Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Найди свои корни: Завещание Бориса ЯРОСЛАВОВА

«…Отец перешел к тому, что мучило его все годы жизни. Долгое время он изучал историю своей фамилии. Общался с ещё живыми дедами и прадедами. Ездил в Ярославль. Сообщил мне всё, что знал: и действительные факты, и предания. Взял с меня обещание продолжить поиск. Тот последний предок, о котором он имел сведения, был Семен Кириллович Ярославов…»

Из статьи «Найди свои корни» — завещание Бориса ЯРОСЛАВОВА, Н.Б. ЧИСТЯКОВОЙ-ЯРОСЛАВОВОЙ (www.tsogu.ru, приводится ниже)


Rurikovichi /Jaroslavovi
Рюриковичи /Ярославовы

Ярославовы (Оболенские)

Представители этого рода принадлежат к Черниговскому Великокняжескому Дому.

Род происходит от Оболенских

Родоначальник князей Ярославовых сын князя Василия Косого Оболенского (Василия Косого) Ярослав Васильевич Оболенский.

Со смертью Федора Иоанновича (1598 год) династия Рюриковичей прекратилась, но отдельные княжеские фамилии продолжали существовать и до нашего времени. В перечень княжеских фамилий, причисляемых к Рюриковичам, входит и княжеский род Оболенских-Ярославовых.

Черниговский княжеский дом относится к линии Святославовичей (второй сын Ярослава Мудрого). Вот перечень княжеских фамилий Черниговского княжеского дома, причисляемых к Рюриковичам: Волконские, Долгоруковы, Звенигородские-Рюмины, Курлятовы, Ногтевы-Оболенские, Оболенские-Стригины, Оболенские-Ярославовы, Оболенские-Черные, Оболенские-Белые, Оболенские-Золотые, Оболенские-Серебрянные, Одоевские, Перемышльские, Святополк-Мирские, Торусские и пр. («Российская родословная книга», СПб, 1855, www.windlord.chat.ru).

Как ясно из процитированного выше, изучать историю фамилии «Ярославовы» я начала по завещанию отца. Сначала это было в большей степени исполнение нравственного долга. Затем — в ходе долгого поиска, когда знакомилась со многими историческими документами, возник интерес к редким моим историческим однофамильцам Ярославовым. Я стала невольно «болеть за своих», хотя среди них были и неоднозначные фигуры, и экстравагантные, и импульсивные.

К примеру, известные братья Орловы — внебрачные сыновья полковницы Татьяны Ярославовой и Федора Орлова (узаконены вместе с другими братьями после смерти отца специальным указом). Или председатель судебной палаты города Ярославля некто Ярославов, который разрушил карьеру наместника пермского и тобольского, ярославского и вологодского, тульского и калужского, пролоббировав его снятие в С-Петербурге.

Не менее неординарным был наместник из Ярославовых в Пскове ( затем Новгороде). За буйный характер граждане на городском вече высказались против его правления. Если говорить в современной лексике, то произошла процедура отзыва мэра. Получается, зря говорят, что на Руси не было демократических традиций. На Руси как раз были традиции народного волеизъявления, а вот их исчезновение ознаменовалось так называемым смутным временем.

Встретилась «в историческом прошлом» и моя тезка Наталья Ярославова — жена Бердяева (из тех самых Бердяевых). А отец её Алексей Ярославов сам того, не подозревая, создал энциклопедию вологодской жизни. Четырехтомный журнал Ярославова («Дневные дневники») стал своеобразным дополнением к «Историческим и топографическим известиям по древности о России и частно, о городе Вологде…». Таинственное захоронение Ярославова Григория Кирилловича — единственная сохранившаяся закладная доска на стенах Храма Рождества св. Иоанна Предтечи на Пресне, в Москве, также оставляет много вопросов. Официального чиновного и социального статуса у него не было никакого, а почести при захоронении отдали почти царские. Быть может потому, что в свое время в церковных кругах был известен и авторитетен Паисий Ярославов, наставник Нила Сорского, с которым они позже выступили против монастырских деревень и заняли достаточно принципиальную позицию во время «церковного раскола».

Любимым у меня стал персонаж Никиты Медведицы (Яков Медведь). Быть может, так случилось потому, что отец часто обращал внимание на эту фигуру. С него же началось познание того, что в средние века часто истинную фамилию и имя прятали за кличками, дабы защититься от злого навета. Этот же поиск привел меня и к знанию о том, что фамилии на Руси, возникали, фактически, в несколько этапов. Сначала в 10—11 веках фамилии имели только князья и образовывались эти первые фамилии от нехристианских имен. Имя Ярослав (варяжское Иерислейф) как раз относилось к таким нехристианским именам. Поэтому уже сам факт того, что имя, от которого она образована — Ярослав, указывает на древность этой фамилии. Таких фамилий как Ярославов, Ярополков, Изяславов и пр. практически не существует в настоящее время или их единицы. Затем, когда все фамилии от нехристианских имен были уже заняты, началось образование фамилий — от названий городов-уделов, выделенных сыновьям. В этот период появились Смоленские, Углицкие и т.п. Когда же княжичам не стало хватать и территориальных уделов (все было роздано), а междоусобные войны и конкуренция стали особо сильны, началось образование фамилий от кличек, которыми прикрывали настоящие имена в целях оберега. В этот период появились Волковы, Соколовы, Кошкины и т.п. Приставки в виде кличек могли добавляться и к основной фамилиям, к примеру, к фамилии Оболенские для того, чтобы различать ветки и роды. Отсюда Оболенские-Золотые, Оболенские-Серебрянные. Раньше, до кличек, так случалось с именами. Это объясняет появление фамилии Оболенские — Ярославовы. Для краткости часто произносили только вторую фамилию (а может опять же скрывая корни и род…). Ну и, наконец, когда завершалась система формирования фамилий на Руси и христианство получило уже большое распространение, то все новые фамилии были производными уже от христианских имен.

Смутное время разделяло эти, кратко описанные выше, этапы формирования фамилий. Более древние фамилии в эти трагические даты исчезали, а представители новых фамилий уже позже расширяли ареалы своего присутствия.

Если говорить о Смутном времени, то искренне жаль было мне убитого «княжонка» (маленький князь): Александра Ярославова. И был этот Александр Ярославов — «муж разумной и ангелоподобной жизни… знаток православных догматов, тексты Священного Писания всегда на устах держал, а к тому же в военном деле опытен и род свой вел от великого князя Владимира и от пленника, великого князя Михаила Черниговского, который погиб от безбожного Батыя… И родственники, кровью с ним повенчанные, пострадали за Христа, и представлены были мученики к мученикам».

Об этом узнала из книги А. М.Курбского: «История о великом князе Московском» (глава 6 «О казнях бояр, Об избиении княжеских родов»), где приводятся следующие свидетельства об убийстве двухсот благородных мужей, известных воинов по приказу Ивана Грозного.. «Земля возопила о невинно изгнанных, которых проклинали вышеупомянутые льстецы, соблазнившие царя…» (как похоже на то, что пишет про Александра II князь В.Мещерский, см. в «Лабиринтах реформ», www.yaroslavova.)

И именно по этой причине не могу разделить восхищение А.Дугина опричниной. Ведь убивали благородных, а худородные соглашались на любые грязные поручения, лишь бы быть допущенными к власти. И неслись тогда по Руси маленькие «Иваны Грозные», в виде воинов опричников, карая по большому счету всех, кто им попадался на пути. Их А.Дугин уподобляет воинам-монахам, но это была явно не «богоизбранная каста» и не «каста Лебедя» (см. «путь Лебедя»).

Однако не исполни я завещание отца, не знала бы всего того, о чем сказано выше. И не было бы у меня своей точки зрения, как на вышеописанные события, так и на иные исторические факты.

Сталкивалась на пути своего поиска с противоречием летописей, с исчезновением документов, с пресечением родословных веток. Сначала одна, потом две, потом десятки. И все они пресеклись в 15—16 веках. И возник у меня тогда вопрос о том, что же произошло в эти средние века на Руси и почему все родословные ветки пресеклись одновременно. Ответ для себя нашла в том, что дом Рюриков сменился на дом Романовых, и именно по этой причине проигравших Рюриков, как потенциальных конкурентов, имевших возможность предъявить основанные на генах и крови права на российский царский престол, уничтожали «под корень» или изгоняли в другие земли. Что интересно, часто спасала их церковь. И там все было неоднозначно.

Вывод о фальсификации истории возник ещё до знакомства с работами о том, как переписывалась история, как горели библиотеки, как уничтожались летописи. Прочитав недавно работу Николая Левашова «Замалчиваемая история России» (www.levashov.info) поняла, что и он пришел к тем же выводам, тем же путем (через изучение своих корней) и в тоже время — на стыке тысячелетий. Независимо друг от друга мы написали почти идентичные по выводам и концепциям тексты. Кстати современный пример «фальсификаций» можно наблюдать в публикации «Найди свои корни: завещание Бориса Ярославова», где почему-то при передаче материала через не такое уж великое число посредников появилось несколько искажений, приведших к «пресечению» веток ещё существующих сегодня потомков Ярославовых (не показаны наследники Татьяны Тетеревой, не показана ветка её сестры Марины Тетеревой, изменено мое отчество, Натальи Борисовны Ярославовой на Романовну. Таким образом все мужские потомки в России ( Роман во Франции) исчезли за исключением одной ветки).

Теперь я думаю, отец, поступил мудро взяв с меня перед смертью слово «Изучить историю фамилию и рода» и он заблаговременно знал какими дорогами я пойду, к каким итогам приду, к какой конечной станции. Вероятно, предполагал, что пойду дальше, стану изучать линии прадедов. Вернусь к рассказанным им легендам.

Опять же благодаря отцу, случилось так, что сейчас, когда обсуждается монархический проект в аспекте будущего государственного устройства России, обсуждаются династии и персоналии, которые могут претендовать на престол, законы, престолонаследия, роль РПЦ, мне теперь легче, чем иным, отделить «зерна от плевел» и оценить возможные перспективы различных сценариев.

Знал Отец и то, что все это разбудит во мне родовую и генную память, даст новый толчок к моему личному росту. А такая «разбуженная» генная память гарантирует мудрость и силу, которую нельзя получить иным путем, чем путь, пройденный мною. Можно механически запомнить и повторить «для личной презентации», что-то из того, что сказано ниже. Однако нельзя понять то, что «осталось за кадром»: сопутствующие мысли, изменившуюся философию, скрытое знание, логику исторических времен. Сказать, что пробуждение родовой памяти подобно «восстановлению потерянных компьютерных файлов или — активизации архивной памяти», наверное, слишком упростить эту тему.

«Найди свои корни» — предполагает самостоятельное изучение истории рода. Ведь самый главный итог, как уже сказано мною, в том, что гены начинают самопроизвольно воспроизводить «родовую память», подобно тому, как семя, посаженное в землю, начинает вспоминать и реализовывать свою программу Роста.

Также и с историей Рода: тот, кто обретает Корни, начинает Расти. А такой Рост, основанный на Силе Рода: или есть, или его нет. Изобразить это нельзя.

Появляется ощущение того, что ты не один, что у тебя есть поддержка среди твоих предков и даже среди твоих потомков.

Мне представляется, по итогам моего «погружения» в историю, что род, с хорошей, сильной наследственностью, формируется «в базисе» примерно семь колен. Часто на Руси бывало так, что в семьях, соблюдавших законы построения рода и выбиравших для продолжения рода наиболее достойные пары, появлялись очень красивые и необыкновенно одаренные дети. Этим, я думаю, и объясняется то, что на Руси красота сразу приравнивалась к высочайшему происхождению, не ниже княжеского, подобно этому и отличившиеся полководцы также приравнивались к высокородным гражданам. Ведь Рюрики это тоже семья, клан, род варягов, проявивших себя наиболее выдающимся образом и военном деле, и в управлении, и в умении удерживать власть. Вопрос в том, какие гены и какие первопредки дали им эти выдающиеся способности, конечно есть.

Тема «Найди свои корни» безусловно, выходит на тему сохранения и поддержания здоровья и красоты потомства (внешней и внутренней). Однако этот разговор ещё впереди.

Сейчас же я хочу представить некоторый итог изучения фамилии «Ярославовы», свой путь поиска корней: то, что я нашла ( что удалось найти), что записала у своих предков, включая рассказы, предания и легенды.

Легенда:

Есть вот такая родовая легенда, дважды доверенная мне отцом, однажды ещё в пору отрочества, когда в связи с молодостью трудно было оценить важность передаваемых сведений, а второй раз — перед смертью, когда сознание отца уже было смутно, а его рассказ мог повторять одновременно и предсмертные видения и эту легенду. Однако история, поведанная ещё в детстве и история, повторенная перед смертью, разняться лишь в деталях, что вызывает доверие к этому наследному преданию. Сам отец Борис Ярославов узнал сиё предание от своей тетки (сестры Романа Ярославова), которую часами слушал и в своем далеком детстве, и не однажды возвращался уже в зрелом возрасте.

История, переданная Борисом Ярославовым, рассказывает о некоей пра -.пра-, прародительнице (женщине), которую отделяет от нашего времени несколько родов, возможно много (легенда этого не уточняет, но передается из уст в уста давно), а может быть, за век или два до 2000 года. Хотя по ощущениям детских воспоминаний эта история уходит в некоторый мистический период. Эта женщина-прародительница, уже не молодая, сильная духом и почему-то одна принимавшая решения (возможно, уже вдова, а возможно, занимавшая самый высокий пост в некотором сообществе, обеспеченный ей или состоянием её финансов, или некоторым статусом, полученным по наследству), носительница некоторого морального груза. Женщина, не позволяющая одолеть себя несчастью, но одинокая, живущая, похоже, в затворничестве, либо ограничивающая свое общение в связи с очень высоким личным положением. География проживания Европа (больше южная часть) или юго-западное направление от Москвы (современная Украина, Белоруссия?)

Согласно преданию, эта великая представительница рода спасла на много веков вперед некоторое сообщество людей, то ли обратившихся к ней за помощью, то ли оказавшихся вследствие миграции или по иным причинам рядом с ней. Был ли это род или некоторое сообщество, объединенное по религиозному принципу, или какая-то весьма многочисленная переселяющаяся группа людей, сказать трудно. Единственно, что складывалось из рассказов, переданных по принципу «глухого телефона» от прадедов: над этим сообществом в те давние времена нависла огромная угроза ( чреватая его исчезновением), но сообщество было спасено прародительницей рода Ярославовых, которой и посвящена легенда. Спасено или от вымирания, или от эпидемии, или от нищеты и голода, или от проклятья. Спасение почему-то было обусловленным. Хотя можно предположить, восстанавливая в памяти нюансы истории, что обязательства перед нашей прародительницей были приняты в знак великой благодарности и по доброй воле. Однако эти обязательства столь сильны, что их длительное неисполнение перед наследниками великой женщины, связанной генами с родом Ярославовых, имеет следствием своим страшные муки на смертном одре тех последователей спасенного сообщества, на которых лежит обязанность в возврате наследникам некого «великого добра». Они не могут не ответить благодарностью. Но что отдала великая прародительница и что за «великое добро» должно быть возвращено? Отдала ли она все свои деньги или власть? Или она отдала что-то большее, её душу? Была ли это клятва на крови? По рассказам, скорее да. Клятва на крови в этой истории каким-то образом присутствовала, но почему в муках и с неизбежностью умирают потомки давно спасенного сообщества, задерживающего благодарность, старые уже прабабушки объяснить не могли . Эту историю можно толковать и так, что только наследники этой прародительницы ( сами не очень ведая об этом) могут снять некоторый великий грех, с тех, кто их ищет. И за это освобождение от греха или проклятья, за очищение совести они готовы платить любую цену. Также трудно сказать точно, умирали ли в муках те, кто не вернул благодарность, уже много веков или обусловленный критический срок исполнения обязательств наступил только недавно.

Умирая Борис Ярославов сказал: «Они очень торопятся и у них нет времени. Откройся и иди навстречу к ним». «Не знаю, кого я должна спасти» — затрудняюсь: «приняв через века долг или благодарность. В любом случае, как я понимаю, их надо спасать от мук совести».

Вот такая загадочная легенда мистическая как вся история России

Ярославовы (-Оболенские)

Родоначальник князей Ярославовых сын князя Василия Косого Оболенского (Василия Косого) Ярослав Васильевич Оболенский.

Прекращение династии Рюриковичей и последующее распространение княжеских родов этой династии по всей России странным образом совпало с периодом появления представителей фамилии Ярославовых в селе Николо-Березовка — одном из первых русских православных поселений на левом (восточном) берегу реки Камы, исторически знаменательном тем, что основание этого села связанно с явлением на камском берегу иконы Николая-Чудотворца, к чьей великой чудодейственной силе обращался Иван Грозный при покорении Казанского царства, а войско Ермака совершило великий молебен перед походом в Сибирь на Кучума (из книги В.Г. Тетерева «Сторона моя сторонушка»).

Образ Святителя и Чудотворца Николая, называемый Березовским, есть образ явленный и чудотворный. Явилась эта икона во время царствования Иоанна Васильевича Грозного. Явилась в то отдаленное время, когда ещё существовало враждебное Казанское царство.

Однажды по Каме шел караван судов с товарами бояр Строгановых. Против того места, где затем было основано село Николо-Березовка, караван этот без всякой видимой причины, в совершенно тихую погоду и на глубоком месте остановился. Сколько ни старались матросы двинуть суда вперед или назад, успеха не имели. Наконец им внушено было в откровении, что они до тех пор не двинуться с места, пока не помолятся перед образом святителя и Чудотворца Николая, который найдут на берегу. Вышли на берег и, по преданию, на высокой березе обрели то, что им было обещано. Помолившись перед образом Святителя и возблагодаривши Господа за такую им, недостойным, милость, матросы воротились на суда. И как только после этого стали работать, суда пошли совсем легко.

Тогда плаватели убедились, что всё случившееся с ними было знамение силы Божией и Святителя Николая. Возвратившись к своим хозяевам, корабельщики рассказали им обо всем случившемся с ними против того места, где теперь находится село Николо-Березовка, и о явлении иконы. Строгановы, ревнуя о вере упоминаемого ими народа и будучи сами известными христианами, с великою радостью приняли эту весть о милости, явленной Господом краю. Они собрали многочисленное духовенство и в сопровождении множества народа отправились на место явления иконы. Здесь они нашли всё так, как им рассказали корабельщики, и совершили усердное молебствие перед Святителем. При этом многие больные, в числе других во множестве сопровождавшие Строгановых к месту явления иконы, молясь Святетелю и Чудотворцу Николаю перед новоявленною его иконою, получили исцеление в своих болезнях. Чудес после того молящимся перед этой иконою совершалось немало, так что слава о чудесах, творимых Святителем, дошла скоро и до Москвы; услыхал о них и царь Иоанн Васильевич Грозный и велел принести ему икону в Москву. Исполняя повеление царя, Строгановы отправили икону Пермскими и Вятскими землями кругом Казанского царства. В честь сей иконы была устроена в Москве церковь, именуемая храмом Закамского Николы. И во времена покорения Казанского царства икона Святителя и Чудотворца Николая находилась в Москве рядом с Иоанном. Царь хотел навсегда оставить икону подле себя. Но после того, как Казань была уже покорена Иоанном Грозным и Казанское царство слилось с русским под одну власть русского царя, царь Иоанн Васильевич Грозный заболел . Во сне ему явился Святитель и Чудотворец Николай и сказал: «До тех пор ты не выздоровеешь, пока мою закамскую икону не отправишь на места ея». Царь, послушный велению Святителя, велел приготовить икону в поход. Когда икона была совершенно готова к походу, царь приказал нести её не в обход Казанского царства (как тогда, когда её доставляли в Москву), а прямо на Казань. Но, чтобы икону в пути не обидели населявшие бывшее Казанское царство язычники и татары, он велел в устрашение им предносить перед иконою своё царское знамя, силу которого они теперь, конечно хорошо, понимали. С тех пор пред Березовской Чудотворною иконою предносится не хоругвь, как это обычно бывает, а знамя.

Провожали икону из Москвы торжественно. Собрался целый обоз, стрельцы и всякий служивый люд. Сопровождали икону и иноки Саввино-Сторожевского монастыря, которому после падения Казанского ханства были отведены земли нынешней Николо-Березовки. Покровителем Саввы Сторожевского монастыря при его создании был князь Юрий Дмитриевич, брат тогдашнего великого князя Василия Дмитриевича, а его преемником, продолжавшим наделять святую обитель богатыми вкладами и имениями, Василий Косой (князь Василий Косой Оболенский) отец Ярослава Васильевича Оболенского — родоначальника князей Ярославовых. По приказу царя икона была украшена драгоценной ризой. Ей предшествовало теперь военное полотняное красно-белое знамя, подаренное царем. На нем было изображено золотыми литерами «СЧН», что означало «Святитель Чудотворец Николай». С обратной стороны изображался крест. Государево знамя долго служило иконе и обязательно носилось пред ней во время крестных ходов.

Возможно, это единственная икона в России, передвижение которой предваряло военное знамя государства Российского.

По особому сговору приплыли к месту явления чудотворной иконы и мастеровые люди, казаки. Для иконы вскоре сладили маленькую церквушку, скорее часовню, близ озерца, а затем на этом же месте и Свято-Никольский храм. Леса было много, да и время дорого, поэтому за лето были сооружены небольшая обитель для монахов Саввы-Сторожевского монастыря и несколько других временных строений.

Преподобный Савва Сторожеский был одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. В 1392 году преподобный Сергий преставился, оставив преемником своим в Троицкой лавре Савву. Игуменство в лавре продолжалось шесть лет (интересно, что позже в ряду игуменов Троицко-Сергиевской Лавры упоминается и благочестивый старец Паисий Ярославов). Однако судьбе было угодно прославить угодника в другом месте.

Князь Звенигородский Юрий Дмитриевич, брат великого князя Василия Дмитриевича, часто посещал обитель преподобного Сергия и ущедрял её богатыми вкладами.

Преподобный Савва, всем известный тогда по святости жизни возбудил к себе любовь и уважение в Юрии, и князь избрал его своим духовником. Желая иметь при себе такого святого и мудрого старца, князь начал умолять его приехать в Звенигород, «идеже есть место, зовомо Сторожи», для создания монастыря. После девяти лет игуменствования преподобный Савва преставился и был предан земле в церкви Пресвятой Богородицы.

Князь Звенигородский Юрий Дмитриевич и его преемник Василий Косой продолжали оказывать церкви всевозможную земную поддержку (Князь Василий Косой Оболенский — отец Ярослава Васильевича Оболенского, ставшего в последствии родоначальником князей Ярославовых. Род князей Ярославовых, происходит от Черниговского княжеского дома, к которому относятся и князья Звенигородские. Поэтому и княжеская фамилия Ярославовых часто упоминается в контексте истории звенигородских земель. Так, например, к 1800 году относится упоминание о полковнике Алексее Михайловиче Ярославове, владевшем деревней Насоново вместе с сельцом Караулово, к северу от Звенигорода, www.zvenigorod.ru)

Но вернемся к истории Саввы-Сторожевского монастыря и Березовской Чудотворной иконы. С умножением братии и процветанием благочестия жалованный грамотами царей Саввин монастырь стал называться Большим, и к нему приписаны были 19 монастырей и пустынь.

И вот из этого монастыря в неизведанную, полную смертельных опасностей дорогу для сопровождения Березовской Чудотворной иконы снарядились несколько монахов, чтобы промыслами своими, силой внутренней своей озарить те далекие неизведанные края, куда они направлялись. Никто и никогда не узнает их имен, никто не укажет их могилы, но мы можем попытаться проникнуть в ту нравственную атмосферу общества, которая озарила своим сиянием на многие века духовные помыслы народа, атмосферу, созданную иноческим гением Сергея Радонежского и Саввы Сторожевского.

Надобно припомнить время, когда появился на свет преподобный Сергий. Он родился, когда в русских людях ещё до боли было живо чувство ужаса, произведенное татаро-монгольским нашествием. Это было одно из тех народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго ввергая народ в мертвецкое оцепенение. Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всяческую бодрость и безнадежно отдавались своему прискорбному положению, не находя и даже не пытаясь найти какой-либо выход. Редкие из них, неся смиренную гордыню, с тоской оглядывались вокруг, не займется ли где заря надежды, и сходили в могилы невостребованными.

Одним из этих несмиренных был преподобный Сергий. Он начал с того, что продолжительным уединением, исполненным трудов и лишений, среди дремучего леса, приготовился быть руководителем других пустынножителей. Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне. Вместе с водой из его источника люди черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились ими с другими.

Чувство нравственной доброты, духовной крепости, который преподобный Сергий вдохнул в русское общество, ещё живее и полнее воспринималось русским монашеством.

До половины XIY века масса русского населения робко жалась по немногочисленным расчищенным среди лесов и болот полосам земли в междуречье Оки и Волги. Оставался открытым путь на Север и Северо-Восток, но то был глухой, непроходимый край. Монах-пустынник и пошел туда смелым разведчиком. После завоевания Казанского ханства эта нелегкая дорога начала ториться и в сторону Урала, в Закамье. Преподобный Сергий со своей обителью и учениками был образцом и начинателем в этой оживленной монастырской жизни. Монастыри, основанные усилиями преподобного, или его учениками, исчислялись десятками.

Так примером своей жизни, высотой своего духа, преподобный Сергий поднял упавший дух народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в своё будущее.

Безусловно, этот высокий дух царил и в Саввино-Сторожевском монастыре, основатель которого Савва, был не только учеником, а даже, скорее, сподвижником великого пустынника. Этим высоким духом были наделены и те безвестные теперь странники, которые сопровождали в походе икону Святителя Николая Чудотворца, при возвращении к месту, где впервые явился её чудотворный образ.

Как видим, Свято-Никольский храм, где была размещена икона Николая Чудотворца, возвращенная из Москвы в сопровождении иноков Саввы-Сторожевского монастыря, изначально был озарен высоким гением великого игумена и многие века хранил светлое тепло его духовного обаяния (из книги В.Г. Тетерева о Николо-Березовке).

Будучи источником духовной силы, для царя Иоанна Грозного в период покорения Казанского царства Березовская икона Святителя Чудотворца Николая тогда в первый раз стала участницей великого исторического действа, приведшего к приумножению земель российских и объединению их под единоначалием Государя Российского.

Вторым знаменательным для российской истории событием стало возвращение иконы Николая Чудотворца на восточный берег реки Камы. Случилось так, что, явившись морякам на ещё неосвоенном русскими людьми восточном берегу Камы, икона ознаменовала тем самым появление первого русского поселения среди башкирских земель. Совершив же путь в Москву и возвратившись в сопровождении иноков Саввы-Сторожевского монастыря, эта же икона стала впоследствии маленьким духовным оплотом для покорения Сибири и символом движения православия на Восток.

Летом 1576 года дозорные войска Ермака, двигавшегося вдоль безлюдных берегов Камы, просигналили о приближении к Никольской слободе. Ермак призвал к себе лоцмана, и тот вкратце рассказал ему о чудотворной иконе. Услышав удивительную историю иконы, атаман принял решение сойти на берег.

Иноки, по просьбе атамана, сопроводили его со свитой в часовню. Часовня простого убранства имела несколько икон, среди которых в центре находилась единственная украшенная — икона Николая Чудотворца, с виду маленькая, невидная. Молча стояли, молились. По выходе Ермак долго беседовал с настоятелем отцом Гавриилом.

Утром атаман, по имеющемуся с вечеру уговору, выставил на молебен своё войско. Вынесли икону, поставили на заранее сколоченный аналой. В первых рядах стояли те, кто верил искренне, кто к атаману был ближе. Легкий камский ветерок развевал хоругвь. Отец Гавриил провел службу сполна, с подъемом. Никогда ещё — ни до, ни много позже — не будет здесь столько народу.

Отплывали уже почти в полдень. Рядом с Ермаком появился и один из монахов — инок Василий, который добровольно решил сопровождать отряд в нелегком походе. И будет с ними до конца, до того памятного дня, когда великого атамана примут холодные воды Иртыша. И кто теперь скажет: то ли та молитва подвигнула атамана, то ли отец Василий настоял, но только все последующие годы, полные великих свершений и великих лишений, потерь страданий, были освящены великим именем Николая Чудотворца.

Двигаясь в Сибирь, Ермак по неведению или по ошибке завернул вправо по реке Сылве и шел по ней до тех пор, пока не наступила зима и не заставила его остановиться. Место, где он тогда зимовал, долгое время носило название «Ермаково городище». При Ермаке находились три священника, один из которых, отец Василий из Никольской слободы, сразу же предложил построить на зимовье Часовню во имя Святителя Николая. Трудные зимние хлопоты оттянули строительство, но всё равно к 9 мая (по старому стилю), в праздник этого святого, часовня была освящена, и в ней установилась икона Николая Святителя.

С именем Николая Святителя связывают одно из важных, переломных событий в славной летописи тех далеких дней. Будучи уже в Сибири, потеряв в многочисленных стычках с противником много людей и не получая помощи из России, Ермак решил зазимовать на Иртыше, а сам послал людей с челобитной за подкреплением. Вскоре стоянка Ермака была окружена войсками Кучума. Имея скудный запас провианта, воины начали болеть, многие умерли от цинги, а помощи всё не было. Решили дать бой, может быть, последний. Для этого собрали всех, кто мог двигаться. Выступление приурочили к празднику Николы Вешнего — 9 мая 1579 года. В течение месяца совершали ежедневные молебны Николаю Угоднику. Вышли на последний бой голодные, ослабевшие с хоругвями, с иконой Николая Чудотворца и, вопреки всякой военной логике, победили.

Эта история запечатлена в летописях достоверно, и долгие века потом считалась бесспорным подтверждением чудес Святителя Николая, подтверждением его покровительства воинам. И был среди них тогда инок Саввино-Сторожевского монастыря, монах Никольской обители Василий, погибший позже на безымянном Иртышском мысу с великим атаманом.

Вот так чудодейственная сила Березовской Чудотворной иконы и иноки Саввы-Сторожевского монастыря продвигались на Восток в земли сибирские.

Вот так в третий раз через исторический молебен в Никольской Слободе, икона Николая Чудотворца, уже после её возвращения из Москвы от Грозного Иоанна, вновь стала символом покорения земель Казанского и Кучумского ханства, символом движения православия на Восток.

Удивительную роль сыграла икона и в истории княжеского рода Ярославовых, потомки которого появились в землях Савво-Старожевского монастыря за Камой вслед за возвращением Чудотворной иконы туда, где затем возникло село Николо-Березовка. Покровительство князей Ярославовых Савво-Сторожевскому монастырю и его щедрая поддержка определили историческое участие этой княжеской фамилии и в деятельности всей сети заволжских монастырей, отнесенных к Большому Савво-Сторожевскому монастырю. Повлияла эта историческая связь и на расселение потомков княжеского рода вблизи упомянутых монастырских земель после прекращения династии Рюриковичей и последовавшего отдаления княжеских родов этой династии от царского трона и от Москвы.

С прекращением династии Рюриковичей прекратилось и составление генеалогического древа князей Ярославовых. Информация о генеалогии русской знати, по некоторым данным, содержит последние официальные сведения о князе Александре Ярославове-Оболенском (21 кол.), жившем в период, совпадающий со временем прекращения династии Рюриковичей. Однако с появлением Интернета появилась новая возможность изучить и сопоставить многие источники об истории Черниговского княжеского дома. Надо заметить, что информация в разных источниках совпадает не полностью. Разное исчисление колен, а также потомки,с одним именем в одном колене ( в том числе, от разных жен одного и того же родовитого князя), стали причиной неточностей в распределении наследников по разным «веткам». Так во многих источниках традиционно считается, что единственная линия Оболенских, сохранившаяся до нашего времени, идет от некого Михаила Оболенского. Тогда как в других источниках династия, идущая от единственного Михаила, напротив, прерывается, а продолжаются иные линии этой княжеской фамилии.

В конечном счете, многие Рюриковичи встретили начало двадцатого века, в том числе, и в крестьянском сословии, но их гены и порода проявлялись независимо от сословия и имеющегося социального статуса.

Полная версия статьи в формате Microsoft Word

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС