Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Зверинецкие пещеры киевской Оболони и Звериный стиль Меровингов в музее меровингского искусства баптистерия Сен-Жермен (Saint-Jean-Baptiste)

    • «Зверинецкие пещеры», И.Каманин, 1914 год
    • «Хождение» игумена Даниила в Святую Землю», ранее «Житие и хождение Даниила, игумена Русской земли»
    • Пещера Илии на горе Кармил
    • Баптистерий Сен Жермен в Пуатье. Музей Меровингского искусства
    • Фонтан Св. ИоаннКреститель, Лион (Fontaine Saint Jean Baptiste, Lyon) clubs.ya.ru
    • Saint_Jean– Baptisne, св.Иоанн Креститель. Леонардо Да Винчин
    • Церковь «Знамение Божией Матери» в Вильно на землях Зверинец, где похоронен В.В.Мартинсон
    • Зверинец Ростовская ПОДПИСЬ Зверинец, Церковь Живоначальной Троицы и Великомученика Евстафия, Ростов (Ярославский)
    • Евстафий, которого не тронули звери. «Евстафий Плакида в Колизее» (А.Т. Марков, 1836 год, ГТГ)
    • Церковь Николая Чудотворца на Зверинце, Тверь hram-tver.narod.ru
    • Имена Игуменов Зверинецкого пещерного монастыря св. Михаила
    • Пещерный вход ПОДПИСЬ Пещерный вход в 1913 году
    • Восстановление Зверинецких пещер… Новые фрески. XXI век

© Наталья Ярославова-Чистякова
22-23 сентября 2012 года

Когда пять лет назад я писала статью «Начало и упадок королей Меровингов - поучительная история для современных политиков», то упомянула в ней звериный стиль Меровингов, хотя и не стала раскрывать полностью эту тему.

Акцент в публикации был сделан на том, как власть Меровингов была перехвачена у них мажордомами, равнозначными, в разные эпохи: дворецким, управляющим делами, а ныне и - главам аппаратов («Мажордомовский переворот»).

Сама же статья была написана в связи проходившей в 2007 году, в Эрмитаже экспозицией Берлинского музея древней и ранней истории, посвященной эпохе королей Меровингов.

Пять лет назад я исходила из того, что:

Во-первых, звериному стилю надо посвящать отдельный материал.

Во-вторых, политики, как основные адресаты, не готовы были к обсуждению темы «реальной политики» на «птичьем языке» и на «зверином языке».

Поэтому звериному стилю я уделила короткий комментарий.:

«Рассуждая о силе Меровингов, нельзя не обратить внимания на ещё один акцент выставки в Эрмитаже. Речь идет о, так называемом «Зверином стиле» в искусстве и одеждах эпохи Меровингов. И, прежде всего об образах птиц, популярных в германской мифологии: орел, лебедь…»

Спустя пять лет, «образ Птичьего клина», неоднократно презентовавшийся мною вместе с идеологией «Пути Лебедя» стал понятен и в политическом мире.

Однако сейчас повод вспомнить звериный стиль Меровингов - другой. Дело в том,что когда я писала статьи о княгине Ольге, мне вновь встретилась тема Зверинца, уже знакомого по истории города Вильно («Дорога к единственному Храму княгини Ольги «на Нево» привела к Святой Наталье Никодимийской из Вифинии»).

Ведь именно земли некого таинственного и не вполне понятного современному человеку - Зверинца (Жверинца), в Вильно выкупил антиквар, масон и казанский гласный В.В.Мартинсон.

На этих землях В.В.Мартинсон построил храм «Знамения» Божией Матери и завещал похоронить его у храмовой стены («Поздравляю весь «царствующий дом» Ярославовых! Письма В.В.Мартинсона о роде Ярославовых и Виленское Братство»).

Само название «ЗвЕринец» (ударение на первом слоге), признаюсь, меня очень удивило. И я уже тогда поднимала историю этого вопроса. Запомнила прочитанное, и отложила на время.

Однако Зверинцы Великой княгини Ольги Перевозщицы - главной героини сентябрьских глав статьи о «Бирском «Рюриковом городище», побудили меня задуматься о существующей общности между княгининым Зверинцем и Зверинцем В.В.Мартинсона.

И Ольга Киевская и В.В.Мартинсон были Посвященными. К тому же Княгиню Ольгу воспитывал Олег Вещий, которого считают волхвом и колдуном.

Запомнив и эти Ольгины Зверинцы, я хотела было, в второй раз, обойти непростую тему. Однако «информационный повод», связанный с «Женой Иисуса» вернул меня к Йорданскому Никольскому монастырю Киевской Оболони. Тем более, мне стали известны некоторые новые данные. И в дополнение к этому - продолжала манить загадочная «летописная река Сухая Лыбедь».

Таким образом, я вернулась к теме Йар-Дана, «всплывающего в Оболони», и к Марии Магдалине, а также к странной архитектуре с колоннами в Ольгиных погостах Мышкинского уезда Ярославской губернии, опубликовав статью:

«Священники Ярославовы в верхневолжском погосте Княгини Ольги Перевозщицы и Акрополе «Морского Пирата» Николы Чудотворца»

Продолжая углублено изучать историю реки Лыбедь и киевской Оболони, я выделила для себя Зверинецкие пещеры и Зверинецкий монастырь.

Т.е. и тут, по сути, мне встретился Зверинец.

В 1914 году этому Зверинецкому монастырю была посвящена прекрасная книга автора И.Каманина «Зверинецкие пещеры».

Книга переиздана в Киеве «По благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины ВЛАДИМИРА».

Т.е. переиздана она в том же самом 2007 году, когда я общалась с драгоценностями и ювелирными украшениями Меровингов, привезенными из Берлинского музея. Общалась - будет сказать правильно. Потому что присутствовало ощущение Великого Прошлого. Я там пробыла около пяти часов, т.к. фотографировать было нельзя и мне пришлось делать записи вручную. И была ещё одна причина,по которой я возвращалась к этим инсигниям власти Меровингов.

Таков был для меня 2007 год, когда и была переиздана книга о Зверинецких пешерах в Оболони.

Автор книги о Зверинецких пещерах И. Каманин начинает свой труд так:

«С чувством глубокого благоговения пред памятником седой русской старины и истинной святости, каким являются Зверинецкие пещеры, с сознанием важности его археологического и церковно-исторического значения, приступали мы к выпускаемому ныне в свет настоящему нашему труду».

И.Каманин также упоминает о визите «известного русского археолога, председателя Императорской археологической комиссии, графа А. А. Бобринского… дважды посетившего пещеры и вынесшего искреннее убеждение в их глубокой древности…».

Тем самым, И.Каманин сохраняет для истории факт о том, что интерес к пещерам проявлял внук императрицы Екатерины II и её фаворита Григория Орлова, в свою очередь, близкого к человеку, именовавшему себя Сен-Жерменом.

Сен Жермена я упоминаю по той причине,что он взял себе имя от древнего баптистерия Сен-Жан-Сен-Жерме́н (фр. Saint-Jean-Saint-Germain), позже давшего название муниципалитету, где изучал науки этот таинственный «предсказатель»

Похожим образом, замечу, называется и Кафедральный собор Св. Иоанна (Saint-Jean-Baptiste): «В Лионе главное здание площади занимает собор Сен Жан, посвященный Иоанну Крестителю. Сен Жан, а по-французски Saint-Jean или полное его название Saint-Jean-Baptiste, означает Святой Иоанн Креститель». («Кафедральный собор св.Иоанна»)

К теме Зверинцев и Звериного стиля Меровингов эти визиты А.А.Бобринского в Зверинецкие пещеры имеют прямое отношение.

Дело в том, что музей «Меровингского искусства» находится именно в баптистерии Сен-Жермен, в Пуатье (Poitiers), на р. Клен (бассейн Луары). Город Пуатье с 9 до 18 вв. был главным городом графства и провинции Пуату, в районе которого произошли крупные сражения. В 507 франкский король Хлодвиг около Пуатье разбил вестготов.

В Зверинецком монастыре св. Михаила в Киеве бывала и Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, о чем также рассказывает И.Каманин в своей книге:

«Кроме Высочайших даров в упомянутой домовой церкви имеется икона преподобного Сергия, Радонежского чудотворца - дар ее Императорского Высочества, Великой княгини Елисаветы Феодоровны и много драгоценных знаков внимания частных благотворителей».

Получается, что Великая княгиня Елизавета Федоровна посещала Зверинецкие пещеры, также как и Псково-Печерские пещеры, и её интерес к моей родине Николо-Березовке, вне всякого сомнения связан и с пещерной церковью, которую на Каме создавали соловецкие монахи. Причем и в Николо-Березовке Великая княгиня Елизавета Федоровна освятила придел Сергия Радонежского и своего мужа Сергея Романова - Рыцаря Гроба Господня («Статьи о Березовской Чудотворной иконе Николы Закамского и Святой Елизавете - княгине Романовой»).

В ряду других ценных даров также есть - связанные с казанско-камской тематикой:

«Среди пожертвований особенно выделяются: высокоценная икона Казанской Божией Матери, находящаяся в отдельном киоте, пожертвованная неизвестным благотворителем, и древняя плащаница, по преданию, чудесно сохранившаяся в огне, истребившем дом и имущество ее прежнего владельца, принесенная в дар скиту тем же благотворителем, и помещенная в приделе св. Иоасафа Белгородского (в алтаре)

Главнейшими святынями почитаются обнаруженные в нише игумена Климента Зверинецкая икона Божией Матери и панагия с древнейшим изображением Успения Богоматери… Загадочная кипарисная панагия, найденная в нише игумена Климента, привлекает к себе внимание ученых…»

Надо сказать, что сама книга о «Зверинецких пещерах» посвящена пещерному подвижничеству.

И в книге делается очень важный вывод о том, что «Основателем пещерно-подвижничества… следует признать св. пророка Илию и его ученика св. пророка Елисея, подвизавшихся на горе Кармил.

Впоследствии эта гора стала любимым убежищем первых христианских подвижников. Путешественники, посещавшие Палестину и бывавшие на св. горе Кармильской, говорят, что она вся ископана пещерами; эти пещеры были некогда обитаемы подвижниками: ныне же они совершенно пусты»

Таким образом, пещерное подвижничество связано с культом пророка Илии и горы Кармил.

А поскольку князей Оболенских выделяют: следы культа Перуна и очень явный, отличающий их, культ именно пророка Илии, то, в данном случае, информация И.Каманина объясняет и особое отношение Оболенских к пещерным монастырям.

В статье о Принце Псковском князе Ярославе Васильевиче Оболенском мною приводилась история о том, как священники Троицкого Собора Пскова отказались освящать пещерную церковь Успения Богородицы.

И тогда эту церковь взялся освящать сам князь Ярослав Васильевич Оболенский вместе с приглашенными им священниками уже из города Новгорода.

Дата, в которую Псковский Государь Ярослав Васильевич Стрига Оболенский освящал Успенскую церковь, и стала датой основания Псково -Печерской Лавры.

История представлялась мною в статье: «Тайна последнего сенсационного Указа Принца Пскова Ярослава Оболенского - родоначальника князей Ярославовых»

«…датой основания Псково Печерского монастыря считается 1473 год, когда была освящена выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Первоначально Иоана обратился к священникам Псковского Троицкого Собора с просьбой освятить пещерный храм, но они ему отказали, так как «церковь в горе эта необычная и необыкновенная по своему устройству». На себя они ответственность не взяли и послали Иону к новгородскому архиепископу Феофилу (ныне Феофил Печерский).

Вот этот архиепископ Феофил и князь Ярослав Васильевич Оболенский и приняли на себя те риски по освящению «необычной церкви», от которых отказались священники Псковского Троицкого Собора…»

Рассказанная уникальная псковская история подвигает к выводу о том, что трепетное и священное отношение князя Ярослава Оболенского к пещерным храмам произросло от Зверинецких пещер в Оболони - главной вотчины князей Ольговичей и князей Оболенских. Эти Зверинецкие пещеры - древнее Печерских пещер в Киеве, на чем в книге И.Каманина сделан акцент несколько раз.

Показав связь пещерного подвижничества с культом пророка Илии и горы Кармиль, автор обращает внимание на то, что

  1. Пещерных подвижников было мало.
  2. Места, где они появлялись были очень редки.
  3. Общины в пещерах существовали недолго.
  4. Пещерное подвижничество существовало за 10 веков до крещения Руси.
  5. Пещерное подвижничество не является следом Афона или Крымского христианства.
  6. Пещерное подвижничество связано преимущественно с Кармильской пещерой пророка Илии.

«Из вышеприведенного краткого перечня пещерно-подвижников мы видим, что число их вообще было невелико на протяжении десяти веков, протекших до начала пещерно-подвижничества в Киеве, и что они появляются в немногих местах, в виде небольших общин, существовавших короткое время.

Не было пещерно-подвижничество развито и на Афоне; задолго до X в. оно прекратилось и в Крыму.

Поэтому-то мы и думаем, что на возникновение пещерно-подвижничества в Киеве и, в частности в Зверинецких пещерах, оказали влияние наши паломники, «калеки-перехожие», сообщавшие рассказы о Кармильской пещере пророка Илии, известной также и из Библии, и вызвавшие очень рано на Руси подражание ему и почитание этого пророка, в честь которого еще в начале X в. в Киеве воздвигнута была даже церковь» («Зверинецкое пещеры», И. Каманин).

Далее в книге о «Зверинецких пещерах» цитируется «Житие и хождение Даниила, игумена Русской земли». При этом автор, в рассках игумена Даниила, выделяет следующую информацию:

Во-первых,

О Гробе Марии Магдалины

«…игумен Даниил (1115 г.), еще на пути в Иерусалим посещает пещеру семи отроков близ Эфеса; «тут», по словам игумена Даниила, «гроб Марии Магдалины, тут же и глава ее».

Во-вторых,

О Гробе Богородицы

«…Описывая самый Иерусалим, иг. Даниил говорит о Гефсимании, о гробе Св. Богородицы и о пещере, «идеже предан бысть Христос»

В-третьих,

О пещере (печере) пророка Ильи

«Игумен Даниил прибавляет: «и ту же есть близь другая печера, идеже жил Илия пророк с учеником своим Елисеем»

В-четвертых,

О пещере (печере) Иоанна Предтечи на реке Иордан

«Описывая р. Иордан, иг. Даниил упоминает о существовании здесь «печеры св. Иоанна Предтечи»

У самого Даниила в главе «О пещере Иоанна Крестителя» представлен такой рассказ о ней: «…есть место, откуда Илья-пророк был восхищен на огненной колеснице на небо. Там же находится пещера Иоанна Крестителя. Здесь же протекает обильный водою поток, он красиво течет по камням в Иордан. Вода потока студена и очень вкусна. Эту воду пил Иоанн Предтеча, когда жил в пещере».

Что касается реки Йордан, «всплывающей» в церковном колодце Киевской Оболони, то о ней игумен Даниил пишет так: «…Иордан вытекает из Тивериадского озера двумя бурными источниками. Один источник называется Иор, а другой Дан, от них и образовалось название Иордан. Течет Иордан быстро чистой водой, очень извилисто. Всем он напоминает реку Снов: и шириной, и глубиной, и поймой. Вода его очень вкусная и чистая».

Интересно,что вкусу воды Даниил уделяет столько же внимания - сколько и деталям в характеристике пещер. Подобные же акценты - на вкусе воды я встречала в дореволюционных статьях о реке Лыбедь.

Описание пещер на горе Кармель похоже на описание пещер в горах по берегам реки Белой, в Башкирии, где жили невидимые подвижники, которым молились моряки.

Если говорить о других наиболее известных пещерах, то это - «Пещеры Аджанты» в Индии

При работе над статьями по истории рода Ярославовых, мне встречались также пещеры Виленских мучеников в городе Вильно, где как и в Киеве есть древний район Зверинец.

История об этих Виленских пещерах звучала так:

«Первая деревянная церковь во имя Святой Троицы была построена на месте казни Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, по желанию литовской княгини Улиании - внучки «Царя Росов» Михаила Ярославiва Тверского. …Ещё будучи язычником и за три года до своего второго брака с Тверской княгиней Иулианией будущий муж Иулиании - литовский князь Ольгерд Гедиминович казнил своих тайно православных подданных, исповедовавших православие в пещере, называемой сегодня «пещерой Виленских мучеников»

Однако после появления княгини Иулании ситуация в Литве стала коренным образом меняться … На месте гибели Виленских мучеников Иулиания Александровна основывает Свято-Троицкий монастырь» («Поздравляю весь «царствующий дом» Ярославовых! Письма В.В.Мартинсона о роде Ярославовых и Виленское Братство»)

Подобная же триада: «Троицкая церковь - Зверинец - мученик Евстафий» повторяется в Ростове Великом, близ Ярославля, где есть древнее Поселение Зверинец, а в нем церковь «Живоначальной Троицы и Великомученника Евстафия».

Великомученик Евфстафий - прославился тем,что он был брошен на съедение зверям, но звери его не тронули. Т.е. Покровительство, оказанное его подвигу умиротворило даже зверей - людоедов. Затем он сам стал считаться покровителем охотников. Преображение произошло после того, как над рогами оленя, в которого он хотел стрелять - воссиял крест. («Великомученик Евстафий»)

Что касается киевского Зверинецкого пещерного монастыря во имя св. Михаила, то «он возник в 988 году и существовал самостоятельно до 1088 года, когда великим князем Всеволодом Ярославичем было окончено сооружение наземной каменной церкви над берегом Днепра.

Во время пребывания монастыря св. Михаила в пещерах, в нем сменяли один другого семь игуменов, имена которых начертаны над жертвенником в алтаре (ара) ; некоторые из них встречаются в летописях и житиях, как игумены и епископы…

Расшифровка записи на кипарисной панагии, упомянутой выше, а также исследование других значимых обстоятельств позволили автору книги «Зверинецкие пещеры» принять ту точку зрения, что первым Митрополитом Киевским был все-таки святой Михаил, а не Леонтий Чудотворец - игумен Зверинецкого монастыря.

Касательно этого вопроса он пишет:

«Вся … фраза, с раскрытыми сокращенными словами, означает, по нашему мнению, что владельцем панагии был «сен(келл) Ми(хаил) сирин митрополит в Акре Сирийской».

Кто был этот синкелл Михаил-сирин митрополит, несомненно находившийся в Киеве и оставивший свою панагию здесь, в Зверинецких пещерах, в обители св. Михаила?

Решаемся думать, что это был не кто другой, как синкелл иерусалимский св. Михаил-сирин (т. е. уроженец Сирии), считающийся у нас первым русским митрополитом, пришедшим в Киев вместе с Владимиром св. и крестившим как самого великого князя Владимира (преподавши ему наперед исповедание веры, вошедшее как его литературный труд сначала в Изборник Святослава 1073 г., а потом перешедшее и в летопись) и его семью, так и всю Киевскую Русь

…Найденная в нише-келии игумена Климента в Зверинецких пещерах панагия с именем «сирина митрополита» как бы подтверждает киевское предание о первом киевском митрополите Михаиле и служит для него вещественным доказательством, а вместе с тем сообщает и ту неизвестную доселе биографическую подробность о Михаиле-сирине, что он, еще до прихода своего в Киев, был уже митрополитом в Акре Сирийской и сохранял за собой этот титул…»

При этом об Акре И.Каманин дает следующие сведения в его книге:

«Акра - приморский город в Сирии, южнее г. Тира, вблизи Кармильской горы.

У греков город был известен под именем Птолемаиды и входил в пределы Галилеи… У турков и арабов он получил название Акры; в нем всегда находилась епископская кафедра, подчиненная иерусалимскому патриарху».

Таким образом, судя по книге о «Зверинецкой пещере», Русь, де факто, крестил, митрополит Акра Сирийского - Михаил, проживавший около горы Кармил. Он же был и первым Киевским митрополитом.

Игумен Зверинецкого монастыря и епископ Леонтий, которого сторонники иной версии также называют первым Киевским митрополитом, уже встречался мне в истории рода Ярославовых, как Леонтий Ростовский. Речь идет о статье «Хранители древних знаний - Ярославовы и их вологодский круг», где я упоминала о переписке А.Т.Ярославова с архиепископом Ростовским и Ярославским Арсением Верещагиным, а также о Леонтии Ростовском:

«Большую коллекцию ростовских и ярославских древностей Мусин-Пушкин получил благодаря знакомству с архиепископом Арсением (Верещагиным), с 1787 возглавлявшим Ярославскую епархию. Среди старинных документов оказалось и знаменитое «Слово о полку Игореве», хранившееся в ризнице Спасо-Преображенского собора упраздненного Спасо-Ярославского монастыря. Находка и публикация этого бесценного памятника древнерусской литературы принесли коллекционеру мировую известность»…

Арсений (Верещагин) известен ещё и тем, что благодаря его стараниям в 1789-1791 годах в Ярославле был построен каменный храм святителя Леонтия Ростовского…

Почему архиепископ Арсений выбрал именно Леонтия Ростовского - епископа Ростовского и Суздальского? Вероятно дело в том, что он современник Ярослава Мудрого, который чуть ли не в одиночестве крестил Ярославль…»

В книге о Зверинецких пещерах этот Леонтий Ростовский отождествляется с игуменом Зверинецкого монастыря св. Михаила:

«Св. Леонтий окончил мученически свою жизнь, распространяя христианство на языческом русском севере. Он стал известен своими чудотворениями и причислен впоследствии к лику святых; мощи его обретены в 1169 году и ныне почивают в Ростовском соборе.

Поэтому, принимая во внимание время возникновения Зверинецкого монастыря св. Михаила и игуменства в нем Леонтия, судя по синодику, и имея в виду время епископства св. Леонтия в Ростове, мы позволяем себе утверждать, что Зверинецкий игумен Леонтий и св. мученик Леонтий-чудотворец, третий епископ Ростовский, - одно и то же лицо…»

Село Зверинец около Ростова Великого Ярославской губернии (ныне области), которое уже упоминалось выше, - ещё одно доказательство верности этих выводов.

В настоящее время «церковь разрушена, но очертания бывшей религиозной реликвии по сей день видны всем желающим. Примечательно, что церковь взрывали несколько раз динамитом, но стереть с лица земли ёё так и не удалось» (Ростовский район Зверинец)

Киевские Зверинецкие пещеры в Оболони засыпал ещё хан Батый!

И тем не менее, они были найдены в XIX веке.

И.Каманин, в его книге, сравнивает даты оснований Зверинецких пещер и Печерских пещер, и приходит к выводу о том, что Святой Михаил похоронен все-таки в Зверинецком монастыре.

«…обнаружение панагии сирина-митрополита в нише-келии игумена Климента, указывает также и на погребение первого киевского митрополита Михаила именно в Зверинецких пещерах, а не в Десятинной церкви

Наконец, нам кажется, нельзя обойти вниманием и того обстоятельства, что надпись на панагии сделана не на греческом или сирийском языке, а на славянском.

Это обстоятельство мы объясняем себе таким образом: хотя в нашей первоначальной летописи (по Лаврентьевскому и Штатскому спискам) не говорится о назначении константинопольским патриархом в Россию митрополита тотчас же по принятии христианства Владимиром св., и некоторые наши историки отрицают на этом основании такое назначение; но оно необходимо должно было быть сделано, во-первых, потому что тогдашнее Русское государство являлось крупной и важной силой в среде других славянских княжеств и обходиться без церковного главы не могло, в виду необходимости утверждения христианства

…славянская надпись с означением имени св.Михаила на ней должна была на Руси служить как бы очевидным удостоверением его личности, кроме тех официальных документов на пергаменте, которыми он был, вероятно, снабжен при отправлении в Киев вместе с царевной Анной и которые не всякому могли быть доступны…»

Основываясь на том, что Зверинецкие пещеры были древнее Печерских пещер И.Каманин защищает также положение о том, что основатель Печер - Антоний Печерский изучал пещерное подвижничество именно в Зверинецких пещерах.

«…Мы позволяем себе даже думать, что преп. Антоний и Феодосий именно в Зверинецких пещерах учились подвигам пещерно-подвижничества, и едва ли они могли видеть их где-либо в другом месте. Живые же примеры пещерно-подвижничества преп. Антоний мог видеть только в Зверинецких пещерах. Преп. Феодосий и совсем не был на Афоне и с монастырской жизнью знакомился и учился ей только в киевских пещерных монастырях, из коих Зверинецкая обитель одна лишь развила у себя пещерно-подвижничество. Быть может, какие-либо отрицательные стороны в жизни зверинецких иноков (вероятнее всего теснота помещения этих пещер) побудили преп. Антония основать собственный монастырь; на это прямо указывает и автор его жития, говоря: «и походи (Антоний) по монастырем (в Киеве) и не возлюби ни в едином от них жительствовати». Преп. Феодосий, в свою очередь, ходил по киевским монастырям, «хотя быти мних», наблюдал их жизнь и, найдя какие-то в них неудобства, отдал предпочтение и поселился в пещере преп. Антония. Положенные этими первыми строителями Печерского монастыря начала строгой монастырской жизни и пещерно-подвижничества создали неувядаемую славу и святость их монастыря, а твердость этих начал поддерживает монастырскую жизнь и до нашего времени. Эти же начала создали и несокрушимую творческую религиозно-нравственную силу, благодетельно действующую вот уже девять веков в жизни Русского государства и Православной Церкви…»

«Антониева тема» здесь важна ещё и по той причине, что в статье «Ольгина топонимика» ( В.И.Будько) упоминается легенда об иконе святого Антония Римлянина - Новгородского Чудотворца, получившего имя в честь Антония Великого:

«Академик Труссман, путешествуя по деревням Северной Гдовщины, обратил внимание на некую икону XVI века, согласно легенде приплывшую чудесным образом по реке Долгой в д. Корино. (Труссман) Таким образом, мы имеем две Святыни, приплывшие по одной и той же реке, но в разные пункты. Дело в том, что Георгиевский крест явился в Ложголово или приплыл туда, неся на себе Св. Георгия Великомученника. По другой версии крест был поставлен на месте явления самого Св. Георгия. Аналогичное явление имело место в Новгороде. По основании города туда чудесным образом приплыл на камне Св. Антоний - Римлянин, основавший известный Антониев монастырь…»

По моему мнению, Антониева тема указывает одновременно и на основателя Печерских пещер, и на Антония Великого.

В этом смысле, имя Антоний является дополнительным свидетельством следа пещерного подвижничества.

Этот след есть в Псково-Печерской Лавре.

Этот след есть и на Кубенском озере, где в часовне Антония Великого вымаливал для себя спасение князь Муромский Глеб Борисович во время камнепада, построивший затем по обету Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере.

А также в Уделе Великой княгини Ольги.

И поскольку история рода Ярославовых связана с этими редкими центрами пещерного подвижничества, то и свою статью о вотчинах и землях Ярославых ещё два года назад я назвала: «Катакомбная Русь»: крупные феодалы, вотчинники и землевладельцы Ярославовы, XV-XX век».

Как ясно из того, что сказано выше, Зверинец нельзя путать с местом, где просто собраны Звери.

Поскольку Зверинцы связаны с богатыми охотничьими угодьями и заповедными местами, то название может указывать даже на некое покровительство животным, на доброе сосуществование с миром животных.

И на отказ от приношения животных в жертву, к чему призывал св. Иоанн Крестителя. Жертвоприношение он предлагал заменить крещением в воде.

Пещерные монахи, которые «слезами, пощеньем, молитвою, бденьем» вымаливали у богов много более, чем жрецы, приносящие жертвы, по сути, защищали бедных животных, чья кровь была уже не нужна после того, как Илия победил Ваала на горе Кармель.

За пророком Илией следовал Иоанн Креститель и пещерные монахи подвижники.

Ну а поскольку Григорий Орлов был другом Сен Жермена, имя которого указывает на Иоанна Крестителя, то он безусловно знал тему «Зверинца». И потому основал свой Зверинец у Дворцового парка Гатчины.

«К Дворцовому парку Гатчины с севера примыкает значительный по площади (около 400 гектаров) лесопарк, в прошлом Зверинец. Он расположен по обе стороны речки Гатчины, вытекающей из Белого озера и впадающей в реку Парицу, ограничивающую Зверинец с севера. Зверинец основан в 1760-х годах графом Г. Г. Орловым, построившим в бывшем Вайловском, или Орловском, лесу небольшой охотничий дом, впоследствии называвшийся Орловским домиком.

В конце ближайшей к западной границе Зверинца просеки, носившей название Цагове (по имени егеря И. Цагове), на северо-западной границе Зверинца, находился егерский домик (он существовал до 1920-х годов). Стены и потолок домика были расписаны.С целью обогащения ландшафта в ближайшей к Дворцовому парку части Зверинца было создано новое озеро за счет расширения русла Гатчинки. Искусственно созданные небольшие острова придали вновь образованному озеру живописность. В 1857 году в Зверинец перевели царскую охоту из Петергофа … В 1910-х годах в Зверинце содержалось стадо зубров. Олени из Зверинца свободно переходили в Дворцовый парк» («Зверинец»)

Как видим, это уже несколько другая интерпретация, чем к примеру, «Церковь Николая Чудотворца на Зверинце в Твери»

Пример Г.Орлова, а также пример поздних Романовых, говорит о том, что они - «приземляли» эту тему, в чем был ренессанс средневековых культов зверя, которые, в свою очередь, тяготели к звериному стилю Меровингов - в большинстве своем не крещеных, за исключением последних.

Я уверена, что тема Зверинцев и Зверинецких Пещер много более глубокая, чем создание просто заповедников для царских зверей.

Во всяком случае, в Оболони на это указывает Красный двор Великого князя Киевского Всеволода Ярославича («Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные»).

И я намеренно отказалась от цитирования ряда исследований о том, как эта традиция «звериного культа» преломлялась при дворах правителей разных эпох.

Потому что хотела обратить внимание, в первую очередь, на «симбиоз» Меровингского искусства и древнего баптистерия Сен-Жан-Сен-Жерме́н (фр. Saint-Jean-Saint-Germain). А также на тему: Великая княгиня Ольга, Зверинец, Зверинецкие пещеры и Меровинги…

И ещё вот на это:

«…То, что открыто в пещерах…, достаточно, чтобы считать их священным и большой важности памятником православия и потому желать увековечения этого памятника достойным его сооружением большого каменного храма на площади перед пещерами, с непосредственным ходом из него в пещеры.

Этим восстановится давняя связь Зверинецкого подземного монастыря с наземным Выдубицким, восстановится хотя отчасти древняя территория «Всеволожа монастыря», на которой в конце XIX века возник Св.-Троицкий монастырь, отдельное существование коего ныне не может быть ничем мотивируемо, а все эти соседние друг с другом храмы должны под властью викария Киевской епархии, епископа Черкасского, составить, в полном единении с Киевом, новую, славную, могучую святыню и памятник первого века православия на Руси, которая в будущем еще более упрочит связь Южной Руси с Северной, связь, начатую еще святителем и чудотворцем Леонтием, первым игуменом Зверинецких пещер и третьим киевлянином-мучеником и третьим же епископом Ростовской земли, и, кто знает, быть может автором старой Ростовской летописи, на которую мы находим ссылку в Печерском патерике.

Заслуга Зверинецкой обители св. Михаила и ее первого строителя и игумена, святителя Леонтия чудотворца, в деле распространения христианства и просвещения на Руси будет воскрешена, восстановлена и почтена достойным образом, вопреки всем тяжелым ударам судьбы, постигшим Зверинецкую обитель…»

Все материалы раздела «Финансы, банки, рубль, власть»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС