Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Влияние «информационных рейдеров» на энергобезопасность

(Энергобезопасность: для снижения турбулетности мирового нефтяного рынка нужна «солнечная погода» в СМИ и нефтяной аналитике)

© Наталья Чистякова

Архив новостей Уралполит.ру, 13.06.06 (www.fedpress.ru)

переопубликовано:

на сайте Стрингер ,«Рынок энергетической информации взят информационными рейдерами» (www.stringer.ru)

на сайте нефтяного обозрения «Терминал», Украина , июнь 2006 г.

в брошюре, изданной в рамках проекта «Граждане ЗА Энергобезопасность»

Энергобезопасность: для снижения турбулетности мирового нефтяного рынка нужна «солнечная погода» в СМИ и нефтяной аналитике.

13 июня в Санкт-Петербурге начал работу X Петербургский международный экономический форум. Из губернаторов УрФО, в форуме принимает участие губернатор ХМАО Александр Филипенко и губернатор Курганской области Олег Богомолов. Ямало-ненецкий автономный округ на форуме представляет первый заместитель губернатора Анатолий Острягин.

На мероприятии, в частности, будут обсуждаться такие темы, как современные вызовы глобализации, конкурентные преимущества развивающихся стран, общие тенденции развития экономик Бразилии, России, Индии, Китая, новые инструменты инвестиционной политики.

Эксперт рубрики «Экспертный Совет» Наталья Чистякова - об энергобезопасности и вызовах глобализации специально для «УралПолит.Ru».

7 июня в Москве в офисе делегации ЕС в России прошел круглый стол «Диалог между странами производителями и потребителями - путь к стабилизации мирового рынка нефти», организованный в рамках проекта «Гармонизации энергетических политик России и Европейского Союза» («Энергетический диалог»).

В заседании круглого стола «Энергетического диалог» приняла участие Наталья Борисовна Чистякова ведущий эксперт в области глобальных нефтегазовых стратегий, к.т.н., автор «Предложений руководителям стран Большой Восьмерки» для Международного общественного Форума неправительственных организаций «Гражданская восьмерка-2006» - «Сivil G8-2006».

10 июня под руководством Натальи Чистяковой в Тюмени прошел круглый стол «Граждане за энергобезопасность: безопасность поставок энергоресурсов и безопасность энергообъектов», в рамках проекта с одноименным названием.

Аналитический материал Натальи Чистяковой, подготовленный с учетом выводов экспертов и представителей гражданского прошедших круглых столов, посвященных темам обеспечения мировой Энергобезопасности, предлагается вниманию читателей.

Глобальная управленческая инерция

Рост цен мирового нефтяного и газового рынка до уровня верхних «пороговых значений», а также смена политических элит в странах с сырьевой экономикой, сопровождающаяся не редко революционной национализацией энергетических компаний, свидетельствуют о том, что глобальный менеджмент ЗЕМЛИ не в полной мере оправдывает ожидания населения планеты.

Факт «глобальной управленческой инерции» подтверждается нарастающим отставанием в своевременном реагировании на ускоряющиеся изменения мирового энергетического рынка.

При принятии управленческих решений отсутствует главный посыл о том, что эти «разгоняющиеся» изменения мирового рынка пропорциональны столь же быстрому росту «манипулятивных составляющих» в ценах энергоресурсов планеты.

Нестабильность и турбулентность глобального энергетического рынка, долгосрочные и краткосрочные тренды которого, подчиняются все более сложным закономерностям и все труднее поддаются описанию, ведут к утверждению и распространению в элитах не вполне верного мнения о том, что нефтяные цены является непрогнозируемыми. Тезис о непрогнозируемости и стихийности цен нефтегазового рынка соответственно порождает менеджерские ошибки и менеджерскую пассивность, и в первую очередь в устранении искусственных манипуляций, повышающих отмеченную выше турбулентность.

«Манипулятивная составляющая» и рост нефтяных цен

Эти «манипулятивные составляющие», обусловливающие «непрогнозируемость и туман» задают главным образом СМИ, аналитические и информационные центры, не редко намеренно уводящие от обсуждения приоритетных тем, важных для понимания происходящего на мировом энергетическом рынке.

Медиа-рынок нефтяной аналитики, со всей очевидностью монополизируется, по мере роста нефтяных цен и по оценкам экспертов, в настоящее время на нем примерно на 75 % блокируется публичное озвучивание достоверных прогнозов и достоверной информации профессиональными экспертами и аналитиками. Одновременно в нефтяную аналитику все более проникают черные пиар-технологии. Наряду с этим быстро развивается информационное рейдерство, непосредственно связанное с деятельностью рейдеров, целью и объектом атаки которых являются нефтегазовые транснациональные компании. Наметились также признаки «политического рейдерства». Таким образом, очевидно, просматривается угроза того, что рынок нефтяной аналитики может быть фактически взят под контроль рейдерами мирового энергетического рынка (при различного рода посредничестве).

«Туман» над энергорынком: сложности прочтения и угроза «снижения видимости»

Искусственный «туман и облачность» над энергетическим рынком планеты затрудняют не только исследование механизма формирования нефтяных цен, но также ведёт к запаздыванию в оценке тенденций, угроз и негативных последствий от совокупного результата многополярной мировой энергетической политики, от истощения ресурсов.

Вследствие постоянной «облачности и туманности», отмечаемой над энергетическим рынком, чиновники государственных и надгосударственных структур, организации неправительственного сектора, а также и «генералы нефтегазовых компаний» не верно считывают ситуацию на мировом рынке и в мировой энергетической политике, что ведет к бездействию, плохо выверенным действиям и что самое худшее - к необратимым ошибкам.

В результате не верного «прочтения» нефтегазового рынка, от негативных последствий деятельности этого рынка, сегодня трудно защититься не только населению планеты, но даже и самим топ-менеджерам энергетических компаний, работающим в непосредственной близости с глобальным менеджментом планеты. Передел и перераспределение собственности и сфер влияния в энергетике, а также запасов, приводят к быстрой смене корпоративных энергетических элит.

Рост непрофессиональной компоненты в ТЭКе

Как независимо и одновременно согласованно отметили наиболее опытные эксперты ЕС и России (с интеллектуально-аналитическим стажем 10-15 лет), в последние годы вместе с ростом нефтяных цен резко возрастает непрофессиональная составляющая в топливно-энергетическом комплексе, особенно стран-нефтеэкспортеров, что является результатом быстрой замены кадров. На смену прежних управляющих нефтяных компаний приходят люди, не только не обладающие необходимыми знаниями нефтяных технологий, но также плохо представляющие специфику работы энергетического рынка, дипломатические нюансы энергодиалога. Проникновение дилетантов и непрофессионалов в менеджмент транснациональных энергетических компаний, ведет к росту доли руководителей, действующих по принципу «проб и ошибок», вследствие неспособности заблаговременно оценивать глобальные последствия собственных управленческих решений.

Представители такого менеджмента не редко попадают под внешнее влияние специалистов по манипулированию общественным и индивидуальным сознанием, контролирующих весьма «лукавый» и недостоверный медиа-рынок нефтяной аналитики. Не редко кадры нового менеджмента бывают при этом «проводниками» и иных внешних управленческих посылов.

Центры влияния на принятие решений топ-менеджерами, смещаются и множатся как внутри компаний, так и вне компаний, что, по мнению экспертов, наблюдающих эти тенденции, ведет к непредсказуемости управленческих посылов, непрерывной дестабилизации рынка, и в свою очередь порождает рост нефтегазовых цен. Как обращают внимание эксперты в итоговых выводах, все основные проблемы глобального энергетического рынка в настоящее время генерируются и произрастают из внутренней политики транснациональных энергетических компаний (в том числе нефтяных).

Обновление концепции управления нефтяным бизнесом - «новая корпоративная культура ТНК»

По мере роста спроса на энергоресурсы и соответствующего роста размеров нефтяных компаний, вместе с проникновением транснациональных компаний (ТНК) за границы государств, в мире распространяется и «новая» корпоративная культура ТНК, характерной чертой которой являются менеджеры-политики (менеджеры-проводники, менеджеры-аппаратчики), затрудняющиеся в принятии решений, требующих специальных знаний глобального нефтегазового рынка и опыта. Внутри компаний нарастает также «силовая компонента», и гражданские оговорки, путающие уже сегодня службы безопасности (СБ) транснациональных компаний, со службами безопасности государств, отражают эти тенденции внутреннего построения ТНК по принципам построения государственной власти: аппарат, силовики и пр. Последнее время встает вопрос и о некоторой «оборонной компоненте» во внутренней структуре ТНК, поскольку армии стран нефтеэкспортеров испытывают все большую нагрузку и ответственность за обеспечение обороноспособности государств, возрастающую по мере роста нефтяных цен в связи с внешними угрозами суверенитету этих стран. Таким образом, армия и военные вслед за иными силовыми государственными структурами (в России: РУБОП и др.) начинают рассматривать вопрос об обновленной концепции их участия в управлении отечественным нефтяным бизнесом.

Данная тенденция подтверждает исполнение прогноза 2000 года о том, что вероятнее всего, в государственном, а возможно и планетарном масштабе, придется отказаться от менталитета рентабельных запасов и финансировать эти работы в убыток, во избежание нашего с вами стремительно приближающегося голодного энергетического будущего, а также во имя будущих поколений. Если случится так, что перепада курсов национальных валют будет недостаточно для воспроизводства энергоресурсов и обеспечения их естественного движения в нужном направлении, придется в плановом (директивном) порядке внутри какой-либо разросшейся всемирной корпорации «насильственно» обеспечивать это движение и воспроизводство. В этом случае, плановая экономика может взять территориальный реванш, но не под флагом коммунизма, а как стратегия некоторой доминирующей транснациональной компании (Н.Б. Чистякова-Ярославова Финансовые войны: станет ли Россия полигоном для финансовых спекуляций с запасами нефти в Тюменском областном экономическом еженедельнике «Сибирский посад» № 41 от 17-24 октября 2000 г.)

Проблемы энергетического рынка произрастают из внутренней политики энерго-сырьевых корпораций

Однако вся эта новая перестройка управления в ТНК, имеющая как показано выше и объективные предпосылки, сопровождается (что крайне опасно) профессиональной менеджерской неуверенностью из - за отсутствия специальных знаний, и в этих условиях фактическое лидерство нередко берут представители внешнего интеллектуального управления: политологи, политтехнологи, манипуляторы информационно-аналитического рынка, свободные от какой либо ответственности перед населением планеты за рекомендуемые ими решения. Как следствие, в настоящее время транснациональные энергетические корпорации, находящиеся в поиске новой концепции внутреннего управления оказались очень уязвимыми, перед специалистами в области персональной обработки сознания. Эта негативная тенденция усугубляется формулой: концентрация власти плюс «менеджерская инфантильность».

Вместе с этой политтехнологической составляющей в нефтяной менеджмент привносится и политтехнологическая суета, ментальность временщиков, технологии «заметания следов», путем создания «поля постоянных перемен», оправдание любых негативных последствий, прикрываемое тезисом «о непредсказуемости нефтяного рынка».

Участниками круглого стола «Граждане за энергобезопасность: безопасность поставок энергоресурсов и безопасность энергообъектов» отмечено также, что топ-менежмент нефтяных компаний не редко не ведает о том, что реально происходит внутри самих компаний, особенно в части полноты выработки запасов и соблюдения технологий эксплуатации месторождений, что имеет прямое отношение к проблемам «Энергобезопасности». Таким образом, сам топ-менеджмент становится заложником ментальности монополизации информации, затрудняющей перепроверку правдивости данных, представляемых им их же собственными подчиненными. Озвученные прецеденты еще раз подтверждается тезис о том, что как раз они в первую очередь и являются адресатами манипуляций.

«Концептуальные войны» и «вертикали гражданского контроля»

Поскольку персональная специфика «манипуляций» требует концентрации власти, в целях повышения результативности этих манипулятивных воздействий, то в последнее время в мире отмечаются подобные тенденции централизации властных полномочий, в том числе, и внутри транснациональных компаний.

«Эффект» от манипуляций и искажений на нефтяном рынке наращивается за счет монополизации информации и информационных потоков. На информационных рынках планеты во всю развернулись «концептуальные войны», как назвал их Александр Проханов, в одной из своих недавних статей, и эти войны, как любые другие войны на территории стран нефтеэкспортеров, дают существенную повышающую составляющую в нефтяных ценах, высокие значения которых как раз и стали причиной того, что тема «Энергобезопасности» определена как самая приоритетная тема саммита руководителей стран «Большой восьмерки».

Одновременно с устранением на рынке СМИ, аналитических центров и экспертов, способных развеивать «туманы» и выдавать достоверную информацию, складывается тенденция построения «вертикали гражданского контроля» посредством организации «диалога» с обществом через одних и тех же лиц, на всех уровнях власти. Подобные «вертикали гражданского общества» также отражают общую тенденцию искусственной монополизации и «колонизации» центров внешнего наблюдения и контроля, ещё остающихся за границами деятельности транснациональных энергетических корпораций. Наряду с этим отмечаются признаки формирования соответствующей финансовой зависимости этой «гражданской вертикали» от транснациональных компаний энергетического рынка либо аффиллированных с ними структур и физических лиц, что не менее опасно, чем денежная зависимость неправительственного сектора (НПО) стран - экспортеров нефти от внешних источников финансирования.

Затруднение гражданского диалога между гражданским обществом и G8, вследствие его профанации, увода от главных тем и искажения реального «гражданского заказа», не редко ангажированными представителями «гражданской вертикали», приводит к возникновению проектов типа «Антисаммит Большой Восьмерки» и усилению иных антиглобалистских тенденций.

В этой связи руководителям стран Большой Восьмерки актуально признать, что рост протестных антиглобалистических настроений должен получить объективную аналитическую оценку, поскольку он является серьезным указанием на искажение «гражданского заказа» населения планеты, действующего исходя из посыла о том, что оно не услышано и отмечающего сбой в работе алгоритма «проблема-реакция-решение», несоответствие прежних скоростей реагирования (реакции) новым ускоряющимся темпам изменений.

Монополизация и «колонизация» центров внешнего контроля за деятельностью ТНК

Аналогично, сказанному выше, имеет место тенденция распространения влияния энергетических корпораций на структуры, в функции которых входит государственный контроль за деятельностью ТНК.

Укрупнение транснациональных компаний до размеров государств в докладе Национального разведывательного совета США (НРС) по «Проекту-2020», выводы которого обнародованы более года назад, отнесено к угрозам 21 века, однако глобальным менеджментом планеты до сих пор не выработаны предложения по ограничению их влияния на политику государств и гражданского общества.

Гражданское общество планеты, в том числе НПО, в связи с отсутствием собственных автономных источников финансирования, постоянно рискует попасть под финансовое влияние либо внешних источников финансирования (по отношению к государству их регистрации и деятельности., либо источников финансирования транснациональных нефтегазовых компаний. Государственное финансирование также часто не обеспечивает независимость мнения и объективность формирования гражданского заказа, адресованного этому же государству. Учитывая при этом, что главные оперативные ресурсы планеты, в том числе финансы и запасы, контролируются корпорациями, надо признать, что власть государств нефтеэкспортеров не всегда имеет возможность провести свою политику в отношении этих корпораций.

Встречные тенденции: взаимная «диффузия» государственных органов и энерго-сырьевых транснациональных корпораций

Таким образом, в связи с процессами происходящими на мировом энергетическом рынке, в настоящее время наблюдаются две встречные тенденции. Первая - когда внутренняя система управления транснациональных корпораций приобретает все больше черт государственных систем управления. Вторая - когда органы местного самоуправления и государственной власти приобретают некоторые коммерческие черты в их деятельности, имеющие, в своих крайних проявлениях, такие внешние признаки, как организация их функционирования по корпоративным и даже банковским принципам (банки и иные финансовые институты в настоящее время неизменные спутники холдингов в ТНК): банковские турникеты на входе, банковские системы коммуникаций, банковские концепции о бюджете и ограничения в гласности, подобные ограничениям по озвучиванию коммерческой тайны. В результате развития этих тенденций ограничения в слове имеют не только представители гражданского общества, блокируемые манипуляциями информационных рейдеров, но также и государственные служащие среднего уровня и даже мэры городов, советники и консультанты первых лиц.

Отмечаются признаки взятия под контроль транснациональными корпорациями и аффилированными с ними лицами также и иных институтов гражданского волеизъявления, в части политических партий. Антимонопольная наука и антимонопольные ограничения во всем мире отстают от этих новых тенденций развития супермонополий, их стремительного распространения по планете и не могут противопоставить ничего действенного этим процессам.

Таким образом, в отсутствии «финансовой самостоятельности» интеллектуальных центров гражданского общества имеет место угроза нейтрализации сначала систем гражданского контроля, а вслед за этим и государственного контроля, что усугубит не только манипуляции на мировом рынке информации, и искажения в экономике, но также может привести к тому, что «политтехнологическая компонента» власти ТНК, вследствие безответственности перед обществом, не избежит соблазна заняться «социальным терроризмом» и провокациями национальных столкновений, в целях игры на повышение мировых энергетических цен.

Нарушение паритета в отношениях между гражданами и ТНК повышает азарт рейдеров и раскручивает «маховик высоких цен»

В настоящее время глобальному менеджменту Земли и в первую очередь руководителям стран Большой Восьмерки необходимо разорвать складывающийся замкнутый круг, когда высокие цены на нефть и газ раскручивают рейдерство, а рейдеры в свою очередь раскручивают высокие цены, повышая «манипулятивную составляющую» в структуре этих цен.

Необходимо также совместно разработать и реализовать меры по восстановлению паритета в переговорах между организациями гражданского общества и транснациональными энергетическими корпорациями, куда в настоящее время перемещаются центры мировой власти.

Сегодняшний масштаб институтов гражданского общества планеты, представляющих интересы граждан и потребителей, не соответствует возрастающему масштабу «второй стороны переговоров» - каковыми являются транснациональные энергетическое холдинги-корпорации.

Вследствие нарушения этого паритета между гражданами и потребителями, с одной стороны, и монополиями транснациональных корпораций, быстро распространяющими свою монопольную ментальность на «колонизируемое» ими околокорпоративное пространство, с другой стороны, на планете резко нарастают негативные последствия процессов происходящих на мировом нефтегазовом рынке.

Как следствие граждане и потребители планеты не только лишаются своего права на получение достоверной информации в СМИ, ощущают все большее наступление на их потребительские права, несут все большие личные расходы в связи с необходимостью постоянно адаптироваться к ускоряющимся переменам, но также в настоящее время находятся перед угрозой того, что им придется принять на себя финансовую нагрузку на диверсификацию путей транспорта нефти (строительство альтернативных трубопроводов,) и реализацию иных мероприятий по снижению мировых нефтяных цен, а также по обеспечению мировой энергетической безопасности (строительство генерирующих мощностей для добычи дополнительных объемов нефти и т.п.., требующих многомиллиардных затрат.

Энергодиалог как альтернатива «Налогу» на обеспечение энергобезопасности планеты

Однако этих же целей, т.е. стабилизации нефтяных цен и гарантий поставок можно добиться путем построения эффективного энергодиалога по разным осям, в том числе по оси «Гражданское общество -транснациональные корпорации», что существенно снизит, как его уже назвали, «Налог на обеспечение энергобезопасности планеты», угрожающий потребителям мирового энергетического рынка. К сожалению сейчас как отметили участники Круглого стола альтернативные и менее «финансовоёмкие» варианты решения проблем глобальной энергобезопасности, которые со всей очевидностью существуют, что показывают и данные опросов, экспертных оценок и гражданских дискуссий, блокируются самими глобальными энергомонополиями.

Для восстановления баланса и равновесия в отношениях между гражданским обществом планеты и транснациональными корпорациями, как уже сказано выше необходима новая концепция финансовой независимости мировых гражданских институтов, которую вероятно можно построить за счет обязательных «надгосударственных» отчислений от нефтяных, газовых, атомных и иных доходов ТНК, поступающих не в бюджеты государств, а в бюджеты непосредственно новых международных гражданских институтов, сформированных из гражданских экспертов высшей квалификации, наиболее верно выражающих гражданский заказ населения планеты, критерием чего может служить популярность и тиражируемость сформированных ими гражданских идей, опережающее видение угроз, своевременные рекомендации по превентивным мероприятиям, предотвращающим негативные последствия и, что самое главное, смягчение конфликта между глобалистами и антиглобалистами.

Антиглобалисты, энергопроизводители и потребители, национальные и международные демократии: общие истоки конфликтов

Этот конфликт между глобалистами и антиглобалистами сегодня фактически превратился в конфликт между глобальными монополиями энерго-сырьевых транснациональных корпораций-холдингов и потребителями энергоресурсов, действующих за рамками этих монополий (примечание: поправка об «энерго-сырьевых» сделана участниками гражданской дискуссии).

Таким образом разрешение «конфликта антиглобалистов» в настоящее время тождественно разрешению конфликта между производителями и потребителями энергоресурсов планеты, что является первой задачей обеспечения мировой «Энергобезопасности».

При этом надо констатировать и тот факт, что сообщество «золотого миллиарда» также сегодня во многом совпадает по персоналиям с сообществом собственников и менеджеров глобальных монополий энерго-сырьевых транснациональных корпораций-холдингов, а следовательно все вышеописанные процессы подавления гражданской активности, монополизации и «колонизации» гражданских вертикалей, создания «облачности» в СМИ и аналитике, ограничения свобод и прав потребителей поощряются, по большому, счету международным энергоменеджментом, в том числе, к сожалению, из стран с развитой демократией.

Складывается международный гражданский парадокс, когда в странах нефтэкспортерах демократия и свободы подавляется как раз теми структурами, которые представляют международный энергоменеджмент в первую очередь демократических стран и взаимодействуют с ним.

Национальная демократия не редко подавляется глобальной демократией, в том числе по причине не верного прочтения «ведущими специалистами по России» и другими странами-нефтеэкспортерам событий, происходящих на территориях этих стран, и вытекающих из этого спорных решений о поддержке групп влияния в странах нефтеэкспортерах, причастных к ограничению свободы слова, монополизации и манипуляциям на рынке СМИ и нефтяной аналитики.

Таким образом, и по этой оси необходим переговорный процесс между носителями демократических и либеральных (в смысле гуманистических) ценностей, адекватно отражающими заказ гражданского общества, и носителями демократических, либеральных ценностей, адекватно оценивающими объективные и субъективные претензии энерго-сырьевых транснациональных корпораций.

Альтернативы демократии нет. Есть противостояние внутри демократического лагеря планеты и «манипуляция демократическими ценностями» со стороны нетократии, представленной группами влияния из практиков обработки сознания, монополизирующих мировую аналитику и СМИ.

Если исходить из того, что главной задачей «Энергобезопасности» является повышение управляемости ценами на энергоресурсы, то необходимо срочно снизить в структуре этих цен субъективную «манипулятивную составляющую» путем построения эффективного «Энергодиалога» по всем осям несовпадающих интересов.

Обязательным условием этого «Энергодиалога» является ликвидация «облачности» и восстановление «солнечной погоды» в СМИ и аналитике.

Для этого необходимо, во-первых, признание того факта, что этот сектор не отражает реальной ситуации в мировой политике и экономике, на нем в целом занижен уровень ответственности журналистов и аналитиков перед населением планеты. Во-вторых, требуется принятие специальных мер антимонопольного характера и ограничение деятельности информационных рейдеров.

© Экспертный канал «УралПолит.Ru»

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС