Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Три древних «Кремлевских» захоронения в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: чета Ярославовых и грузинский владыка Роман (князь Эристави), Ч.8

    • Мозаика свода баптистерия Альбенги, Италия
    • Крест мозаики Предтеченского храма на Пресне, подобный крестам на закладных досках четы Ярославовых, фото А.Савостина
    • Д.В.Айналов, описавший мозаики Альбенги и руководивший реставрацией фресок Свияжского монастыря
    • Экспозиция в Невской лавре ковчежца с мощами св. Адриана и Натальи, Толгской иконы
    • Мощи св. Наталии в храме свв. мчч. Адриана и Наталии в Киеве. Равносторонний крест
    • Рака с частичкой мощей Св. Наталии, храм св. Адриана и Наталии в Киеве
    • Ковчежец с частицей мощей св. Наталии, в храме св. Адриана и Наталии, Киев
    • Базилика Сан –Лоренцо- Маджоре, в капелле которой хранятся мощи святой Наталии, Милан
    • Мощи святой Наталии в капелле св. Ипполита, Базилика Сан –Лоренцо- Маджоре Милана
    • Ван Дейк. Святой Амвросий Медиоланский и император Феодосий Великий
    • Епископ Амвросий, настоятель храма Предтечи в 2006-2008 годах, епископ Гатчины, ректор духовной академии Петербурга
    • Якори герба Петербурга
    • Якорь города Мышкин
    • Собор архангела Михаила Альбенга

© Н.Б.Чистякова-Ярославова
20-25 января 2012 года

«Вся моя маленькая жизнь пронизана Б О Г О М» -когда я прочитала эти строки из дневниковых записей Николая Павловича Ярославова, то мне вспомнились слова музейного работника Солигалича о портрете Димы Черевина - сына Марии Михайловны Ярославовой: « Больше всего мне нравится портрет Дмитрия Петровича, маленького… Он чем-то напоминает мне младенца Христа»… Одновременно предстала перед глазами и мозаика свода храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне, в центре равностороннего креста которой выложено слово «БгЪ» … Иконография этой мозаики «БОГ», как уже отмечалось, восходит к раннехристианским образцам, в частности - баптистерия Альбеньи в Италии. Находиться этот баптистерий в центре древнего итальянского города Альбенга (Лигурия). А покровителем Альбенги является архангел Михаил, которому и посвящен городской Кафедральный собор с рельефами над его входом.

В 1896 году Альбенгу посетил будущий член-корреспондент Петербургской Академии наук Д.В.Айналов, составивший краткий обзор баптистерия и остатков мозаики внутри этого древнего памятника. Фигура Д.В.Айналова в этой истории интересна тем, что начинал свою научную и археологическую деятельность он в Казани, где преподавал историю античного и древнерусского искусства в 1890 - 1903 годах. За три года до этого в Казани состоялся 4-й Археологический съезд, организованный при участии В.И. Заусайлова, по итогам которого, при университете, был создано Общество археологии, истории и этнографии (ОАИЭ). Членом этого общества был и Д.В.Айналов, поскольку его книги публиковались именно казанским ОАИЭ. Принимая во внимание тот факт, что Василий Иванович Заусайлов, был сыном Анастасии Афанасьевны Печенкиной совладелицы компании «А.А.Печенкин и Ко» вместе с В.В.Мартинсоном, следует исходить из того, что Д.В. Айналов знал и В.В.Мартинсона, а также тайны которыми владели В.В.Мартинсон и В.И.Заусайлов. («Поздравляю весь «царствующий дом» Ярославовых! Письма В.В.Мартинсона о роде Ярославовых и Виленское Братство»).

Возможно именно это общение подвигло его изучать мозаики в Альбенге, поскольку посетил Италию он именно в те годы, когда преподавал в Казанском университете, т.е. до Петербургского университета (1904 г.) и, тем более, до работы в Эрмитаже, куда он перешел в 1922 году.

Обращает на себя внимание тот факт, что путешествие в АльбенгуД.В.Айналов совершил уже после того, как издал книгу «Мозаики IV и V веков», т.е. он был готов к восприятию этих лигурийских древностей баптистерия в Альбенге.

«В древности Альбенга была главным центром одного из лигурийских племён, которое боролось против Рима на стороне Карфагена, предоставив свою гавань в распоряжение Магона.- брата Ганнибала. В годы крестовых походовАльбенга была свободной коммуной с широкими торговыми связями. В 1251 году город захватила Генуэзская республика, затем им владели маркграфы дома Алерамичи из Финале-Лигуре, миланскиеВисконти, с 1625 года - Савойская династия. О величии средневековой Альбенги напоминают сохранившиеся башни того времени, отдельные фрагменты укреплений, а также городской собор XI-XII вв., освящённый во имя Михаила Архангела. В бухте расположен остров Галлинара с аббатством, где когда-то подвизался Мартин Турский («Альбенга»)

Ну, и как уже ясно, известнаАльбенга древним баптистерием.

Согласно описаний Д.В.Айналова,мозаика баптистерия в Альбенгеили иначе - крестильни, которая всегда бывает посвящена Иоанну Крестителю, «сохранилась лишь во второй нише справа от входа, где она покрывает бочковый свод и полукруглый люнет под сводом.

На парусах сводов некогда были изображены широкие листья аканфа и вьющиеся лозы. Сохранилась лишь часть мозаики слева. Здесь видны завитки и листья аканфа с сидящей на ветке птицей. Под аркой в люнете на синем фоне изображены два агнца, стоящие на зеленой траве по обе стороны от золотого голгофского креста.

Дуга маленького окошка внутри люнета украшена двумя лавровыми гирляндами. Между ними находится овальный кружок-прометопидий с изображением якоря».

Здесья сделаю паузу, в цитированииД.В.Айналова,, поскольку однажды уже обращала внимание на древнюю символику якоря. В частности, на Якорь с двумя рыбами - рисунок на надгробной плите из катакомб Присциллы в Риме, а также на якорь памятного камня у источника Антония Печерского («Взгляд с башни «Магдала»: геополитическая «Распутинизация» Тюмени и Москвы или «Кто задирает подол нации?»).

Год назад, давая свое прочтение этого «якорного символа», я описывала его так:

«Голубь Святого духа» летит «как на радар» в эту «Неподвижную Якорную область». А неподвижность у нас там, где «символическая Ось вращения». Когда человек не может создать это вращение силой Размышления, то знающие о том, что «Святой Дух» нисходит «к оси», начинают вращаться физически, вокруг собственной оси в танце.

Однажды у меня был разговор с человеком, которому нужно было эксклюзивное мнение. Я ответила, что требуется вдохновение, чтобы положить это на бумагу в столь короткие сроки. Тогда он полушутливо предложил: «Выпейте вина и напишите». Я улыбнулась. Никогда в жизни этого не практиковала. Когда мне нужно вдохновение, я в перерывах между кабинетной аналитикой танцую, в том числе, и с вращением. Во мне это было - от рождения. И я не отрицаю вращение.

Однако никакой танец с вращением, в том числе, в индийских вариациях, не приведет к необходимому духовному результату. Для этого нужно Размышление. Причем - на первых шагах с наставником. Не созерцание природы, а Размышление, сначала, с помощью картин природы. Потом - без…»

Т.е. речь шла о подобии суфийских танцев, практиковавшихся и в школах Гурджиева, которых, однако, совершенно недостаточно для умного делания.

Особое место для такой умственной молитвы указал Адриану Пошехонцу благолепный старец Бестуж «на пересечении» пяти рек в Пошехонье. Пожалуй это единственная такая точка в России.т.к. даже «Птичья лапа» - сток либо росток трех рек - считается редкостью.

Об этом благоприятном для умственной молитвы месте шла речь в предыдущей главе, когда я писала о Ярославовых из Пошехонья, с его Троицкий собором на месте пустыни Иоанна Пошехонца, и о городе Мышкин, где эксклюзивные Никольский и Богородичный храмы имеют «масонские архитектурные особенности» - в виде колонн.

Так вот, этот город Мышкин отличается тем, что в нем есть не только лоцманский музей, но и древний якорь, как один из символов города.

Такой якорь известен на гербе Петербурга, причем, в разных версиях: с тремя лапами с остриями и с четырьмя лапами. Мне импонируют четыре. При этом Петербург, также как и Пошехонье связан с именами святых Адриана и Натальи, что было определено изначально Петром I, учредившим в России «Орден Андрея Первозванного». Имя спутницы святого Адриана - Наталья также было любимым именем императора Петра («Царское имя Натали от царя Аттилы и мужская Ё (Yo) версия современной политики России»). Андрей Первозванный и святой Адриан - разные исторические фигуры. Но культ Адриана был у матери Петра I - Натальи Нарышкиной, поэтому она и отдала в свое время предпочтение патриарху Адриану - архимандриту Чудовского монастыря, после смерти патриарха Иоакима, начавшего строительство храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне (Патриарх Адриан)

Надо сказать, что и новый цикл статей по истории рода Ярославовых я начала писать два года назад, в те самые октябрьские дни, когда в Петербург из Ярославля привезли мощи Адриана и Натальи («Театр жизни дворян Ярославовых: Вологда - Архангельское.Посвящается моему отцу Борису Романовичу Ярославовув день его рождения 27 октября 2009 года»)

Репортаж об этом событии,на канале 100 TVПетербурга, назывался «Православные святыни из Ярославля в Петербурге», и содержал следующий комментарий

«Впервые верующие в нашем городе могут приложиться к мощам покровителей супружества - Адриана и Натальи. Их привезли из Толгского женского монастыря, что на Волге, в Александро-Невскую лавру. Святыни Толгскому монастырю 21 августа этого года подарил настоятель миланской церкви. Вместе с мощами в Лавру привезли частицу ризы Господней и икону Толгской Божьей Матери, известной своими чудесными исцелениями»

Мать Смарагда прокомментировала это так: «Что Матерь Божья появилась в вашем городе, это говорит о том, что она сейчас особенно дерзновенную молитву возносит Господу именно о петербуржцах. Почему? Это знает только промысел Божий» («От боярина Медведева-Ярославова (Матвеева) до «алхимического» плана Исаака Ньютона для города Петра I», Ч.1»)

С точки зрения истории рода Ярославовых, для которого знаковыми являются две закладные доски четы Ярославовых в Храме Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне, весьма важно ещё и то, что частицы мощей Адриана и Натальи были привезены в Петербург вместе с Ярославской Толгской иконой Божией Матери с частицей мощей святители Игнатия (Брянчанинова). Ведь девичья фамилия Ярославовой, таинственная табакерка которой была подарена в Архангельском, оказалась Брянчанинова («Тайна Табакерки раскрыта: фамилия «её Высокородия» Ф.С.Ярославовой - Брянчанинова!»). При этом Ярославская Толгская икона была, одновременно, и семейной иконой Ярославовых. В частности, сын Фёклы Михайловны Ярославовой -Соколовой генерал-майор Павел Аполлонович Соколов вместе с женой Александрой Яковлевной «имели тесную связь с церковью… пожертвованные Александрой Яковлевной камни … вставлены в венце в ризе Толгского монастыря. Церковь Ярославской Толгской Богоматери была также построена в подмосковном имении Коралово брата Феклы Михайловны -Алексея МихайловичаЯрославова. Земли около Ярославского Толгского монастыря приобретала их сестра Екатерина Михайловна Ярославова,в религиозно-ритуальных целях.

Выделяю эту икону ещё и потому, что она была явлена Прохору в 1314 году, т.е. в год казни Великого магистра… Жака де Моле. Т.е. для меня она прямо связана с историей тамплиеров.

Ну и второе - это конечно, неповторимые: глаза и руки, глаза и руки… Именно такие, какие я видела, в подлиннике, Подкубенской Толгской иконы в музее Вологды… («Наталья Ярославова: мое путешествие в Северную Фиваиду Белоозера, Ч.1»)

Единое напоминание об Адриане и Наталье, о Жаке де Моле, о Златоусте Брянчанинове и Толгской Богородице появилось в Петербурге, как уже сказано, два года назад, в октябрьские дни, когдая начала писать новый цикл статей по истории рода Ярославовых.

Оказалось, что частицы мощей святых Адриана и Натальи - большая редкость в России. Есть они лишь в Воронежском Благовещенском Кафедральном соборе в храмовых иконах Адриана и Натальи. Сам собор известен тем, что в нем повторена мозаика Константинопольского собора Софии.

Это воронежское почитание Адриана и Наталии обращает на себя внимание Ведь именно Митрофан Воронежский предрек Петру I строительство нового города - всемирно известного ныне, как Петербург. При этом он указал на Казанскую икону Божией Матери, которая поможет императору Петру осуществить этот грандиозный план. С тех пор и Петр I, и его сестра Наталья особо выделяли Казанскую Богородицу («Рыцарский культ Плачущих Богородиц и Плачущих Ярославн:Филермская икона «Мальтийского креста», Казанская и Огневидная Богоматери (Ч.2)»)

Икона же самого Митрофана Воронежского с частицей его мощей является одной из важный святынь храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне.

Мне думается, значимым в этой истории является ещё и то, что Воронеж- это колыбель русского флота, что объединяет его и с Плещеевым озером, и с Петербургом, и с Пошехоньем, и безусловно, с Крымом и Черноморской акваторией. Т.е. некая морская и якорная тема здесь присутствует.

В Покровские дни 2011 года частица мощей святой мученицы Натальи была привезена настоятелем миланского прихода в Италии - иеромонахом Амвросием (Макаром) в Парафию Адриана и Натальи Украинской Православной Церкви Киевской митрополии (Западно -Русской, Киевско - Литовской), кафедра которой до 1620 года располагалась в Вильно.

Произошло это в дни ежегодных Покровских чтений. И как сказал протоиерей ПарафииРоман Матюшенко:

«…Кажется, что сама святая вот так явно посетила особенным образом наш приход! Сразу как-то особенно живо в уме пробежали эпизоды их земного подвига, победы над злом и грехом!

Прошлой осенью, после совершения частью нашего прихода паломничества в город Милан (Италия), к мощам святой Наталии, у многих появилось вполне объяснимое желание иметь еще одно знамение для утверждения в вере - частицу мощей мч. Наталии.

Вдобавок к этому, читая, что некоторые храмы в России уже имеют эту святыню, как например: Благовещенский кафедральный собор г. Воронежа известное благонамеренное чувство переполняло и наши сердца…» («Благовещенский Кафедральный собор»).

Как видим, в Украине понимают историю святых Адриана и Натальи, как борьбу Добра со Злом. В России же представляется «куцая версия», согласно которой святые Адриан и Наталья, всего лишь, покровители супружества.

Аналогичным образом, осенью 2011 году, весьма «узко» была истолкована благодать от «Пояса Богородицы», помогающего якобы лишь только деторождению («Присяга» … - «Поясу Богородицы»: признание рыцарства или ошибка Жанны д’Арк?).

Т.е. и в том, и в другом случае, имеет место «Приземление». Можно сказать «поглощение» мирской тематикой: семья и дети. Тогда как речь идет о Духе, о духовной любви. И у святых Адриана и Натальи детей не было.

Как в Украину, так и в Россию частицы мощей Святых Адриана и Натальи привезены из Милана иеромонахом Амвросием. Причем привезены они из той самой Италии, где находится город Альбенга с его баптистерием и мозаиками, описанными Д.В.Айналовым и повторенными отчасти в храме Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне.

Именно из Италии привезен также и чудотворный Ватиканский список «Казанской иконы Божией Матери», с которым связано Фатимское пророчество.

«28 августа 2004 года начала исполняться третья часть Фатимского пророчества, когда в Успенском Соборе Кремля чудотворный «Ватиканский» список Казанской иконы Божией матери был передан делегацией из Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Второму…

21 июля 2005 года в день Казанской иконы Божией матери патриарх Алексий II прибыл на празднование 450-летия Казанской епархии и передал в дар Казани «Ватиканский» образ, которым до Ватикана владел Апостолат Святой Фатимы в США…» («Взгляд с башни «Магдала»: геополитическая «Распутинизация» Тюмени и Москвы или «Кто задирает подол нации?»)

Святым покровителем города Милана, откуда иеромонах Амвросий привез частичку мощей святых Адриана и Натальи, является миланский епископ IV века Амвросий Медиоланский, в честь которого, вероятно, и был назван иеромонах. Авторитет Амвросия в те времена был настолько велик, что он оказывал влияние даже на политику императора Феодосия Великого. А спустя 1000 лет, в 1447-1450 гг была даже создана Золотая Амброзианская республика с центром в Милане,названная в честь святого Амвросия. И хотя в начале 1450 годаФранческо Сфорца, зятюВисконти, удалось восстановить Миланское герцогство сам факт существования Золотой Амброзианской республики, посвященной святому Амвросию, вошел в историю.

Висконти и Сфорцы являются героями книги «Лебеди Леонардо». Упоминаю об этом по той причине, что у Д.В.Айналова была книга «Этюды о Леонардо Да Винчи», изданная в Ленинграде в 1939 году. Одновременно, в эти же годы, священником Иоанном (Павловым) создавалась мозаика в храме Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне, подобная мозаике баптистерия в Альбенге (Альбеньи).

Считается, что именно во времена святого Амвросия Медиоланского была возведена древняя базилика Сан-Лоренцо-Маджоре (Св.Лаврентия). От неё остался древний баптистерий (купель для крещения взрослых) и несколько древнеримских колонн.

А в алтаре капеллы св.Ипполита хранятся мощи святой Натальи - мученицы, супруги св.Адриана, пострадавшей в начале IV века («Киевская Русь. Паломничество. День одиннадцатый. Монако-Милан»)

В XIX веке, в России, в память святителя Амвросия Медиоланского, при принятии пострига, был наречён Амвросием, иеромонах Амвросий Оптинский.

И весьма необычен, в контексте этой истории, рассказ недавнего настоятеля Храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне - Амвросия Бронницкого:

«После армии мне интересный сон приснился. Я увидел Оптину пустынь, приложился к мощам преподобного Амвросия, находился в тех храмах, где никогда до этого не был. А потом, увидев фильм «Свет Оптиной», убедился, что в Оптиной все устроено так, как я видел в своем сне. Мое сердце страшно воспротивилось: я не хочу в Оптину пустынь, зачем мне все это приснилось?… Я забыл о сне. Но когда совершался мой постриг, за мгновение до наречения новым именем я его вспомнил. И получил имя преподобного Амвросия Оптинского, о котором до этого очень мало знал.

Это было неожиданно - первое время даже испытывал внутренний дискомфорт, потому что для меня святой Амвросий Оптинский был чужим. Я очень любил преподобного Серафима Саровского, которому всегда молился, который был моим земляком. Но постепенно я знакомился со святым Амвросием, он стал мне очень близким и родным» («Епископ Гатчинский Амвросий:В своей судьбе я вижу чудо»).

Мне думается Амвросий Оптинский, в данном случае, своего рода, проводник для Амвросия Бронницкого - к Амвросию Медиаланскому, т.е. в Милан, в Италию, - к древним баптистериям и их мозаикам, что весьма логично в контексте всей «Крестильной истории» Иоанна Предтечи.

Получается, что благодаря, Адриану Пошехонскому и Амвросию Медиаланскому связаны с этой историей также святые Адриан и Наталия. Да и архитектор ИоганесМанфрини, по проекту которого был построен грандиозный собор Успения Божией Матери в городе Мышкин, тоже родом из Италии, а быть может, и - древней греческой Лигурии.

Поэтому возвращаясь к фрескам баптистерия в Альбенге, продолжу цитировать их описание, сделанное Д.В.Айналовым.

« В зените украшенного белыми звездами (по 9 в ряд, в три ряда с каждой стороны) по синему фону свода ниши расположено изображение хрисмы на фоне постепенно высветляющихся к центру концентрических кругов.

Хрисма необычна - она состоит как бы из трех разновеликих монограмм Христа, наложенных одна на другую, причем каждая расположена в своем сегменте круга. Композицию окружает «хоровод» из 12 белых голубей - несомненно, это апостолы.

Интересна замена привычных агнцев наизображениями голубей.

…Под аркой находятся две надписи. Айналов публикует их фрагмент, но прочитал он не много…

В основном, надпись мемориальна, в ней перечисляются имена почитаемых на севере Италии мучеников: Гервасия, Протасия, Лаврентия, а так же святого Иоанна…

С трудом Айналов сделал с мозаик несколько акварелей.

Сами же мозаики он датирует VI столетием, и относит их возникновение к тем годам, когда Вентимилия, Варикотис и Альбигаунум были главнейшими городами греческой Лигурии» («Баптистерий в Альбенге, Италия»).

В данном случае, это уже второе указание на святого Лаврентия. Ведь базиликаСан-Лоренцо-Маджоре именуется также Базиликой Святого Лаврентия. Именно там и находятся мощи Святой Натальи.

«Легенда, переданная Амвросием Медиоланским, утверждает, что Лаврентий был брошен в темницу, где совершал чудеса, исцелял больных и многих обратил в христианство. Вскоре римский префект потребовал у него отдать государству сокровища Церкви. Попросив три дня срока, архидиакон роздал почти всё церковное имущество беднякам. На третий день он явился к префекту вместе с толпой нищих, калек, слепых и больных, заявив: «Вот подлинные сокровища Церкви»…» («Святой Лаврентий Римский»)

В этой легенде, как видим, звучит та же самая тема Нищелюбия, о которой я писала в контексте школы святых КорнилияКомельского, традиций Рыцарей Гроба Господня и ставших священниками казаков Запорожской Сечи.

Св.Ипполитв алтаре капеллы которого хранятся мощи святой Натальи - мученицы,согласно «Золотой легенде», принял христианство после того, как невольно стал свидетелем мученической смерти Св. Лаврентия Римского. Останки Ипполита в VIII в. были захоронены во франкском аббатстве Сен-Дени. Легенда о его смерти, возможно, восходит к античному мифу об Ипполите и указывает на сестру -близнеца Зевса - Артемиду, царя области Ариция в Италии, царицу амазонок Ипполиту

Символическая композиция из Баптистерия Альбеньиописывается также и в статье «Смысловое искусство Римских катакомб»

«В ней обращается внимание на то, что голубь - это не христианское нововведение… Этим символом изображалась вавилонская богиня Иштар. У семитских народов Востока голубь ассоциируется с богиней любви Астартой. Кроме того, эта птица играла огромную роль в труде оракулов. Пророчествующие жрицы в святой роще Додоны - Пелейяды - были названы голубями. В древнем Риме голубка была святой птицей Венеры … К пятому веку голубями уже стали изображать апостолов. В мозаике церкви святого Климента в Риме/ XIII в./ 12 голубей расположены по распятию. Голубь является атрибутом святых: Терезы Авильской, Григория и Василия Великих, Фомы Аквинского, Екатерины Александрийской, Колумбана и святой Схоластики.В алхимической символике белый голубь - символ побеления, превращающийся в философский камень первоматерии»

Выскажу предположение, что эти голуби в Альбенге указывают на равноапостольных жен, т.е. на женское апостольское служение. Возможно, на пророчество Серафима Саровского, о котором я писала в «Пятой главе».

Повторю цитату:

«…выделю, наверное, самое важное в судьбе Серафима Саровского и его пророчеств.

«В 1831 году святой сподобился видения Богородицы (двенадцатый раз в своей жизни) в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев».

Это важно.

С Богородицей был Иоанн Предтеча, 12 дев, вероятно, подобных апостолам, и Иоанн Богослов -«приемный сын» Богородицы и автор пророчества о «Третьем Риме», на которого ссылался старец Псковского Елеазаровского монастыря Фелофей.

Тему «приемного сына» Богородицы я поднимала в статье «Абхазия - Апостольский удел Богородицы, Львы Северной Венеции и тайное евангелие Святого Марка»»

С учетом этих, предыдущих исследований, в баптистерииАльбенги мне видится то же самое сочетание: Иоанн Креститель и 12 дев - голубей. Причем речь идет об Италии… Т.е. о Риме. Ну и в очередной раз, «Белый след», который прошел через Белый Спас, Белое село, Белое Озеро и дальше - в сторону Камы.

Считается, что, в целом, по структуре, баптистерий в Альбенге близок к равеннскомуарианскому баптистерию («Арианский баптистерий»)

«Центральный медальон купола этого арианского баптистерия содержит сцену крещения Христа Иоанном Крестителем. Особенностью композиции является полностью обнажённая фигура Христа, вероятно иллюстрирующая арианскую доктрину о тварной природе Иисуса, а также персонификация реки Иордан в образе старца в диадеме из клешней краба и тростниковым жезлом в руке.

Вокруг центрального медальона подкупольной мозаики изображены двенадцать апостолов, идущие с венцами (кроме апостолов Петра с ключами и Павла со свитком) к престолу уготованному. Фигуры апостолов разделены пальмами».

Интересна персонификация реки Иордан или, как некоторые пишут Яр-дан (Йар-Дан), в данном случае Яр (Йар) - это Дух воды, который персонифицирован в образе старца.

Напомнило мне это странную фразу «Близнец ждет воды», о которой я рассуждала в статье: «Женская троица» Герба Рюрика и священная геометрия «Яблок» Белой Богини

«Почему Близнец? Вероятно потому, что Святая Троица (День Святого Духа), когда Святой дух сошел на Апостолов, приходится на первые дни июня, т.е. на знак Близнеца. А рожденным «От Бога» считается тот, кто родился «от Воды и Духа» … «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан.3:5).

Как пишет автор книги «Кости Волхвов» касательно Рыбы с Чашей на спине, здесь «Рыба, вино, хлеб. Они напоминают о чуде, когда Христос приумножил единственную корзину с рыбой и хлебом, сумев накормить огромное число своих последователей., пришедших послушать его именитую Нагорную проповедь

Т.е. Рыба с чашей на спине - символ приумножения, тождественного плодородию и Рождеству Natalis (StelladiNatale -цветок Рождественская звезда), как рождению нового, которым я часто уделяю время в своих публикациях.

Вот эта Чаша на спине Рыбы с хлебом и вином символизирует «Урожай» - мessis, каковым и считается Христос.

Хотя Уриил называл Мессией - Ионна Крестителя. Также, как Уриил, считали тамплиеры и Леонардо Да Винчи.».

Ещё одним аналогом баптистерия в Альбенге и Арианского баптистерия Равенны называют византийскую постройку близ монастыря Пантократор в Константинополе, известную ныне как SeyhSuleymanMascidi.«Датируется здание широко - от ранневизантийского времени - до эпохи Палеологов…

Считается, что SeyhSuleymanMascidi - часть монастырского комплекса Пантократора, но подтверждений тому нет. О назначении постройки так же существует несколько версий: часовня, мавзолей и даже монастырское книгохранилище. Сейчас используется как помещение для обучения детей чтению Корана» («Византийские церкви и монастыри»).

Крест Константина в мозаике Альбенги, Дух воды, Карфаген, территория свободной торговли, Золотая республика - все это, конечно, «чистым Римом» назвать сложно… Скорее, это напоминает описанное в книге «Последнее Евангелие» («Женское масонство», «женское Евангелие», женщина - Верховный жрец и Глава церкви»)

Так или иначе, но всё это имеет прямое отношение и храму Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне, и к Кирилло-Белозерью и к Адрианову монастырю, и ко всему, что основал Иоанна Пошехонец, и к Казани, и к Богородицкому Свияжскому монастырю, где фрески восстанавливал все тот же Д.В.Айналов. Вероятно, это касается и фрески Христофора Псеглавца.

«Одной из главных особенностей Успенского собора является сохранившийся цикл фресковой живописи XVI века, реставрировавшийся в 90-е годы XIX века художниками Н.М.Сафоновым и Г.О.Чириковым под руководством известного профессора-искусствоведа Д.В. www.kazeparhia.ru Айналова («Богородице-Успенский Свияжский мужской монастырь»).

Таким образом, Д.В.Айналов из КазанскогоОбщество археологии, истории и этнографии, должный быть знакомым с В.И.Зайсайловым и В.В.Мартинсоном, проявлял интерес и к Свияжскому монастырю, где совсем недавно была восстановлена опоясывающая надпись:

«построен при благочестивейшей Марфе Феодоровне (Марии Нагой), при царе Дмитрии Ивановиче, при святейшемъ Игнатии патриархе Московском и всеа Руси и при священном Ермогене» («Ярославичи и Арслановичи, как ключ к пониманию тайны Казанской Богоматери и истории Рязанских князей «Московского княжеского Дома»).

Этот факт является ещё одним указанием на то, что храм Рождества Святого Иоанна Предтечи на Пресне, Пошехонье, Казань, Богородице-УспенскийСвияжский монастырь и Николо-Березовка хранят общую тайну.

Возглавительную роль в исполнении мозаики Храма Рождества святого Иоанна Предтечи, на что я уже обращала внимание, приписывают священнику Иоанну Павлову -автору книги «Сначала было Слово…». И повторяемость фамилий в судьбе Предтеченского храма продолжает меня удивлять. Ведь благословение на монашеский постриг одному из последних настоятелей храма на Пресне - епископу Амвросию Бронницкому давал архимандрит Кирилл (Павлов) - братский духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, игуменом которой в конце XY века был Паисий (Ярославов). Вторым лицом и сердцем Лавры, по выражению Амвросия Бронницкого был архимандрит Матфей (Мормыль), сумевший сохранить певческие традиции многих монастырей даже в советские времена. Встреча Амвросия с архимандритом Матфеем, сначала поручившим ему создать Лавровый хор, а затем - настоявшим на переходе в Сретенский монастырь, в конечном счете, определила путь Амвросия Бронницкого в храм Рождества Святого Иоанна Предтечи на Пресне. И в этом Предтеченском храме им также был создан новый смешанный хор, как пишут, достойный архиерейской кафедры. Уже в 2008 году епископ Амвросий Бронницкий (Ермаков) был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии («Епископ Гатчинский Амвросий: В своей судьбе я вижу чудо»).

Эта Духовная академия и семинария Петербурга, от изначалья, т.е с 1721 года находились в корпусах Александро-Невского монастыря. А в 1838-1841 гг. согласно воле императора Николая I обрела новое отдельное здание с домовой церковью. Строительный комитет возглавил ректор семинарии архимандрит Афанасий (Соколов), впоследствии архиепископ Казанский и Свияжский.

К Санкт-Петербургской духовной семинарии относился исторически и Храм святого Иоанна Богослова. С 2009 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, бывшего ректором Ленинградской духовной академии в 1974-1984 гг., началось воссоздание художественного убранства храма Иоанна Богослова. А 31 августа 2010 г. епископ Амвросий Бронницкий совершил освящение новых росписей алтаря. В храм вернулись иконы свт. Василия Великого и прп. Иоанна Ветхопещерника. Особо почитаемая икона Божией Матери «Знамение» Царскосельская появилась в храме ещё в 1946 году.

Ну а строил здание духовной семинарии Петербурга будущий архиепископ Казанский и Свияжский. архимандрит Афанасий (Соколов), что, видимо, усилило «родственные связи» Казанской и Петербургской Духовных Академий.

Причем архимандрит Афанасий (Соколов) был не единственным Соколовым в Казанской Духовной академии, хотя именно для него фамилия «Соколов», похоже, была не родовой, а приобретенной («Афанасий Соколов»)

«Андрей Григорьевич Соколов родился 27 июня 1801 года в семье дьячка собора уездного города Буй Костромской губернии Григория Стефанова. Закончил Костромскую духовную семинарию (там он получил фамилию «Соколов»)»

Приведу сюжет, позволяющий понять настроения, царившие в этой Казанской Духовной Академии, во времена Афанасия (Соколова) и Иоанна (Соколова)

«После смерти Николая I и поражения России в Крымской войне русское общество охватило ощущение того, что «так дальше жить нельзя», и жажда перемен. Архиепископ Афанасий брал в библиотеке Казанского университета запрещенную газету «Колокол», издававшуюся в Англии Герценом и Огаревым, и не просто читал ее, но и пересказывал прочитанное в широком кругу. В начале 1861 года он получил за это выговор от Синода. В начале же 1861 года, за два месяца до отмены крепостного права, в журнале «Православный собеседник» появилась резко антикрепостническая статья ректора Казанской духовной академии Иоанна (Соколова), напечатанная с одобрения архиепископа. За эту статью выговоры получили оба Соколова

В мае 1861 года в Казанской губернии произошли события, привлекшие внимание и всей читающей России, и лондонских изгнанников Герцена и Огарева. Сначала произошел расстрел крестьян в селе Бездна Спасского уезда, в результате которого погибли около 90 человек, а через несколько дней в церкви Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище Казани состоялась «Куртинская панихида», то есть политическая демонстрация под видом панихиды, в которой приняли участие студенты Казанского университета и духовной академии» Афанасий (Соколов Андрей Григорьевич) архиепископ Казанский и Свияжский)

Есть и другие причины, по которым я делаю акцент на фамилии «Соколовых», связующих, наряду с прочим, Духовные Академии города Петра и Казани, бывшего древнего Сувара.

Урожденной Соколовой была мать Николая Павловича Ярославова, со строк письма которого я начала настоящую главу.

При этом, вспоминая это «ощущение Бога», пронизывающего всю его жизнь, Николай Павлович, также писал:

«Может быть, только моя мать понимает Бога?»…

Мать Николая Ярославова звали Анна. И это вторая Анна Ярославова, наряду с Анной Ярославовой, урожденной Аксаковой. Только в данном случае, как уже ясно, Анна эта - из рода Соколовых Переславля Залесского, расположенного на берегу Плещеева озера, где Петр I устраивал свои юношеские морские баталии.

Анна Соколова будущая мать Николая Павловича Ярославова в 1880-1883 годах училась в Усачевско-Чернавском Училище, расположенном на окраине Москвы, на Девичьем поле, которое по своей программе приравнивалось к училищу Ермоловскому. Действовало оно под патронажем Совета Императорского Человеколюбивого Общества

В годы обучения в этом Усачевско-Чернавскомучилище - Анны Соколовой (будущей Ярославовой), в нем уже была, так называемая, «Сергиевская школа». Название «Сергиева», школа получила по высочайшему соизволению, в честь его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича, присутствовавшего при её освещении 22 июня 1869 года.

Учреждена «Сергиева» школа» для детей обоего пола была с той целью, чтобы обучение учеников производилось воспитанницами старшего класса Училища. Т.е. выпускницы училища обретали здесь педагогические навыки.

Училище просуществовало уже 60 лет, к тому времени, когда в нем обучалась Анна Соколова.Мотивы создания этого училища отражали устремленность к человеколюбию, милосердию и нищелюбию, которые соответствуют традициям школы «Кирилловских святых». Продолжателями этих традиций были казаки, создававшие, госпитали, божедомки, приюты. Т.е. по изначальному замыслу училище образовывалось для одиноких женщин с детьми. Затем становилось все более престижным,и в него направлялись уже дети из небогатых семей, но при этом старинных фамилий. Надо сказать, что ко второй половине XIX века, самые именитые фамилии, часто были и самые бедные.

Приведу краткие данные об этом Усачевско-Черняевскомучилище, из записки, которая была приложена к табелю Анны (Александровны) Соколовой.

При этом, сразу обращу внимание на то, что фамилии, упоминаемые в ней, уже неоднократно встречались в истории рода Ярославовых:

«В 1827 году, когда делами Попечительского Комитета заведовал приснопамятный Князь С.М.Голицын в качестве Президента, купцом Чернавским пожертвованы Комитету дом икапитал для призрения бедных женщин с их детьми обоего пола. …31 января 1833 года. Князь Пётр Алексеевич Голицын, по предложению которого возникло училище, именуемое домом Рукоделия Чернавского, составил для него устав и правила. Первым директором Училища был назначен учредитель Князь П.А. Голицын. Затем в 1835 году его сменил Тайный Советник Иван Александрович Нарышкин… После смерти Президента Князя Сергея Михайловича Голицына, его место занял Гофмейстер Алексей Николаевич Бахметев (1859-1861 г.). После преждевременной кончины г. Бахметева, Президентом Комитета назначен Светлейший Князь Александр Карлович Ливен (1861-1862 г.), не более года остававшийся в этом звании. После него вступил в управление Комитетом, в качестве Председательствующего, Тайный Советник Александр Егорович Врето (1862-1877 г.)…»

Как видим, и здесь одной из главных фигур является Сергей Михайлович Голицын, о котором я упоминала, к примеру, в связи с историей о церкви Святой Троицы на Хохловке в Москве, где находился двор московского купца Ярославова, а ранее располагались старинные палаты дипломата, думного дьяка Емельяна Украинцева. В 1709 году, после кончины Е.И. Украинцева, его палаты перешли во владение известному военачальнику Петровской эпохи князю Михаилу Михайловичу Голицыну.

«Сыновьями этого М.М.Голицына были Александр Михайлович Голицын и Сергей Михайлович Голицын. Речь идет о том самом Сергее Михайловиче Голицыне, который вместе с полковником Ярославовым был совладельцем Сулости. Уже приводила эту цитату: «…Первоначально в ней жил какой-то водшебник из князей с дочерью; отца звали Ласт, а дочь Сулой; потом жили различные князья, которые и выстроили здесь церковь; наконец, половина села Сулость сделалась собственностью князей Голицыных, а другая половина была полковника Ярославова». Одновременно именно эти Голицыны были совладельцами Гребнево (Четрековское). Их матерью была урожденная Александра Григорьевна Строгонова)» («Невьянские тайны» Горного генералитета России: «Могильное золото» персов, как рок Романовых и «казны Форт-Росс»).

Долго можно представлять регалии Сергея Михайловича Голицына, однако в контексте разговора о храме Рождества святого Иоанна Предтечи достаточно сказать, что Князю С.М.Голицынувблизи Москвы принадлежали имения - Влахернское, или Кузьминки.

Понятно, что в названии Влахернское главным являются Влахернские образы Божией Матери, а в названии Кузьминки, нельзя исключать, что и Кузмины.

При этом напомню, что Ярославовы и Голицыны были в родстве через Павловых, которые уже дважды упоминались в этой истории.

Таким образом, Анна (Александровна) Соколова - Ярославова, которая «Быть может, понимала Бога», как писал о ней сын Николай, получила свое образование в училище, к истории которого имели отношение Сергей Михайлович Голицын и Великий князь Сергей Александрович Романов - Рыцарь Гроба Господня, похороненный вЧудовом монастыре.

При этом, придел в честь Сергея Александровича Романова, был освещен его супругой Великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой, на моей родине в селеНиколо-Березовка, основанном, опять же, Строгановыми, куда Ярославовы «Башкирской ветки» прибыли вместе с Соколовыми («Ярославовы, башкирская ветка: Белое озеро, Урал, Тюмень, Санкт-Петербург, Франция»).

Супругой дьяка Ивана Соколова была родная сестра моего прадеда Василия Семеновича Ярославова. Три сына Ивана Соколова: Александр, Виталий и Иван были священнослужителями, один из которых эмигрировал в США, после революции. («Ярославовы и священническая династия Соколовых, ярии - соколовяне и «Соколовский хор у Яра…»).

По информации моей тети Ариадны ( в крещении) эти церковнослужители Соколовы имели отношение к Казанской Духовной Академии. И эти её сведения вполне укладываются в логику о том, что Соколовы с Ярославовыми сначала поселились в селе Печенкин близ Бирска, где дьяком был Иван Соколов. Известно это село Христорождественской церковью и Культом Воинов-Святых, сохранившимся почти до самой революции 1917 года. Само же село, как уже обращалось внимание в других статьях, одноименно названию кредитного товарищества «А.А.Печенкин о Ко», совладельцем которой был В.В.Мартинсон, приславший Ярославовым письмо о гравюре, хранящей тайны их происхождения.

В начале XX века не были известны многие из тех фактов, которые стали мне доступны сейчас, но почему -то в архивах Николая Петровича Ярославова, письмо о Боге которого я цитирую, сохранился календарь именно святейшего патриарха Ермогена (!), обретшего Казанскую икону Божией Матери, которого я считаю одной из ключевых фигур этой истории. Уж слишком часто история рода Ярославовых возвращала меня к временам бывшего казака и настоятеля церкви Николы Тульского в Казани -Ермогена.

«Этот плакат размером 50 х 35 см. после 70 лет хранения из-за ветхости был «приговорён» к уничтожению… Лик Ермогена в центре плаката очень повреждён.

Издан был плакат московским изданием журнала «Верность» от Московского Духовно-

Цензурного Комитета города Москвы (Цензор: протоиерей Иоанн Восторгов) 2 мая 1913 года. В верхней части плаката изображена икона. Вероятно, Казанской Божией матери. Внизу на плакате написан Тропарь Святителю Ермогену на старославянском языке» - это комментарий внучки Марии Павловны Ярославовой- сестры Николая Павловича.

На плакате вместе с образом святейшего патриарха Ермогена изображены «клейма»:

«Успенский собор в Москве, где покоятся честные останки святого Ермоген; Святой Ермоген освобождает русских людей от присяги королевичу Владиславу; Чудов монастырь в Москве, в подземелье которого принял мученическую кончину святой Ермоген; Святой Ермоген отказывается подписать грамоту о роспуске ополчений; Святой Ермоген в заключении в подземелье Чудова монастыря; Храм имени Святого Ермогена в подземелье Чудова монастыря, рядом с темницей святителя (сооружен московскими монархистами); Праведная кончина Святого Ермогена; Темница, в которой скончался Ермоген».

Я довольно много писала о патриархе Ермогене в последние месяцы, в частности, в статьях и в контексте московского императора Дмитрия Ивановича и его матери Марии Нагой, как это указано в опоясывающей надписи Свияжского монастыря:

Добавлю к этому, что Иоанн Предтеча на Руси был патрональным святым Дмитрия Ивановича - сына Марии Нагой и Ивана Грозного.

И в этом смысле, подаренное Храму Рождества святого Иоанна предтечи Евангелие из города Дмитрова от монаха Васильева приобретает новое звучание.

Можно увидеть это и так, что Храм Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне - это тайный патрональный храм императора московского Дмитрия Ивановича - тезки Дмитрия Ивановича Ярославова, гравюра с гербом потомственного дворянства которого, от XVII века, хранилась у В.В.Мартинсона.

Продолжение следует…

Все материалы раздела «История Ярославовых. Камень и вода»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС