Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Преследования христиан и войны против местного самоуправления: Египет и Кабардино-Балкария…

© Наталья Ярославова-Чистякова
24 февраля 2011 года, Санкт-Петербург

События в Египте начались не в конце января, а 1 января 2011 года, с теракта в Александрии против коптских христиан («Коптские христиане требуют ужесточения египетских законов»).

И уже 20 января 2011 года Европейский парламент принял резолюцию, осуждающую преследования христиан. Актуальным поводом для принятия подобной резолюции стали акты насилия в отношении христиан в Египте, Нигерии, Пакистане, Филиппинах, Кипре, Иране, Ираке и других исламских странах. При этом, последней каплей стало именно нападение на церковь коптов в Александрии.

В связи с принятием этой резолюции Верховный представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон, заявила, что «Евросоюз не будет больше закрывать глаза на преследования христиан по всему миру». («В защиту прав и ценностей Христианства»).

Как видим, у этой волны бунтов, начавшихся в Египте и грозящей распространиться на весь мир, была долгая предтеча.

Точно также, события вокруг Кабардино-Балкарии (КБР) начались не 6 декабря 2010 года, когда был убит Егор Свиридов, а за пять месяцев до этого, когда 6 июля в Москве, на Манежной площади начали публичную голодовку балкарские старейшины.

Об этой акции балкарских старейшин знал весь мир, но молчали российские СМИ.

Старейшины требовали исполнения на территории Кабардино-Балкарии Федерального Закона №131 о местном самоуправлении.

Но, по «случайному совпадению» точку в пятимесячной акции старейшин «поставили» фанаты, избравшие для своих протестов эту же самую Манежную площадь, на которой взывали к закону и к Конституции балкарские аксакалы («Балкарские старейшины прекратили акцию протеста на Манежной площади»).

По великому совпадению, убийство, приведшее к демонстрации на Манежной, якобы сделал представитель, все той же - КБР.

Совпадений много. К примеру, обратить внимание на акцию балкарских старейшин, ещё в октябре 2011 года, меня побудил интерес к бренду водки «Лебединая», выпуск которой был начат, все в той же Кабардино-Балкарии («Новогоднее воззвание к Лебедям об алхимии алкоголя: Думай о «Пути Лебедя» за праздничным столом!»).

Мне стало интересно, почему именно Балкария выбрала «Лебедя». Оказалось, что там уникальные лебединые озера, своего рода, святые места. И «война» вокруг закона по местному самоуправлению идет за эти благодатные земли, 80 % которых балкарцы могут потерять из-за особенностей применения закона № 131 -ФЗ. Ну а когда, в начале января 2011 года, я наблюдала, как «накатили» ещё и на этих Кабардино-Балкарских «Лебедей», то многое прояснилось («Даже если кто-то уничтожит Россию, он всё равно поедет туда, где поклоняются лебедям»).

Вспомнила сразу аналогию со своей публикацией почти трехлетней давности: «О чем тревожились Лебеди перед тем, как «Рвануло» в Питере».

Вот так, через Лебедей, ситуация в Кабардино-Балкарии была взята мною в мониторинг за несколько месяцев до событий на Манежной площади.

Тот факт, что пятимесячный протест старейшин на Манежной площади был связан с законом № 131 - ФЗ, является принципиально важным обстоятельством.

Это тот самый закон 131- ФЗ, на соблюдении которого в городе Тюмени, в частности, в Уставе нефтяной столицыwww.stringer.ru, я настаивала в обращении к Д.А.Медведеву летом 2005 года.

Именно после этого обращения к демократу и либералу Д.Медведеву меня и подвергли опале.

Сергея Семеновича Собянина - губернатора Тюменской области, где принимался такой Устав, через пять месяцев, после моего обращения, повысили: с должности губернатора - до должности главы Администрации президента. Следующее его повышение произошло, через те же самые пять месяцев, после начала акции кабардино -балкарских старейшин в 2010 году.

По этой причине, я считаю политику Д.А.Медведева и С.С.Собянина вполне согласованной. И не думаю, что Дмитрий Анатольевич более лоялен к местному самоуправлению, чем Сергей Семенович. Тем более, президент постоянно хвалит нового мэра Москвы. А, следовательно, «подписывается» под его действиями, его подходами к местному самоуправлению и к практике.

Что касается опалы, то недавний пример А.Волочковой наглядно демонстрирует то, как мужчины от власти умеют применять эту власть в отношении женщин («О Любителях «отжиматься» на женщинах, стариках, инвалидах и тех, за кем никто не стоит»). Мне не интересен источник опалы. Самое главное, что она есть. И нет сил на территории России, которые могли бы это оставить.

Ещё чуть -чуть и «мужчины» начнут «бомбардировки» по женщинам всей силой своего «административного ресурса», прямо, как Каддафи, по мирным кварталам граждан.

«В случае возвращения в республику нас ждут репрессии со стороны ее руководства… На площадь мы тоже больше выходить не намерены. В случае невозможности проведения нашей акции на территории России мы, возможно, попросим политического убежища в одной из стран, пока не решили в какой. На некоторое время мы разошлись по друзьям и знакомым в Москве» - а это итог великого кабардино-балкарского сидения на Манежной площади.

Т.е. ситуация типовая и относится, видимо, ко всем, кто читает закон № 131 ФЗ о местном самоуправлении и полагает, что он должен исполняться в России.

Но все сложнее.

Ведь сегодня «Местное самоуправление» - это «предвыборный ресурс», определяющий фигуру настоящего и будущего президента.

Однако власть предержащие, похоже, забыли, что лишение казаков их Казачьей Рады и выборных должностей казачьего войска стало однажды причиной Персидского бунта.

А подавление Павлом I Персидского бунта вскоре имело для него трагические последствия. («В.Путин… Петербург, в 19 век… Семёновское восстание»).

Лишение же городов, наделенных Магдебургским правом, этого самого Магдебургского права, включающего и местное самоуправление, рано или поздно, привело к потере территорий Украины, Белоруссии, Литвы и т.д., не желающих и не привыкших жить под «ордынской ментальностью» («Белая Русь: «Орден Лебедя» города «Между Богов» и место паломничества хасидов всей планеты (ч.2)»). Как говорится, в чужой монастырь со своим Уставом не ходят. Так вот, на территориях Магдебургского права со своим ордынским отношением к местному самоуправлению - делать нечего. Под этим Магдебургским правом жила, обращу внимание, и вся западная часть современной России.

И, несмотря на это, вновь, как в 18, 19 веке, во времена Екатерины II и Павла I, сумевшего таки обидеть казаков и Семеновский полк, местное самоуправление становится «Яблоком раздора».

Теперь мы наблюдаем «невидимую войну вокруг Кабардино-Балкарии», после пятимесячной акции протеста, которую не захотел заметить ни Президент России, ни Правительство РФ.

Помню после кризиса мировых нефтяных цен 2008 года, прогноз о котором тоже никто не заметил, мы в мае 2009 года обсуждали этот «парадокс неслышимости» на «Кругом столе» в ТПП. И тогда прозвучало буквально следующее : «Мы сидим в 100 метрах от Кремля и Кремль нас не слышит» («На Святую тему о мировых ценах на нефть говорили в 100 метрах от Кремля: но Кремль не слышал!»).

Так вот эти старики сидели пять месяцев в 100 метрах от Кремля и Кремль их не слышал!

Старейшины были благодарны мэру Лужкову, как минимум за то, что он их не гонял и обеспечил защиту со стороны милиции. Ведь Лужков не был гарантом соблюдения Конституции РФ и не мог обеспечить соблюдение закона № 131 -ФЗ в Кабардино-Балкарии. Оттого и ограничился этими мерами.

Однако мэр сменился. Пришла зима и акция старейшин Балкарии, несмотря на её замалчивание в СМИ, получала резонанс.

Балкарская молодежь организовала в ноябре пикет в поддержку голодающих балкарских старейшин, т.е. за две недели до того, как « массовка фанатов» прибыла на Манежную площадь «выдавливать» оттуда стариков.

Репортаж об этой акции назывался: «Дмитрий Анатольевич, в другом окне Вас ждут балкарцы!»

Уже в самом названии есть большая ирония по поводу «одного окна», около которого президент России Дмитрий Анатольевич никак не может дождаться объективной и всесторонней информации о ситуации в стране.

Если бы события обстояли иначе, то он бы прокомментировал акцию на Манежной площади и ситуацию в Кабардино-Балкарии задолго до того, как события там переросли в необъявленную войну по признанию самого главы республики («Глава КБР назвал убийства на Кавказе и теракт в Домодедове «необъявленной войной»)

Это его «одного окно», как величайшая монополия, которая контролируется не им, а «бессмертным аппаратом», все больше напоминает монополию Григория Распутина.

«Вокруг созданного им, «Одного окна» на передачу «записок - прошений» возник уже свой «аппарат» из верных сожительниц и евреев, как пишет Э.Радзинский. Началась торговля «кадровыми должностями», возникли деньги. А от денег - моральное падение» («Взгляд с башни «Магдала»: геополитическая «Распутинизация» Тюмени и Москвы или «Кто задирает подол нации?»).

Несмотря на массовость и продолжительность акции, старейшины и молодежь Кабардино-Балкарии не смогли определить то «окно», через которое информация о ситуации в КБР дошла бы своевременно до президента России. И тут конечно большие вопросы к его пресс службе.

Если «бревно в глазу» на Манежной площади не видеть, то что тогда вообще находится в поле видимости администрации президента ?

Однако, видимо, риски роста массовости этой акции сохранялись. И аксакалов решили «выдавить» с Манежной, что и произошло «случайно» после прибытия на Манежную площадь возмущенных фанатов.

Один представитель КБР - Аслан Черкесов, по версии следствия, убил Егора Свиридова, а других представителей КБР - изгнали с Манежной за это убийство.

Вроде как «внутренние разборки» между Кабардино-Балкарскими кланами на территории Москвы.

Однако на самом деле - это «необъявленная война» вокруг права граждан участвовать в управлении и распоряжении землями, на которых они проживали много веков. Даже Лесной кодекс, в конечном счете, был явно «ради и во имя» земель лесного фонда.

Так или иначе, все это происходит, по известной мне, хантыйской технологии именуемой «ВыгАнивать», что, в принципе, близко к ЗагАнивать (Заганивать, В.Даль).

Называю её хантыйской, потому что так её называли сами хантыйские бюрократы, прибывавшие в Тюмень.

Краткий диалог:

-Сначала мы его понизим до зам.начальника. Потом до старшего специалиста, потом до младшего специалиста, потом мы его унизим до такой степени, что он все равно уйдет…

- А если не уйдет ?

- А если не уйдет, мы будем его выгАнивать…

Так верно охотники загоняют зверя с помощью с дудок, трещоток и прочих приспособлений, наводящих ужас на тех, кто стал субъектом травли и гона.

Нашла по этому поводу статью «Загонка» от 21.12.2010 года.

Там описано как это делается коллективно и в удовольствие.

Главный принцип коллективной охоты : «сподвигнуть добычу (нагоном или увлекая за собой) двигаться своим ходом в выгодную для себя сторону, где уже уготовано превращение её в еду».

Если цинизм дошел до того, что военные технологии применяют во время выборов президента («Точка обмана» Дэ Браун), то почему бы не применить охотничьи технологии - в преддверии президентских выборов в России и не загонять политических конкурентов либо оппонентов, по подобию того, как загоняют зверей, превращая их в жертвы…

Очень тонкая грань в таких ВыгАниваниях…

И вообще …

Как называются Охотники, которые загоняют Людей ?

Ведь все эти ужасы с синхронными звонками на вокзалы и взрывами напоминают трещотки и дудки на коллективных охотах…

«Нас учили жить по законам Людей, а нам пришлось жить по законам Зверя» - это цитата из статьи: «И ввергнул в кризис Страны Ростовщик… И мир ему Не смог сказать: «Не надо»…!».

И получается, что все тенденции, описанные в этой публикации, продолжают свое разрушительное нашествие на Цивилизацию.

Прошло два с половиной месяца с даты событий на Манежной и семь с половиной месяцев с даты, когда старейшины Балкарии попытались достучаться до президента и правительства.

И удивительно.

Даже сейчас Дмитрий Анатольевич не видит аналогии между событиями в Кабардино-Балкарии и событиями в Египте.

А подобие в конструировании событий уже, де факто, имеет место, несмотря на то, что он отрицает возможность подобного сценария: «Медведев отвергает предупреждение Горбачева о возможности египетского сценария в России. Кто прав?».

Что это? Растерянность или страх назвать вещи своими именами?

И вопрос из того же ряда, о знаках или о растерянности, который задают блогеры: «На чьей могиле побывал Путин?»

Представленные фотографии сопровождали репортаж о возложении премьером В.Путиным цветов на могилу Егора Свиридова.

Но на надгробии, рядом с которым сфотографирован премьер, другая надпись: Сергей Семёнов…

Вот и получается : или премьера привезли совсем не туда.

или он перешел на язык символов и знаков.

А если боятся говорить и президент, и премьер, то кто поверит, что мы далеки от Египта?

Народ наблюдает эту неопределенность …

Некоторые «горячие головы» начинают взывать к казакам, которые, как им кажется, должны приструнить кавказцев. Но в истории, казаков уже не однажды ради «шкурных интересов» использовали против жителей Кавказа. И казаки это очень хорошо понимают.

Внимательно эту тему изучал Тарас Шевченко. «Поэт увидел, что руками черноморского войска царизм пытается расправиться с непокорными народами Кавказа, что Кавказ - такая же тюрьма для бедного люда, какой была и Украина, - так рождаются у поэта знаменитые строки поэмы «Кавказ» (Связи Т.Г. Шевченко с Северным Кавказом)

Ростов, Кущевка, Ейская коса - две дороги ведущие из Таганрога в Запорожскую сечь и на Буг, откуда казаков переселяли на Кубань… Вся эта география уже звучала…

С событиями Персидского бунта « на Кубани окончательно умерла вольность, выборное право и войсковая рада»

И зачем спрашивается казаком, лишенным воли, идти войной на другой угнетенный народ?

Поэтому, в порядке исторического напоминания и с целью - показать последствия такой политики Москвы на Кубани, на Буге, и на Кавказе представляю статью о Персидском бунте, как закономерном итоге, посягательства на традиции местного самоуправления России.

«Переселение запорожских казаков на Кубань. Персидский бунт»

После присоединения Правобережной Кубани в 1783 г. к России и юридического закрепления Ясским договором (1791 г.) новой границы по реке Кубани царское правительство приняло решение о заселении этого региона казаками для освоения земель и защиты от внешнего нашествия. Грамотой от 30 июня 1792 г. императрица Екатерина II даровала кубанские земли Черноморскому казачьему войску, сформированному в 1787 г. из бывших запорожцев. Черноморские казаки получили около 3-х млн. десятин земли, простиравшейся между реками Кубанью и Еей, Черным и Азовским морями и устьем Лабы. По свидетельству очевидцев, «край представлял собою не начатый запас естественных богатств, которыми можно было пользоваться при помощи скромных затрат труда и капитала. Благоприятный климат, полноводные реки и плодородная земля сули ли материальное довольство».

В царской грамоте подчеркивалось, что казаки получаю земли «в полное владение и распоряжение» за «усердную и ревностную службу, за ненарушимую верность, строгое повиновение и похвальное поведение, за храбрые и мужественные подвиги на суше и водах». Им же предписывались охрана южно-российских границ и освоение кубанских земель.

Переселение черноморцев из-за Буга на Кубань проходило двумя путями: морским и сухопутным. В августе 1792 г. первыми на гребных судах по Черному морю прибыли пешие казаки во главе с полковником Саввою Белым и высадились на Таманском полуострове. Кошевой атаман Захарий Алексеевич Чепига шел с конными полками, семейными казаками и войсковым имуществом сухопутным путем. На кубанскую землю он прибыл глубокой осенью и зимовал в Ейском укреплении. Оставшихся черноморцев собрал и привел в следующем, 1793 г. на новые земли войсковой судья Антон Васильевич Головатый. Всего на Кубань переселилось 17 тыс. бывших запорожцев, составлявших тогда основу Черноморского войска.

Весной 1793 г. казаки принялись укреплять кордонами кубанскую границу и строить курени (станицы). Уклад своей жизни в Запорожской Сечи они постарались перенести на новые земли. В центре куреня, как правило, располагался майдан (площадь), на котором собирались казаки для решения своих общих дел. На майдане возводилась войсковая церковь, в которой по обычаю хранились казачьи регалии, полученные «на поле честных заслуг государству» и свидетельствовавшие «о доблестной службе и храбрости предков».

Черноморцы даже внешне очень походили на своих предков-запорожцев: длинные опущенные усы, бритая голова, оселедец за ухом, рубаха, широкие шаровары, сапоги. Зимой они носили высокую меховую шапку с красным верхом, шаровары, полушубок. Конные казаки были вооружены ружьями, пистолетами, холодным оружием - шашками и пиками. Многие из них были искусными воинами, метко стреляли по цели с лошади на полном скаку и даже на слух в темноте. Строевой конь вместе с оружием был главным богатством казака.

Вновь основанные поселения сохранили старые названия 38 запорожских куреней (Батуринский, Васюринский, Динской, Уманский, Щербиновский и др.) и дополнены двумя новыми: Екатерининским, в честь императрицы Екатерины II, и Березанским - в память о подвиге казаков на Черном море - взятии крепости на острове Березани у турок. Таким образом, на Кубани черноморцы заложили 40 поселений (станиц).

В то же время кубанская линия, от устья Лабы до Ставрополья, заселялась донскими казаками, которые составили Линейное войско. Они основали здесь станицы Воровсколесскую, Прочноокопскую, Кавказскую и др.

Казачьи курени на Черномории были распределены таким образом, что наряду с освоением земель осуществлялось укрепление российской границы по реке Кубани (см. карту «Кубанские земли в конце XVIII в.»). Временные поселения казаков оборудовались земляными валами, плетеными изгородями и пушками.

Осенью 1793 г. казаки заложили на берегу Кубани войсковой город Екатеринодар, который стал военно-административным центром Черномории и получил свое название в честь святой Екатерины. Его возведение началось на территории Карасунского кута (район парка им. М. Горького и бывшей Краевой больницы). К югу, напротив излучины реки Кубани, была основана крепость, которая напоминала собою прежнюю Сечь. В крепости находилось войсковое управление с казармами для размещения куренных атаманов, бездомных и престарелых казаков.

Екатеринодар застраивался строго по плану, что позволило городу сохранять прямолинейность улиц и кварталов. Уже в 1794 г. в столице Черномории имелось 9 кирпичных домов, 75 хат, а население достигло 580 человек.

Царское правительство жаловало на Кубани земли и помещикам. Они перевозили на новые места крепостных крестьян из центральных районов России, но такие переселения не оправдали надежд владельцев.

Более значительным был поток беглых из центральной России. Их привлекали плодородная земля, мягкий климат и воля. Но они встречали многочисленные препятствия при получении земли. Приходилось преодолевать трудности и при освоении целины. Местная администрация стремилась пресечь такие переселения, выловить беглых и вернуть их на старые места. Однако эта попытка успеха не имела.

Многие проблемы, связанные с освоением Кубани, организацией быта и общественной жизни переселенцев, управлением Черноморским войском, оставались нерешенными.

Начало 1794 г. было ознаменовано общим собранием войсковой старшины в Екатеринодаре, на котором обсуждался порядок управления войском. Некоторые формы управления, применявшиеся в Запорожской Сечи, оказались устаревшими и неприменимыми в Черномории.

Собрание приняло документ под названием «Порядок общей пользы», по которому в Черноморском войске утверждалось войсковое правительство, состоявшее из кошевого атамана, войскового судьи и писаря. Вся Черномория была разделена на пять округов (Екатеринодарский, Фанагорийский, Бейсугский, Ейский, Григорьевский), для управления которыми назначались полковники. В правительстве сосредоточивались все военные и гражданские дела.

Исторически сложившееся казачье самоуправление претерпело изменения. Войсковая Рада была упразднена, все вопросы внутренней жизни теперь решались Войсковым правительством, которое подчинялось Таврическому губернскому правлению.

Казачье самоуправление сохранялось только в куренях. На общем собрании черноморцы решали свои местные проблемы, избирали атаманов. Сельский атаман занимался гражданскими делами, куренной - военными. Однако решение земельных и судебных вопросов, наряды на службу были переданы вышестоящей казачьей администрации. Атаманы подчинялись правлению округа.

В соответствии с «Порядком общей пользы» казак получал за военную службу земельный надел, денежное жалование и различные льготы. Земля предоставлялась ему в пожизненное пользование с правом наследования, но без права отчуждения. Старшина закрепила за собой привилегированное имущественное положение, (земельные владения стали неприкосновенными) получила «открытые листы» на землю и право выделяться на хутора.

Все изложенное явилось политической и экономической основой жизни казачества. Заселение Кубани черноморцами, организация военной службы, гражданского самоуправления и быта переселенцев, создание экономических и общественных отношений на принципах казачьей демократии позволили быстро и эффективно для того времени осуществить хозяйственное освоение региона и надежно укрепить южные границы России.

Шла русско-иранская война. В 1796 г. два полка черноморских казаков по 500 чел. во главе с войсковым судьей Д. Головатым были посланы в состав войск Каспийской флотилии.

В полки были отобраны «самые исправные и надежные казаки и усердные старшины», которые могли сражаться и в пешем бою, и нести морскую службу на лодках, и «стать в ряды кавалерии».

Пеший переход казаков начался 26 февраля 1796 г. от Усть-Лабинской крепости к Астрахани. Он составил 757 верст. Затем на судах Каспийской флотилии были перевезены в Баку, но казаки в военных действиях задействованы не были. Их силы тратились часто на ненужные передвижения и на непосильную физическую работу. Казаки укладывали в бурты провиант, разгружали транспортные суда, поставляли продовольствие в армейский корпус по реке Куре, рубили лес на дрова и для возведения батарей. Их посылали на частные хозяйственные работы к господам Ахматову и брату фаворита Екатерины II В. Зубову. Войсковая старшина обвешивала, обмеривала, обсчитывала рядовых казаков и держала их на полуголодном пайке. Казачий же провиант продавала. Так, например, Никита Собакарь утверждал, что казачья старшина в Баку за проданный персианам провиант получила 1700 руб., а за порционную водку - 700 руб. Она же утаила от казаков 16 тыс. руб., которые они заработали на казенных работах.

Среди казаков начались болезни, увеличивалась смертность. В персидском походе погибло до половины состава казаков. Умер от болезни и А. Головатый. Командование Черноморскими полками принял полковник И. Чернышев.

Изнуренные и измученные казаки вернулись домой лишь 22 июля 1797 г. Их встретил у крепостной башни Екатеринодара член войскового правления К. Кордовский вместе с группой старшин и атаманов. Протопоп с духовенством отслужили у церкви благодарственный молебен. Затем казакам был отдан приказ разойтись по куреням.

Однако казаки, оскорбленные отношением к ним и бесцельным походом, отказались выполнять приказ. Они потребовали «удовлетворения за все обиды, претерпенные в Персидском походе». На следующий день казаки подали в Войсковое правление прошение, в котором добивались денежной компенсации за вычеты из жалованья, оплаты за провоз вещей, за невыплату заработанных у казны денег и за проданный старшиной провиант.

Но атаман Т. Котляревский прошение воспринял как бунт. Он отказался выполнять требования казаков, приказал арестовать руководителей делегации.

По свидетельству генерал-лейтенанта Маркова, инспектировавшего укрепления Черноморского войска в апреле 1798 г., «весь беспорядок, названный тогда «бунтом», произошел по вине атамана Т. Котляревского, который не удовлетворил просьбы вернувшихся из Персидского похода казаков.

В начале августа волнения казаков переросли в бунт. К участникам Персидского похода присоединились рядовые казаки. Восставшие заменили на местах атаманов, сместили ряд должностных лиц в Войсковом правлении. На их место они выбрали казаков из числа восставших. Так, Федор Дикун был избран на должность войскового есаула, Осип Шмалько - войскового пушкаря, Никита Собакарь - смотрителя менового двора в Екатеринодаре. Среди ник выделялся Ф. Дикун - молодой казак родом из станицы Васюринской Он пользовался большим авторитетом среди рядового казачества за твердость и справедливый характер, выдержку и мужество. Восставшие казаки находили единомышленников среди старшины и духовенства, правда, очень немногих. Так, Н. Собакарь был старшиной, Дубовицкий - священником. Последний давал советы, наставления, благословлял казаков.

Главное требование, которое выдвинули бунтовавшие казаки, - восстановить выборность должностей в Черноморском войске. Дело в том, что в 1797 г. Павел I запретил избирать атаманов и назначил войсковым атаманом ненавистного казакам Т. Котляревского.

Восставшие выдвинули требования: вернуть отобранные у них офицерами земли, разрешить им рубить лес наряду со старшиной, уменьшить пошлины за рыбную ловлю и добычу соли. С 5 по 12 августа 1797 г. власть в Екатеринодаре находилась в руках восставших. Атаман Т. Котляревский в страхе бежал в Усть-Лабинскую крепость. Правление Черноморским войском перешло к бунтовщикам во главе с Ф. Дикуном. Он установил строгий порядок в городе, который поддерживался нарядами казаков, патрулировавших улицы. Виновники нарушений наказывались.

Смещенное войсковое правительство находилось в растерянности и страхе. Т. Котляревский просил высшее командование прислать войска для «усмирения бунтовщиков». Однако полковник Пузыревский, присланный из Петербурга, предложил пойти на хитрость: отослать в столицу руководителей бунта для подачи жалобы императору, а затем расправиться с восставшими. Замысел удался. Ф. Дикун и все казаки поверили полковнику, который убедил их в том, что император разберется во всех обидах и удовлетворит требования бунтовщиков. По настоянию Пузыревского, Ф. Дикун дал распоряжение казакам разойтись по местам до своего возвращения из Петербурга.

12 августа 14 казаков во главе с новым атаманом Черноморского войска Ф. Дикуном уехали в столицу. На следующий же день в Екатеринодаре начались репрессии. Были арестованы участники бунта. Их содержали под открытым небом, плохо кормили.

Казаки станицы Джерелиевской решили освободить из порем арестованных казаков. Они соединились с отрядами из станиц Полтавской и Ивановской и поджидали подхода казаков из других мест. Из донесения майора Белого видно, что участники похода в 200 чел. дошли до станицы Мышастовской, которая находилась в 40 км от Екатеринодара. Однако их не поддержали казаки других станиц.

Трагической была судьба казачьей делегации, отправившейся с письмом в Петербург. Они прибыли в императорский дворец 7 сентября 1797 г., долго ждали приема у Павла I. Но прибывший караул арестовал их и препроводил в Петропавловскую крепость. Следствие велось три года. Участников бунта приговорили к смертной казни через повешение. Но Павел 1, боясь новых волнений среди казаков, смягчил приговор. В царском указе от 28 августа 1800 г. повелевалось руководителей выступления Ф. Дикуна, О. Шмалько, Н. Собакаря, И. Полового высечь кнутом, заклеймить и отправить в Сибирь на каторжные работы; других участников «оставить без наказания свободными». Из 222 арестованных участников Персидского бунта к моменту вынесения приговора уже умерли 55 человек. Большое количество умерших обусловлено ужасным содержанием узников в тюрьмах. Оставшиеся в живых были выпущены на свободу.

Ф. Дикун умер при загадочных обстоятельствах на пути из Петербурга на родину, где его должны были подвергнуть позорному наказанию. О. Шмалько умер в тюрьме в Екатеринодаре, Н. Собакарь и И. Половой были отправлены в Сибирь.

Так закончился Персидский бунт черноморских казаков в 1.797-1800 гг. Стихийность выступления, твердая вера в справедливое решение императора Павла I привели к поражению.

Бунт стал ярким эпизодом в истории черноморского казачества. Это выступление было, по словам Ф. Щербины, лебединой песней черноморцев о казачьей воле и демократических порядках.

Все материалы раздела «Финансы, банки, рубль, власть»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС