Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные, Ч.6

    • Соломон, царица Савская и Лев, Джованни Демин
    • Царица Соломония Сабурова (Соломон, Саломея) - София Суздальская, из рода Чета
    • Царица Евдокия Сабурова из рода Чета, картина «выбор невест», И.Репин
    • Царица Ирина Годунова, из рода Чета
    • Царь Борис Годунов, из рода Чета
    • Царь Федор II Борисович Годунов, из рода Чета
    • «Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине», А.Н. Веселовский
    • Ковчег завета и Скиния Откровения - Святая Святых, Иссахар
    • Бортник - президентский мед
    • Калики - перехожие, «Бортники» внешней торговли»
    • Четрековское на р.Любосивле, реконструкция М.Баева
    • П.А.Сабуров - дипломат, МИД

© Наталья Чистякова-Ярославова
18 августа 2011 года, Петергоф

Борис Годунов - Первый Царь Руси, венчанный на царство одним из пяти патриархов Вселенской Церкви, к которому обращались, как к Царю Третьего Рима. При этом, патриарх Иерусалимский Софроний V писал в письме Борису, что «кроме Бога инагопомошника не имеем и заступника и покровителя во днях сих, и на тебя возлагаем все наше упование и надежду».

Будучи верным традициям рода Великого Захария Чета, к которому он принадлежал, царь Борис Годунов последовательно шел к цели превращения Москвы в религиозный центр Православия всего мира и возведения в Кремле храма «Святая Святых»,как считают, «по образу и подобию» Иерусалимского «Гроба Господня». Однако, судя по описаниям, я полагаю, он хотел создать Скинию - «Дом Господа» с Ковчегом завета (а-арон - Ковчег откровения), тайну которого Моисей вынес из Египта.

У царя Бориса Годунова, также, как и у его сестры - царицы Ирины, были некоторые знаменательные «метания» между Англией, Иерусалимом и Александрией, в которых, быть может, и кроется тайна рода Чета. С одной стороны, царица Ирина Годунова вела переписку с королевой Елизаветой Английской, именовавшей Ирину «любезнейшею кровною сестрою». О каком кровном родстве может идти речь ? И одновременно английская королева Елизавета I предлагала даже сыну царя Бориса - ФёдоруII Годунову руку 11-летней знатной англичанки. С другой стороны, Ирина находилась в переписке с патриархом Александрийским, предпринимала усилия для признания Русской православной церкви, которая тогда еще не являлась патриархатом. Ответно патриарх Александрийский прислал ей часть мощей св. Марии Магдалины («от руки перст»).А в январе 1589 года Ирина Годунова в Золотой царицыной палате приняла Константинопольского патриарха Иеремию, прибывшего в Москву, чтобы учредить в России патриаршую кафедру и поставить на нее Иова - первого русского патриарха» («Ирина Федоровна Годунова»).

Сам царь Борис Годунов, при этом, вместо английской невесты для своего сына Федора II Годунова подобрал невесту в православной Грузии, в царстве Картли, дочь ГеоргияX, из династии Багратионов, которых летописная традиция относит к ветхозаветному царю Израильского царстваДавиду. Предком Багратионов считается Наом - сын Клеопы - сестры Святого Иосифа Обручника - можно сказать «приемного отца» Иисуса Христа. Т.е. царя Бориса Годунова, как видим, явно манила территория Иверии - апостольский удел Богоматери, также как и наследие царя Давида - отца Соломона («Абхазия - Апостольский удел Богородицы, Львы Северной Венеции и тайное евангелие Святого Марк»).

Довольно странный православный фанатизм для «татарина» Годунова. Но татарином Борис Годунов, также как и его предки, судя по всему, и не были. Или эта кровь явно не доминировала. А вот интерес к Александрии, Египту, Константинополю, Иерусалиму, Иверии и Англии у них был очевидный. Отсюда, видимо, и идея о Святая Святых и о Скинии. Кстати, английский королевский дом также относит себя к потомкам царя Давида.

Жившие в те годы в Москве иностранные «кремленологи» Исаак Масса и ЭлиасГеркман, в своей дипломатической почте сообщали об уже созданной малой модели храма царя Бориса Годунова из золота и драгоценных камней, об отлитых из чистого золота 12 апостолах, фигурах Иисуса Христа и архангела Гавриила, а также некого таинственного Ангела.

Об этом, в частности, писал М. А. Ильин в его работе «Проект перестройки центра Кремля при Борисе Годунове», основываясь на «свидетельстве двух голландцев о разработке проекта храма «Святая Святых» в Кремле. «Исаак Масса в 1601 записал: царь Борис собирался «воздвигнуть большой храм, для чего было приготовлено место в Кремле; и он хотел назвать его «святая святых», полагая в добром усердии последовать в том царю Соломону». Э. Геркман дополнил это сообщение: царь Борис «для увековечения своего имени… решился построить церковь, которая своим видом и устройством походила бы на Храм Соломона. Этим он думал получить великую милость от Бога и оказать необыкновенную услугу людям. Мастера тотчас же принялись за работу, стали делать небольшие модели, причём обращались к книгам св. Писания (Ветхий Завет), к сочинениям Иосифа Флавия и других писателей » («Царь Борис планирует построить в Кремлехрам «Святая Святых»).

Обращу внимание, что ЭлиасГеркман - автор «Исторического повествования «О важнейших Смутах в государстве русском, виновником которых был царевич князь Димитрий Иванович, несправедливо называемый самозванцем». А Исаак Масса - голландский купец, путешественник и дипломат. Посланник Генеральных штатов к Московскому государству. Автор мемуаров «Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 г. за короткое время правления нескольких государей», а также карт Восточной Европы, Сибири и даже Соловецких островов». В некоторых источниках их называют «иностранной резидентурой», т.е. разведкой. Но вот как раз эта разведка очень интересовалась проектом строительства храма «Святая Святых» царя Бориса Годунова.

И если бы реализацию проекта строительства этого храма не прервала преждевременная смерть царя Бориса Годунова, то с именем рода мурзы Четы были бы связаны не только знаменитые Ипатьевский, Кирилло- Белозерский, Крыпецкий монастыри и Псково-Печерская лавра, но и храм «Святая Святых» в Москве. Включила в этот список обители, у основания которых стоял князь Ярослав Васильевич Оболенский, т.к. его супругой была дочь Михаила Сабурова, а сын Михаил, единственный из потомков Чета, также носил второе имя - Чет. («Тайна последнего сенсационного Указа Принца Пскова Ярослава Оболенского - родоначальника князей Ярославовых»). К тому же, у других братьев Оболенских подобный религиозный фанатизм не отмечен, и видимо здесь имело место влияние именно супруги Сабуровой, т.е. «алхимический брак» («Презентация пророчества великого алхимика Михаила о «Полярной Монархии» - «AuroraBorealis» в «Ярославов День»).

Таким образом, ещё за 200 лет до Павла I, сделавшего «иконой Соломонова храма» главный фасад Михайловского замка в Санкт-Петербурге, строительством Храма Соломона в Кремле, серьезно занимался Царь Борис Годунов. Если же говорить о временах - до Бориса Годунова, то тема храма Соломона возникла на Руси - в резном образе Николы Можайского, надвратная икона которого в Можайском кремле была создана по приказу сына Дмитрия Донского - князя Андрея Дмитриевича. Но и князь Андрей Донской, опять же, - потомок от двух Иванов Красных: царя Ивана II Красного и Ивана Красного Зерно - правнука Великого Захарии. («Се Бог твой, о Россия… ПЕТР ПЕРВЫЙ: «родственник Христа», Воин Света или Мессия?»).

«Цивилизационные заслуги царя Бориса весьма велики и в значительной мере предопределены общими родовыми качествами потомков Захарии Чета - так пишет об этом кандидат исторических наук Максим Емельянов-Лукьянчиков:

«Известный историк С.Б. Веселовский назвал потомков Захарии Зерна-Чета, «одним из самых значительных родовых сообществ России».В своем исследовании «Из истории древнерусского землевладения. Род Дмитрия Зернова (Сабуровы, Годуновы и Вельяминовы-Зерновы)»,С.Б.Веселовский также сделал следующий знаменательный вывод: «ни один род не превзошел … Годуновых, которые более трехсот лет всем родом, а не отдельные лица, оставались верными Ипатьеву монастырю». «Удивительно… род имеет свое лицо (как человек?). Впечатление, что род [живет] (через века!), как будто организм … дух захватывает от поступи в веках, повадки, общего духа, основных линий поведения - множества отдельных людей, одного рода…»… И самое удивительное, … отношения представителей разных ветвей единого потомства Захарии Чета на протяжении XIII-XVI веков (400 лет!) были скреплены не только кровными узами, но и осознанным ощущением единого монолитного родового тела, служившего России всем богатством данного им таланта, воли и ума, своей жизнью.

С.Б. Веселовский был уверен, что потомки Захарии Чета заслуживают серьезного монографического исследования - с сильным апологетическим настроем». («Мифы о Борисе Годунове»).

При этом кандидат исторических наук Максим Емельянов-Лукьянчиков обращает внимание на тот факт, что «история воцарения потомков Захарии и отношения к ним Рюриковичей, … сколь интересная, столь и неисследованная тема»

Т.е. у него, также как и у меня, есть вопросы о взаимоотношении «Дома Рюриков» и «Дома Захарии Чета», и о динамике развития событий: « не успел внук Захарии Дмитрий Александров сын Зерно выехать к Ивану Калите на службу, как его дети уже подписывают духовные великих князей и выполняют особые поручения, и так происходит на протяжении XIV и XV веков (в отношении Сабуровых)».

Подписание духовных грамот - это очень высокий уровень доверия. Иученого- историка удивляет этоткровно-родственный уровень доверительных отношений, результатом чего стало появление потомков мурзы Захарии Чета на царском престоле Руси: «Потомство боярина Захарии дало России не только двух царей: Бориса и Федора Годуновых, трех цариц и великих княгинь: Соломонию Сабурову, Евдокию Сабурову и Ирину Годунову, но и целую плеяду выдающихся государственных деятелей - дипломатов и военачальников, бояр, думных дьяков, сынов боярских…»

М.Емельянов-Лукьянчиковтакже обращает внимание на то, что Создавая в Москве новый, главный, собор - в честь Воскресения Христова: Святая Святых, «русский царь явно апеллировал к двум более ранним событиям.

Утверждение праздника Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) принадлежит святому византийскому императору Константину»

А еще раньше царь Соломон, правление которого было расцветом древнееврейского государства, стал основателем иерусалимского храма - по образу и подобию Скинии, внутренней частью которой и была та Святая Святых, которую хотел воссоздать Борис…

Таким образом, именно царь Борис Годунов был первым русским самодержцем, который попытался внутреннее, духовное осознание сакрального преемства: «ДревнийИзраиль-Рим-Византия-Россия» закрепить внешне - посредством грандиозного архитектурного проекта».

Однако Годунов не успел осуществить проект переустройства Кремля, связанный «СоСвятая Святых». Этот «Проект был реализован, но уже не в русском стиле, правителям XVIII и последующего веков».

Разговор о русском и не русском стиле я думаю связан с тем вопросом, которому была посвящена докторская диссертация уже А.Н. Веселовского, жившего за сто лет до Веселовского Степана Борисовича. Называлась эта диссертация: «Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине» (Собр. соч.: т.8. Вып.1. Петроград.1921).

Автор статьи «Китоврас и храм Соломона» по этому поводу пишет: «У многих народов мира есть предание о строительстве храма: у славян Китоврасом, у семитов Соломоном, у кельтов Мерлином, у иранцев слугами Белого Дива. Оно имеет ведический исток. Китоврасу могучий Хорс повелел в искупление грехов воздвигнуть у Алатырской горы храм Всевышнему. Был построен храм на семи верста… А вкруг храма посажен Ирийский сад, Строительство ведется на Алатырской горе, под коей понимается Эльбрус (Кабардино-Балкария). Описание сего храма и окружающего града на Эльбрусе есть в «Шах-намэ» поэта Фирдоуси, взято оно из книг магов - мобедов(Кей-Кавус, 11371 - 11386)» («Преследования христиан и войны против местного самоуправления: Египет и Кабардино-Балкария…»).

Однако в контексте главного вопроса настоящей статьи: «Кто такой мурза Чет?» мне интересны не только «Славянские сказания о Соломоне», но и тот факт, что Соломона именуют еще и Сулейманом. Дело в том, что «у арабов еврейский царь Соломон считается «посланцем Всевышнего» (rasulAllah), как бы предтечей Мухаммада и в мусульманских легендах имя «Сулеман» носят цари «предадамиты», правившие всей землей до сотворения Адама. Поэтому Имя «Сулейман» давалось всем великим царям. При этом, в связи с Сулейманом, особенно подробно арабские легенды останавливаются на его встрече с царицей Савской, государство которой отождествляется с Аравией».

Такое имя Сулейман носил и предокКилиджАрсланаII, женившийся на полоненной им дочери наследницы Великого князя Святослава Ярославича, выданной замуж в Византию. И если верна гипотеза о том, что мурза Чет, а, следовательно, и Борис Годунов, являются потомками султана КылычАрсланаII, вернувшимися на Русь, то интерес царя Бориса Годунова к Соломону - Сулейману и его Храму мог произрасти и отсюда. Причем в этом случае получается, что мурза Чет и его потомки объединили в себе кровь князей Святославичей и через него - крестоносцев, кровь Византийского царского дома и кровь Великих Сельджуков Персии. Возможно, добавилась ещё и кровь Чингизидов, к потомкам которых относят Чета.

Согласно упомянутой выше теории «предадамитов» Адам был праотцем лишь еврейского народа, в то время как предки других народов были созданы до него («преадамиты») … Подобный взгляд разделял философ-пантеист Дж.Бруно (1548-1600). Есть также легенда о предадамитах, которую приписывают Ордену тамплиеров. Суть её в том, что «много тысячелетий тому назад в эпоху белого солнца жизнь на земле была сосредоточена на материке, Атлантидой называемом. Там жили исполины предадамиты и раса обыкновенных людей гиперборейцев, пришедших с севера… Когда Леги сошли и воплотились в атлантов и гиперборейцев, т.е. у гиперборейцев и атлантов наряду с телом и душой появился ещё и Дух. …Леги ослабили зло Хаоса и принесли с собой громадные знания. Оттого ту эпоху справедливо назвали «золотым веком»…

Интересная легенда. Её продолжение напоминает историю управления миром «Обществом Невидимых»… («Отшельники: Девять Невидимых, которые управляют Миром»…). К тому же, упоминаемый в легенде о Невидимых - царь Ашока был- Великий (с 273 до н. э. по 232 до н. э). Он правитель империи Мауриев, напоминающей по названию и город Муром, и гору Маура, ранее принадлежащую Кирилло-Белозерскому монастырю, а затем переданную монастырю Горицкому.

«…В 273 г. до н. э. великий император Ашока пожелал, чтобы его подданные жили в безопасности, мире и счастье и не могли использовать творения разума во зло. Для этого Ашока основал могущественное тайное общество - общество Девяти Неизвестных.

…Предполагают, что «общество» проявило себя в основании в Иерусалиме в 1118 г. Орден Рыцарей Храма - Орден Тамплиеров.

В XIX веке тайны существования «общества» коснулся в своих книгах Луи Жаколио. Он был французским консулом в Калькутте. Жаколио категоричен: общество Девяти Неизвестных - это реальность.

Вновь к истории Девяти Неизвестных европейцы обращаются в книге ТалботаМэнди, увидевшей свет в 1927 г. Талбот… утверждает, что Девять Неизвестных существуют, и каждый из них является хранителем Книги, которые содержат подробное описание определенных наук и постоянно пополняются».

С историей мурзы Чета - основателя Ипатьевского монастыря этот рассказ корреспондируется в том, что приобщенность к древнему знанию, безусловно, нашла отражение в изразцах и кессонах Царской палаты Ипатьевского монастыря, посвященных алхимическим тайнам. («Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные, Ч.5»)

Однако если «Общество невидимых», скорее напоминает миф, то вот другое таинственное сообщество, похоже, имеет отношение к истории о мурзе Чете.

В статье «Четрековское на Любосивли и Васильцевскоеведание» рассматривается гипотеза о том, что название Четрековское произошло от имени Чет - мурзы Захарии Чета.

«Четрековское, старое имя Гребнева, долгое время оставалось одним из тысяч историко-географических имен без привязки, с неизвестными координатами. Так обстояло дело с Четрековским, несмотря на топонимическую значительность его имени, связанного с известной исторической фигурой Мурзы Чета, перешедшего на службу Москве из Золотой Орды».

Далее идет указание на дату первого упоминания Четрековского - 1401-1402 годы, а также на его близость к Сабурово - древнему уделу рода Сабуровых - потомков мурзы Чета:

«О Четрековском мы узнаем из завещания полководца Куликовской битвы удельного князя Серпуховско-Боровского Владимира Андреевича Храброго. По завету своего деда Ивана Даниловича Калиты этот двоюродный брат Донского, кроме своего удела, владел землями и в Москве и еще кое-где в Московском княжестве. В своем завещании, духовной грамоте 1401-1402 гг. он, определяя посмертное наследство сына своего Андрея, пишет:

«…А благословил есмь сына князя Ондрея далесмь ему Радонеж с тамгою и с мыты, Черноголовль с численными людьми на Кержаче, и з селы и з бортью и со всеми пошлинами… Кишкина слободка, …Учи Поповьское, да Илья святый…, на ЛюбосивлиЧетрековское, Мосейково на Усть-Любосивли…

Четрековское - это одно из двух существующих сел на Любосивли Обследовали Любосивль… От ее истоков … западнее деревни Сабурово. Четрековское - это Гребнево, его древнее имя».

Далее автор статьи обращает внимание на то, что первыми подвергли критике генеалогическая сторону летописной версии о Чете: сначала Н. П. Лихачев и, затем, в советское время С. Б. Веселовский.

Он также обращает внимание на то обстоятельство, что уже в 1406 году правнук мурзы Чета - Константин Дмитриевич Шея поставил подпись, в качестве свидетеля под духовной грамотой вел. кн. Василия Дмитриевича. На основании этого и других фактов делается вывод о том, что мурза Чет прибыл на Русь во второй половиной XIII века, т.е. во времена князей Ярославичей. Примерно в это же время «Ростовские дворяне, Кирилл и Марфа - родители Сергия Радонежского переселились в Радонеж, упоминаемый вместе с Четрековским в завещании князя Серпуховско-Боровского Владимира Андреевича Храброго. «Вскоре после этих событий Москва присоединяет Коломну, Переяславль и Можайск. Для подобной экспансии уже в XIII веке сложились силы и средства».

Дальнейший разговор об уделе Четрековском идет в контексте нового направления московской торговли: с Востоком через Орду. При этом приводится следующий довод: «Так называемая «Шапка Мономаха», оказалась в результате исследований А. А. Спицына, бухарской тюбетейкой XIV века. Т.е. во времена формирования великорусского центра главная дорога в Орду в значительной мере совпадала с Хомутовской. Для дороги в целом напрашивается имя Четрековской. Возможными опорными пунктами на этой дороге могли быть Ипатьевский монастырь и село Четрековское. Такими опорными пунктами могли оказаться и Великая слобода, и Петровский-на-поле монастырь ордынского царевича Петра у Ростова…

И далее автор исследования задается вопросом о секрете поразительных успехов московских Даниловичей(все еще туманном) и некой Секретной службе:

«Не натолкнулись ли мы, следуя по стопам Чета Мурзы, на признаки некоей торговли через подставных лиц, древней секретной службы, стихийно сложившейся в конце XIII и возвысившей Москву в XIV веке?

Не под татарской ли вывеской сторговали столь успешно первые московские князья? Не в этом ли секрет успеха? …Заморская торговая экспедиция на юг и юго-восток без татарской агентуры была немыслима.

При всей несомненности своего существования агентура эта по своей природе не могла отразиться в документах времени. О ней могли говорить только шепотом - даже московские князья, передавшие эту агентуру в Васильцевскоеведание. Вот к этим московским князьям XIII века и приехал из Орды князь именем Чет служить. Служба его была столь негласной, что долго оставалась вне поля зрения летописцев. Записывались триста лет спустя родословные схемы, отзвуки молвы…».

Не менее интересны выводы и комментарии автора по ВасильцевскомуВеданию, которое стало «внушительной силой восставшей из пепла Москвы, источник огромных доходов которой, при этом, остался до настоящего времени не известным». Ныне, как я понимаю, это название нашло свое продолжение в Васильцовском стане Москвы (Кузьминки).

Причем в контексте вышеназванного ВасильцевскогоВедания упоминается такая важная фигура, как Тысяцкий ПротасийПротасьевич - предок первого документально известного хозяина Гребнева (Четрековского), боярина и воеводы, опричника Василия Федоровича Воронцова. Позже дочь Кантемира от 1-го брака, Мария Кантемир, покупает соседнее с Гребневым Улиткино. С 1781 года усадьба вновь меняет своих владельцев: она переходит к Гавриле Ильичу Бибикову.

При этом, обращу внимание, в статье Воронцовы-Вельяминовы указывается на некую связь между Воронцовыми и Вельяминовы - потомками Мурзы Чета. Родоначальником рода Воронцовых- Вельяминовых « несомненно является Протасий Фёдорович… От него произошли Веньяминовы, Воронцовы, Воронцовы-Вельяминовы, Аксаковы, Соловцовы, Исленьевы и Башмаковы». Также есть указание на то, что «по сказанию древних родословцев, род идет от легендарного князя ШимонаАфрикановича, выехавшего, будто бы, из Норвегии в 1027 году в Киев к Ярославу Мудрому»

Речь, как я понимаю, идет о том самом ШимонеАфрикановиче, пояс которого, возможно, и является «Поясом Богородицы», упоминавшимся мною недавно в статье «Абхазия - Апостольский удел Богородицы, Львы Северной Венеции и тайное евангелие Святого Марка». В статье Дмитрия Шабанова «Пояс Шимона - Пояс Богородицы» история обсуждаемого ШимонаАфрикановича рассматривается в контексте истории Харальда Сурового (ум. 1066) и Сигурда Крестоносца (ум. 1130). И в ней делается акцент на том, что некий о. Григорий пытался связать Африкана с Африкой, которой, как он считал, у скандинавов называются восточные арабские земли…»

Родословие от ШимонаАфрикановича и сведения о нем есть в статьях о происхождении рода Аксаковых («Древний дворянский род Аксаковых»), где говорится:

«…Имелась подобная легенда и у Аксаковых, чей род был благословлен преподобным Феодосием Печерским в XI веке и происходил, как утверждает ряд исследователей, от внука шведского короля Олафа I «знатного варяжского князя» Шимона (Африкановича), в крещении Симона, который приехал в Киев к князю Ярославу Мудрому с трехтысячной дружиной в 1027 году. Согласно родословцам, от Шимона происходили шесть фамилий: Вельяминовы, Воронцовы, Воронцовы-Вельяминовы, Аксаковы, Исленьевы и Башмаковы. Происхождение от шведского королевского рода впрямую источниками не подтверждается, но и не опровергается, однако древность перечисленных семей сомнения не вызывает

Непосредственно Аксаковы выделились из рода Вельяминовых в XV веке. Основателем рода являлся Иван Федорович Вельяминов по прозвищу Аксак (ранее писался Оксак)».

Обратила сейчас внимание, что «ключевые Дмитрии Ивановичи» были и у Аксаковых: «от Дмитрия Ивановича Аксакова - берет начало ветвь, ставшая калужско-московской».

Можно было бы подумать, что Вельяминовы - потомки мурзы Чета и Вельяминовы - потомки ШимонаАфрикановича - это совершенно разные роды, но наряду с тем что Воронцовы владели селом Четрековским близ Сабурово, ониже были и среди владельцев села Красное на Волге, недалеко от Костромы.

«…Красное упоминается с 1569 года, когда им владел стольник Иван Дмитриевич Воронцов. Потомок знаменитого Ф.Воронцова-Вельяминова, тысячника-воеводы, происходившего из рода Мурзы-Чета … Когда Костромской уезд в 1567 году был взят в опричнину, старых вотчинников из уезда выселили, в том числе и Воронцова… Еще во времена Бориса Годунова 410 лет назад в центре села на самом высоком месте вознесся в небо шатровый храм во имя Богоявления Господня. Подобных шатровых церквей, сохранившихся до наших дней, у нас в России единицы» (Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные, Ч.3)

Я уже приводила эту цитату из статьи «Красное на Волге» и в ней есть четкое указание на то, что Воронцовы - потомки Воронцовых - Вельяминовых и мурзы Чета. К Воронцовым, в свою очередь, относятся Воронцовы -Дашковы и Шуваловы.

Таким образом, потомки тысяцкого Протасия и потомки мурзы Чета состояли в родстве, как между собою, так и с Великими князьями. Родство потомков мурзы Чета с Великими князьями привело к тому, что они сами воцарились на престоле. О родстве же Протасьевичей автор цитирируемой статьи пишет так… «Протасьевичи породнились и подчас состязались во влиянии, власти и богатстве с самими Великими князьями. Их родоначальник Протасий прибыл из порабощенного Владимира к Даниилу Московскому с пепелища на пепелище. И не только был принят, не только прочно осел, но вскоре вместе с потомством занял первейшее место при московском княжеском дворе. У Василия-внука был с Великим князем общий духовник».

Представленные выше сведения выглядят вполне реально с учетом масштаба глобального проектаВасильцевскогоВедания, к которому имели отношение Чет и Протасьевич.

Продолжу цитировать статью «Четрековское на Любосивли и Васильцевскоеведание», в той части, где автор рассуждает о том, что же такое Ведание и чем оно отличается от Бортничества, а также приводит аргументы в пользу сделанного им важного вывода: тысяцкие и воеводы были внедрены в заморскую торговлю, но скрывали « свою внедренность в тайную, до поры до времени, великокняжескую прерогативу внешней торговли»! Т.е.Чет и Протасий - общее звено раннего московского возвышения!!!»:

«Географическое расположение отзвуков Чета привело нас к Васильцевскомуведанию, позднейшему стану на северо-восток от Москвы.

Стан оказался источником недостающей нам информации по службе Чета.

Термин «Васильцевскоеведание» появился в сороковых годах XIV века в завещаниях Ивана Калиты, значит, явление уже имело историю и специфику, вызывавшую появление особого термина. Ведание восходит к Тысячному Протасию, к концу XIII века.

Слово «ведание», отличающее этот от других станов Московского княжества, располагает к внегеографическому, более широкому пониманию уже по контексту своего упоминания. По второму варианту духовной Калиты «ведание», кроме номинально связанных с ним бортников (добытчиков меда), предусматривало еще и каких-то оброчников с неспроста неназванными функциями.

Ведание в уточненной редакции оказывается чем-то большим, нежели богатая доходом пригородная борть.

Мало того, над Васильцевскимведанием нависает, судя по контексту, особая опасность со стороны татар. Завещатель считает необходимым предусмотреть возможный на его просвещенный взгляд случай «циимутискатитатарове (в Васильцевскомведании. - М. Б.) который волостей…». Такие оговорки в государственной грамоте не вводятся по пустому делу. Речь идет о чем-то значительном. О многих волостях. О возможности существенных татарских претензий.

Сквозь эти претензии в условиях жестокого еще ига проглядывают волости, скрытые от татарских численников. Какие-то негласные кормления московской власти. Васильцевскоеведание предстает перед нами какой-то прерогативой головных московских военачальников, тысяцких. Прерогатива эта также не богата летописными характеристиками, и все же выступает в отечественной истории в качестве внушительной силы восставшей из пепла Москвы. Экономический же источник, питавший эту силу, доселе не известен».

…Через бортнииВасильцевскоговедания уходила ранняя московская Дорога в Орду. Другой конец этой дороги также входил в веданиеПротасьевичей. Это явствует из грамоты Дмитрия Донского, данной новоторжцуЕвсевке.Реализация этой привилегии возлагается Великим князем на тысяцкого Протасьевича. Так и записано в грамоте Евсевки: «А приказал есмь его блюсти дяде своему Василью тысяцкому».

В отдельных случаях Протасьевичам оказалось обеспечено прямое покровительство Орды. Заподозреные в политическом убийстве конкурента, тысяцкого Босоволкова, Протасьевич Василий с братом бежали не куда-нибудь в глушь, но в сторону Орды. Братья отсиделись в особо полной татарами Рязани.

Потомки Протасия были вхожи к самим великим ханам Орды. Именно у них схлопотал правнук Протасия, отстраненный в 1373 году, претендент в тысяцкие Иван Васильевич, ярлык Михаилу Тверскому, ярлык на Великое княжение. Этот претендент действует рука об руку с купцом НекоматомСурожаниным. Оба потерпели поражение в своем бунте против Донского. Оба сложили головы на плахе.

На этом Васильцевскоеведание кончилось, но, находясь при смерти, оно как никогда обнаружило нам свое скрытое дотоле содержание, связь тысяцких с татарами и сурожанами, связь воеводства с заморской торговлей, свою внедренность в тайную до поры до времени великокняжескую прерогативу внешней торговли!

В этом и следует видеть корень поразительных успехов этих тысяцких у московских князей, а также и главную причину неожиданного их краха в канун Куликовской битвы.

Чет и Протасий - общее звено раннего московского возвышения!!!»

Близкие к этому выводы о том, что появление мурзы Чета на Руси было связано с торговлей через Астрахань и Сарай - столицу «Золотой Орды», были сделаны мною в четвертой части настоящей статьи, причем на основе совсем других данных. Повторю их кратко:

«…Впрочем, похоже, связи Сельджуков с Золотой Ордой не прерывались. Например, в 1265г. Кылыч-Арслан IV обратился с просьбой освободить своего брата-соперника из византийского плена не к своему новому сюзерену Хулагу, а к его сопернику Берке; помощь была получена. Вероятно, это объяснялось тем, что владетель Улуса Джучи был (в отличие от Хулагу) единоверцем султана - мусульманином».

…Черниговский княжеский дом также поддерживал постоянные тайные связи с полоненной внучкой князя Святослава Ярославича через каликов перехожих и по какой-то причине скрывал всю эту историю, отслеживая, при этом, судьбы всех потомков КилиджАрслана II.

История самого мурзы Чета относится, скорее, к временам КылычАрслана IV: 1236-1248-1265 годы … Причем, именно во времена Кылыч- Арслана IV существовали связи Сельджуков с «Золотой ордой» («Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные, Ч.4»).

К важным упоминаниям, в связи историей ВасильцевскогоВедания, в частности в процитированном выше тексте, я отношу и бортников - добытчиков меда, имевших, по мнению автора исследования оЧетрековском, какие-то тайные функции.

Я не люблю мед и почти никогда не покупаю его. Но однажды изменила своему правилу, потому что мне понравилось слово «Бортник», я даже выслушала презентацию о том, что в этом Бортневом меде собраны и мед каштановый,и золотарник, и альпийский, и помранцевый, и мед белой акции, а потому его и называют Президентским медом. Раньше, наверное, называли - Царским.

А поскольку я представляла недавно книгу «Путь Лебедя», одноименную теме, интересующей меня много лет, и одновременно комментировала образ «Золотой пыльцы», добываемой из «Котомки странника», как аналога этого самого - Царского знания, то вот это «Ведание бортников» у меня ассоциировалось с каликами -перехожими, идущими «Путем Лебедя». В данном случае, «Путь Лебедя» - ещё и путь познания, и хранения знания и передачи знания («Золотая пыльца Каликов-Перехожих: «Путь Лебедя - Дюжа - Сила Живого Равновесия» (Ч.1)»).

Однако обсуждаемое ВасильцевскоеВедание, во времена князя Дмитрия Донского и его отца, вдруг неожиданно ликвидируется. И взамен Четрековского пути появляется « Стромынский путь на северо-восток, свободный от всяких пережитков Васильцевскоговедания.

Ему придается православно-патриотический характер. «Того же лета (1378) игумен Сергий, преподобный старец, поставил церковь во имя богородицы, честного ея успения, и упроча иконами и книгами и монастырь устроя, и кельи возгради на реце на Дубенке на Стромыни, и мнихи совокупи и единого пресвитера изведе от большого монастыря от Великия лавры имени Леонтия. Сий же монастырь воздвиже Сергий повелением князя великого Дмитрия Ивановича».

По мнению автора исследования, к этому времени Москва сформировалась, как великорусский центр, цели были достигнуты и надобность в услугах могущественной тайной службы, обеспечивающей богатые доходы внешней торговли, отпала».

Однако причина могла быть ив том, что именно в это время потомки мурзы Чета породнились с Иваном II Красным - сыном Ивана Калиты.

И после объединения могущества двух родов с одновременным ослаблением «Золотой Орды» появилась возможность начать торговлю по более коротким и удобным путям.

Общий Портрет мурзы Чета, в конечном счете, сформировался у автора исследования «Четрековское на Любосивли и Васильцевскоеведание» таким:

«Коммерческая экспансия юной Москвы, осуществлявшаяся Четом и тысяцкими, если и была в это время известной, оказалась за пределами привычной тематики летописей, оказалась непонятной летописцам. Кроме ордынских поездок московских князей через Кострому, они в этой связи ничего не успели отметить.

В противоположность ордынскому царевичу Петру, вскоре по его смерти объявленного ростовским чудотворцем, Чет канонизирован не был.

Самый отказ боговдохновленному основателю святыми в канонизации мог служить указанием против летописания о Чете в XIV веке. А к концу века, как мы видели, Москва оказалась уже не заинтересованной в его возвеличивании, в поощрении тысяцких. В Московском княжестве имел место быстрый темп диалектики развития.

Задолго еще до коммерческих операций Юрия Даниловича Москва стала на путь нащупывания слабых мест в оккупационном аппарате Орды, приручения отдельных ордынских агентов. Ко времени Даниила Московского мы имели уже знатного татарина на русской службе, разумеется, служившего не в одиночку.

Служба Чета не могла носить позднее приписанной ей религиозного характера. Религия с ее красивым обрядом в лучшем случае могла являться подкупным средством. Эта служба не могла быть ничем иным, кроме маскировки и охраны московской коммерции в зыбких условиях оккупационного режима.

Следы Чета не ограничиваются Костромой и Волгой, с которыми его связывает летопись. Обнаружен, как мы видели, его след под самой Москвой. След - не только номинален. Топонимические отзвуки транспортного узла в бортниках несомненны и весьма естественны.

Разгромленный Батыем Болшевский волок не мог исчезнуть бесследно. Древнее имя Болшева - Городище. Функции Городища - не что иное, как обслуга волока, волочения судов посуху. Этот аппарат перетаскивания плавучих средств (на протяжении в 7 км), пропорциональный внушительному московскому пристанищу в части хотя бы людей и снасти, должен был скрыться в лес, в те же самые бортники, на новое транспортное направление на Хомутовку, оказаться в Васильцевскомведании».

Как видим, автор не переосмысливает критически версию о том, что мурза Чет был татарин, несмотря на явный парадокс: Чет контролирует ВасильцевскоеВедание и на ВасильцевскоеВедание могут претендовать татары. А также несмотря на то, что С.Б.Веселовский полностью отрицает татарское происхождение Чета и относит его к древнему костромскому роду.

Я придерживаюсь третьей версии о том, что кровь потомков султанов Сулейманов и Арсланов была у мурзы Чета, также как кровь византийских предков и Святославичей.

При этом автор исследования вторит вопросу: Почему мурза Чет не был канонизирован ?

Могу предположить, что дело в следующем. Примерно через полвека после появления на Руси мурзы Чета, родился Сергий Радонежский, который при своей жизни также основал много обителей. Т.е. духовным лидером во времена Дмитрия Донского был он.

Великая же слава Ипатьевского монастыря была ещё впереди. При этом факт двойного спасения князя Дмитрия Донского в Ипатьевском монастыре мог быть истолкован не как «Покров Богородицы», а как результат переговорного процесса той самой «секретной дипломатии», которая была связана с именем мурзы Чета.

С выводами о том, что Ипатьевский монастырь был, всего лишь, прикрытием всей этой серьезной внешнеэкономической деятельности я согласиться не могу. И солидарна с С.Б. Веселовским в том, что «в истории боярских и княжеских родов мы можем нередко наблюдать вековые связи родичей с тем или иным монастырем», тем не менее «ни один род не превзошел в этом отношении Годуновых, которые более трехсот лет всем родом, а не отдельные лица, оставались верными Ипатьеву монастырю» и проявили себя как благочестивые представители русской знати».

Со всей очевидностью, приоритет имела именно религиозная идея, а все остальное было подчинено как раз ей.

Можно сказать, что здесь есть признаки правильного (давно забытого) построения отношений колен Зевулун и Иссахар, когда успех богатой международной торговли связан напрямую с непрерывным финансированием центров изучения Библии, а точнее сказать - центров, где идет постоянное изучение древнего знания.

И в этом смысле, внешняя торговля и религиозный фанатизм - равны по значимости.

Успех дипломатии зависел от древности рода. Поэтому Посольства, а затем МИД, формировались из представителей самых древних родов. Разговор об этом шел в статье: «От боярина Медведева-Ярославова (Матвеева) до «алхимического» плана Исаака Ньютона для города Петра I», Ч.1».

Т.е. дипломатия - это не прерогатива великоняжеских, т.е. правящих родов, а прерогатива древних родов. Отсюда и успехи Руси, которые прямо связаны по времени с появлением рода мурзы Чета - Захарии.

Поэтому и сам Борис Годунов слыл известным дипломатом, и иные потомки мурзы Чета проявили себя, как на этом поприще, так и в тайных сообществах.

К примеру, Петр Александрович Сабуров (1835 г.р.), служил в МИД, работал в посольствах Лондона, Афин и Берлина, сыграл большую роль в возобновлении Союза трёх императоров был вторым секретарем канцелярии Министерства Иностранных Дел, чрезвычайным посланником и полномочным министром в Греции, чрезвычайным и полномочным послом в Германии и чрезвычайным посланником и полномочным министром в Мекленбург-Шверине и Мекленбург-Стрелице, сенатором по МИД;

При этом обращает на себя внимание следующий факт: «Во время работы в Греции Сабуров собрал большую коллекцию древнегреческой скульптуры, керамики, фресок и мозаик. Часть коллекции он продал в Античное собрание в Берлине. Другую часть своей коллекции он частично продал, а частично завещал Эрмитажу.

Его сын Сабуров Николай Петрович, внук декабриста А.Н. Сабурова, и Действительный статский советник и

церемониймейстер Двора Его Императорского Величества, был последним гражданским губернатором Санкт-Петербурга. Что касается декабриста А.Н. Сабурова, то как я уже обращала внимание, декабристы - это, в первую очередь, те, кто предъявил свои законные права на престол и участие в управлении Россией. И казни декабристов не изменили судьбы Романовых, а только усугубили её. Нельзя было подвергать репрессиям потомков основателя Ипатьевского монастыря, которому вся династия Романовых была обязана властью. Это относится и к Михаилу Орлову - потомку мурзы Чета по материнской линии - Т.Ф.Ярославовой («Михаил Орлов - он подписал акт капитуляции Парижа и стал «Иоанном Предтечей» отмены крепостного права в России»).

Следы мурзы Чета, обнаруживаются, что интересно не только под Костромой, Волгой и Москвой, но и на озере Каменец, о чем повествует автор статьи «Злато и Булат»:

«Я до сих пор помню рассказы, слышанные в детстве, о золотых и серебряных кладах, зарытых в Святовской роще возле большака, ведущего от озера Святого в Кострому. Клады, по народной молве, были зарыты в незапамятные времена панами, пришедшими на Русь вместе с Мариной Мнишек. Отыскать подземные сокровища было очень просто - пойти в ночь на Ивана Купала к берегам Святого озера…

Впрочем, по всей Волге, - как и по другим местам, гуляли легенды о сокровищах Стеньки Разина, о пещерах, в которые сносил свои богатства Кудеяр-разбойник, о золотых мечах мурзы Чета, спрятанных на дне Каменец-озера…»

Т.е. имя Чета было овеяно легендами не меньше, чем имя Кудеяра - сына царицы Соломонии Сабуровой.

Особый интерес к вотчинам Сабуровых и потомков Чета почему-то проявляла Мария Кантемир - фаворитка Петра Великого, получившая воспитание в Константинополе.

Близ того самого Гребнего-Четрековского она построила единственную в Подмосковье церковь, освящённую вчестьСвятоймироносицыМарииМагдалины.

Т.е. те, кто узнавал Константинопольские (Византийские тайны) начинали относиться к землям, где жили потомки мурзы Чета, как к Святым местам… правда не всех эти Святые места принимали…

На Васильцевском стане в Кузьминках (ВасильцевскоеВедание) была построена усадьба «Влахернское-Кузьминки»!

Петр I сначала пожаловал земли именитому человеку Г.Д. Строганову за особые заслуги перед Отечеством. Затем Строганова вышла замуж за Голицына и усадьба стала именоваться Строгановых-Голицыных. Т.е. Строгановы были отмечены в числе собственников этих земель, также как и в селе Красное на Волге, после Годунова.

Усадьба «Влахернское-Кузьминки» знаменательна тем, что в ней особенно широко отмечался местный храмовый праздник - День Влахернскойиконы Божией Матери - 15 июля (2 июля по ст. стилю).

А именно Влахернская икона - покровительница Константинополя с течением времени на Руси стала именоваться Тихвинской. Эта икона почитается в Ипатьевском монастыре, как одна из главных Святынь

Предполагается, что и Смоленская икона, и Казанская икона являются списками с Влахернской иконы…

Однако есть ещё одна икона в истории Ипатьевского монастыря, первое упоминание о которой относится к XII веку и именуется она Федоровская…

Вот эта, икона, с моей точки зрения, ещё один верный путь к познанию тайн Ипатьевской обители и её основателя мурзы Чета

Продолжение следует…

Все материалы раздела «История Ярославовых. Камень и вода»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС