Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Летописные колокола и колокол к 1000-летию Ярославля, так и «не поднявшийся с земли». Запрет ЮНЕСКО или светские имена колокольных надписей?

    • Звенигородский колокол Саввы-Сторожевского монастыря. Надпись тайного письма о царе О(А)лексее Яра. Из кн.Г.Носовского…
    • Колокол 1544 года Псков. Уничтожена часть надписи. Г.Носовский, А.Фоменко из кн. «Колокола. История и современность»
    • Камень, заложенный мэром Ю.Лужковым в парке 850-летия Москвы 22.05.04, исчезнувший при мэре С.Собянине, (с) А.Петроченков
    • Успенский кафедральный собор Ярославля, построенный В.Тырышкиным при С.Вахрукове. Справа - колокола «на земле»
    • Колокол к 1000 –летию Ярославля в 2010 году, с изображением Ярославской и Казанской Богородицы. «На земле» в 2012 г.
    • Имя Виктора Тырышкина, отлитое на колоколе к 1000 –летию города Ярослава Мудрого
    • Колокольня Спасо-Преображенского собора Рыбинска, отреставрированного В.Тырышкиным. Вероятно, очень давно
    • Памятная доска Родиону Путятину. Дом напротив Спасо-Преображенского собора Рыбинска (отражение в окне)
    • Здание вида военных времен, напротив исторического музея Рыбинска. Недалеко от дома Родиона Путятина
    • Музей истории города Рыбинска на берегу Волги. Бывшая хлебная биржа. Арх. А.В.Иванов 1912 год
    • Рыбинский купец Ф.И.Тюменев, оплативший работу над краеведческим описанием Рыбинска и издание книги. Музей
    • В.Трапезникова - жена купца Ф.Трапезникова бывшего крепостного гр. А.А.Орловой-Чесменской. Рыбинский музей
    • Экспозиция, посвященная братьям Нобелям в Рыбинском музее истории
    • Памятник «Мать – Волга» на реке Великой княгини и архонессы Ольги Перевощицы (Вольги). Рыбинск

© Наталья Ярославова-Чистякова
9-10 декабря 2012 года

Колокол, отлитый к 1000 - летию Ярославля с изображением Ярославской Толгской иконы Божией Матери и Казанской иконы Божией Матери, по-прежнему остаётся на земле, хотя, с даты юбилея города Ярослава Мудрого, прошло уже два года.

Главную причину видят в том, что ЮНЕСКО, под охраной которого находится историческая часть города Ярославля, запретило строительство колокольни из-за нарушения сомасштабности («Колокол раздора»).

При этом, замечу, обращает на себя внимание тот факт, что история «лоббируемой» колокольни высотой 80 метров очень напоминает прецедент с «Газпромовской башней» в центре Санкт-Петербурга, от которой с трудом «отбился» город Петра («Петербург без исторических раритетов равновелик недрам без нефти»; «Спасти Россию от кризиса сейчас может только Санкт-Петербург: из обращения к Валентине Матвиенко»).

Эту башню, по плану, все-таки перенесли на Северный берег Финского залива, сообразно моему предложению 2009 года, обоснованному в статье «Газпром» и «Охта-центр»: радикализация в ущерб экономике?»

Однако вот этот второй ярославский прецедент делает происходящее уж слишком похожим на устойчивое желание построить Вавилонскую башню «высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни тогда было прервано Богом. Сейчас - ЮНЕСКО.

Ну а коль скоро нет колокольни, то и колокол 1000-летия с именами - на земле, и горожане имеют возможность внимательно изучать опоясывающие надписи на них, которыми по русской традиции увековечиваются имена, чаще всего, царя, а также и мастера, сам колокол отливавшего.

И как раз по свидетельству любознательных ярославцев надпись на колоколе, отлитом к 1000-летию Ярославля, включает имена: президента России Д.Медведева, при котором город Ярослава Мудрого праздновал 1000 -лет, и имя В.Тырышкина, финансировавшего строительство Успенского Кафедрального Собора, отливку колоколов и предполагавшего, при этом, построить рядом колокольню для них. В дополнение к этому - ещё и гостиницу в патронируемом ЮНЕСКО историческим центре («Колокольню в Ярославле построить, а гостиницу - нет»).

Ну а поскольку ярославцы и ЮНЕСКО высказались против гостиницы, а ЮНЕСКО, к тому же, ещё и против колокольни, то теперь встает вопрос о компенсации В.Тырышкину произведенных им затрат. Причем уже при новом губернаторе, которому, возможно, предстоит компенсировать решения губернатора прежнего, как я понимаю, С.Вахрукова.

«Мы полагаем, что, если суд откажет инвестору в строительстве гостиницы и обяжет выплатить неустойку, это сделает правительство Ярославской области, так как землю в аренду под строительство предоставляли региональные власти… » - цитирует Виноградова «Интерфакс».

Выделил В.И.Тырышкин на строительство Кафедрального Собора и отливку колоколов, по народной молве, свой личный миллиард. Это большие деньги даже для первых номеров Форбс, тогда как о бизнесмене В.И.Тырышкине я услышала впервые только в Ярославле. Возможно, это были деньги какого-либо Фонда бизнесмена.

Но имя В.И. Тырышкина, действительно, отлито на Колоколе к 1000 -летию Ярославля, в чем я убедилась лично, когда после рассказов ярославцев специально подошла к новому и старым колоколам, ожидающим «на земле» близ Кафедрального Собора «возврата к жизни». И хотя надписи на колоколе в декабре занесены снегом, но имя Тырышкина ясно просматривается. На фотографиях это видно. Вероятно и информация об имени Д.Медведева , отлитом на этом колоколе, является достоверной.

Зная, при этом, не одну историю о том, как перебивались на колоколах подобные надписи об именах царей, надеявшихся сохранить упоминание о себе , как такие колокола переплавлялись и даже отправлялись «в опалу», я подумала что, быть может, в самой надписи на колоколе и есть главная причина, по которой он до сих пор «приземлен», т.е. «не взлетел» с земли на вершину звонницы.

На церковном колоколе , все-таки , фамилия светского правителя. Такого раньше я не встречала. Имя легитимного царя, ведущего свое родословие от Библейских династий, вписывается в традицию колокольных летописей. А вот имена бизнесменов и выборных светских руководителей - это нечто новое.

Хотя, возможно, на это и было благословение. Ведь отливке колокола , по традиции, предшествует долгая молитва. Потом колокол освящают и дают ему имя.

«…призывается священник для «Чина освящения кампана». В молитве, читаемой при освящении колоколов, церковь молит о ниспослании особенной благодати, вливающей в кампан силу, «яко услышавше вернии раби глас звука его - в благочестии и вере укрепятся и мужественно всем дьявольским наветам сопротивно станут …да утолятся же и утишатся и пристанут нападающия бури ветряныя, грады же и вихри и громы страшные и молнии злорастворения и вредня воздухи гласом его»

Отдельное искусство - колокол поднять на вершину колокольни. Бывало , что колокола и падали. Причем не только во время поднятия, но и, к примеру, во время присяги царя Александра II.

Упал тогда колокол «Реут». Он замечателен тем, что выдержал взрыв Кремля в 1812 году, … «но во время звона в него к присяге императора Александра II упал в самый низ, причем пробил три каменных свода, два деревянных пола и чугунную лестницу…» - об этом рассказывает статья «Исторические колокола» М.И.Пыляева (В кн.: Старое житье. СПб., 1897. С. 288-320. Все права сохранены. «РусАрх»)

Что касается упоминания на колоколе имени того , кто выделил средства , то описание таких прецедентов мне вообще не встречалось.

Был случай с известным колоколом Саввино-Сторожевского монастыря, где «нижняя надпись, окружающая колокол тремя строками, состоит из криптографическаго или тайнаго письма». Высказывается предположение, что позволить себе такую криптографию, с признаками «чародейства» мог только царь, да и то, дабы его причастность к этой надписи не стала известна , он скрывал сам факт выделения средств на отливку колокола. Т.е. была история о том , что скрывался факт финансирования отливки колокола, а вот чтобы факт такого финансирования демонстрировался и увековечивался - это внове.

Что касается первой надписи старинного русского письма вышеназванного колокола , то в ней «упомянуты все особы царскаго семейства с полным их титулом и вселенские патриархи: Александрийский, Антиохийский и Московский».

Именно этот Большой Благовестный колокол Саввы-Сторожевского монастыря называют ещё Звенигородским. В отличие от других колоколов с испорченными и сбитыми надписями , «опасных» для романовской истории, перелитых в XVII веке , колокол Звенигородский был уничтожен только в XX веке, согласно спецзадания Гитлера, который также как Наполеон, ставил своей целью уничтожить вполне конкретные колокола.

Считается, что Звенигородский колокол был «отлит в 1668 году «государевым пушечным и колокольным мастером Александром Григорьевым»… Изображён - на гербе Звенигорода. Погиб в октябре 1941 года». Его обломок сегодня хранится в Звенигородском музее, в Саввино-Сторожевском монастыре. В Звенигородском музее хранится фотография этого Большого колокола. Сохранилась также прорисовка надписи на Звенигородском колоколе из книги 1929 года».

История упомянутой надписи приводилась мною в статье «Пророк Моисей и (Моисей) Ярославов», где говорилось :

«Рядом исследователей надпись прочитывается так :

«по обещанию и повелению раба Христова царя Алексея слит сей колокол в дом пречистыя Богородицы, честного и славнаго ея Рождества и великаго и преподобнаго отца нашего Саввы чудотворца, что в Звенигороде нарицаемый Сторожевский, при властях при честном архимандрите Ермогене…»….

Данные эти приведены в книге «Куликово поле в Москве. Московский Кремль в Библии. Геродот о подземной Москве» , Г. В. Носовского и А.Т. Фоменко. А также в книге «Великая Смута. Конец империи», где воспроизводятся фотографии Большого Звенигородского колокола фотоальбома Кондрашина В. А. «Саввино-Сторожевский монастырь. 600 лет основания обители Преподобного Саввы», 1998. Также авторы ссылаются на фундаментальное исследование «Колокола. История и современность». Под редакцией академика Б. В. Раушенбаха. Составитель Ю. В. Пухначёв. - Научный совет по истории мировой культуры. АН СССР. Москва, Наука, 1985.»

В дополнение к тому, что сказано Г. В. Носовским и А.Т. Фоменко , мною было обращено внимание ещё и на следующее:

«Патриарх Ермоген умер в 1612 году, а царь Алексей Михайлович родился в 1629 году. Как видим, при патриархе Ермогене был совсем другой царь Алексей, о котором и говорят казаки.

В ином прочтении авторы указывают на следующую особенность опоясывающей надписи на колоколе:

«…и по повел (ять)ния раба христова яря Оле(кси)(ять)я от ?л юбьви своея душевныя и от серъдечьнаго желания … зълт сей кололол…» и задаются вопросом: «о каком русском царе - «яре» Алексее сказано в надписи на Звенигородском колоколе».

Содержание надписи говорит о том, что она не относится к временам Романовых. Т.е. или колокол при Романовых не переливался и имеет совсем другую дату, или на новом колоколе продублирована надпись с колокола прежнего.

Но есть явное несоответствие между датами жизни тех, кто упоминается в надписях на колоколе, и датой , якобы, отливки колокола.

Таким образом, даже колокола , «спрятанные» на вершину колоколен от исказителей истории, не были защищены от тех, кто склонен к вандализму над правдой. Т.е. не было полной гарантии того , что «насильники над историей» не доберутся до них и не «припаяют» новые буквы , исправляя неудобные части текстов. В частности то, что не соответствует новому мифотворчеству.

В наши дни, когда пиартехнологи «переливают» историю» без всякой молитвы, тем более, нет никакой уверенности в том , что они не начнут тянуть руки к «колокольному пиару».

Ведь даже во времена набожных правителей итоги переписывания истории, затронувшей, в том числе , и надписи на колоколах были очень печальны. Сейчас же подобной набожности не наблюдается. К тому же , как показано выше, отмечен и отход от традиции в составлении опоясывающих надписей колоколов.

В названной выше книге Г.Носова и А.Фоменко авторы описывают результат, с которым Россия подошла к XX веку:

«Зададимся вопросом: сохранились ли в Московском Кремле какие-нибудь старые колокола XVI века? Оказывается, сегодня там есть только три колокола XVI века. Весьма примечательно, что среди них нет ни одного из знаменитых старых русских колоколов. Которых было несколько. Не сохранился (уничтожен?) ни 1000-пудовый колокол Василия III 1533 года, ни 2200-пудовый колокол «Лебедь» Ивана Грозного (на нём были видны иностранныя слова: «Hikiwas obracer, 537 г.). , ни 2000-пудовый колокол «Годуновский» конца XVI века, ни 3233-пудовый колокол Бориса Годунова 1600 года, отлитый для Успенского Собора

Перед Архангельским собором Московского Кремля, справа от центрального входа в собор, на бетонной площадке, окружающей собор, чуть выше уровня земли, стоят два колокола. Один из колоколов - небольшой, иностранный. На нём иностранная надпись. Второй колокол - побольше, русский…Последний чрезвычайно интересен….На первый взгляд может показаться, что перед нами - подлинная надпись шестнадцатого века, которая вроде бы ясно и чётко говорит о царе Иване Васильевиче, правившем в 1552 году. Так сказать, исторический источник-подлинник, подтверждающий романовскую версию, налицо.

Однако внимательный взгляд быстро обнаруживает явные следы подлога. Оказывается, вся надпись (идущая поясом вокруг верхней части колокола) напаяна потом. Первоначально на её месте была какая-то совсем другая надпись или, может быть, ничего не было написано. Старую надпись стёрли (если она вообще была). А вместо неё напаяли новую. Итак, по крайней мере, один из трёх русских колоколов якобы XVI века, сохранившихся в Московском Кремле, - подделка. Поддельный колокол выставлен на всеобщее обозрение. Двух других мы не видели.

Мы просмотрели фундаментальное издание , посвящённое истории русских колоколов, с целью обнаружить сведения о сохранившихся до нашего времени колоколах XVI века не только в Кремле, но и в других местах России. Выяснилось, что уцелело их совсем немного. Всего несколько штук. Оказалось далее, что на почти всех таких колоколах надписи частично уничтожены. Причём уничтожение было явно неслучайным.

Вот, например, колокол XVI века, хранящийся в городе Пскове. Специалисты сообщают: «Несмотря на полноту сведений, есть части надписи, где текст как бы стерт, а разделительные фигурки и надстрочные знаки сохранились … Надпись является историческим источником. В её пространном тексте приведены имена псковских наместников и дьяков 1544 г.»

Другой пример - большой благовестный колокол, вклад царя Бориса Фёдоровича [Годунова] в Троице-Сергиев монастырь. На колоколе было сбито имя царя. Об этом сказано в описании 1880 года. До настоящего времени колокол не сохранился.

Итак, как мы убеждаемся, даже надписи на колоколах не ускользнули от внимания Романовых. Фальсификация и уничтожение следов подлинной истории были глобальными. Тщательно проверялись и редактировались старые фрески, надписи на колоколах, надписи на гробницах и т.п. Надписям, естественно, придавали особое значение. Что могли подделать - подделали. Впрочем, не всегда удачно, как в случае с колоколом Ивана Васильевича….»

Процитированный выше текст авторы иллюстрируют фотографиями ,в т.ч. Колокола 1544 года из церкви Козьмы и Демьяна в Пскове, где явственно виден уничтоженный участок надписи.

В связи с фальсификацией истории , колокола в России, как видим , служили цели сохранения правды о царствующих династиях. Однако цели этой во многих случаях не достигли.

Тем не менее, всякий раз имели место, все-таки, попытки увековечить свои имена. Или поставить свои имена даже на место собственных предков.

К примеру, самый большой колокол в Москве на колокольне Ивана Великаго, называемый «Успенский или праздничный», был перелит в 1819 году из старого. «Старый был отлит в 1760 году мастером Слизовым по приказу императрицы и, как говорит предание, был много лучше нового. На колоколе изображены: Спаситель, Богородица, Иоанн Предтеча, Успение Богоматери и Петр и Алексей, митрополиты московские; а под святыми изображение императора Александра II-го и всей августейшей фамилии. На старом же колоколе были изображены те же святые - с портретами Петра I, Екатерины II, Елисаветы, Петра III, Екатерины II и Павла I».

Была и другая история, когда вечевой колокол, привезенный в Москву из Великаго Новгорода, после покорения его Иоанном III, был перелит в набатный или всполошный. На нём была вылита следующая надпись:

«лета 7182 июля в 25 день, вылит сей набатный колокол Кремля города Спасских ворот, весу в нем 150 пудов».

Затем на этом же колоколе была добавлена вторая надпись , теперь уже - вырезанная: «7189 года, марта в 1-й день по именному великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя России самодержцу указу дан сей колокол к морю в Николаевский-Корельский монастырь за государское многолетное здравие и по его государским родителях в вечное поминовение неотъемлемо при игумене Арсение». Хотя , по свидетельству , этот колокол был «сосланный».

Ниже мною представлены и иные надписи на колоколах из книги «Исторические колокола» М.И.Пыляева. Наряду с именем царя часто указывается собор или церковь , в которой или для которой отлил колокол. Вес колокола. Дата. Если колокол переливался, то упоминается колокол , который он заменил. На колоколах могут быть записи в память о предках.

На колоколах указывалось Посвящение : Пресвятой Богородице или Богу Слову. Изображались Чудотворцы или персоны императорских фамилий.

Указывались имена митрополитов , епископов. В редких случаях, на колоколах «регионального значения» - священники и даже стольники, а также имена бояр, вероятно , вложивших свои средства в отливку колоколов.

Колокол к 1000-летию Ярославля, с которого начался этот разговор , не относится по своему значению к региональному.

Более того, принимая во внимание тот факт, что речь идет о городе основателя Дома Ярослава Мудрого , потомки которого представлены во всех королевских и правящих династиях Европы, это действительно сфера- ЮНЕСКО.

В этом контексте актуальны сведения книги об «Исторических колоколах», относящиеся к европейский традиции колокольных надписей :

«Церковные колокола, по указу французскаго короля Генриха IV, запрещено было покупать, но дозволялось приобретать их в виде мены. Размер колоколов также подвергался цензуре. Так, например, монастырям строго запрещалось иметь такие колокола, которые бы заглушали приходские.

Иностранные колокола часто украшались надписями, в которых по большей части колокол говорит о себе. Слог надписей всегда краток и важен.

Так, например, на Шернборнском колоколе в Англии, подаренном городу кардиналом Вольсеем, надпись гласит следующее: «Дар Вольсеев» - «я измеряю время для всех и призываю людей к веселию, печали и в храм».

Надпись на Шафгаузенском большом колоколе: «Vivos voco, mortuos plango, fulfura frang», т.е. «живых призываю, об умерших плачу, молнию сокрушаю». Эта надпись так понравилась Шиллеру, что он взял ее в эпиграф своей «Песни о колоколе».

На большом Парижском колоколе при церкви Notre Dame de Paris выбита надпись следующаго содержания: «Славлю истиннаго Бога, сзываю народ, собираю клир церковный, оплакиваю усопших, прогоняю заразу, украшаю празднества»; внизу выбита другая: «1683 года Флорентин де Гей …градоначальник Парижский вылил меня».

Самым большим колоколом в Западной Европе считается соборный в Руане, весом в 900 пудов

После него, берлинский, отлитый в 1497 году, названный при крещении Mria Gloriosa (Славная Мария); вес в нем 690 пудов, на колоколе надпись: «славною хвалою воспеваю святых и укрощаю молнию и злых демонов, созывая звуком народ во храм для священнаго песнопения. Герард Иван Кампейский отлил меня в лето от воплощения Господня в 1497 году».

Ну а если говорить о колокольных звонах, то исследование М.И. Пыляева говорит о том, что «Современная Англия по искусству звонить не имеет соперников во всем свете».

Хотя он же упоминает, что:

«Лучшие по тону колокола в России, это в Ростовском соборе. Колокольня этого храма замечательна своим устройством и музыкальными звонами колоколов. Звоны там названы по именам учредителей: Ионин, по имени митрополита Ионы Сысоевича, который с 1652 г. по 1691 год в течение 39-и лет правил митрополиею Ростовскою; Георгиевский, особенно хороший, как говорят знатоки, принадлежал архиепископу Георгию Дашкову, правившему Ростовом уже по уничтожении митрополии с 1718 года по 1731 год; Иоакимовский, по имени архиепископа Иоакима, 1731-1741 год. Колокола висят в линию и различаются весом: первый в 2.000 пудов, второй в 1.000, третий в 500 и т.д. до 20 пудов и менее. Всех колоколов тринадцать. Звонари становятся так, что могут видеть друг друга и соглашаться в такте. Это одно из условий гармонии. Митрополит Платон приезжал слушать эти звоны и хотел учредить у себя такие же в Вифании. Но ему сказали: «дайте такую же колокольню и такие же колокола». Исторические ростовские колокола: Сысой, Полиелейный, Лебедь, Голодарь , Баран, Красный, Козел и Ясак».

Скажу честно, мне импонирует европейская традиция, когда Колокол рассказывает о себе.

При этом я признаю и правду тех, кто на Руси старался сохранить истину о настоящей царской династии , отливая надписи на колоколах, пусть даже они и не всегда достигали цели. Но сохранялись легенды об этих надписях. Сохранялись в редких случаях копии таких надписей.

Быть может, и Д.Медведев, руководствовался тем , чтобы его имя, как президента России, не было вычеркнуто из её истории. Однако он все-таки светский правитель.

А колокол - летопись церковная.

Сама же история об опоясывающих надписях на колоколах свидетельствует о том, насколько важное значение для Государства имеет этот вопрос.

И если в случае с колоколом 1000-летия Ярославла он «застрял» на земле, в т.ч. в связи с протестом ЮНЕСКО , то в этом видится одновременно указание на то , что надо внимательнее отнестись к новой практике в условиях, когда по Конституции России церковь отделена от государства.

Осенью 2012 года «представители ярославской общественности, обеспокоенные непродуманным строительством в заповедной части города, обратились за помощью к директору Центра всемирного наследия ЮНЕСКО Кишору Рао, заместителю генерального директора ЮНЕСКО по вопросам культуры Франческо Бандарину и директору программы всемирного наследия Центра всемирного наследия ЮНЕСКО Регине Дуригелло.

Председатель ярославского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Вячеслав Сафронов, представители городского отделения ВООПИиК Виктория Марасанова и Николай Дутов, а также член правления Ярославской организации Союза архитекторов России Ольга Мазанова информируют руководителей ООН по вопросам образования, науки и культуры, что «несмотря на протесты общественности, решение и отчет по Ярославлю, утвержденные на 36-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в 2012 году, мнение ЮНЕСКО проигнорировано» («Ярославцы написали письма в ЮНЕСКО»).

Обращение также сделано к министру культуры Владимиру Мединскому, но в данном случае , с моей точки зрения, есть проблема. Он является подчиненным В. Суркова, а вице-премьер В.Сурков, в свою очередь , заместитель премьер министра Д.Медведева, чье имя, по словам ярославцев, отлито на колоколе к 1000-летию Ярославля для увековечивания его имени. В связи с такой соподчиненностью мне видится у них мотив построить эту несоразмерно высокую колокольню в Ярославле , вопреки мнению ЮНЕСКО , для того , чтобы поднять туда колокол с именем их сегодняшнего руководителя, если оно действительно отлито на этом колоколе. Т.е. они находятся в той ситуации, когда им сложно принять объективное решение.

Обратила внимание во время пребывания в Ярославле и на ул. Суркова около церкви Благовещения, фотография кувшинообразных колоколов которой приведена мною в статье «Ярославль: прогулка в утренней сини. Акценты непосредственного присутствия от Богоявления - до Благовещения».

Посмотрела справку. Оказалось , что улица танкиста Суркова - Героя Советского Союза есть в Челябинске (Сурков Ф.П.), в Демидове (Сурков В.И.) и в саратовском Вольске. Что касается Ярославля и даже Рыбинска, то улица названа именем поэта А.Суркова: «Улица Суркова. Переименована в декабре 1983 года в честь А. А. Суркова (1899-1983) - поэта; родился в Ярославской губернии. Бывшая Благовещенская по расположенной на ней церкви Благовещения».

Одновременно, в ходе поиска этой справки, встретился материал «Именем Путина названа улица в Вифлееме», где говорится о том, что « В январе одна из улиц Иерихона была названа именем тогдашнего главы российского государства Дмитрия Медведева». Возможно, и происходящее в Ярославле - договоренности тандема.

Т.е. вот такая включенность в топонимику и работа с топонимикой современного топ-чиновничества, обладающего административным ресурсом.

Показателен пример, в этом контексте, и с Парком имени 850-летия Москвы, описанный москвичом с большим стажем:

« С удивлением увидел, что парк 850-летия Москвы, который в свое время открыл мэр Юрий Лужков, на плане (сайта Ридус) назван Марьинским парком, а то, что раньше было Марьинским парком, теперь на плане называется Братиславским парком. И это не единственное мое сегодняшнее открытие. Катаясь по парку, я вдруг обнаружил, что исчез памятный камень, также открытый в свое время Юрием Лужковым. Этот камень стоял у входа в парк со стороны Братиславской улицы. Стоял с 2004 года и вдруг исчез. Еще месяц назад он был тут, я даже сфотографировал его вместе с внучкой…Кстати, парк в тексте на камне носит название 850-летия Москвы. Значит, не только парк переименовали втихаря, но и памятный камень снесли. Чтобы ничто не напоминало о Лужкове. Мэр Собянин трудится на благо москвичей, не покладая рук…» («Два открытия»).

Далее автор упоминает грандиозную стройку , начатую ещё Ю.Лужковым , приостановленную в связи с кризисом в 2008 году. И иронизирует насчет того , что перед выборами 2011 года перед входом на стройку появился плакат с надписью : «Строительство культурно-спортивного и общественно-делового центра ведется под партийный контролем Местного отделения Партии «Единая Россия» ….

В связи с вышеописанным журналистом сюжетом, я вспомнила историю о том, как С.Собянина награждали на заседании Русского Географического общества, куда аппаратными приемами не пустили Ю.Лужкова («Мойка 14… От города Благовещения до Кронштадта… От Константина Великого до Северного Общество и РГО»).

Фотографию пропавшего в Москве камня с памятной записью об экс мэре столицы Ю.Лужкове , который не мог исчезнуть без согласия мэра С.Собянина - привожу. Не солидно это для главы города и члена Русского географического общества.

В Москве было много градоначальников. Не уничтожать же теперь всю историю о них, а также о том, что самой Москве 850 лет только от того, что С.Собянин решил оставить память исключительно о себе - так это видится в связи с произошедшим.

Романовы поступали конечно также , и С.Собянин возможно думает, что его династии хватит 300 лет. Но прежде чем повторять их опыт , имеет смысл перечитать финал Романовых. Все 300 лет они спасались от проклятья рода.

С.Собянин, кстати , как и экс ярославский губернатор С.Вахруков - бывший заместитель полпреда УрФО. Своеобразное у них отношение к истории. Ведь Успенский Кафедральный Собор в Ярославле , против строительства которого тоже высказалась ЮНЕСКО был все-таки построен на ярославской Стрелке именно при губернаторе С.Вахрукове. Т.е. этот проект В. Тырышкина материализовался при прежнем губернаторе.

Прочитала , соответственно, биографию В.Тырышкина выпускника петербургской военно-космической академии им. А.Ф.Можайского.

Доводилось мне общаться с выпускниками этой академии.

Как раз от одного из её выпускников я и узнала о том, что на форме Юдашкина не нашлось специального отделения (кармашка) для «жетона смертника». («Юдашкин сильно опоздал с признаниями»)

И уделила этому внимание в статье от февраля 2012 года «Российские Кавалеры Ордена Почетного легиона Франции, учрежденного Наполеоном, и Бородино…»

Сейчас, когда после отставки министра обороны претензии к этой форме широко обсуждаются в СМИ, актуально повторить сказанное, тем более, вопрос о «жетоне смертника» прямо связан с сохранением имени и памяти погибших солдат и офицеров , не желающих оказаться в забвении, также как в этом забвении не желают оказаться Д.Медведев и В.Тырышкин.

Вот только подходы к сохранению памяти и имен разные:

Символично, что именно в этом тексте, ещё в феврале , я упомянула Можайск, при том, что В.Тырышкин , повторю, выпускник Можайской Академии, как её называют:

«Когда ещё не было известно о «ротации в тандеме» я услышала мнение о том, что курсанты военных училищ Петербурга не проголосуют добровольно за Д.Медведева из-за проведенной им реформы военной формы, «забывшей» о главном: о «жетоне смертника», с персональными данными, по которым опознают погибших воинов. В новой «модельной форме» от Юдашкина не нашлось места для специального отделения (кармашка), где хранился этот «жетон смертника» или «патрон смертника», дававший воинам уверенность в том, что в случае гибели они будут опознаны и оплаканы. Именно это и вселило в них мрачные настроения об угрожающей судьбе - «погибнуть, как мясо»… Как Герои Бородино, которых «складывали в костры» и жгли, жгли и жгли…

И пепел ложился на поле Бородинской битвы … и эта «кровь-душа» десятков тысяч вознесенных на Бородинском поле, добавила сакральности мистической можайской территории, где ещё в XIV веке было явление Небесного воинства во главе с Николой Можайским , по молитвам обороняющихся от врага горожан.

«Красивая легенда» о Бородино создается уже два столетия, хотя после Бородино была отдана Наполеону - Москва, а в Москве оставлено 10-15 тысяч раненных русских воинов по свидетельству Ф.В.Растопчина. Не было подвод и телег, и вывозить их было не на чем … Почти все они умерли. В живых осталось только 700 («Материалы по истории Можайска» В.Куковенко).

И если для сжигания тел погибших, в дни Бородино, солдат и офицеров ещё можно найти какое-то обоснование и оправдание, то для замалчивания истории Бородино уже в наши дни оправданий нет и быть не может…».

Из статьи Википедии о В.Тырышкине, наряду с данными о Можайской академии, я узнала ещё и о том , что в перечне его заслуг «Реставрация Спасо-Преображенского собора в Рыбинске». Вероятно, это было давно. Потому что глядя на этот Спасо-Преображенский собор в Рыбинске , я подумала о том, что он очень не ухожен и «облуплен» в сравнении с ярославскими храмами. Фотографию Колокольни этого собора по состоянию на начало декабря 2012 года представляю.

Соборная площадь в Рыбинске вообще выглядит весьма прискорбно и особенно обращает на себя внимание здание напротив Спасо-Преображенского собора с памятной доской на нем, посвященной «выдающемуся проповеднику, духовному писателю, протоиерею Родиону Путятину». На второй памятной доске этого же дома надпись следующая «С 1899 по 1928 г. в этом доме жила семья Золотаревых ученых, просветителей, краеведов и общественных деятелей». Редко встретишь памятную доску, посвященную ученому. А уж духовному писателю, просветителю, краеведу, общественному деятелю - тем более. Лично я впервые увидела такого содержания надписи, вызвавшие во мне глубокое уважение к культуре рыбинцев именно краеведческой и архивной. Т.е. не диплом и ни должностное кресло, а именно духовный путь оценили жители Рыбинска.

Но вот сам дом, как уже сказано, - в состоянии печальном. И это впечатление усугубляет вид одного из соседних зданий на этой же стороне улицы, напомнившего мне бомбежки в годы Великой Отечественной войны. Обратила на него внимание, в т.ч. и потому что на нем написано мое имя - Натали. На это здание смотрит рыбинский памятник Ленину в ушанке. А напротив упомянутого разрушенного объекта - построенный по эксклюзивному проекту Рыбинский Музей истории на берегу реки Волги. Таким образом, за спиной Ленина европейского уровня здание музея , а перед ним -свидетельство некого коммерческого упадка в городе , который некогда был одной из главных торговых ярмарок России.

Надо сказать, что в самом музее у меня сложилось впечатление влияния купеческих денег на акценты в истории Рыбинска. Очень много о купце Ф.И.Тюменеве и заметно меньше , к примеру, о братьях Нобелях, которые начинали свой бизнес в этом же Рыбинске. «Более полутора веков назад в Рыбинске братья Нобели - Роберт, Людвиг, Альфред - организовали товарищество нефтяного производства - сокращённо «Бранобель»… В первые годы советской власти нефтебаза (Нобелей) входила в состав «Синдиката труда»… (см. фотографию музейной экспозиции Рыбинска). Буквально в эти дни в Стокгольме Нобелевскую премию , учрежденную братьями Нобелями, вручают в 111 раз. Но в самом Рыбинске их память, я бы сказала, скромная.

При всем уважении к Ф.И. Тюменеву, которого И.С. Аксаков в его письмах характеризовал , как купца- аристократа, и на чьи средства была издана историческая монография о городе Рыбинске М.И.Гомилевского, у меня сохраняется ощущение , что благодаря обладанию деньгами его роль в судьбе Рыбинска прописана непропорционально. Т.е. присутствует, как некая доминанта. Тогда как род Тюменевых проявил себя с XVII века, а полная история вокруг устья Шексны насчитывает 1000 лет (Тюменевы).

Т.е. в Рыбинске на фоне Тюменева «затерялись даже Нобели». И в отличие от купцов и купеческих жен, больших портретов братьев Нобелей нет в рыбинском музее. Хотя 27 июля 2011 года в 180-й день рождения Людвига Нобеля состоялось открытие закладного камня у моста через Волгу на месте будущего памятника. «Облик памятника пока не известен, он будет выбран по результатам конкурса среди российских скульпторов». Т.е. памятника этого де факто пока нет.

«Затерялись» на фоне Ф.И.Тюменева и родившиеся в Рыбинске братья Шенк - основатели Голливуда.

Возможно дело в том, что Ф.Тюменев вкладывал все свои средства конкретно в то, чтобы сохранить память о себе локально в Рыбинске, а братья Нобели и братья Шенк были в бизнесе глобалистами. Но мировую славу Рыбинску создали в т.ч. Нобели и Шенки.

И не должно торговыми деньгами вольно или невольно отодвигать на задний план важные вехи тысячелетней истории. Хотя мне видится в этом и прямое следствие «переписывания истории» Романовыми , вплоть до сбитых надписей на колоколах.

Во всяком случае, Ф.Тюменев отдал заказ на краеведческое описание Рыбинска стоящему автору. Мне повезло купить последний экземпляр книги этого ротапринтного издания начала XIX век, и я с удовольствием прочитала её.

Однако, где же потомки династии Тюменевых ? Почему они не помогут привести соборный центр Рыбинска в надлежащий вид ? Упоминается в Ангарске редкий бизнесмен Тюменев. Хотя его фамилия звучит в неоднозначном контексте….

Что происходит ? Или с Рыбинском поступили, как с Мологой , или это «замутненные» истоки 1000-летней истории («Всемирная азиатская торговля в древней Мологе, у начала Тихвинской системы. Правда, которую пытались затопить, Ч.1»).

Как уже ясно, такой контраст между ухоженным центром Ярославля и центром Рыбинска меня очень удивил, даже с учетом того, что в Рыбинске есть вполне респектабельные здания. Но вот состояние Соборной площади и Крестовой улицы таковы, как описано. И это, при том, что Рыбинск - город, в котором начинал свою карьеру ещё и Ю.Андропов («Майор Путин - Платов и дворянин Путятин: Хранители тайны Куде -Яра по поручению Андропова?»).

Тут есть какая-то загадка. И довольно странно , что В. Тырышкин , занимавшийся реставрацией древностей и в Рыбинске, и в Ярославле , получается, не заметил этого контраста , который «бьет в глаза».

Не исключаю, что её разгадка в истории рыбинского памятника великой княгине Ольге (Вольге) на косе реки её имени - Вольга. Правда, памятник официально называется «Мать Волга».

Но именно матерью Волги является Великая княгиня Ольга Перевощица. («Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского - Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую, Ч.10»)

«С возведением этого памятника связана одна очень интересная история….Вместо Рабочего и Колхозницы, который город Рыбинск отдал ВДНХ , по окончании строительных работ на Рыбинской ГЭС было принято решение о возведении нового монумента: женщины, олицетворяющей Родину, ее силу и мощь, и мужчины-чекиста, охраняющего ее счастье.

И все-таки «Мать-Волга» встала здесь одна, как символ реки-кормилицы, воплощенной в образе русской женщины, статной, сильной, гордой, никогда не знавшей ни восточного рабства, ни западного отлучения от мужских дел. Полюбоваться огромным памятником «Мать Волга» лучше с корабля. Он установлен на песчаной косе в охраняемой зоне шлюзов и встречает суда, идущие с моря».

Вот такая Великая княгиня Ольга, увековеченная на рыбинской Стрелке, сильная гордая и самостоятельная управительница, дожидающаяся богатырей своей дружины. Ведь чекистов не было 1000 лет назад. Были богатыри - роги. Яр-Туры. И в этом тоже историческая правда , которой надо соответствовать.

Что же касается Ярославля , то историческую правду надо соблюсти , в первую очередь, в части городского герба ,содержание которого не совпадает с легендой об основании города Ярослава Мудрого : о победившем медведя - князе Ярославе («Ярославовы и мистическая линия «андроповско-горбачевской» Перестройки - 2»).

В таком виде, герб существует с XVII века, т.е. со времен Романовых. А городу 1000 лет. Во всяком случае, к такой дате отливался колокол для Успенского кафедрального собора. Хотя и по дате была дискуссия.

На особенности геральдики Ярославля , я думаю , повлияло ещё и то, что многие мужчины ассоциируют себя с медведем. И если выше я приводила примеры того, как история переписывалась с опорой на царский ресурс, и как в ней менялись акценты, преувеличивалось и преуменьшалось значение фигур, с опорой на административный ресурс , а также - на ресурс денег коммерсантов , то в случае с гербом - мне видится ещё и искажение истории под давлением «мужского ресурса».

Выше мною названы регалии общественных деятелей Ярославля, обратившихся в ЮНЕСКО в связи с планируемым строительством несоразмерно высокой колокольни на ярославской Стрелке рядом с Кафедральным собором , и гостиницы в непосредственной близости от Митрополичьих палат. Но я уверена, что охрану истории Ярославля надо ,повторю, начинать с Ярославского герба.

Когда я в Успенском кафедральном соборе , в контексте купленной мною книги о художнике Александре Соколове, расписавшем для этого собора иконостас, упомянула Ярославовых, поскольку родоначальницей менчаковских Соколовых является Федосья Степановна Ярославова ( в браке Соколова) ,то меня спросили :

И где же теперь эти Ярославовы ?

Действительно. Где же теперь те самые Ярославовы из рода Оболенского ярославского наместника , которые первыми получили крупные земельные вотчины при присоединении Ярославского княжества к Московскому царству Ивана III, и чьи документы в Рыбинском архиве являются самыми древними.

Только факты:

Наместник в Ярославле при Иване III - князь Иван Васильевич Оболенский - родной брат Псковского наместника князя Ярослава Оболенского - родоначальника князей Ярославовых (Князь Василий Оболенский).

«Жалованная Грамота Ивана III на села Черемошского стана бывшего Ярославского княжества, выданная Леонтию Алексеевичу Ярославову «является первым официальным актом, свидетельствующим о присоединении Ярославской земли к Московскому государству» («Заметка о происхождении Паисия (Ярославова): Исследования по истории средневековой Руси: к 80-летию Юрия Георгиевича Алексеева» , К.В.Баранов)

В Рыбинском архиве «Самый древний документ, выявленный на сегодняшний день, находится в фонде Ф-103 «Помещики Ярославовы», датированный 1627 годом. Это выпись из писцовой книги (столбец)» («Рыбинскому архиву 85 лет: слагаемые успеха»).

Однако нет улиц Ярославовых ни в Рыбинске , ни в Ярославле.

Куда делись Ярославовы ? Их имя «исчезало» вместе с колоколами времен Ивана III. Вместе с фресками XV веков , которых, по сути, тоже не осталось в Ярославле.

Быть может, только на Звенигородском колоколе сохранилась первая часть этой фамилии, да имя Алексей - «тезки» того самого Алексея Ярославова или Алексея Ярославича, который и воссоединяет род Ярославовых - Оболенских с боярами и дворянами Ярославовыми.

Хотя , по большому счету, сам город Ярославль назван именем рода Ярославичей.

И светскими именами на колоколах и сырьевыми прибылями от открытий , сделанных рудознатцами именно этих родов , 1000-летниюю историю Ярославля уже не перепишешь.

Вавилонский колокол некогда упал, потому что он не имел корня.

Вот также обрушилась и династия Романовых, несмотря на их «работу» с колокольными летописями.

Ниже мною приводятся анонсированные примеры летописных записей на колоколах , из исследования М.И. Пыляева

Симоновский колокол

«В Симоновском колоколе 1.000 пудов, - лил его «мастер Харитонка Иванов, сын Попов, с товарищем Петром Харитоновым, сыном Дурасовым, в лето от создания мира 7186, а от Рождества Бога Слова 1677, месяца сентября 30-го дня при державе благочастиваго великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича». «Слился же сей колокол, - как гласит на нём надпись, - во хвалу и во славу Бога всемогуща во едином существе в трех лицах суща, и в честь родившия воплощенно Слово; сей колокол состроен на Симонов, в обитель Успения Божия Матери, да гласом созывает во храм его верных, хвалу Ему о благих всяческих даяти, и о нуждах молитвы теплы проливати».

Царь-колокол

«На Царь-колоколе находится две надписи; до настоящего времени в первой из них явственно сохранилось только несколько слов, а в другой - ни одного; верный печатный список с этих надписей помещен в «Горном Журнале» (1833 г. Т. I). Вот эти надписи:

Первая: «Блаженныя и вечнодостойныя памяти великаго государя царя и великаго князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца повелением, в первособорной церкви Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения, слить был великий колокол, осемь тысяч пуд меди в себе содержащий, в лето от создания мира 7162, с Рождества же по плоти Бога Слова 1654; из меди сего благовестить начали в лето мироздания 7176, Христова же Рождества 1668 и благовестил до лета мироздания 7208, Рождества же Господня 1704 года, в которое месяца июня 19-го дня, от великаго в Кремле бывшаго пожара, поврежден; до 7239 лета от начала мира и Христа, в мир Рождества, прибыв безгласен».

Вторая надпись: «Благочестивейшия и Самодержавнейшия Великия Государыни императрицы Анны Иоанновны, Самодержицы всея России повелением во славу Бога в Троице славимаго в честь Пресвятыя Богоматери, в первособорной церкви славнаго Ея Успения, отлить колокол из меди прежняго осемь тысяч колокола пожаром поврежденнаго с прибавлением материи двух тысяч пуд, от создания мира в 7242, от Рождества же во плоти Бога Слова 1734, благополучнаго ея величества царствование в четвертое лето».

Колокол украшен наверху изображениями - московских чудотворцев, а по средине - особ императорской фамилии; из них императрица Анна Иоанновна изображена во весь рост; но ясно вышли только голова и корона».

Колокол «Реут» или «Полиелейный», как он назван по указу 1689 года патриарха Иоакима

«На нём следующая надпись: «Божиею милостию повелением великаго государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, и по благословению по плотскому рождению отца его государева, а по духовному чину отца и богомольца, великаго господина и святейшаго патриарха Филарета Никитича, московскаго и всея России, слитъ сей колокол в соборной церкви Успения Пречистыя Богородицы и великих чудотворцев Петра, Ионы, лета 7130 (1622), делал колокол пушечный мастер Андрей Чехов».

Колокол «Новгородский»

Надпись на нём следующая: «Лета 7064 (1556) месяца сентембрия 8-го дня на честное Рождество Пресвятыя Богородицы, в царство Ивана Васильевича, при пастве митрополита Макария всея России, повелением преосвященнаго Пимена архиепископа Новгорода и Пскова, а мастера Михаилова слит бысть сей колокол в богоспасаемый великий Новгород ко святой соборной церкви Софии Премудрости Божия».

Колокол «Безъимянный», и «Марьинский»

Следующею надпись:«Лета 7176 (1663) марта в 23-й день, вылит сей колокол в церкви Преподобной Марии Египетской по душах блаженныя памяти боярина Бориса Ивановича Морозова, да по жене его боярыне».

Колокол «Арсенева»

«Следующая надпись: «Лета 7193 (1685) марта в 13-й день сей колокол по стольнике Федоске Осиповиче Арсеньеве в Соловской уезд, в Новгородской стан, в вотчину стольника Дмитрия Федосеевича Арсеньева, село Покровское к церкви Покрова Богородицы с прочими угодниками, при священнике Киприане Кириллове сыне, дал сей колокол стольник Дмитрий Федосеевич Арсеньев».

Все материалы раздела «История Ярославовых. Камень и вода»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС