Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

27 августа - один день в Москве предвыборной… 1395 год - нашествие Тамерлана и Покровительница Москвы княгиня Евдокия Суздальская

    • Поклонный крест Великой Княгине Евдокии Суздальской - супруге Дмитрия Донского, по настоянию которой Владимирскую икону принесли в Москву 8 сентября
    • Ремонтирующийся подземный переход до входа в метро, на другой стороне улицы
    • Рождественский бульвар - «ПсевдоТрубный»
    • Велосипеды на Рождественском бульваре (слева) и Шаболовке
    • Трамвай № 14
    • Захоронения Ярославовых на кладбище Донского монастыря
    • Донской монастырь. История о Крестном ходе 1395 года против Тамерлана с Владимирской (Вышгородской) иконой
    • Следы выборов Московского мэра на остановке Донского монастыря
    • «Сдвоенный» светофор, вводящий в заблуждение, и люди, идущие по дороге из-за стройки
    • Виды Шаболовки, где укладывают плитку
    • «Черкизон» перед входом на Красную площадь
    • «Исторический облик» Ленинградского вокзала
    • Статья «Стрелы» о сохранении исторического облика Ленинградского вокзала
    • Первые новости, которые я прочитала, вернувшись из Москвы

© Наталья Ярославова-Чистякова
26-28 августа 2013 года - Вознесение Богородицы

27 августа - один день в Москве предвыборной… 1395 год - нашествие Тамерлана.

Москва началась для меня с «инфорбюро». Тревожный «голос Ленинградского вокзала» что- то пытался сообщить пассажирам, прибывшим из Санкт- Петербурга.

Речь этого «вокзального голоса», дающего ясно понять, что в Москве не спокойно, была малопонятной, но очень четко прорывалось одно слово: экстремизм… А также - религиозные организации, с перечислением: лишенные регистрации, ликвидированные и все прочие возможные вариации… И снова: экстремизм, экстремизм, экстремизм …

В здание вокзала тоже попасть, сразу, не получилось. Оказывается, там поставили терминалы, как в аэропортах перед посадкой в самолеты для проверки багажа. Соответственно, образовалась огромная очередь.

Вокзал я не узнала. Реконструирован - «по банковскому варианту». Много мрамора и никеля. Нанесен ущерб и комфорту. Дамская и мужская комната перенесены в подвальные этажи. Надо спускаться несколько пролетов вниз по лестницам и довольно долго идти, начиная уже здесь накручивать московские километры. Затем также подниматься несколько пролетов. Естественно не предусмотрено опять никаких скатов для чемоданов на колесиках. Я в этот раз была с маленькой сумкой. Но это общая манера: много мрамора и мало заботы о пассажирах. Стиль - знакомый мне по Тюмени. Не пассажиры главные на этом «празднике освоения Бюджетных средств».

Поэтому, главное утреннее впечатление и вопрос в связи с реконструкцией Ленинградского вокзала: Зачем они уничтожили исторический облик внутреннего убранства?

Но поскольку до обеда мне надо было реализовать некие свои планы, перед общими вечерними мероприятия, то вокзал я прошла быстро …

И вот она опять - площадь трех вокзалов, из-за которой я более двух лет не посещала Москву. По доброй воле и без серьезного повода не ездят в город, который встречает тебя вот таким «мурлом».

Состояние площади ещё хуже, чем было.

Сначала я пошла в метро около Ленинградского вокзала, надеясь, что вход в него открыт. Ведь прошло полтора года после трагедии на ст. метро «Комсомольская» из-за поломки эскалатора, принявшего на себя двойную нагрузку, как раз по той причине, что один из входов в метро был закрыт и весь людской поток устремился на один подъемник («В Москве нет «взгляда хозяйственника»! Итог - 10 пострадавших на ст. метро «Комсомольская»).

Каково же было мое удивление, когда я увидела все ту же табличку, что и два года назад (см. иллюстрацию)

Прибывающим из северной столицы и регионов вновь предлагается перейти по подземному переходу на противоположную сторону дороги и воспользоваться входом в метро, от которого пассажира отделяет широкая магистраль. И весь этот путь приходится проделать с чемоданами, по лестницам, где нет скатов…. Потому что, повторю, этот праздник реконструкции не для пассажиров..

Вот именно у этой таблички, сообщающей о том, что входа в метро нет, гостей Москвы поджидают, так называемые, таксисты.

Т.е. «загон» пассажира в такси начинается здесь.

Обошедшие же «капкан такси» и направившиеся к подземному переходу, попадают уже во второй «капкан».

Дело в том, что вход в подземный переход тоже ремонтируется… Здесь стоит уже вторая группа таксистов описанного вокзального «загона». И если кто-то не догадался попробовать поискать другой вход в подземный переход, то от ощущения неизбежности он становится добычей теперь этого «капкана».

Подземный переход, как затем выясняется, тоже на реконструкции (фото).

Причем страшные рассказы про этот подземный переход я слышала ещё в Тюмени. Ночью, в пустынном, в темные часы, переходе к одному известному тюменскому лицу не слабой комплекции подошла криминальная стая и предложила добровольно отдать чемоданы. Он отдал. Переход такой длинный, что в нем не докричишься о помощи.

И мало у кого ночью возникает желание участвовать в этом «аттракционе».

Но ситуация безвыходная. Вход в метро у вокзала закрыт.

Или ночью по этому переходу, облюбованному преступниками.

Или - такси, ради которого сделаны «загоны».

Таксисты производят такое впечатление, как в Петербурге, когда он вслед за Москвой подался, якобы, бороться я нелегальными каталами.

В Петербурге эта борьба закончилась тем, что нелегальные каталы стали официальными таксистами. Интеллигентные таксисты славянской внешности были изгнаны с работы, а на их место приняты персоналии с бандитской внешностью и бандитской речью. Через некоторое время в Петербурге ситуация выправилась. Потому что люди, видимо, также как и я, стали отказываться от услуг такси.

Преодолев находящийся в стадии ремонта переход, я оказалась перед находящимся, опять же, в состоянии ремонта зданием с буквой «М».

Все также, как два года назад.

Безобразная станция «Комсомольская», которую надо претерпеть..

И лишь потом для приезжих начинается Москва…

Предвыборное состояние этой Москвы не много лучше состояния Ленинградского вокзала, в частности, по комфорту…

В том числе, и по городским указателям.

Я спланировала день так, что сначала мне надо было на улицу Трубную в антикварный магазин.

Это одноименное метро Трубное.

Но поскольку я не москвичка, то выйдя из метро и увидев на противоположной стороне дома вывеску Трубная 2, подумала, что нахожусь на нечетной стороне и пошла по ней искать нужный мне номер дома.

К тому же, вдоль этой улицы проложена очень страшная труба. А там, где пешеходные переходы, для «комфорта» положены камушки, наступив на которые можно преодолеть это препятствие.

Метров через 200 поняла, что это не Трубная улица. А такой страшной трубой отмечена улица Рождественская. И мне надо возвращаться обратно…

Перешла в пешеходную зону, чтобы « не прыгать по трубе» и вот там мне встретился Поклонный крест Покровительницы Москвы - Великой Княгини Евдокии Дмитриевны Суздальской - супруги Дмитрия Донского, известной, как Святая Ефросинья Московская …

Той самой Евдокии Суздальской, по настоянию которой Владимирская (Вышгородская) икона была принесена в Москву 8 сентября 1395 года перед нашествием Тамерлана…

Вот так с Поклонного Креста Покровительницы и Защитницы Москвы для меня неожиданно начался этот московский визит

И получается, что дойдя до «Площади Сретенские ворота» я повторила тот самый путь, которым несли Владимирскую (Вышгородскую) икону Божией Матери по настоянию Великой Княгини Евдокии Дмитриевны для защиты Москвы от Тамерлана («Наталья, Адриан и Владимир: 8 сентября»)

Эта икона хранилась в Вышгороде около Киева - городе Ольги Великой, затем опекаемом князьями Черниговскими и Оболенскими («Вышгород-Межигорье: «Точка сборки» украинской политики и «место встречи» дипломатии Украины и России»).

Владимирской её стали называть уже после того, как князь Андрей Боголюбский привез икону во Владимир на Клязьме.

Довольно странно, что путь, которым несли Владимирскую (Вышгородскую ) икону до места, где затем построили Сретенский монастырь, сегодня отмечен Трубой, протянувшейся на всю длину Рождественского бульвара.

Бульвар имеет не презентабельный вид.

Обращает на себя внимание только очень высоко поднятый собор. Очень необычный. Я пожалела, что не располагаю временем сменить планы и посетить этот монастырь, о чем можно было судить по каменной ограде.

Оказалось, что монастырь это - Богородице-Рождественский.

И именно в нем постригли насильно в монахини царицу Соломонию Сабурову.

Что интересно. Основан монастырь за 9 лет до того, как здесь несли крестным ходом Владимирскую икону. Построен он супругой родного дяди Дмитрия Ивановича Донского - Великого князя Андрея Ивановича Серпуховского и Боровского, во владениях князя. Т.е. основательница монастыря - княгиня Мария Константиновна, дочь князя Ростовско-Борисоглебского Василия Константиновича, потомка муромской княжны Марии Ярославны. Сын основательницы монастыря Владимир Андреевич Храбрый Донской, князь Серпуховский и Боровский. Его супруга Елена Ольгердовна - дочь Великой княгини Литовской Иулиании Тверской. После гибели мужа, в 1430-х годах Елена Ольгердовна приняла постриг под именем Евпраксия в этом же Богородице-Рождественском монастыре. Очень важная, в истории Руси, фигура и Князя Ярослава Владимировича Боровского - сына Владимира Андреевича Храброго Донского и отца Царицы Марии Ярославны, супруги Василия Темного. Я уделяла много внимания этому Боровскому князю в статье: «Грамота наместника Пскова князя Ярослава Оболенского Золотоносцам Ревеля. Оболенск, Ярославец и Четрековское - вотчины князя Владимира Донского»).

Таким образом, можно сказать, что это - монастырь Боровских и Серпуховских князей, потомков Ивана Калиты, а также князей Борисо-Глебских. И Княгинь Муромских и Литовских.

Т.е. это то самое направление, на котором с началом выборного периода «мистически не везет Собянину» («Собянину мистически не везет на направлении Ярославль Боровский, Оболенск,Обнинск, Калужские ворота»).

Встречно и вид Рождественского бульвара при и.о. мэра С.Собянине вызывает вопросы.

Прежде всего, с учетом его истории и того, что год назад здесь установлен Поклонный крест защитнице и покровительнице города Москвы Великой княгине Евдокии Суздальской.

Зачем-то поставили «собянинские» велосипеды «на образа» этого Поклонного креста

Выглядят они инородно и не уместно.

Велосипеда всего два. Хотя сами «стойла» занимают много места. Какая-то инструкция висит о том, как надо фиксировать замки при возврате велосипеда для того, чтобы он не числился «в угоне». Кому надо все это изучать ? Тем более, на Шаболовке я не увидела даже таких инструкций и замков. Хотя «стойла» заняли почти всю площадь при выходе из этого метро Шаболовка. Не уверена, что на этой Шаболовке можно каким -то образом подать сигнал в систему о возврате велосипедов. Там все это вообще похоже просто на декорации (см. иллюстрации)

Что касается Рождественского бульвара, то он - короткий. Ездить вдоль трубы - не большое эстетическое удовольствие.

К тому же, бульвар в явном виде не выходит на площадь Трубную. Он разделяется на два рукава «клешнями». Т.е. он во что-то упирается. И приходится это обходить.

В описании Рождественского бульвара я увидела упоминание некого гигантского котлована на месте бывшего дома Политпросвещения. Но его относят к нечетной стороне улицы (Рождественский бульвар).

Этот дом Политпросвета был построен на месте трактира, подвалы которого носили название «Ад» и «Преисподня». Трактир имел дурную славу притона, где собиралось городское «дно».

Парламентский центр России, в который был переделан этот Политпросвет, оказывается, находился на месте вот этих «Ада» и «Преисподней». А также - месте массовой гибели людей во время похорон Сталина. Число жертв давки было сопоставимо с числом жертв на Ходынском поле.

В 2004 году мэр Москвы Ю.Лужков снес этот «Парламентский центр». На месте, где собиралось городское «дно», стали строить «многофункциональный центр». Я для себя его назвала «здание не ясной функциональности». Оно как раз находится на нечетной стороне Рождественского бульвара.

А то, что мне пришлось обходить - располагается на центральной пешеходной части этого Рождественского бульвара, перед Трубной площадью. Название площади, как пишут, «дано по отверстию в башне Белого города для реки Неглинной, которое было прозвано в народе «Трубой».

Вот эта «клешня» и место, которое приходится обходить, отдает странным символизмом, типа описанного мною в Тюмени.

Тем более, и «Ад» с «Преисподней» здесь были рядом. Примечательно, что аналогичный ресторан «Ад» дублировали недавно и в Тюмени, где губернатором был С.Собянин, а его создатель теперь, так сказать, «защищает» бизнес. Но ведь и у московской «Трубы» был торг, т.е. шла бойкая торговля («Единая Россия готовит себе и горожанам Ад!»).

Я недолго завтракала в кафе на месте этого трактира и «Преисподней», уже после того, как нашла «Антикварный» магазин, на настоящей улице Трубной. Не комфортным в кофейне является то, что за всеми столиками ведут переговоры по телефону маклеры по продаже недвижимости. На выходе из кафе они «облепили» бетонные ограждения. Большое число дам, «зависших» в ожидании. Зная теперь, что это «трубный торг», вижу объяснение и посетительской аудитории

Таким образом, московское городское «дно» собиралось у того самого места, где находилось отверстие в стене Белого города для реки Неглинной.

Но Сретенские ворота - это тоже ворота в стене Белого города…

Получается, было два «входа-выхода» в этот Белый город : Труба и Сретенские ворота.

Около «Трубы» начинался Рождественский бульвар. По этому пути несли Владимирскую (Вышгородскую) икону. А около Сретенских ворот Рождественский бульвар завершается.

Сейчас, как такового, Начала у Рождественского бульвара, визуально, нет (из-за того самого «нечто», которое приходится обходить).

Быть может, река Неглинная вот таким образом выставила защиту от «Ада» и Преисподней»? Иногда Неглинная напоминает о себе и заливает всю Трубную площадь.

Есть вопрос и по поводу визуального превращения Рождественского бульвара в «бульвар страшной трубы», которая теперь идет в направлении «Сретенских ворот».

Вопрос связан с тем, что это - сердце защиты Москвы и место, где установлен Поклонный крест супруге Дмитрия Донского, настоявшей на крестном ходе с Владимирской иконой, которая остановит Тамерлана.

«Сретение иконы Владимирской иконы Божией матери отмечается 8 сентября….Вот в это самое 8 сентября 1395 года многодневная молитва народа с Владимирской иконой Божией матери была услышана. «Тамерлан неожиданно повернул назад. Русь была спасена… и увековечивший события русский летописец уверен, что Тамерлан «бежал, гонимый силою Пресвятой Девы». В память об этих событиях на месте, где встречали чудотворную икону, был основан Сретенский монастырь. Тогда же было установлено праздновать 26 августа/8 сентября как день избавления России, с крестным ходом из Москвы в новоустроенный монастырь».

8 сентября - начало Блокады Ленинграда, когда Гитлеру пришлось перейти к долгой осаде и в этом смысле Гитлер был остановлен в эту дату, также как Тамерлан…» («Яр-Суздаль и Яр-Москва, «Яр-крыша» Донского и ставка Сталина в «особняке Ярославовой»)

Я не единожды обращалась к теме отступления Тамерлана после этого Крестного хода. В частности, и в статье о «Бирском Рюриковом городище».

«8 сентября - также день Софии Премудрости Божией, день католического Рождества Девы Марии и день святой Натальи, имя которой означает - Рождественская.

У меня есть основание считать, что это ещё и день Шехины - Невесты Жены Бога или женской ипостаси Бога и именно её приказу подчинился некрещенный Тамерлан.

Шекина (др.-евр. ?echina - «кров, обитель») - в Каббале - женская ипостась невидимого Бога, с которой Он соединяется в высшем из миров.

Слово «кровь» в толковании Шехины, конечно, напоминает Покров Божией Матери.

«Описание этого неожиданного отступления Тамерлана Завоевателя известно: Темир-Аксак «убояся, и устрашися, и ужасеся, и смятеся», его охватил «страх и… ужас» … не наши воеводы прогнаша Темир-Аксака, …но гневом Божиим гоним бе… и отиде от Руския земля».

….Тамерлан и мурза Чет - основатель Ипатьевского монастыря, обращу внимание, по крови принадлежали одному роду - Борисласов. К этому же роду принадлежал и Акбар Великий»…

А резкое изменение планов Тамерлана, по причине увиденного им сна, напоминало отступление Батыя от Иоанно-Богословского монастыря по дороге из Рязани в Коломну, основанного греческими монахами («Хан и каган Батый был родом из Черемошской веси Ярославского града - родовой вотчины бояр Ярославовых»)

Крестный ход с Владимирской (Вышгородской) иконой, как сказано выше, проходил в направлении нынешнего Рождественского бульвара, куда я попала, «заблудившись» вследствие отсутствия точных указателей.

Поэтому, завершив свое внеплановое путешествие по « псевдотрубной», оказавшейся этим самым Рождественским бульваром, я поехала в Донской монастырь.

Хотела лично побывать на могиле вологодского А.Т.Ярославова - автора «Дневниковых моих записок», с которыми работала в бывшей Императорской библиотеке, в Петербурге («Тайна Табакерки раскрыта: фамилия «её Высокородия» Ф.С.Ярославовой - Брянчанинова!»).

На площади метро «Шаболовское», ближайшем к Донскому монастырю, мне и встретились вновь «собянинские» велосипеды, занявшие всю площадь, с минимально наблюдаемым эффектом.

Я второй раз была на этой станции. Она и первый раз произвела гнетущее впечатление. А во второй раз - тем более.

Спросила у москвичей: «Как мне доехать до Донского монастыря».

Они ответили, что туда идет трамвай № 14. Но ходит он крайне редко. И маршрутки тоже не ходят. А пешком пять остановок. Ну и, в целом, рассказали про развитие общественного транспорта в Москве.

Все развитие общественного транспорта в Москве, похоже, ушло «в гудок». Т.е. в рассказ о том, как этот общественный транспорт становится все лучше и лучше.

Мне и самой «посчастливилось» познакомиться с московскими «ноу-хау».

Когда через полчаса пришел этот трамвай № 14, люди начали доставать что-то типа входных билетов в метро, для того, чтобы им открылся «шлагбаум» для входа непосредственно в трамвай.

Спросила у москвичей : «Если я гость города и с деньгами, я могу воспользоваться услугами трамвая ?».

Меня проконсультировали, что надо у водителя купить такой же талон на вход, как у них.

И вот стою я перед этим турникетом. За мной очередь. Я стучусь в какое-то оргстекло к водителю. Через некоторое время он реагирует. Открывает «дырку» - круглое отверстие в этом оргстекле. Мы с ним общаемся по поводу того, сколько я ему должна. В это время люди за мной в очереди ждут. Дело в том, что никакой отдельной ниши для таких гостей, как я, нет. Я стою перед турникетом и загораживаю всем путь. Москвичи интеллигентно терпят. Но время идет. Чтобы дальше не задерживать очередь я прошу, без сдачи, дать мне талон на 100 рублей. Если бы мы ещё отсчитывали мелочь, то время бы удвоилось. Дальше меня начинает вся эта публика : и за мной, и та, которая уже в трамвае, учить пользоваться этим «электронным билетом». Если приложить его, как в метро, то билет - не работает. В трамвае, чему меня научили, его надо не прикладывать, а пользоваться, как банковской картой, при этом ещё соблюдая определенное положение стрелки.

Я учусь. Все ждут.

И вот эта «дыра» в оргстекле, о которую можно поранить руку, и «гипотетический гость», как я, который задерживает движение трамвая, пока адаптируется к транспортной системе Москвы - являют собой хваленое «развитие общественного транспорта» в столице России ?

Когда в Тюмени мы разбирали комплексно транспортный вопрос, то делали это, вообще-то, за тех, кого мало интересовало качество пассажирских услуг, оказываемых населению. («Москва, как «прицепной вагон» «паровоза» Тюменской городской Думы и ЦСРР ТО. Тренды экономики и политики»).

Тех, кто тогда в Тюмени запустил проблему, интересовало только одно: «Эмиссия» билетов для общественного пассажирского транспорта, потому что на изготовление этих билетов в бюджете предусматривались отдельные деньги. И «вес» этой статьи с годами рос.

Наблюдая последние годы, как и с какими искажениями эти тюменские проекты реализуются в Москве, я обратила внимание, что именно с «эмиссии билетов на общественный транспорт» начали свою работу консалтинговые компании, сотрудничающие с московской мэрией, в т.ч. иностранные.

И чем, в таком случае, эти консалтинговые компании отличаются от «героев ямочного ремонта» в Тюмени ? («Москва и МИД. Тянет к внешнеэкономической...Ментальность «Ямочного сленга» уже потрясла Европу»)

Никто не пробовал из топ-менеджеров этих консалтинговой компании проехать на трамвае № 14 и засунуть руку с наличными деньгами в эту дыру в оргстекле ?

Хотя, особо замечательно было бы, если сделал бы это теперь врио мэра Москвы и другие кандидаты в московские мэры.

«Свежие впечатления» получили бы любители высоких технологий.

При этом, повторю, М.Ликсутов, занимавшийся московским транспортом, меня ничем не удивил. И в Тюмени всех интересовали исключительно деньги за оплату услуг общественного пассажирского транспорта и консолидация денежных потоков («Мэрия Москвы готовит транспортную карту «Электронную карту»).

Тюменские «сантехники» в этом М.Ликсутову не уступали.

В «помещение трамвая», в конечном счете, я попала и сделала оговорку в связи вынужденным ожиданием, поскольку в Петербурге нет таких «технических достижений» с турникетами на входе

В ответ москвичи «процедили» : у нас тут много теперь чего есть.

И это не был положительный отзыв на работу мэра Москвы в последние годы.

Сложности при входе в Ленинградский вокзал… Сложности при входе в трамвай… В этом видится искусственное создание преград …

Т.е. много искусственно созданных границ и препятствий для движения.

На кладбище Донского монастыря мне повезло быстро найти древние захоронения трех Ярославовых. Помогло то, что я визуально представляла, как они выглядят. И расположены они довольно близко к тропе. А так пришлось бы потратить часы. Захоронения древние. Надписи сохранились не на всех.

Там оказалась огромная плита на всю площадь захоронения. Поэтому купленная мною ваза для земли не подошла. Цветы положила без воды. Впредь буду знать.

По данным некрополя Донского монастыря на кладбище захоронены трое из Ярославовых:

Алексей Тихонович Ярославов - автор «Дневниковых моих записок» («Северная звезда: Продолжение «реконструкции» круга Вологодского дворянства конца XVIII в.»)

Екатерина Александровна Ярославова, урожденная Павлова, собственница Особняка на Мясницкой 35-37.

Алексей Тихонович Ярославов - Кавалер ордена святого Иоанна Иерусалимского, титулярный советник. Сын Бригадира и Саратовского вице-губернатора Т.А.Ярославова и Е.А.Ярославовой.

В общей ограде находятся два захоронения: Е.А.Ярославовой и сына А.Т.Ярославова.

Третье захоронение, вероятно, рядом с оградой, параллельно. Но на нем надпись сделана на том же языке, как и на закладных досках Ярославовых в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Изображен всадник на лошади и Мальтийский крест.

Другие соседние захоронения - родственников Е.А.Ярославовой («Собственница «особняка Ярославой» - супруга Саратовского Вице-губернатора Т.А.Ярославова, - урожденная Павлова).

Мать Евдокия Михайловна Павлова.

Сестра Мария Александровна Львова ( урожденная Павлова)

Графиня Екатерина Александровна Бобринская, урожденная княжна Львова (1834-1855). И двое младенцев. Князь Сергей Александрович Львов. Княжна Евдокия Александровна Львова.

В этой же ограде правнук Екатерины II Граф Алексе?й Васи?льевич Бо?бринский ( 1 сентября 1831 года - 24 ноября 1888 года ) -, московский губернский предводитель дворянства (1875-1883), член Государственного совета. Сын декабриста Василия Алексеевича Бобринского, члена «Южного Общества» (Бобринский Алексей Васильевич).

Е.А.Бобринская, урожденная княжна Львова - это первая жена графа А.В.Бобринского.

Здесь же, под общей плитой с графом А.В. Бобринским похоронена его вторая жена Софья Алексеевна Бобринская, урожденная Шереметьева. И их сын младенец.

Т.е. граф А.В.Бобринский похоронен между двумя его супругами.

Вот так все это оказалось непосредственно на кладбище Донского монастыря, где неожиданно засветилось солнце, после того, как я положила цветы Ярославовым и в общую ограду Бобринских,Львовых, Шереметьевых.

Точно также «неожиданно разлилось солнце» и среди мрачного неба в Савво-Крыпецком Иоанно -Богословском монастыре в Пскове («Савво-Крыпецкий монастырь Иоанна Богослова, основанный при князе Пскова Ярославе Оболенском»).

Было уже три часа дня. Больше я никуда не успевала до своих вечерних мероприятий. Поэтому остановилась посмотреть фрески уже на выходе из Донского монастыря.

И во второй раз «напомнила» о себе Владимирская (Вышгородская) икона. Она изображена в шатре на одной из фресок.

Фреска сохраняет память о том же самом историческом событии 8 сентября 1395 года, о котором утром мне напомнил Поклонный крест княгине Евдокии Суздальской на Рождественском бульваре.

Мой обратный путь к метро «Шаболовское» - отдельная эпопея.

На трамвайной остановке единственное напоминание о выборах в Москве - статьи о московском мэре и квартирах.

Тут же, как и в Тюмени, появился некий соглядатай с азиатской внешностью, лишь только я увековечила «следы выборов в Москве» («Мигрант-пост», охраняющий имидж Тюменского губернатора, препятствует фотофиксации уличных видов. «Зачехлите фотообъекивы»)

Он начал навязывать ожидающим на остановке притчу о том, что лучше «нажравшийся и наворовавшийся, чем голодный Навальный», далее - про какого-то «покойника с мухами, который просил их не сгонять, т.к. они уже, опять же, нажравшиеся».

Я ответила, что про «нажравшихся» Россия слышит уже десятилетиями. И на это давно есть ответ : «Жадность бездонна».

Выслушав три раза эту «азиатскую шарманку», а также москвичей, заверивших меня, что шанса дождаться трамвая почти нет, и маршруток тоже нет, я поняла, что мне придется идти пешком.

На пути, вспомнив Тюмень, была в затруднении перед светофором. С одной стороны, «человечек зеленый - идет». С другой стороны, прямо на меня «смотрит» и красный свет. В затруднении не одна я.

Предположим, если ошибку сделает пешеход, то для машины это не страшно.

А вот если ошибку сделает тот, кто за рулем машины, то пешеходу придется плохо.

В Тюмени летом, чуть было не начала движение на давно знакомом мне переходе, модернизированном вот таким образом, - на красный свет. Раньше там был обычный светофор с кругленькими глазками, который толковался однозначно.

Однозначно толкуется ситуация, когда светофор один, и там мигают то «идущий зеленый человечек», то «стоящий красный человечек».

Но когда два светофора, адресованные пешеходу, показывают прямо противоположное, то даже взрослый в замешательстве, не говоря уже о детях.

Оба эти светофора воспринимаются, как адресованные пешеходу, потому что раньше светофор, адресованный водителям, оставался у пешехода за спиной, и он его не видел.

Теперь появилась «мода» вот на эти «сдвоенные» светофоры. Возможно, это и удобно водителям.

Но для пешеходов - риски однозначно повышает.

Взгляд, в первую очередь, обращает на себя светофор с яркими круглыми глазками, адресованный машинам, а человечки для пешеходов теряются на его фоне.

Это «изобретение», создающее дополнительные опасности для пешеходов, и в Москве и в Тюмени, надо останавливать.

В том, что о безопасности пешеходов в Москве особо не задумываются, убедилась и пройдя буквально несколько сот метров.

Ограждение стройки вышло даже за пределы тротуара (см. иллюстрацию)

В таких случаях, делают обычно хотя бы деревянные настилы с ограждениями и под крышей. Но здесь, как видим, этого нет.

Люди с детьми вынуждены идти просто по проезжей части, что видно на фотографии. Причем этот «отрезок» длинный. А за забором стройки написано про «Извините за неудобства».

А может быть все-таки прекратить доставлять столь большие и продолжительные неудобства москвичам ?

Я оказалась перед выбором.

Или идти по проезжей части.

Или без пешеходного перехода пересекать многополосную улицу.

Ждала, когда машин не будет. Перешла.

Вскоре оказалась на улице Шаболовка.

Предполагаю, московская мэрия знает, во что я там «наступила».

До самого метро, несколько остановок укладывается «знаменитая плитка», просто на песок, который тут же при первых дождях вымывает, а плитку корежит.

На отдельных участках надо идти по песку, На других по узкой полоске, за оградой газона, граничащей с дорогой.

Сначала я искала глазами остановки. Потом поняла, что тщетно.

Не москвичи главные на этом, вновь повторю, «празднике жизни московской мэрии».

Дабы не быть субъективной. Вдруг мне просто не повезло с Шаболовкой и раскопанной Трубной, решила заехать на Красную площадь.

Но и там «Черкизон» перед входом.

За исключением вечерних мероприятий и Донского монастыря, ничего хорошего в Москве, как гость и пешеход, я не увидела.

Ухудшилось качество услуг ВИП- зала на Ленинградском вокзале.

Там даже нет часов. Не говоря уже о небольшом электронном табло, дающем информацию о путях, на которые подаются составы.

До реконструкции ВИП зал был удобен просторной Дамской комнатой, где можно было себя спокойно привести в порядок. Мужская комната была отдельно. Теперь в бывшей дамской комнате сделали мужскую и женскую кабинку. И дамы должны себя в порядок приводить в присутствии мужчин ? И это ВИП - зал ?

Исчезло кафе, где можно было выпить кофе и чай, скоротать время. Исчезли телевизоры. Вместо этого десятки раз реклама про трансфер ВИП персон в Москве.

Тусклый бежевый цвет … «Спи моя радость усни». Пропусти свой поезд.

Какая -то женщина в истерике бьется, «на чем свет» поносит реконструкцию. Она не может найти на привычном месте терминал для распечатывания электронных билетов. И никто ей толком не объясняет.

Делегация из Франции не может найти зал отдыха, услуги которого она оплатила.

А когда я в 12 ночи вышла из ВИП-зала, там был сплошной кошмар.

Крик, гам. Люди сидят и лежат на полу. Причем прилично одетые. Мне неудобно было их фотографировать. Это для них экстремальная ситуация.

Рассказы про эскалатор на второй этаж, пусть чиновники московской мэрии оставят для себя.

Никто из них не поставил себя на место женщины, которой на эскалаторе надо контролировать ребенка, сумку, держаться за поручень и каким -то образом удерживать тяжелый чемодан, с которым легко потерять равновесие.

Последний раз, когда я была в ВИП-зале тюменского вокзала, служащие этого зала рекомендовали женщине с девочкой и двумя тяжелыми чемоданами подняться на второй этаж в зал отдыха, более льготный по цене. Женщина им зло ответила: « Как вы себе представляете возможность подняться с этими двумя чемоданами и ребенком на второй этаж ?». В Тюмени тоже ни одному чиновнику не пришла в голову мысль о том, что колесики на чемоданах на лестницах не помогают.

Те же самые проблемы - на реконструированном Ленинградском вокзале.

Для чего и для кого его реконструировали ?

Я сделала последние фотографии - просто зал. Много людей. Что там происходит, может увидеть каждый, приехав ночью на вокзал, когда уходят поезда на Петербург.

О сохранении исторического облика - речи не идет.

В этом я убедилась и утром. В этом я убедилась и вечером.

Однако газета «Стрела», предложенная уже в поезде, в статье «Без Ленина, но с историей» сообщала о том, что знаменитый Николаевский, а ныне Ленинградский вокзал - памятник архитектуры охраняется государством.

«Поэтому в нем восстановлена в первозданном виде историческая лестница. Восстановлена обстановка царских палат… Никаких современных отделочных материалов в восстанавливаемых интерьерах строители не использовали, ограничившись только теми, которые имелись в распоряжении их предшественников в XIX веке»

Царских палат пассажир не видит. Возможно, при восстановлении этих царских палат никакие современные строительные материалы не использовались. Но это все для пассажиров - «за кадром».

Пассажир теперь на этом Ленинградском вокзале, который открыли в дни выборов московского мэра, никакой истории и напоминания о том, что это памятник архитектуры не наблюдает.

Царские палаты, вероятно, сделали для ВИП-гостей, чтобы у них складывалось прямо противоположное впечатление о бережном отношении к истории при реконструкции вокзала.

На самом деле никакого бережного отношения к истории не ощущается. Да и на фотографии в газетной статье даже намека на XIX век и архитектора К.Тона - нет.

А комфорту на Ленинградском вокзале, по моему опыту, нанесен ущерб.

Когда мы в 90-х годах писали Концепцию развития Тюменской области и города Тюмени, то вставал такой вопрос :

Что важнее для первого лица : город,как совокупность зданий, или горожане ?

На этот вопрос некогда дала достойный ответ покровительница и защитница Москвы Евдокия Суздальская - супруга Дмитрия Донского

Когда Тохтамыш взял Москву и пошел на Переславль, княгиня Евдокия Суздальская приказала рубить плоты и спасать на середине озера, в первую очередь, жителей, которые были для неё много важнее города.

Историю эту я привожу ниже.

И, к сожалению, констатирую, что практика управления Москвой, де факто, противоположна тому, что делала Святая Защитница Москвы Евдокия Суздальская - Ефросинья Московская.

Про Евдокия Суздальскую

Взял Тохтамыш Москву, да по другим городам разослал полки свои поганые. Великий князь Дмитрий Иванович из-за того, что в князьях единства не было, от боя уклонился и уехал в город свой Переславль, а оттуда в Кострому. А жена его, Евдокия Суздальская, две недели до того как ребёнка родившая, приболела и в Переславле осталась, в Горицком монастыре укрылась.

А тут татары подходят, грозят город пожечь. Евдокия тогда вот что предложила: связать плоты, да всем жителям укрыться на озере. Так и сделали. Много плотов тогда повязали, скарб свой собрали, иные и скотину с собой взяли, да на плоты те сели и уплыли на середину озера. Татары в город вошли и огнём пожгли его весь. Целую неделю хозяйничали, да слава Богу, людям-то зла не могли сделать: не долетали стрелы их поганые до плотов тех.

Как опасность миновала, переславцы вернулись в город, порушенное восстанавливали. А Евдокия-то потом деньги городу передала, чтобы собор Успенский каменный поставили.

Все материалы раздела «Внимание! Угрозы и тенденции»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС