Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Великий Князь Ярослав Васильевич Стрига Оболенский - Князь Псковский. Получатель Юрьевской Дани, Храмостроитель и Победитель Магистра Борха

    • Перуджино. Мадонна с младенцем, Иоанн Креститель и Св.Себастиан, именем которого крещен Князь Ярослав Оболенский sai.msu.su
    • Об образцовом поведении Князя Ярослава Оболенского, не оставившего Псков в дни эпидемии и умершего вместе с Псковичами
    • О захоронении Князя Ярослава (Себастиана) Оболенского в Троицком Соборе Пскова. Из «Истории княжества Псковского»
    • Собор Рождества Иоанна Предтечи - издание Савво-Крыпецкого монастыря, священноархимандрит которого - Митрополит Евсевий
    • О погребении Княгини Оболенской Сабуровой и сына Михаила в Иоанно-Предтеченском монастыре. Из книги «Собор…»
    • О посещении Иоанновского монастыря Княгиней Орловой -Чесменской, двоюродной сестрой сыновей Т.Ф. Ярославовой
    • О посещении Иоанновского монастыря Великой Княгиней Елизаветой Федоровной – покровительницей Удела Николы Закамского
    • Княгиня Елизавета Федоровна в Николо-Березовке освящает придел Великого князя Сергея Романова - председателя ИППО
    • Евпраксия Псковская, Св. Иоанн Предтеча и ап. Андрей Первозванный. Псковский музей www.pravenc.ru
    • Киевский Князь Всеслав Брячиславич - Чародей Вещий
    • «Вольга (Вольх) Всеславьевич», художник Рябушкин А. П.
    • Иисус. Красное знамя белый крест - Орифламма. Знамя 1-го епископа Парижа и аббатства ССен-Дени – усыпальницы Меровингов
    • Вальдемар II Победоносный

© Наталья Ярославова-Чистякова
9 июня 2013 года - 341- летие со дня рождения основателя Петербурга Петра I,
установившего двуглавого Орла - Герб России на Святых Воротах
Псково-Печерской Лавры, освященной при Князе Пскова Ярославе Оболенском

Князь Ярослав Васильевич Стрига Оболенский - родоначальник князей Ярославовых, был одним из двух Псковских Князей, которого дважды избирало Псковское Вече. За три века до него, т.е. в XII веке, дважды избирался Псковским Вече лишь Князь Владимир (Георгий) Мстиславич, сын Мстислава Ростиславича Храброго из Смоленских Князей, супругой которого была племянница «Балтийского Папы» - Рижского епископа Альберта, дочь Дидриха фон Аполдерна /1/.

Сам Князь Ярослав Оболенский, по матери - Княгине Марии Всеволож-Заболоцкой, был из Смоленских Мономаховичей, от Князя Владимира Мстиславича - Гаральда, сына английской принцессы Гитты Уэссекской. Из Псковских Князей к этой линии принадлежали: Святой Князь Всеволод - Гавриил Мстиславич ; его брат Князь Святополк Мстиславич; Князь Владимир (Георгий) Мстиславич, названный выше, а также и его сын - Князь Ярослав Владимирович, состоявший в родстве с Рижским архиепископом Альбертом, как до него - отец, получивший от Альберта Идумейскую Рижскую область между Ригой и Венденом, который позже брал Князь Ярослав Оболенский во время его Ливонского похода. Братом Псковского Князя Мстислава Ростиславича Храброго - был Князь Давыд Ростиславич, к потомкам которого и относится Мария - мать Князя Псковского - Ярослава Васильевича Оболенского.

Таким образом, общим предком двух Князей, дважды призванных псковичами на Псковское княжение, были потомки Князя Ростислава Мстиславича - внука Гитты Уэссекской и родного брата Святого Всеволода - Гавриила Псковского, при гробе которого в Псковском Кремле находится меч древней Готической работы « с надписью на рукоятке Готическими же буквами honorem meum nemini dabo (чести моей никому не дам) и с гербами двух львов под коронами» /1/. При этом, именно Князь Всеволод-Гавриил Мстиславич, после изгнания его неблагодарными новгородцами, получил от своего дяди Великого Князя Ярополка близ Киева Вышгородское княжество Ольги Великой, а в 1137 году был принят Псковичами, что оказало очень большое влияние на всю историю Пскова /1/.

Отцом Князя Ярослава Васильевича Стриги Оболенского был великий воевода Князь Василий Иванович Косой Оболенский, потомок Михаила Черниговского из Черниговского княжеского Дома /7/.

Если принять во внимание вышеописанное родословие от Гаральда и Михаила Черниговского из Святославичей, то вполне естественным является тот факт, что именно Князь Псковский Ярослав Васильевич Стрига Оболенский построил приграничную крепость Вышгород на реке Ладе, впадающей в реку Великую. Тем самым, «продлив» в направлении Пскова «Вышгородскую линию» и восстановив память о вышгородском культе Князей Бориса и Глеба, начавшемся со строительства Собора Бориса и Глеба в 1115 году, «немалую лепту в возведение которого внес Черниговский, а затем Новгород-Северский князь Олег Святославич…» («Вышгород Псковский на реке Лада: Заступниками городов и крепостей являются их первооснователи»).

Первый пятилетний период правления Псковского Князя Ярослава Васильевича Стриги Оболенского длился с 1472 года по 1477 год.

Второй - с 1480 года до 1487 года /6/

1487 год - это год его смерти. Псковский Князь Ярослав Оболенский - один из редких Князей, умерших в статусе правящего Псковского Принца. Будучи Псковским Князем, он не оставил город в дни страшной эпидемии, как пишут благодарные Псковичи, тогда как многие Князья до этого в подобных ситуациях спасались бегством. Князь, его княгиня и один из сыновей - Михаил погибли вместе с Псковичами.

Ярослав Васильевич Стрига - Князь Оболенский из Князей Тарусских, похоронен в Троицком Соборе Псковского Кремля /1/. Его Княгиня Оболенская - Сабурова из потомков основателя «Ипатьевского монастыря» - Великого Захарии Чета, вместе с сыном Князем Михаилом Ярославичем Оболенским-Четом похоронена в церкви Рождества Иоанна Предтечи /8/. В настоящее время это - подворье Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря, основанного при Князе Ярославе Оболенском /10/, священноархимандритом которого является Высокопреосвященнейший Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий (Саввин) :

«Многие князья прославились мужеством в дни мора, подвергаясь опасности, но не желая покидать город. Это относится к наместнику Александру Ивановичу, который «преставися в образе ангельстем», приняв постриг во время эпидемии летом 1442 г. Образцовым для князя было также поведение Ярослава Васильевича Оболенского в 1487 г.: «Того же лета князь Ярослав преставися во Пскове в мор, и положиша его псковичи во святей Троицы; и преставися сын его да и княгини его; а положени быста на Завеличьи оу Иванне святем; а преставися князь и сын его месяца октября в 4 день» (Средневековый Псков)

В живых, в ту страшную эпидемию остался только второй сын - Князь Константин Ярославич Ярославов, которого Князь Ярослав Оболенский отправил в Москву. В 1487-1488 годах Князь Константин Ярославов также был Князем Псковским.

В книге «История княжества Псковского» митрополита Евгения (Болховитинова) Почетного члена Императорской Академии Наук первым Псковским Князем назван Трувор - правитель Изборского княжества (после - Псковского), брат Рюрика. Второй Псковский Князь - Судислав Владимирович - брат Ярослава Мудрого. И весь полный список «Псковских принцев» включает - 46 имен.

В Княжеском «Списке Болховитинова» две части. Первая - «Псковские владетельные Князья», 30 княжеских имен. Вторая - «Псковские Князья и Великокняжеские наместники во Пскове», 16 имен, начиная с Князя Александра Васильевича Черторижского, который прибыл в Псков 8 марта 1443 года.

Князь Ярослав Васильевич Оболенский был одновременно и Псковским Князем, и Великокняжеским Наместником. Он давал две присяги : Великому Князю Московскому и Псковскому Вече, на котором был избран.

«Ярослав Васильевич Оболенский из Новгородских Великокняжеских Наместников переведен во Псков и прибыл сюда 22 февраля 1473 года. Псковичи и Духовенство встретили его со Крестами, как и прежних Князей по старине, и в Троицком Соборе возвели его на княжение, а в следующее воскресенье, 1 Марта, на Вече целовал он Пскову Крест судить и пользоваться пошлинами по старине».

В данном случае, я процитировала книгу «История княжества Псковского», сообщающую ещё и о том, что до Пскова Князь Ярослав Оболенский был наместником в Новгороде, где его наместничество было таким же «двойным», как и в Пскове, поскольку Наместником Новгорода Князь Ярослав Стрига Оболенский был не только в начале 70-х годов XV века, но и в 1478 году

При этом, Князь Ярослав Оболенский имел титул Великого Князя, т.к. с XII века Псковские Князья именовались Великими.

«С половины 12 столетия, … многие из Областных князей начали титуловаться Великими князьями, то сие же титло присвоили себе и Псковские, или по крайней мере Псковичи так их величали» /1/

Поэтому в книге «История княжества Псковского» родоначальника Князей Ярославовых именуют Великим Князем Псковским Ярославом Васильевичем Оболенским /1/.

В 1472 году, когда Князь Ярослав Оболенский принес присягу Наместника Пскова - Великому Князю Московскому, город Псков печатал собственную серебряную монету, последовав в этом примеру Новгорода, начиная уже с 1424 года.

Многие бывшие полномочия Псковского Вече к этому времени перешли к Псковским Князьям. Т.е. Князья Псковские были не только «предводителями войск и наблюдателями Полицейского порядка», но обладали и правительственной, и судебной властью в Пскове, назначали «своих Наместников с Тиунами или Судьями».

У Псковского Князя была своя военная дружина и Княжеская казна. «По записным издревле Вечевым Грамотам в жалованье Князьям назначались земли, оброки и судные пошлины», для сбора которых они везде содержали своих Приказчиков. У Князей Пскова были также свои служилые Князья. Эти выводы псковских исследователей я упоминала в статье о Вышгородской крепости на реке Лада /12/.

Князь Псковский Ярослав Васильевич Оболенский выделяется в ряду других Псковских Князей тем, что на время двух его «княжеских эпох» пришлось основание Псково-Печерской Лавры и Иоанно-Богословского Савва-Крыпецого монастыря, а также строительство псковскими мастерами Успенского Собора и Троицкой церкви Троице-Сергиевой Лавры в Москве, ныне известной, как Духовская церковь или Сошественская /10,11/. Т.е. родоначальник Князей Ярославовых продолжал создавать Псков, как «Духовное Евангелие», подобно тому, как «Духовное Евангелие» писал Иоанн Богослов - культовый апостол города Пскова, с его «Троицей» Ольги Великой.

Основание Псково-Печерской Лавры, как «Оплота Православия», и «Храмостроительство, как молитва» в деятельности Князя Ярослава Оболенского предшествовали и сопутствовали его военно-геополитическим победам. Он основал оборонительную крепость Вышгород на реке Лада - притоке Утрои, впадающей в реку Великую /12/. При нем в 1474 году был заключен мирный Договор с Ливонским Орденом на 20 лет и Договор с Дерптским епископом на 30 лет, в которых оговаривалась судьба «Юрьевской Дани» /13/. Эти Договоры Псковского Князя Ярослава Оболенского были очень выгодны для Псковской торговли, и после их заключения ведущая роль в русско-ливонской торговле перешла от Новгорода к Пскову.

Князь Ярослав Оболенский знаменит и его Ливонским походом 1480 года против Орденского Магистра, когда он во главе двадцатитысячного войска неожиданно вторгся в Ливонию вместе с князем Иваном Булгаком, взял орденский замок Феллин в ганзейском городе Вильянди, орденский замок Венден в Цесисе и Тарваст на р. Ярма. Речь идет о том самом Вендене и Цесисе рядом с которыми получил Идумейскую Рижскую область другой дважды Псковский Князь Владимир Мстиславич - отец Князя Ярослава Владимировича. При этом Ефросиньей Псковской - супругой Князя Ярослава Владимировича и, одновременно, тетей князя Довмонта был основан Иоанно-Предтеченский монастырь, где похоронена Княгиня Оболенская-Сабурова с сыном, а также супруга Князя Довмонта.

Основательница монастыря Ефросинья (Евпраксия) Псковская была дочерью Полоцкого Князя Рогволода Борисовича, нареченной в честь Предславы ( Ефросиньи) Полоцкой, внучки Всеслава Брячиславича, просветительницы Киевской Руси, по заказу которой на Русь была привезена Эфесская икона Божией Матери, известная ныне как Корсунская икона Божией Матери. История такова, что «Ефросинья Псковская со своим слугой Михаилом отправила богатые дары греческому императору Мануилу и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать эту икону. Просьба была удовлетворена, и образ был отправлен на Русь из Эфеса. Украсив образ золотом, серебром и драгоценными камнями, Евфросиния в 1173 году поставила его в храме Богоматери» (W).

Однако Псков, обращу внимание, славился и Корсунским колоколом. А Псковский Кремль с его Персями ( грудью) - суть Артемида Эфесская /10/.

Судя по захоронениям, можно подумать, что в Иоанно - Предтеченском женском монастыре похоронены потомки и родственники Полоцких Князей. И хотя мне не известно родство Князя Ярослава Оболенского с Полоцкими Князьями, но в XVIII веке дворянин-боярин Алексей Тихонович Ярославов, по матери относился к тем самым Волковым, которых считают потомками Киевского Князя Всеслава Брячиславича Чародея Вещего, необычно долго княжившего в Полоцке. Это потомки Изяслава Владимировича - брата Ярослава Мудрого. При этом, внук Алексея Тихоновича Ярославова был кавалером Ордена святого Иоанна Иерусалимского ( Рб ГАЯО, Ф.103, оп.1). С учетом феномена «притяжения родов», можно считать указанное родословие косвенным признаком того, что Князь Ярослав Оболенский мог быть в родстве и с потомками Всеслава Вещего.

Ещё одним указанием на это является тот факт, что именно Псково -Печерская Божия Матерь из монастыря, основанного и освещенного при Князе Пскова Ярославе Оболенском, помогла при защите, конкретно, города Полоцка в год нашествия Наполеона, о чем сообщал граф Витгенштейн в его письме Псковскому губернатору.

«Уведомляю Вас с тем, чтобы Вы и всем сообщили, что молитвы услышаны… разбив совершенно неприятеля под Полоцком, в то самое 7 число (в которое Псковичи с Печерскою иконою совершали крестохождение вокруг древних стен), ночью, овладев штурмом сим городом и перейдя Двину, гоню его авангардами к Лепелю» /16/

В Псковском монастыре хранится также редкая икона, на которой Евпраксия Псковская изображена на коленях перед Иоанном Предтечей и Апостолом Андреем Первозванным. Это вероятное указание на то, что Полоцкие Рюрики и род мурзы Чета объединяет родство с Захарией - отцом Иоанна Предтечи. Причем это родство имеет ту же природу, что и Лоза Неманичей.

Вот такие сложные переплетения судеб.

Запомнился Князь Ярослав Васильевич и двумя конфликтами с Псковичами, которые можно назвать «Скандал со Смертной казнью», когда Псковское Вече казнило конокрада без разрешения Великого Князя Ярослава Оболенского, за что им пришлось претерпеть его Гнев. И - «Скандал со Смердами», когда Князь Ярослав Васильевич «лишил» Псковичей их «рабов» - Смердов, и централизовал доходы от трудов Смердов в пользу Великого Княжества Московского.

Митрополит Киевский и Галицкий Евгений Болховитинов, до этого - Архиепископ Псковский всей Лифляндии и Курляндии, уделил 38-му Псковскому Князю Ярославу Васильевичу Оболенскому много больше внимания, чем всем иным Князьям Пскова, если судить исключительно по объему, посвященного ему текста. И такое внимание объясняется не только «двойным княжением» Князя Ярослава Оболенского в период с 1472 по 1477 год и с 1481 по 1487 год, но и тем, насколько резонансы были события эпохи, когда во главе Псковского княжества был родоначальник Князей Ярославовых, и какой сложности задачи ему пришлось решать.

При этом, историк, археограф и библиограф Евгений (Болховитов) воспроизвел в его книге «История Княжества Псковского», как в высшей степени восхищенные оценки деятельности Князя Ярослава Оболенского, так и сведения псковских летописей о конфликтах Князя с Псковичами при проведении им Великокняжеских реформ.

Труд митрополита, также как и другие псковские издания, богатые фактами псковской истории, в их совокупности дают красочное представление «Псковской эпохи», которая пришлась на правление Князя Ярослава Васильевича, его полномочий, связей, ресурсов финансовых и оборонительных, также как и наступательных, и самое главное, конфликтов торговых и военных, в которые ему по преемственности пришлось включаться и которые пришлось успокаивать.

При этом, в истории Пскова очень четко выделяются два периода, вне всякого сомнения, повлиявшие даже через века на Княжение Ярослава Оболенского.

Первый - когда в Пскове, со времен Князя Ярослава (Всеволодовича) Новгородского, княжили его потомки: Ярославичи и Ярославовы. И прямым продолжением эпохи Ярославовых и Ярославичей было «время Довмонта», т.к. Крестил Князя Довмонта - Князь Святослав Ярославич, сын Тверского Князя Ярослава III Ярославова. Супругой же Князя Довмонта была внучка Князя Александра Ярославича Невского.

Второй - когда на Псковском Княжении появились Князья Оболенские, среди которых дольше других правил родоначальник Князей Ярославовых-Оболенских, а затем - Ярославовых.

При этом, «эпохе Ярославичей и Ярославовых» предшествовал короткий, но яркий «период Мстиславичей», в лице Святого Всеволода (Мстиславича) Псковского и его брата Князя Святополка Мстиславича. По «княгининой линии», как уже сказано, это потомки английских королей саксов - последнего англосаксонского короля Гаральда II и Эдгиты Лебединая шея /3/.

Предтечей Княжения в Пскове Ярослава Оболенского было Псковское Княжение его родного брата Князя Ивана Васильевича Стриги Оболенского, который, в свою очередь, стал Князем Пскова, как Наместник Князя Юрия Васильевича Дмитровского.

В череде «псковских княжений» было несколько переломных моментов. И один из них пришелся на время, когда впервые за всю историю Пскова Князем Псковским стал Сын Великого Князя Московского.

Псковское Княжество, в лице «300 золотых поясов» ( по подобию Новгорода), в первые годы договорного союза с Москвой само называло фамилию Князя-Наместника от Москвы, которого они хотели бы видеть Князем Псковским. И город Псков, в 60-х годах XV века требовал именно Сына Великого Князя, неоднократно настаивая на этом своем требовании. Псковичам нужен был Князь, максимально приближенный к Великому Князю Московскому, а к таковым относятся Сыновья, в случае отсутствия конфликта с отцами, что в истории тоже встречалось.

Сыном - Наместником Москвы для города Пскова стал Великий Князь Юрий (Георгий) Васильевич - любимый внук Софьи Витовтовны и правнук Великого Князя Литовского Витовта.

Сам Князь Витовт - сын Бируты, культовой в Литве и особенно в Жемайтии Княгини. По легенде «Бирута была верховной жрицей в храме богини Прауримы на берегу моря в Полонге, а потом против своей воли стала женой Трокскому князю Кейстуту, сыну князя Гедимина, родному брату Ольгерда»… /4/ «После смерти Кейстута сейчас удалилась обратно на свою гору в Полонгу, где и кончила жизнь в 1416 году при храме Прауримы» (проматери Богов, богини жизни и душевного огня). На этой горе, называемой могилой св. Бируты, стояла когда-то церковь св. Георгия, на месте языческого храма /5/.

В Пскове есть свой многовековой культ Бируты - Псковской Княгини Натальи Бирута - супруги Князя Давыда Довмонтовича Псковского и дочери Великого Князя Гедимина. Псковская Княгиня Наталья Бирута - тетя Витовта похоронена в гробнице, в том же самом Иоанновском монастыре Пскова, называемом «Княгининым», где похоронены Ефросинья Псковская и Княгиня Оболенская-Сабурова.

Тот факт, что русская царица Софья Витовтовна является внучкой жрицы Бируты, обязанной «беречь и поддерживать вечно неугасаемый священный огонь Пяркунаса (Перуна)» недооценивается в российской истории. Не может быть правильно понята и Псковская история, в том случае, если изучая её, не обратить внимание на культ Псковской Княгини Натальи Бирута.

Получается, что первым из Сыновей Великих Князей Московских в Псков на княжение был направлен потомок жрицы Бируты - матери Витовта.

Причем, ещё в 1402 году Свидригайло, Князь Литовский, по согласию с Витовтом и Прусским Орденом, постановили даже договор, кем из них не будет завоеван Псков, уступить оный во владение Рыцарям.

Великий Князь Литовский Витовт … «в 1414 году действительно посадил в Новгороде и Пскове своих князей и обложил сии города податью. Но ни Псковские, ни другие летописи наши не говорят сего…» - об этом пишет митрополит Евгений (Болховитинов). При этом, в названном 1414 году, дочь Витовта - Софья Витовтовна уже была супругой Великого Князя Московского Василия I Дмитриевича, и как пишут, она подавляла Василия I своей волей.

И так происходило «творение истории», что в 1460 году именно правнук Витовта - Князь Юрий (Георгий) Васильевич оказался первым Сыном Великого Князя Московского на Псковском престоле, но тут же «уступил Псков»…

Не ясным остается : исполнил ли Князь Юрий клятву Витовта «об уступке Пскова рыцарям», поскольку его Псковским Наместником стал Князь Иван Васильевич Стрига Оболенский.

Трехнедельное Псковское Княжение Юрия Дмитровского в 1460 году не редко упускается в его биографии, но он был Князем Псковским и три короткие недели его правления тоже существенно повлияли на судьбу самого Пскова.

«Юрий Васильевич, сын Великого Князя Московского, прислан с Боярами во Псков на княжение и прибыл 24 февраля 1460 года. Посадники и Бояре Псковские встретили его за Псковским рубежом и возвели на княжение в Троицком Соборе с отличными от прежних обрядами … Он пробыл у них только три недели и два дни и 18 марта выехал к отцу в Москву, а им прислал Наместника своего Князя Ивана Васильевича Оболенского».

Как видим, Псковское Вече выделило Сына Великого Князя Московского особым Обрядом.

А Князь Иван Васильевич Стрига Оболенский, старший брат Князя Ярослава Васильевича Оболенского, прибыл в Псков на Княжение 23 марта 1460 года, как Наместник Великого Князя Юрия Васильевича - сына Василия II Темного и Марии Ярославны Боровской.

Уже сам этот факт говорит о том, что Князь Иван Васильевич Оболенский был максимально приближен к Великокняжескому семейству и является указанием на близкое родство.

Быстрый отъезд Князя Псковского Юрия Васильевича мог быть связан с тем, что до смерти его отца Василия II Темного (ум. в 1462 году) оставалось менее двух лет. И надо было присутствовать в Москве, где будет решаться вопрос о Духовном завещании Великого Князя Московского.

Незадолго до смерти Василия II Темного в Москву отбыл и Князь Псковский Иван Васильевич Стрига Оболенский. Его годовое псковское княжение завершилось тем, что в 1461 году он «заключил с Лифляндцами и Юрьевцами перемирие на пять лет в Новгороде. Немецкие послы целовали о том Крест и во Пскове, а Псковские послы ездили в Юрьев».

В средние века Псковскими князьями часто становились потомки князей Тверских, из князей Владимиро-Суздальских, и потомки Смоленских Мстиславичей от Великого Князя Смоленского Мстислава Ростиславича Храброго. По женской линии - это потомки отца свт. Всеволода Псковского - сына Мстислава Великого Гаральда. («Савво-Крыпецкий монастырь Иоанна Богослова, основанный при князе Пскова Ярославе Оболенском. «Откровение» Корнилия Крыпецкого о русском царе Ч.2.»).

Т.е. для того, чтобы стать Псковским Князем надо было быть: или потомком Князей Тверских, или потомком Князей Смоленских. Позже - Ростовских.

Родословие по женской линии для Пскова имело очень большое значение. Потому что это - Ольгин город. И женская тема здесь доминирует. Причем приоритетным являлось, как видится, родство с Княгинями, чьи гробницы и захоронения находятся с Иоанно-Предтеченском монастыре, в настоящее время - подворье Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря, основанного при Князе Ярославе Оболенском.

В этот монастырь в 1910-1912 годах трижды приезжала Великая Княгиня Елизавета Федоровна - Председатель Императорского Православного Палестинского общества, к её духовному отцу преподобному Гавриилу Спасо-Елеазаровскому, духовнику насельниц этого Иоанновского монастыря.

Полагаю, что не без влияния своего духовного отца Великая Княгиня Елизавета Федоровна попросила себе в Удел село Николо-Березовку на Каме, где после омовения в святом источнике проявилась на камне Смоленская Бугабашская икона Божией Матери.

Гавриилу Спасо-Елеазаровскому или иначе - Гавриилу Седьмиозерскому, эта история могла быть известна с времен его пребывания в Седмиозерной пустыни. Названная казанская Седмиозерная пустынь была основана иноком Евфимием, переселившимся из Великого Устюга в окрестности Казани, и принесшим сюда икону Божьей Матери, которая впоследствии получила название Смоленской Седмиезерной, что является также и напоминанием о Дмитрии Углицком. Либо Дмитрии Шемяки, либо Дмитрии Красном - сыновьях Юрия Дмитриевича Звенигородского и Анастасии Юрьевны Смоленской.

В июньской статье прошлого года :

«Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского - Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую»,

я уделяла внимание этой Саввиной теме около Казани:

«По летописям, в 1395(9) году преподобный Савва благословил князя Юрия Звенигородского (Галицкого) на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14-ти городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань».

И было это за 150 лет до того, как Казань взял Иван Грозный.

При этом, Савва Сторожевский был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского - Евдокии (в монашестве - Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского.

«Сразу после похода у князя Юрия появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря на Сторожи можно отнести к периоду 1396-1398 гг. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставляет Троице-Сергиеву обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия приходит в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери».

Как видим, первый раз Казань брали после молитвы у Смоленской иконы Божией Матери».

Смоленская икона, возможно, является иконой Княгини Анастасии Юрьевны Смоленской - супруги Князя Юрия Звенигородского, который, как уже ясно, первым брал Булгар.

При этом, в истории Псковского Князя Ярослава Васильевича Оболенского есть необычный факт. За месяц до своей смерти, он очень стремительно, буквально в несколько дней, построил церковь Анастасии Римлянки в Пскове.

«…Эпидемия 1487 года стала причиной возведения сразу двух обыденных церквей: Анастасии Римлянки в Кузнецах и Нерукотворного образа в Козмодемьянском конце. Образскую церковь построили и освятили 26 августа; сообщение о сооружении церкви Анастасии фигурирует в летописи уже под другим сентябрьским годом - 6996-м. Поскольку дальше в летописи речь идет о кончине князя Ярослава, последовавшей 4 октября, уместно предположить, что промежуток времени между строительством двух церквей был минимальным, и церковь Анастасии возникла не позднее 1487 года…» /17/

Есть мнение, что эта церковь построена для защиты Пскова от мора. Но возможно и так, что, чувствуя приближение перехода в вечность, Князь Ярослав Оболенский отдал дань уважения Княгине Анастасии Юрьевне Смоленской, как своей родственнице или по иным мотивам. Ведь не известно, кто был матерью Князя Василия Ивановича Косого Оболенского. При этом его имя Василий Косой, полностью совпадет с именем Василия Косого - сына Юрия Звенигородского, матерью которого была Анастасия Юрьевна Смоленская, отчего их очень часто путают.

После похода Юрия Звенигородского на Казань и Булгар Саввино-Сторожевскому монастырю были отданы земли той самой Николо-Березовки, которую Великая Княгиня Елизавета Федоровна взяла под свое покровительство и где освятила Удел, в честь её погибшего мужа Великого Князя Сергея Романова.

История Николо-Березовки субъективно интересует меня потому, что я родилась в бывшем монастыре этого села, переоборудованном в маленький роддом.

Субъективный интерес у меня и к имени Наталья, которое особо почитал Император Петр I, установивший двуглавого Орла - Герб России на Святых Воротах Псково-Печерской Лавры, основанной при Князе Пскова Ярославе Оболенском. По этой же причине я выделила для себя и княгиню Наталья Бирута, над гробницей которой в Иоанно-Предтеченском женском монастыре висела Тихвинская Икона Божией Матери.

При этом, в Березовской истории иконы Николы Закамского, перед которой несли Красное Знамя Орифламы с белым крестом, обращает на себя внимание то, что это знамя указывает не только на аббатство Сен-Дени в Париже, но и на флаг Дании Вальдемара II Победителя.

«Согласно преданию, летом 1219 года во время сражения при Линданиссе, в Эстляндии, Король-Победитель, подняв голову, увидел огромный алый стяг, застлавший небо, а в самом его центре - белый крест.

Король расценил это как особое знамение, говорящее о том, что само Небо защищает и поддерживает его войско. Датчане выиграли сражение, а видение Вальдемара воплотилось в датском флаге, который называют «Данеброг» /19/

Вальдемар II Победитель - это внук Мстислава Великого Гаральда, потомки которого наиболее ярко проявили себя в истории Пскова. Он известен «Ютландской правдой», подобной «Ярославовой Правде». Известен также тем, что к нему за помощью приезжал «неистовый епископ Альберт», в родстве с которым состоял дважды Псковский Князь Владимир Мстиславич и его сын Князь Ярослав Владимирович. Известен Вальдемар Победитель и основанием Ордена «Даннеброг» с девизом «Gud o'g Kongen» (Бог и король), вместе с основанием Ревеля - Колывани, куда Князь Ярослав - Оболенский направил свою последнюю перед его смертью Грамоту, при этом, особо выделив Золотоносцев/21/.

А уже при Петре I перед иконой Николы Закамского с её знаменем Даннеброга и Хлодвига стали исполнять Петровский (Немецкий ) гимн о Боге Сиона.

Вот эта икона и помогла мне изначально понять историю рода и фамилии Ярославовых, приведшую меня в Псков.

Продолжение следует…

  1. Митрополит Евгений (Болховитинов) История княжества Псковского
  2. «Юрьевская дань» Ярослава Новгородского в Псковском Договоре с Ливонским Орденом 1473 года»
  3. «Гита Уэссекская»
  4. Вайделотки
  5. Бирута
  6. «Все монархи мира»).
  7. Оболенский князь Василий Иванович Косой
  8. «Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные»
  9. «Собор Рождества Иоанна Предтечи» Издание Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря, 2009 год
  10. Савво-Крыпецкий монастырь Иоанна Богослова, основанный при князе Пскова Ярославе Оболенском
  11. Стратегическое положение Псково-Печерского монастыря, где по древней традиции правители испрашивают небесного благословения Божией Матери
  12. «Вышгород Псковский на реке Лада: Заступниками городов и крепостей являются их первооснователи».
  13. «Юрьевская дань» Ярослава Новгородского в Псковском Договоре с Ливонским Орденом 1473 года»
  14. Княгиня Предслава (Ефросинья) Полоцкая
  15. «Юрьевская дань» Ярослава Новгородского в Псковском Договоре с Ливонским Орденом 1473 года»
  16. «Псковские скарабеи и мифы о Зерване. «Третий Рим» из катакомб Святого Себастиана и необычных церквей, которые боялись освящать»
  17. «Средневековый Псков. О церкви Анастасии Римлянки»
  18. Царское имя Натали от царя Аттилы и мужская Ё (Yo) версия современной политики России
  19. Дания. Знамя Датского короля
  20. Современная Дания
  21. «Грамота наместника Пскова князя Ярослава Оболенского Золотоносцам Ревеля. Оболенск, Ярославец и Четрековское - вотчины князя Владимира Донского»
  22. «Масонская табакерка Ярославовой - Брянчаниновой, Академия Наук Петра I, Дубровицы и Архангельское», Ч.3

Все материалы раздела «История Ярославовых. Камень и вода»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС