храм архиерейским чином, совершать впредь в нем богослужения и посвящать духовенство на грузинские приходы, находящиеся на территории Российской империи. Такое решение было связано с тем, что именно на Пресне с 1729 года располагалась Грузинская слобода,где находились и покои грузинского митрополита (на берегу Верхнего Пресненского пруда), но собственный каменный храм в ней освятили только в 1800 году.

Таким образом, храм Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне некоторое время являлся церковно-административным центром грузинских приходов в России и, возможно, имел статус подворья Грузинской Православной церкви в Москве…

Митрополит Романос (Эристави) преставился, вероятно, в 50-х годах XVIII столетия и был похоронен за алтарем, ставшим для него родным пресненского храма. Над жертвенником главного алтаря и сегодня можно видеть белокаменную закладную доску, сообщающую о месте погребения владыки».

Сергей Дмитриев-Арбатский, в своем рассказе «Грузинская Пресня», дополняет эту историю данными о том, что Романос Эристави, был весьма «доверенным лицом грузинского царя Вахтанга IV, жившего вместе со свитой в изгнании здесь же, на Пресне, откуда пошли Грузинские улицы.

Митрополит Романос происходил из весьма знатного рода владетельных князей (эристави) арагвских. Он руководил Самтаврийской и Горийской епархией Карталинского (одного из двух) каталикосата Грузинской православной церкви. Центр епархии находился в городе Гори,расположенном по дороге из Тифлиса в Южную Осетию. За верность царю Вахтангу, православной вере и России митрополит Романос жестоко пострадал - в Арагви уничтожили его поместье и всю семью».

Вот такова была печальная история Романа (Эристави), имя которого напоминает мне отчество Романович моего отца, да и имя грузинской царицы Тамары, совпадающее с именем моей матери Тамары Ярославовой (урожденной Давыденко). И остается только догадываться: откуда в нашей ветке Ярославовых взялось имя Роман и почему Романович выбрал в супруги Тамару.

Хотя есть ещё один вопрос. Почему моего прапрадеда Семена Ярославова звали Ярославов - Кириллов? Вопрос связан с тем, что Кирилл Белозерский, именем которого назван Кирилло Белозерский монастырь и город Кириллов на Шексне, был назван в честь Святителя Кирилла Александрийского, который 32 года правил Александрийской церковью. Т.е. если в роду появлялось имя Кирилл или указание на него, то, в конечном счете, это было основанием задуматься о Кирилле Александрийском.

Вероятно в честь Кирилла Александрийского был назван и отец Григория Кирилловича Ярославова, чья закладная доска находится в стене храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Красной Пресне.

Точного ответа нет, но факт остается фактом.

Закладная доска владыки Грузинского и две закладные доски Ярославовых, одна из которых появилась первой -это исчерпывающий перечень исключительных захоронений в храме Рождества святого Иоанна Предтечи на Красной Пресне.

И я думаю, что здесь важно упомянуть ещё один факт из истории рода Ярославовых, поясняющий, в том числе, и то, почему именно эта церковь была избрана для отпевания поэта Владимира Высоцкого.

Уверена, что причина - отнюдь не в близости церкви к Ваганьковскому кладбищу, на котором похоронен поэт. А - в том, что Высоцкий был в родстве со священнической династией Высоцких, имеющих отношение к этом храму Рождества Предтечи, что я вижу по фактам, представленным в альбоме-путеводителе С.А.Матюшина и Е.А.Скоробогачева «Храм Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне: история и современность».

Напомню, что первый раз, в связи с историей рода Ярославовых, я упомянула Владимира Высоцкого в статье «Ярославовы - Соколовы: таинственная могила князя Василия, кресты тамплиеров на изразцах и герб Лелива…».

Упоминание было связано с тем, что в ряду предков Соколовых, состоящих в родстве с Ярославовыми, были и Высоцкие. При этом некоторые Высоцкие, также как и Ярославовы, имели польский герб Лелива.

В частности, супругой Степана Терентьевича Соколова была Евдокия Васильевна, урожденная Высоцкая, похороненная в Никольском на Ухтоме. А в браке с внуком Е.В.Высоцкой - Аполлоном Степановичем Соколовым была Фекла Михайловна Ярославова - дочь Михаила Ивановича Ярославова и родная сестра Марии Михайловны Ярославовой - обладательницы тайны «Плачущей» в усадьбе Нероново Прародительницы рода Ярославовых («К 130-летию ФСО родовое имение первого руководителя охраны императора - легендарное Нероново продали за 594 тыс. руб. для «реабилитации наркоманов»).

Так вот, Виктор Павлович Соколов - один из потомков Соколовых от этого брака (Ярославов по женской линии) был похоронен в Троице-Сергиевой приморской Пустыни, основанной в 1732 на 19-й версте Петергофской дороги архимандритом Троице-Сергиева монастыря Варлаамом (Высоцким), духовником императрицы Анны Иоанновны. Также он был духовником царевны Наталии Алексеевны и, по-видимому, ее сестер Екатерины, Марфы, Феодосии и Марии, а также царицы Прасковьи Федоровны и 3-х ее дочерей. Варлаам поспособствовал присоединению к Православию Марты Скавронской с именем Екатерина Алексеевна (в последующем императрица)».На его могиле в Сергиевой Пустыне, где я была, написано, что он был духовником восьми цариц («Капелла Александра Невского и Сергиева пустынь: духовники и рыцари Русских цариц в Петербурге»).

Обратив два года назад внимание на упомянутое выше совпадение гербов Ярославовых и Высоцких и, вместе с этим, - на захоронение потомков Ярославовых в Сергиевой пустыни, основанной Высоцким, я почему -то сделала такой комментарий:

«Обычно говорят: с Ипатьевского монастыря начали- Ипатьевским домом закончили…

В данном случае, про В.П. Соколова можно сказать: с Высоцких начали и у Высоцкого закончили…»

Более того, в названной публикации я подробно разбирала ещё и тот факт, что Владимира Высотского (Высоцкого) судьба, уже вXX веке, привела в особняк Е.А.Ярославовой на ул. Мясницкой 35-37, которым она владела в конце XVIII -начале XIXвека и который был облюбован Иосифом Сталиным во время Великой Отечественной Войны для его ставки.

Уже после смерти Сталина в нем вновь жили Ярославовы, хотя и намного более стесненно, чем в те времена, когда особняком полностью владела Ярославова Екатерина - супруга Саратовского губернатора и бригадира Тихона Алексеевича Ярославова - потомка Брянчаниновых по материнской линии («Тайна Табакерки раскрыта: фамилия «её Высокородия» Ф.С.Ярославовой - Брянчанинова!»).

В контексте разговора о закладных досках четы Ярославовых и грузинского владыки Романоса из князей Эристави в храме Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне, важным является ещё и тот факт, что Сталину приписывается авторство стихотворения, посвященного князю Р.Эристави (Посвящение князю Р.Эристави)

Последние строки этого стихотворения таковы:

Не зря народ тебя прославил,
Перешагнешь ты грань веков,
И пусть подобных Эристави
Страна моя растит сынов.

В ряду избранных шедевров грузинской поэзии, это стихотворение, посвященное князю Р.Эристави было включено в сборник «Грузинская хрестоматия». Однако высказывается предположение, что автором … был филолог, историк и археолог, знаток грузинской культуры Иван Джавахишвили («Иосиф Сталин»).

Как видим, Сталину нравилось и наследие Эристави,и наследие Ярославовых, в частности, особняк Ярославовой Екатерины на Мясницкой 35-37.

В настоящее время этот «Особняк Ярославовой» презентуется как «Дом, в котором жил Высоцкий».

Однако, с учетом того факта, что В.Высоцкого отпевали в той самой церкви Рождества святого Иоанна Предтечи, в стене которой почти 300 лет назад появилась первая закладная доска Ярославовой, эта, ранее озвученная мною информация о «пересечении судеб» Ярославовых и Высоцких в Сергиевой пустыни Петербурга, а также на Мясницкой 35-37 обретает новый смысл.

Зная теперь наверняка о том, что закладная доска владыки грузинского Романоса (Эристави) появилась в храме Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне вскоре после того, как в древней части этого храма появилась первая закладная доска Ярославовой, не могу не обратить внимание и на то, что Сталин был грузин, также как владыка Романос Эристави.

Таким образом, это уже второй случай, когда известные грузины оказываются там, где до этого обозначились Ярославовы ?!

Я сама не была в Грузии, если не считать того, что проезжала на поезде. А вот Ярославовы из московской ветки там были, и малообъяснимую «грузинскую тематику» в истории нашего рода мы, в т.ч. в связи с этим, затрагивали в переписке с внучкой Марии Павловны Ярославовой.

В одном из писем она писала:

«Дело в том, что я родилась смуглой с тёмно-карими глазами. Сестра у меня не такаясмуглая …Когда я родилась, в роддоме я очень отличалась от других младенцев цветом своейкожи … Я выглядела очень необычно. Светлые волосы сочетались со смуглой кожей и тёмнымиглазами. С возрастом, правда, волосы потемнели и стали тёмно-русыми.Особенно ярко южные признаки проявлялись в детстве … Я обладаю восточным типом лица. Такие особенности внешности у меня отЯрославовых

…В детстве, когда мне было 10 лет, мы были в Грузии. Грузинские дети пытались

разговаривать со мной на грузинском языке.

А в Греции, где я была в 1998 году, греки принимали меня за гречанку.

Только сейчас я понимаю, что зря переживала из-за своей непохожести. Это - одна изформ проявления индивидуальности…»

Касательно цвета кожи, автор письма - внучка Марии Ярославовой, в некотором смысле, передала историю моей сестры и мою. Я бы не назвала это смуглостью, но у меня кожа легко воспринимает солнце. Тогда как старшая сестра совершенно бледнолицая.

Если же вспомнить, в контексте этого рассказа, историю браков отца Владимира Высоцкого, к которой я обращалась в публикации «ПРИКАЗАНО ВЫВЕДАТЬ! Объект разработки: духоносное знание и Сила древней русской крови», то вопросов возникает ещё больше.

Уверена, что если бы на все эти факты обратили внимание создатели фильма о Высоцком, то они могли бы представить его личностный Феномен в контексте истории его фамилии и рода, что было бы единственно верным.

И те, кто принимал решение об отпевании В.Высоцкого в церкви Рождества святого Иоанна Предтечи на «грузинской» Красной Пресне - об этом знали.

Продолжая эту историю о Ярославовых, Высоцких и потомках грузинских князей Эристави в храме Рождества Иоанна Предтечи, обращу внимание на то, что Первая икона, к которой я в нем подошла, имела подпись Черниговская.

Однако в альбоме путеводителе она именуется Рудненская.

«Чудным образом эта икона явилась в первый раз в 1687 г. в местечке Рудне, в Могилевской епархии (ныне Смоленской области).

Тамошний священник Василий перенес чтимый образ в Киев, где святая икона была поставлена в церкви Печерского женского монастыря. В 1712 г. посоединении монастыря с Флоровским монастырем, что на Подоле, икону перенесли в него. Подобное изображение встречено в Роменской сотне, в селе Бубнах Лубенского полка».

Судя по этой информации, уже в Киеве, Рудненскую икону перенесли к церкви знаменитой иконы Пирогощи на Подоле и связана она с сетью Печерских монастырей.

Название Рудня - место, где была найдена икона, получило из-за имеющихся в округе рудников по добыче железной руды.

И в этом смысле, Рудненская икона объединяет Горний мир и горный мир, единству которого не столь давно мною были посвящены статьи:

Среди списков Рудненской иконы известна икона РудненскаяРатьковская, где слово Ратьковская образовано от слова рать.

Таким образом, название этой иконы прямо указывает на культ Воинов Святых и на тему Покрова для Армии, которой я, опять же, посвящала в последние недели цикл статей:

А также 10-ю главу статьи, посвященной Федоровской иконе Божией матери Ипатьевского монастыря и иконе Пирогоще, которую иногда называют Башенной:

Икона Рудненская, также как и судьба Ипатьевского монастыря, связана с историей семьи Великого князя Дмитрия Донского.

Дело в том, что в России эта Рудненскаяикона связана с географией подмосковного Крылатского, расположенного на трехгорье, также как храм Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне.

Некогда сын св. великого князя Димитрия Донского, Василий Дмитриевич, подарил своей княгине вот это самое село - «Крылатьское». А уже в XIXвеке крестьяне нашли близ родника, в траве образ Божией Матери Рудненской, что впоследствии дало новое название роднику - «Святой колодец».

«Местное предание гласит: шли как-то крылатские крестьяне на сенокос и у ключа в траве наткнулись на иконку. Это был образ Божией Матери Рудненской».

История образа хорошо представлена в статье «Рудненская Богоматерь». Выделю в ней лишь тот факт, что в смутные революционные годы новоизбранный патриарх Тихон, посещал Крылатские холмы, для молебна у этого Святого колодца.

А уже в 1990 годах в полуразрушенный храм был передан сохранившийся список чтимой иконы: «Се Царица Небесная, в ней же нам заступление». На головах божественных Матери и Младенца полусферами сияют венцы».

Весьма удивительно в истории этого образа то, что Часовня Иконы Божией Матери Рудненская была построена в той самой Троице-Сергиевой Приморской пустыни Петербурга, которую основал духовник восьми цариц Варлааам Высоцкий, и где похоронен потомок от брака А.С.Соколова и Ф.М.Ярославовой…

Обращает на себя внимание и следующий поворот судеб…

В период с 2006 по 2008 год настоятелем храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне был Преосвещеннейший епископ Бронницкий Амвросий (Ермаков) викарий Cвятейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

В 2008 году он был назначен епископом Гатчинским, викарием Санкт-Петербургской епархии и ректором Санкт-Петербургской духовной академии.

Т.е. судьба привела его из храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне в ту самую Гатчину, где находится дворец великого Магистра Павла I и в ту самую Духовную Академию Петербурга, где последним, перед революцией, ректором был В.А.Мартинсон, вероятно, родственник того самого В.В.Мартинсона, который написал Ярославовым удивительное письмо о гравюре, хранящей тайну родословия Ярославовых («Поздравляю весь «царствующий дом» Ярославовых! Письма В.В.Мартинсона о роде Ярославовых и Виленское Братство»).

Продолжение следует…

Все материалы раздела «Внимание! Угрозы и тенденции»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС