Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

«Масонская табакерка Ярославовой - Брянчаниновой, Академия Наук Петра I, Дубровицы и Архангельское», Ч.2

© Наталья Ярославова-Чистякова
7-11 апреля 2011 года, Санкт-Петербург
Благовещенье

Город Архангельск, где в этом году готовятся отметить 300-летие со дня рождения Михаила Ломоносова - это первое «Архангельское», изучаемой мною «Архангельской линии» от Белого моря до Москвы.

Второе «Архангельское» - центр бывшего Бюхтюжского княжества на Белом озере и вотчина Ф.С.Ярославовой, чья табакерка хранится в музее имени М.В.Ломоносова, являющемся, в свою очередь, отделом Музея этнографии и антропологии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, старейшего и ведущего центра изучения наследия М. В. Ломоносова.

И третье «Архангельское» - музей-усадьба Голицыных, к землям которой проявляет ныне интерес Виктор Вексельберг («Вексельберг покусился на Музей-усадьбу «Архангельское»).

Интересно, что до этого усадьба «Коралово», созданная А.М.Ярославовым очень нравилась Михаилу Ходорковскому, она и сейчас в собственности его семьи.

Особняк же супруги А.М.Ярославова во все времена нравился иным сильным мира сего, убеждающим нас ныне в том, как они отмечены якобы «печатью Бога»… Хотя «печать Бога» была на тех, кто эти усадьбы и «Архангельские» создавал, и приносил в них свою Благодать («Яр-Суздаль и Яр-Москва, «Яр-крыша» Донского и ставка Сталина в «особняке Ярославовой»).

Так вот, объединяют все эти три «Архангельских» - храмы Архангела Михаила, с которых и начиналось их архитектурное строительство». В усадьбе же Коралово - придел Михаилу Малеину при церкви Ярославской Толгской иконы Божией матери.

А Архангел Михаил - это и есть «Печать Бога», также как и Архангел Уриил - персонально патронирующий Россию, как северную страну.

Поэтому, если на ком-то подобная «печать Бога» и была, то на Михаиле Ломоносове, который родился в день Архистратига Михаила рядом с храмом Архистратига Михаила и сделал многое из того, что делают люди, отмеченные благодатью.

Именно этот Архистратиг Михаил являлся во сне российскому государю Павлу I, о чем остались свидетельства истории. («Михайловский замок»).

И как итог, известный Михайловский замок Петербурга, подобном трем вотчинам - «Архангельским», был назван им во имя Архангела Михаила. Великий Магистр Мальтийского ордена Павел I исполнял обет, когда строил этот Михайловский замок. При этом он создавал его как Дворец Великого магистра Ордена Иоанна Иерусалимского, вместе с галереей Мальтийских кавалеров и Мальтийской тронной залой. Замок был освящен в 1800 году, в день Архистратига Михаила 21 ноября (8 ноября ст.стиль). Ровно в этот же день была освящена и замковая Церковь во имя св. Архистратига Михаила.

Вместе со строительством Михайловского замка Великий Магистр Павел I как первоочередной объект восстановил и Спасо-Каменный монастырь на Белом озере, Сказание о котором написал старец этого монастыря, глава нестяжателей Паисий (Ярославов). Самому же старцу посвятил свой труд доктор исторический наук Г.М. Прохоров (Пушкинский дом), назвав его «Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре (Книжные центры Древней Руси XI -XVI вв.)». И коль скоро Павел I восстанавливал как первоочередной объект - Спасо-Каменный монастырь, то теперь становится понятным «Почему Ярославовых при Павле I защищал Мальтийский крест?».

Кто надоумил Павла I, мне не известно. Быть может, отец Святителя Игнатия Брянчанинова - камер-паж императора Павла I… А быть может, и его флигель -адъютант, кавалер ордена Иоанна Иерусалимского - Дмитрий Петрович Черевин, сын Марии Михайловны Ярославовой.

Странно, при этом, что после разрушения Спасо-Каменного монастыря в годы революции, он до сих пор не восстановлен, несмотря на то, что разных «Мальтийских крестов» и «мальтийцев» в России становится, все больше и больше.

Именем Архистратига Михаила царь Павел I назвал и своего младшего сына, единственного порфирородного наследника, родившегося в годы его царствования и завершившего жизнь в 1849 году в Варшаве, фактической столице Польши. У князя Михаила Павловича - сына Великого Магистра не было сыновей, только дочери. Потомство же двух его дочерей, вновь обращает наше внимание на Мекленбург, также как и текущие новости о погоде, сообщающие о том, что эта самая погода «сошла с ума от Мекленбурга до Оренбурга…».

На «звуки» Природы и последствий природных катастроф надо обращать внимание … К тому же 8 апреля, крупнейшая авария за всю историю произошла именно под этим Ростоком на территории земли Мекленбург, в одном из первых портовых городов Балтийского моря («Крупнейшая авария у Ростока: 8 погибших, 90 раненых»). А рядом с мекленбургским Ростоком находится ещё и Рёрик (Сокол), чье двойное наименование, де факто, повторяет название вотчины Архангельское (Сокол), принадлежавшей Федосье Степановне Ярославовой (Брянчаниновой). И этот Росток - древнейший порт на Балтийском море. Так же, как и древнейшим поротом на севере России является город Архангельск.

В честь князя Михаила Павловича Романова после его смерти был построен храм Архистратига Михаила напротив острова Кронштадт, в бывшем Ораниенбауме, на южном берегу Финского залива. В 20 веке этот город Михаила Романова переименован в честь Михаила Ломоносова. Получается, что волею судьбы в городе Ломоносов есть храм Архистратига Михаила.

Таким образом, Собор Архистратига Михаила построен напротив островной Петровской «штаб квартиры масонов», организованной посреди Финского залива, можно так сказать, по итогам Великого Посольства Петра I в Кенигсберг, где он знакомился с наследием «Ордена Лебедя» кенигсбергскского герцога Альбрехта Бранденбургского («Геополитика Кёнигсберга: продолжение истории «Башни Магдалы» в Ренн-ле-Шато»).

Обращу внимание, что к этому же Кронштадту было приписано и парусное судно «Гогланд» капитана А.Т.Ярославова - в период его мореходства, ещё до того, как он перешел на светскую службу помощником Архангелогородского губернатора. Одноименный кораблю А.Т.Ярославова остров Гогланд (острова Виргины) известен по книге Н.А.Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». На нем расположены стоянки каменного века 5-7 тыс. лет до н.э., чашечные поминальные камни и сейды 1 тыс. н.э. Одна из вершин острова называется Соколиной, в окрестности - четыре озера и два пункта дуги Струве. Рядом с Гогландом лежит множество небольших островов и банок. По этой причине, для судоходства остров «считается одним из наиболее опасных мест в восточной части Балтики». Каждый год на Гогланде останавливаются перелетные гуси и лебеди …

На самом деле, масонов ни во времена Петра I, ни во времена А.Т.Ярославова не было. Да и Иоанна Кронштадтского - настоятеля Андреевского Собора в Кронштадте масоном никак не назовешь. Но вот родился Иоанн Кронштадтский рядом с тем же самым городом Архангельском на Белом море, где родился и выдающийся деятель науки Михаил Ломоносов. Стоит ли удивляться, что именно Иоанн Кронштадтский лично посещал в Горицком монастыре блаженную Асенефу (Клементьеву) внучку Ф.С.Ярославовой (Брянчаниновой) - собственницы вотчины Архангельское близ Белого озера, табакерка которой хранится в музее им. Ломоносова. Да и умер Иоанн Кронштадтский в доме Клементьевых в Рыбинске. Таким образом, этот и многие другие факты являются указанием на продолжение им дела заволжских старцев.

Если в дополнение, к сказанному выше, прочитать ещё и «Воспоминания о юродивой монахине Асенефе Клементьевой. В дар Христу» Епископа Неофита, написанные им в 1917 году, то вопрос о том, что привело Ионна Кронштадтского к старице Асенефе проясняется сам собой.

Поэтому тот факт, что Петр I выбрал остров Кронштадт, указывает опять же, скорее, - на «Мальтийский крест», чем на масонство. Ведь в те годы Орден Иоанна Иерусалимского уже был признан «Морской Державой». Т.е. все, что на морях, по всей планете - это Держава Ордена Святого Иоанна Иерусалимского.

Архангельск же был крупнейшим, древнейшим и долгое время единственным морским портом для России на северо-западном направлении, если принять во внимание поселения - его предтечи.

По преданию основание Михайло-Архангельского монастыря относится к XII веку. Рядом с храмом Архангела Михаила возникли сначала Холмогоры, на месте бывших и ещё более древних Матигор. А в 1584 году по указу Ивана Грозного спешно, «одним годом … поставили город круг Архангельского монастыря». Назвали его Архангельским городом.

Уже при Петре I, в 1708 году Архангельск стал губернским городом. А первым губернатором Петр I назначил двинского воеводу П. А. Голицына, что опять же вполне закономерно, поскольку дядькой наставником и соратником Петра I в эти годы был Борис Алексеевич Голицын. А Петр Алексеевич Голицын губернатор Архангельска, а затем ещё и Киева, и Риги - его родной брат. Последней женой П.А.Голицына была Мусина-Пушкина, а до этого Воротынская и Ляпунова. Так что тут опять все было по - родственному с учетом того, что А.Т.Ярославов находился в близкой переписке и с племянником Б.А.Голицына и с Мусиными - Пушкиными. Тогда как Вассиан Патрикеев из Гедиминовичей был последователем дела Паисия (Ярославова).

Как видим, сама история Архангельска объясняет появление архангела Михаила на гербе города. Правда у герба почему-то две разные версии. В одном случае корона на гербе присутствует, а в другом - её нет. По одной версии, Архангел Михаил уже победил дьявола, а по другой - лишь только спускается с небес для возмездия, и бой ещё впереди. Я уже не первый раз встречаю такую «теневую работу» с гербами.

Меч архистратига Михаила на гербе Архангельска направлен вниз. На это важно обратить внимание по той причине, что именно с положением меча Архистратига было связано пророческое видение Евдокии Суздальской - жене Дмитрия Донского, с которой к нему перешел и ярлык на власть её отца, и золотой пояс, знак «Ордена Золотых поясов». После этого видения по указу Евдокии Суздальской и была создана икона Архангела Михаила с клеймами. Её толкователи считают, что Архангел Михаил изображен с мечом, направленным вверх, исключительно на этой иконе. Однако именно так он изображался и на древнем гербе Великого Княжества Черниговского.

К теме этого пророчества я ещё вернусь.

Сейчас же обращу внимание на то, что подобный архангельскому герб архистратига Михаила имеет украинский город Гадяч на Полтаве. Это один из самых крупных городов Украины XVI века. И можно было бы подумать, что это вполне символично, ведь на самом гербе Украины изображен Архангел Михаил. Однако в 1764 году этот самый Гадяч был пожалован Кириллу Разумовскому президенту Санкт-Петербургской Академии Наук. И здесь, как видим, вновь возникает тема Императорской Академии.

В дополнение к этому, ещё и тема казачества с гетманством, потому что до Кирилла Разумовского Гадяч с округом был пожалован Богдану Хмельницкому. «В 1750 Кирилла Розумовского избрали гетманом Украины. Вокруг него образовалась группа реформаторов-масонов из украинских шляхтичей: гетмана Мартоса, Качубея, Дарагана, Закревского, Полетика, Апостола, Гамалия, Капниста, Родзянко, Ханенко. Они мечтали о масонской Украине, о превращении казачества в рыцарский орден…». Об этом повествует статья «Масоны в Украине», где между масонством и рыцарством ставится знак равенства.

Я не ставлю такой знак равенства, но принимаю во внимание то, что и А.П.Мельгунова - Ярославского губернатора, которому открылись Скифские клады, тоже называли масоном. Поэтому масонской назвала и табакерку в названии статьи. Замечу, что Гадяч - один из древнейших центров Скифии.

Посвященные А.П.Мельгунову Оды во время его визитов в Вологду, тоже входят в фонды Н.М.Михайловского. Они хранятся вместе с «Дневниковыми записками» А.Т. Ярославова, вместе со «Сборником масонским начала XIX века, включающим «Таинство сотворения всех вещей природы, открытых Феофрастом» и труд «О именах божиих трисвятые Троицы»!!!. Тут же исследование христианства, перевод с английского исследователя Новикова и «Правила Соломоновы - Сираховы» О.Трубецкого. «Книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова» переводил А.А.Засецкий - крестный брат А.Т. Ярославова, однажды упоминала об этом. Ну и наконец, «Голицын Александр Николаевич «журнал магнетических кризисов».

Ещё одно доказательство того, что, так называемых, «масонов» от науки интересовало раннее христианство, т.е. те же тайны, которые открыли, либо пытались открыть, организаторы первого и последующих крестовых походов. И они сопоставляли тайны этого раннего христианства с магнетическими открытиями 18-19 веков, чем вообще-то занимаюсь и я, познавая христианство, образно, через «Яблоко магнита». («Женская троица» Герба Рюрика и священная геометрия «Яблок» Белой Богини»).

Не могу не напомнить здесь, что это «Яблоко магнита» вместе с «областью удвоения - всевидящим оком», именуемым «Сосуд Рыбы», изображено на захоронении Чаши, на холме Чаши, в Гластонбери, в Англии. Это «остров Яблок - Авалон» и на вершине Холма Чаши находится церковь Архангела Михаила. Само же удвоение - символизируют две Рыбы - Близнецы.

И если посмотреть на гербы князей Ухтомских, князей Белозерских и города Рыбинска близ Белого озера, то эти две Рыбы присутствуют на них, хотя уже в странных контекстах. Они находятся вне Чаши, которая символизируется полумесяцем, расположенным горизонтально. А в случае, Рыбинска их «сторожит» Медведь с секирой, которого вообще-то давно победил князь Ярослав согласно легенде о создании города Ярославля («Ярославовы и мистическая линия «андроповско-горбачевской» Перестройки - 2»)

Архангельску, Холмогорам, р. Сухоне, Белому озеру и, в целом, региону, о котором идет речь посвящена прекрасная статья А.В. Галанина «Где же был Великий Новгород? (свободные размышления о Русской истории)».

В ней он рассказывает,в том числе, и о Бохтюжском княжестве, которое было самостоятельным, и входило в состав Северной Новгородской Руси наряду с Белозерским княжеством.

«Земли Бохтюжского княжества непосредственно примыкали, а может быть, и занимали территорию современного города Сокол. Некоторые историки считают, что центр этого княжества находился в селе Архангельское. В настоящее время это село Архангельское находится близ городка Сокол. Сокол сегодня - это районный центр в Вологодской области. Старинное купеческое село Архангельское прежде было знаменито, многолюдно и богато на храмы. Их и сегодня в селе два: Храм Святого Духа и огромный красивый Михайло-Архангельский собор, величию которого может позавидовать иной город. Он построен еще в XV веке. Раньше прихожан только Михайло-Архангельской церкви было несколько тысяч».

Согласно «Дневниковым запискам» А.Т.Ярославова, вотчиной в этом самом Архангельском -Соколе - Бохтюжском владела Федосья Степановна Ярославова -Брянчанинова - супруга А.Т. Ярославова, либо сам Алексей Ярославов. Среди собственников этого Бохтюжского, в данном случае, это одно из древних названий Архангельского -Сокола (река Сухона с притоками Бохтюга и Глушица), значится и некий Алексей Ярославов в следующем контексте: «Алексей Ярославов, статский советник Вологда Грязовецкий; Бохтюжская; Комельская 1847 18А-88 (Источник belolikovi.narod.ru/VGV_1847.xls). Однако, в том случае, если цифры 1847 указывают год, то речь идет уже о потомках этого родового имения, к которым оно перешло в 18 веке. А имя Алексей у Ярославовых относится к одному из родовых имен, также как и Михаил («Четыре ЯН: Натальи Ярославовы и их Михаилы … От XIII до XXI века»).

И тут есть ещё одно совпадение д.и.н. Г.М.Прохоров из Пушкинского дома объединил в одной книге ««Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре (Книжные центры Древней Руси XI -XVI вв.)» и исследование о Дмитрии Глушицком… И это совпадение, вероятно, не случайно, с учетом тех данных, которые я приведу ниже.

Продолжая разговор об Архистратиге Михаиле и Михаилах в истории рода Ярославовых хочу вернуться к теме двух храмов купеческого села Архангельского на берегу Белого озера, речь о которых идет чуть выше.

Рядом с Михаило-Архангельским Собором находится Храм Святого Духа! Это два разных храма, но они находятся рядом !

Соборы Архистратига Михаила не столь уж часты на территории современной России. А Храмов Святого Духа почти нет !

Куда они делись и почему? Этот вопрос, сродни вопросу о том, почему церкви Троицы переименовывали в Никольские храмы.

Набрала в поисковой системе слова: «Храм Святого Духа…»… Вот вижу … «О спасении Храма Духа в пос. Талашкино Смоленской области»… Церковь во имя Сошествия Святого духа (Новая святодуховская) на Большой Охте в статье «Утраченные храмы Санкт-Петербурга»

«Храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов - храм православного монастыря в Вильнюсе, важнейший православный храм Литвы…»

Вильнюс - это та самая Вильна, связанная с Виленской Остробрамской Божией матерью («Виленская Богородица с Луной и Солнцем и «Великая королева» Мишеля де Нотр Дам»)

В 1563 году наместником в Вильне был князь А.И.Ярославов - правнук Ярослава Оболенского - родоначальника князей Ярославовых.

В 1323 году Вильна впервые упоминается в письме великого князя литовского Гедимина, в котором тот называет Вильну своим «стольным градом».

В 1565 году князь Александр Ярославов был наместником в Великих Луках, на гербе которых изображены мистические 222, совпадающие с номером 222 Ивана Ярославова «вымышленного» члена «Тайного Общества Невидимых» («Тайное «Общество Невидимых» и единый Славянский корень: Иван Ярославов и два олигарха Михаила»).

А в 1580 году воеводой в Великих Луках был Юрий Иванович Аксаков предок Анны Николаевны Аксаковой - супруги Николая Ярославова и дочери ярославского губернатора Аксакова. Их брак был заключен уже в XVIII веке. Т.е. спустя два столетия Ярославовы и Аксаковы вновь оказались рядом, и не только в Ярославле. Как уже ясно, эти два рода совместно осваивали территории Башкирии, Оренбурга, Астрахани.

Прокурором Уфимского верхнего земского суда был Тимофей Степанович Аксаков (р. 1759 ум. до 1832) - отец С.Т. Аксакова и дед Ивана Сергеевича Аксакова, родившегося в Белебеевском уезде Уфимская губернии. Это всемирно известный лидер Славянофильского движения, который публиковался в «Уединенном Пошехонце» вместе с А.Ярославовым священником в Смоленской церкви Одигитрии в Ростове Ярославской губернии («Реставрация имен, икон и родства: Ярославовы, Платовы и Платоновы»). В этой же церкви заключали свой брак А.Т.Ярославов и Ф.С.Ярославова.

И я уже не однажды задавалась вопросом о роли иконы Смоленской Одигитрии Путеводительницы в истории рода Ярославовых.

Вот ещё один удивительный, открывшийся мне, факт «Придел в честь Божией Матери Смоленской» в Воскресенском храме Горицкого монастыря устроен при помощи инокини Аркадия Клементьевой дочери Александры Алексеевны Ярославовой - Клементьевой и внучки А.Т.Ярославова - автора «Дневниковых моих записок». Это монастырь «Опальных цариц», я писала о нем.

Царский монастырь - царское знание…

Так вот, Придел во имя Божией Матери Смоленской инокиня Аркадия Клементьева увидела так, как это описывается в Летописи Горицкого монастыря М.Н.Шаромазов., библиотеки «РусАрх»: «На самом верху иконостаса изображен Дух Святый в виде голубя, в резном золоченом сиянии. На сени вызолоченными буквами имеется надпись «Достойно есть величати тя Богородице…» Местныя иконы Спасителя и Божией Матери украшены серебряными ризами - дар монахини Агнии Клементьевой. Все стены и своды придела украшены прекрасною настенною живописью, трудами самих сестер обители. В этом приделе имеются две особо чтимыя чудотворныя иконы: Смоленской Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца. Первая из них помещается над царскими вратами, на особом шнуре для опускания, окруженная облаком и сиянием серебряными. Эта икона прежде находилась в деревянной часовне, на месте нынешняго Троицкаго храма… От неизвестной причины часовня эта сгорела, а икона Смоленской Божией Матери среди пламени осталась невредимою …Это чудесное спасение иконы от огня случилось в пятницу пред Ильиным днем (20 июля), и потому с тех пор ежегодно в «Ильинскую пятницу» отправляется торжественное церковное богослужение и крестный ход вокруг монастыря …В большой каменной арке, отделяющей Смоленский придел от Воскресенскаго собора, только еще в недавнее время как-то случайно открыли темное помещение, где, предполагают, в прежнее время, по всей вероятности, была заключена одна из царских узниц».

Хочу обратить внимание, что наряду со Смоленской Иконой Божией матери инокиня Аркадия создала изображение Святого Духа в самой верхней части иконостаса.

«Я очень много изучала эту тему Святого Духа, поскольку к этому подвигла меня сама жизнь.

Свой путь к этой теме я отразила в своем повествовании «Утоли мои печали, Натали: «паломничество» по собственной жизни», в частности, в главе «8 июня 1962 года, Восьмой и «сверхпроводимость».

Сама же тема Святого Духа раскрывалась мною в исследовании, к которому я очень долго готовилась и над которым очень долго рассуждала, посвященном архангелу Уриилу («Архангел Уриил и МЧС: кто даст Знание о «Ковчеге Спасения» 21 века»).

Это он - Восьмой. И это он даст нам Душу и Дух при наступлении времен.

Первая глава об этом Архангеле Урииле называлась: «Архангел Уриил - «Огнь Божий» и Свет Озарения. Охранитель Храмов, Царских престолов и русского Севера …».

Это архангел России!

И в этой статье я писала: «Архангел Уриил - самый могущественный архангел, имя которого означает Свет есть Бог, суть - Свет Божий, «Пламя Бога», «Огнь Божий» или Лик Бога.

…Не слышали и не слышат «набожные христиане» голоса Русского Златоуста Архиепископа Херсонского, возвестившего возвращение русским людям знания об Урииле! «Итак это ваш Архангел, люди, посвятившие себя наукам! Как отрадно должно быть для вас знать, что нощные бдения и труды ваши над собранием познаний, освещаются не одним стихийным мерцанием от лампады, а и светом от пламенника Архангела Уриила … Удивительно ли приходить внезапным озарением свыше, когда есть особый Архангел света и познаний… Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные».

…В «Апокалипсисе Илии» говорится о том, что именно эта способность Уриила давать Душу и воскрешать, как раз и отличает Христа от Лжехриста или Антихриста…»

Интересно, что в этом самом Херсоне, где было произнесено Слово о Русском Архангеле Урииле предпочел быть похороненным Григорий Потемкин. Его захоронение находится в Екатерининском соборе. В современной же Украине его вспоминают как видного масона, заложившего на горе город Екатеринослав («На Украине Григорий Потемкин заложил город масонов»). При этом, первоначально созданный им герб Екатеринослава (Днепропетровска) имел вид пирамиды, на вершине которой (там, где многие привыкли видеть всевидящее око), располагается корона.

Вообще - то Херсон не столь уж далек от лебединого Удела Божией Матери в Межбеж…

Узнал ли тайны Святого Духа и Архангела Уриила Григорий Потемкин в Украине? Об этом могу судить только по признакам.

Но четко вижу то, что вместе с исчезновением соборов и храмов Святого Духа стиралась и память народная об архангеле Урииле - архангеле Руси…

Знали ли об Урииле в Горицком монастыре?

Предполагаю, что да. Ведь они выменяли у Кирилло-Белозерского монастыря гору Маура согласно летописи Горицкого монастыря.

Мы обсуждали эту гору, после того как я уже написала десятки глав об архангеле Урииле (Ур, Урия).

Меня спросили: «Не думаете ли вы, что Маура - это Ма - Ура, т.е. Мать Ура?

Я думаю, что скорее всего так: «МА-МА: Мир ждёт МА как МАнны небесной».

Любила эту гору Мауру внучка Федосьи Степановны Ярославовой -Брянчаниновой - блаженная Асенефа: «Юродивая м. Асенефа часто ходила на Маурину гору, на камешек, на котором молился преподобный Кирилл Белозерский. Камень этот очень велик. На нем заметны следы, по преданию, стоп Преподобного, и знаки в виде бороздок от слез, которые с лица стекали на камень… Когда посторонние заставали юродивую у камешка за молитвой, она быстро убегала Случалось, что когда по-видимому бессмысленные поступки м. Асенефы сильно тревожили мать ее, монахиню Агнию, она предпринимала далекие и трудные путешествия к святым местам, дабы у св. угодников вымолить исцеление дочери. Часто в монастырях ее отчитывали. Была м. Асенефа с матерью у святынь Киевских и у святителя Митрофана Воронежского. М. Агния возила Асенефу и к Георгию затворнику… Когда мать Агния вступила в келию подвижника Георгия, то пришла в удивление: старец уже благословил юродивую и сказал: «Ну, Асенефа, велик ты крест взяла на себя, снесешь ли его?» После этого мать уже почти никогда не беспокоила блаженную» - так эта история о горе Мауре и Блаженной Асенефе описана в «Воспоминаниях о юродивой монахине Асенефе Клементьевой. В дар Христу» Епископа Неофита.

Однако есть ещё одно «Воспоминание о старице Асенефе», которое после революции увезли в район Чернигова или Измаила, но мне не представилось ещё возможности познакомиться с его текстом.

Вместе с Приделом Божией Матери Смоленской потомки Алексея Тихоновича Ярославова по женской линии оставили ещё такую память в Горицком монастыре: «На южной стороне храма, на хорах, устроен придел во имя Владимирской Божией Матери; этот придел сооружен в 1821 году иждивением монахинь Арсении и Асенефы Клементьевых. Св. иконы писаны самими сестрами монастыря. В средине царских врат в круглом клейме изображено поклонение волхвов, царския врата из резных узких брусков, разветвленных в виде древа».

Игуменья Арсения Клементьева (дочь Александры Ярославовой - Клементьевой) приняла участие и в устроении Скита Фетиньинского Горицкого монастыря. Вместе с благотворительницей Марией Сяминой общими усилиями соорудили новый каменный храм с тремя престолами: посредине в честь Святителя Николая, а по сторонам - Св. Феодора Стратилата и Св. равноапостольной Марии Магдалины.

Поскольку вторая дочь Алексея Тихоновича Ярославова - Наталья Ярославова имела в браке фамилию Бердяева, обращу внимание ещё и на то, что иждивением инокинь Горицкого монастыря Александры Бердяевой и Феофании Готовцевой был создан иконостас в Приделе во имя преп. Кирилла Новоезерскаго.

Наряду с этим в Горицком монастыре есть придел Придел во имя Иоанна Предтечи и Архангела Михаила.

Изображение Архангела Михаила есть также на Главном алтаре, в третьем ярусе, над Царскими вратами: «икона Господа Вседержителя, по правую сторону которой икона Божией Матери и Архангела Михаила; по левую Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила» - так это описывается в Летописи.

А вот непосредственно по левую сторону от Царских врат находится икона Божией Матери Одигитрии Смоленской и рядом Тольгской Божией Матери. («Ярославская Толгская икона Божией матери - ей молились в дни засухи, мора и смуты 1612 года» …).

Далее замечательна икона по своему древнему происхождению и особо религиозно благоговейному поклонению насельницы обители Св. Велик, Екатерины («Крещение Синаем»…).

И все это мною прочувствовано…

Вот таковы «приоритеты» Горицкого монастыря опальных цариц.

Принимая во внимание тот факт, в 18 веке на облик монастыря существенно влияли дворянки Клементьевы из Ярославовых и их воспитанники, родословие женщин Ярославн - дочерей и внучек Алексея Тихоновича Ярославова можно изучать по летописям и житиям Горицкого монастыря, где прямо написано: «Скудной в то время материальными средствами Горицкой обители Александра Алексеевна Клементьева (Ярославова) принесла в дар все свое громадное состояние» («Кириллово-Белозерье и Ярославовы: порт 5 морей, монастыри «заволжских старцев» и «опальных княгинь России»).

Дает летопись и новые данные о Феофане Новоезерском (Соколове) под влиянием которого Александра Алексеевна Клементьева приняла решение уйти в Горицкий монастырь («Ярославовы и священническая династия Соколовых, ярии - соколовяне и «Соколовский хор у Яра…»).

Отец Феофан был из дворян, постриженник Молдавскаго Тисманскаго монастыря. Сюда он прибыл из Введенской пустыни, где пользовался наставлениями богомудраго подвижника отца Клеопы. Чрез несколько времени отец Феофан вызван… для занятия разных должностей в Александровской лавре».

Феофан же по данным летописи возобновил и Нило-Сорскую пустынь (Нилов скит), который в то время был закрыт и обращен в приходскую церковь. Таким образом, он восстановил память Нила Сорского (Майкова) - ученика Паисия (Ярославова).

Спустя, более чем, столетие В.В.Майков выкупил «Дневниковые мои записки» А.Т.Ярославова в составе фондов Н.М.Михайловского, с которыми я и знакомилась в отделе древних рукописей РНБ.

Среди достопримечательностей монастыря, представляющих собою историческое значение, «обращает на себя внимание плащаница, находящаяся в Воскресенском соборе, в особом стеклянном футляре. Эта плащаница пожертвована монастырю Императором Александром I в 1823 г. при игумений Маврикии. Это художественное произведение в золотошвейном искусстве совершено гречанками, из фамилии Либериос. Плащаница эта заготовлена была для патриаршей церкви в Константинополе, как свидетельствует и греческая надпись кругом. В Горицкий монастырь препровождена она была письмом князя Александра Голицына…

Безусловно, звучит в монастыре и Улицкая тема в имени «Придела по имя Св. Великомученицы Екатерины и Димитрия Царевича».

И она напоминает о том, что Вологодский предводитель дворянства Александр Николаевич Ярославов (сын А.Н.Аксаковой) похоронен в церкви им. Дмитрия Прилуцкого, и таких захоронений там только три («Почему Ярославовых при Павле I защищал Мальтийский крест?»).

Напоминает «аксаковская тема» в истории рода Ярославовых также о том, почему именно Аксаковский фонд восстанавливал церковь иконы Николы Закамского в селе Николо-Березовска, где родилась я и мой отец.

Со стороны Аксаковского фонда в восстановлении церкви и святого источника принимал участие уроженец Башкирии вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры Михаил Чванов, награжденный в 2002 году орденом Русской Православной церкви Преподобного Сергия Радонежского III степени. Село Николо-Березовска представлял В.Г.Тетерев - родной брат И.Г.Тетерева - мужа моей крестной и сестры моего отца Маргариты Романовны Ярославовой- Тетеревой («Восстановление храма и «Елизаветина кладезя» в Николо-Березовке).

Звать Михаила Чванова, опять же, Михаил … Он из рода Аксаковых… Занимается историей рода Аксаковых… Попал немного под критику в статье «Как уфимец Михаил Чванов поднял Аксакова выше Пушкина». В итоге ему напомнили слова Олжаса Сулейменова: «Возвышай степи, не принижая гор!». Но тут я бы заметила, что И.С. Аксаков - это не степь в сравнении с горами. Не случайно, он похоронен в Троице-Сергиевской Лавре. И не случайно русские священнослужители, в русском Подворье в Иерусалиме, узнав о том, что фамилия женщины, которая просит у них благословения - Аксакова, сказали: «Это не вам - у нас, а нам - у вас надо благословения просить».

Через этот восстановленный М.Чвановым и В.Тетеревым источник было в XIX веке явлено чудо, связанное с иконой Смоленской Божией Матери Багубашской.

Это икона явлена и высечена на камне. И образ Смоленской Богоматери в полной мере проявился после того, как камень с её изображением был освящен в святом источнике села Николо-Березовка, именуемом ныне Елизаветинский.

Коротко эта история такова.

Ещё в 19 веке, возвращаясь с войны через Смоленск один солдат по имени Тит из Уфимской губернии посетил Святое место, где находилась икона Смоленской Божией Матери. На память со святого места, из реки Смоленки решил взять камешек. Но присмотренный им камешек оказался довольно увесистым, размером с добрую толстую книгу. «Бросил его Тит, хотел другой, поменьше выбрать, и тут же потемнело у него в глазах. Протер их, все равно ничего не видит, зрения лишился. Испугался, попросил товарищей найти камень. Нашли, подали ему - и прозрел. Положил Тит этот чудо-камень в котомку, и тронулись солдаты в путь». Несколько раз за время пути Тит хотел оставить этот камень на дороге в связи с тяжестью его. Но каждый раз терял зрение.

Вот так и донес его Тит до Уфимских земель. Достал дома из котомки дорогой камешек, бережно обернул в тряпицу и положил на дно сундука.

«Прошло много лет. Тит Петрович уже был женат, уже и пятеро детей росли - два сына и три дочери. Серый камень со Смоленской земли все эти годы так и лежал в сундуке, пока однажды в весенний праздник Николая Чудотворца не собрались жители деревни Бугабаш пойти крестным ходом на Святой родник в Николо-Березовку, что на Каме. Собрался вместе со всеми и Тит Табаков и тут вспомнил о смоленском камне и решил освятить его на Святом роднике. Достал сверток из сундука, развернул тряпицу - и глазам не верит: на камне рисунок проявился.

Стал всматриваться: лик Богородицы Смоленской Одигитрии с Предвечным Младенцем… Дважды после этого Титу являлась во сне Богородица и просила его построить монастырь во имя Богородицы Смоленской Одигитрии… Поехал он с сим каменным Образом в Уфу к Владыке, с душевным трепетом все рассказал… Владыка пригласил каменотеса, и тот высек по намеченному рисунку объемный Образ. Вместе со Смоленской Божией Матерью и Младенцем проявились и святые угодники: со стороны Богоматери - Василий Великий, со стороны Спасителя - Николай Чудотворец… Освящен был монастырь в конце 19 века и стал именоваться Богородицким Одигитриевским, а храм воздвигнут во имя Смоленской Божией Матери. Много раз пытались эту икону на камне украсть. Но всякий раз это обнаруживалось.

А вот после революции с иконы содрали оклад, разбили кирпичами каменные лики, выкололи им глаза. Но выкрал из подвала Святой образ Василий Петрович Павлов, тоже из рода Табаковых…»

Вот это придание и связывает воедино мою родину село - Николо Березовку, Смоленскую Божию Матерь Одигитрию и Аксаковых, включая и Аксаковский фонд…

Не менее удивительно то, что фамилия человека, который спас икону - Павлов… Но ведь именно через Павловых состояли в родстве А.Т.Ярославов и князь Б.С.Голицын - племянник дядьки воспитателя Петра I, о чем я рассказывала в первой части настоящей статьи.

Павловой была жена Б.С.Голицына и Павловой была жена сына А.Т.Ярославова.

Продолжение следует…

© Наталья Ярославова-Чистякова, «Масонская табакерка Ярославовой - Брянчаниновой, Академия Наук Петра I, Дубровицы и Архангельское», 7-11 апреля 2011 года. (общее правило для других статей: знак авторского права, имя и фамилия, название статьи, дата, ссылка на электронный адрес публикации)

Все материалы раздела «История Ярославовых. Камень и вода»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС