ПРИВАТИЗАЦИЯ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 28.9.92. Большая приватизация 5.6.92. Краткий обзор документов по приватизации, поступивших на рассмотрение в Тюменское антимонопольное управление. Ярославова-Оболенская Н.Б., в 1992 Чистякова Н.Б.
©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна (с 10.06.2014), урожденная Ярославова Наталья Борисовна (д.р.22.2.1960). Экс Годунина Наталья Борисовна (23.10.1981-14.4.1991). Экс Чистякова Наталья Борисовна (14.4.1991 -10.06.2014), в т.ч. 18 лет после развода 25.6.1996). Кандидат технических наук c 26.5.1988. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР
Материал 1992 года размещен 26 сентября 2025 года Санкт-Петербург, Петергоф
Настоящая мой обзор от 28 сентября 1992 года "ПРИВАТИЗАЦИЯ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО" написан мною сейчас Ярославовой-Оболенской Натальей Борисовной в августе 1992 года в моей должности с 1.3.1992 начальника информационно-аналитического отдела Тюменского антимонопольного управления ГКАП РСФСР под моим именем в 1992 Чистякова Наталья Борисовна во втором браке
ПРИВАТИЗАЦИЯ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.
На первом «стартовом» этапе приватизации (ноябрь 1991 г.- апрель 1992 г.) роль антимонопольных органов в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий ограничивалась правами «наделения» хозяйствующих субъектов статусом предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке, что влекло за собой необходимость получения разрешения на приватизацию в Правительстве России.
Второй, подготовительный этап (лето-осень 1992 г.), начало «большой приватизации» по определению А.Чубайса, сопровождался принятием ряда документов, в которых в связи с необходимостью параллельного решении задачи по демонополизации экономики и развитию конкурентной среды, существенно расширены права Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, а также определены дополнительные антимонопольные требования при приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Нарастание антимонопольных требований в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий показано в табл.I (Приватизация и антимонопольное законодательство).
Право согласования территориальным антимонопольным управлением приватизации объединений и предприятий, занимающих доминирующее положение на местном рынке, определенное Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 05.06.92 г., предполагает антимонопольный контроль за ходом всего процесса приватизации конкретного хозяйствующего субъекта, который начинается на стадии согласования местной программы приватизации и дачи разрешения на приватизацию предприятия-монополиста и заканчивается на стадии заключения договора купли-продажи.
Согласование приватизации какого-либо хозяйствующего субъекта или предприятия-монополиста может включать:
- требование обязательной реорганизации предприятия ;
- рекомендации относительно предпочтительного способа приватизации;
-направления дальнейшего использования объектов социально-бытового и социально-культурного назначения;
-требования социальной защиты интересов трудового коллектива или отдельных категорий работающих;
-сроки и способ продажи акций приватизируемого предприятия, находящихся во временном владении Фонда имущества;
-условия согласования покупки акций; обмена акций на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний; передачи пакетов акций в доверительное управление (траст) физическим и юридическим лицам;
-антимонопольные требования, включаемые в договор купли-продажи и контракт, заключаемый с руководителем предприятия (обязательного и рекомендательного характера)
На момент принятии Государственной программы приватизации (05.06.92 г.) отдельные предприятия, включенные в Государственный Реестр объединений и предприятий-монополистов, уже имели разрешение на приватизацию, в связи с чем процедура согласования была ограничена рассмотрением плана приватизации или договора купли-продажи, согласование всех остальных предприятий происходит полностью.
Краткий обзор документов по приватизации, поступивших на рассмотрение в Тюменское антимонопольное управление, предъявляемых антимонопольных требований приведен ниже
Машиностроение
Судостроительный завод. Июнь 1992
Способ приватизации - акционирование. После рассмотрения представленных документов предложено включить в план приватизации: условия сохранения существующего производства, ассортимента и уровня качества товаров и услуг, а также условий, препятствующих необоснованному повышению цен. Обращено внимание на нечеткость обозначенного имущественного комплекса, подлежащего приватизации
Товары культурно-бытового назначения
Тюменский горпромкомбинат (ТПО «Тюменьместпром») Июнь 1992 г.
Способ приватизации
В ходе рассмотрения представленного плана приватизации обращено внимание комитета по управлению имуществом на противоречие с действующим законодательством: в перечень приватизируемых объектов включен жилой дом.
Предложено предусмотреть в плане приватизации меры по демонополизации данного хозяйствующего субъекта.
Пищевая промышленность
Мясокомбинат Ишимский (ПО «Тюменьмясоагропром»)
Август 1992 г.
Способ приватизации – акционирование.
План приватизации согласован без замечаний.
Молочно-консервный комбинат «Ялуторовский»
Сентябрь 1992
Приватизация в соответствии с договором аренды
В рамках согласовании приватизации комбината Тюменское антимонопольное управление сочло необходимым в договор купли-продажи следующие условия:
1. Не допускать деятельности, которая может характеризоваться как монополистическая.
2. Сохранить в течение 1 года ассортимент выпускаемой продукции и не допускать снижение объемов производства без согласовании с антимонопольным управлением
3. Не допускать снижения качества выпускаемой продукции, ввести систему сертификации товаров..
4. Реализовать не менее 29% продукции на региональном товарном рынке с целью удовлетворения потребительского спроса населения…
5. Предоставлять льготы при заключении договоров на поставку продукции хозяйствующим субъектам, берущим на себя обязательства реализации продукции населению ( через систему розничной торговли) по ценам ниже сложившихся рыночных цен, зарегистрированных в Тюменском антимонопольном управлении в качестве участников фирменной торговли продукцией предприятий- монополистов.
6. Разработать по согласованию с антимонопольным управлением схему сбыта производимой продукции на региональном товарном рынке, исходя из критерия минимизации числа посредников при прохождении товара от производителя доя конечного потребителя в срок до 01.11.92 г.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность
Кондинский комплексный лесопромышленный комбинат. Август-сентябрь 1992 г.
Способ приватизации - акционирование
Планы приватизации Кондинского КЛПК; Междуреченского ЛПХ; ГМП «Конда»; Ямкинского производственного участка; Половинкинского КЛПХ; Урайского КЛПХ; Мулымского ЛПХ; Шаимского призводственного участка; Луговского КЛПХ; Дорожного производственного участка согласовано при условии резервирования 50% акций, поступающих во временное владение фонда имущества до конца 1992 года и последующего согласования с антимонопольным управлением сроков и порядка их реализации ( открытая продажа, обмен на акции холдинговых компаний и инвестиционных фондов).
Обращено внимание комитета про управлению имуществом на необходимость приведения проектов Уставов, учреждаемых АО в соответствие с Типовым уставом (Указ Президента РФ от 01.07.92 г. №721)
Связь
ГПСИ «Россвязьинформ»
Согласно постановления Правительства Российской Федерации № 526 от 25.07.92 г. «О программе акционирования отрасли «Связь» на 1992 года (прогноз на 1993-1994 г.г.)
ГПСИ «Россвязьинформ» в Тюменской области и территориальное производственное объединение междугородних связей и телевидения № 26 отнесены к предприятиям и организациям связи, приватизация которых осуществляется по решению Правительства России
ГПСИ «Россвязьинформ» предлагается приватизировать путем преобразования в акционерное общество открытого типа в целом как единый производственно-технологический комплекс на территории Тюменской области. Для обеспечения организационно-технического единства взаимоувязанной сети связи Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом и Российский Фонд федерального имущества производят изъятие из-за открытой подписки не менее 38% акций, оставляя их в государственной собственности.
Комментируя постановления Правительства о приватизации отрасли «Связь» необходимо отметить, что в июле-сентябре 1992 г. Тюменским антимонопольным управлением совместно с отделом цен администрации Тюменской области проводилась проверка финансово-хозяйственной деятельности ГПСИ «Россвязьинформ».Результаты это проверки свидетельствуют о целесообразности выделения ( возможно и муниципализации) Тюменской ГТС как самостоятельного хозяйствующего субъекта для последующей приватизации путем акционирования.
В настоящее время в Тюменском антимонопольном управлении находятся на рассмотрении планы приватизации иных хозяйствующих субъектов, поступившие ра рассмотрение в рамка договора «О взаимодействии антимонопольных органов и комитетов по управлению имуществом в процессе акционирования и приватизации государственных предприятий», информационный обзор которых будет дан в следующих публикациях
Чистякова Наталья Борисовна 28.09.92 ( 28 сентября 1992 года ). В настоящее время Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна после смены 10 июня 2014 года бывшей фамилии Чистякова