Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Предложения странам «большой восьмерки» март 2006 года

Что конкретно они, по мнению граждан, должны сделать по теме «Энергетическая безопасность» в контексте, заданном для совещания Международного общественного Форума неправительственных организаций, посвященного вкладу институтов гражданского общества в повестку дня Саммита «G8» — первая часть, 6 марта 2006 г. www.civilg8.ru

© Наталья Чистякова, руководитель проекта

«Граждане ЗА энергобезопасность: безопасность поставок энергоресурсов и безопасность энергообъектов» (Тюмень)

  1. При построении глобальной энергетической стратегии исходить из необходимости глобального мирового энергосбережения, главной сутью которого является приближение зон потребления энергоресурсов (нефти, газа и пр.) к зонам нефтегазодобычи (производства энергоресурсов), что позволит снизить самые значительные потери ресурсов (до 15 %) при их транспорте, в том числе коммерческие (воровство), технические (аварии, затраты энергии на транспорт и пр.) и террористические (потери в результате террористических актов), а также снизит экологические риски.
    Странам «Большой Восьмерки» необходимо пересмотреть отношение к «мировой карте потребления энергоресурсов» и исходить из того, что в ближайшем будущем население планеты будет и должно сосредотачиваться вблизи «мировых энергетических батареек» (зон нефтегазодобычи).
  2. «Ресурсы — достояние планеты»
    Признать крупные нефтяные и газовые месторождения, нефтегазовые провинции — объектами международного значения, состояние и выработка запасов которых требует международного мониторинга, в первую очередь на предмет ухудшения состояния запасов, вследствие некачественного энергоменеджмента компаний и государственных чиновников, по аналогии с контролем МАГАТЭ за состоянием ядерных объектов, контролем состояния памятников культуры и истории всемирного значения.
    Необходимо исходить из того, что «ресурсы с тысячелетней историей их формирования — более вечны, приоритетны и долгосрочны, чем страны, политические системы, идеологии и философии».
  3. Осуществлять мониторинг стратегий недропользования (стратегий развития ТЭК), в странах, где сосредоточены основные мировые запасы нефти, газа, иных энергоресурсов, в связи с тем, что рост нефтяных (газовых) доходов имеет отрицательную корреляцию с состоянием нефтяного менеджмента, т.е. заметно ухудшает его качество вследствие развития кулуарности принятия решений, сужения сферы действия демократических процедур, доминирования фискальной составляющей в ущерб научному и аналитическому сопровождению процесса недропользования. Ухудшение состояния нефтяного менеджмента ведет, в свою очередь, к ухудшению состояния запасов, агрессивной нефтегазодобыче, росту потерь нефти в пласте и снижению конечной нефтеотдачи.
    Организовать специальное международное совещание, посвященное состоянию нефтяного менеджмента в России, приоритетной темой которого обозначить факт снижения среднего коэффициента нефтеотдачи в России за последние годы почти в два раза, по сравнению с 1950 года, и в 1,5 раза, в сравнении с США, где структура запасов хуже. Более того, на 25 % снизился проектный КИН, равный в среднем 50—53% (коэффициент нефтеизвлечения), в связи с чем, по оценкам академика РАЕН, д.т.н. Е.Козловского, потеряно до 15 млрд.тонн потенциально извлекаемых запасов. («Увеличение отдачи нефтяных месторождений как стратегия оптимального воспроизводства нефтедобычи», «Промышленные ведомости», № 11, ноябрь 2005 г.).
    Ввести мониторинг принятия управленческих решений в сфере недропользования, в том числе — контроль прецедентов исключения экспертов из законотворческих и иных процедур принятия важных государственных решений. Допускать к принятию решений исключительно действующих экспертов, т.е. ученых, подготовивших собственные экспертные заключения в течение последних пяти (в связи с появлением в сфере экспертизы огромного числа невежественных самозваных ученых и экспертов, присваивающих себе ученые степени и несуществующие научные работы).
    Режим усиленного мониторинга включать после того, как доля нефтяных доходов бюджета страны (оцененная экспертами из разных стран, включая доходы экспортеров и перепродавцов ресурсов) превысит 50% всех доходов бюджета страны, т.е. когда экономика страны приобретает очевидно сырьевую направленность.
  4. Кардинально пересмотреть отношение к Фондам будущих поколений, формируемым за счет нефтяных доходов, в условиях, когда отсутствует «мировой эталон денег», появляются альтернативные мировые валюты, обслуживающие глобальные товарные потоки (евро и пр.), резко варьируется содержание золота в долларе, нарастает угроза «сдувающихся в один миг финансовых миров», а цены на запасы растут быстрее, чем котировки и курсовые стоимости мировых валют.
    Признать, что в сложившихся современных условиях на мировом финансовом рынке, преждевременная трансформация ресурсов существенно затрагивает интересы и права будущих поколений, а Фонды будущих поколений необходимо сохранять в ресурсах, а в не в денежном эквиваленте.
  5. Выработать рекомендации о критической доле нефтяных доходов в бюджетах стран-экспортеров нефти. Признать, что превышение критического уровня нефтяных доходов в бюджетах стран является признаком того, что экономические, финансовые, нефтяные государственные менеджеры страны, возможно, не справляются с управлением государственной экономикой.
    Выработать рекомендации по ограничению роста доходов энергетических транснациональных нефтяных компаний (ТНК) в сравнении с бюджетами стран-экспортеров, в которых они осуществляют свою деятельность (в том числе, ограничение «процентного соотношения между доходами компании и доходами бюджета» и темпов опережающего роста) в связи глобальной угрозой приближения по влиянию и прочим параметрам, масштабов ТНК к масштабам государств.
    Выработать иные критерии, позволяющие сохранять экономический сувере-нитет стран-экспортеров ресурсов при развитии в них качественного энергоме-неджмента.
    Организовать разработку системы объективных международных критериев, позволяющих оценить развитие и состояние экономики в сырьевых странах, и состояние нефтяного менеджмента в них.
    Разработать систему поощрений для стран-экспортеров, выполняющих рекомендации международного сообщества, нацеленные на сохранение энергетической безопасности.
  6. Разработать систему мер для стран-экспортеров нефти, закрепивших в своем законодательстве всенародные выборы Министра топлива и энергетики (главного нефтяного менеджера страны), по опыту провинции Альберта (Канада).
  7. Признать несправедливым искусственное нивелирование географических энергетических преимуществ (подобных климатическим преимуществам признан-ных мировых зон отдыха, культурно-историческим преимуществам стран Европы и пр.), заключающееся в осреднении цен по тарифам на электроэнергию, по ценам на иные энергоресурсы, через объединение зон потребления и производства ресурсов под единым тарифом или ценой, через закрытые программные обеспечения, иные манипуляции математического и иного характера.
    Население нефтедобывающих территорий должно иметь права на «энергетический рай», в условиях не редко «климатического ада», также как эти права сохраняют иные обитатели благодатных земных территорий.
  8. «Нам здесь жить»: Учитывая тенденцию миграции среднего класса и беднейших слоев населения в направлении территорий нефтедобычи, которая уже приобретает межгосударственный характер, необходимо усилить внимание к сохранению природы и контролю соблюдения экологических требований в этих территориях.
  9. Необходимо более широко изучить и распространить опыт Финляндии по установлению разных цен и тарифов в зависимости от источников используемой энергии.
  10. Разработать систему международных мер, запрещающих использование ресурсов с КПД их трансформации в другие энергоресурсы (газ — в электроэнергию и т.п.) ниже некоторого установленного критического значения. Разработать систему санкций за эксплуатацию генераций с низким КПД переработки энергоресурсов.
  11. Признать бесчеловечным ограничение инфляции в странах экспортерах нефти путем ограничения доходов беднейших слоев населения, в условиях, когда сама инфляция (включая инфляцию издержек) обусловлена опережающим ростом доходов менеджеров нефтяных и энергетических компаний, в том числе ростом их спроса и доли их менеджерских доходов в цене.
    Рекомендовать ограничивать инфляцию в таких случаях за счет мониторинга роста доходов топ-менеджмеров, а также контроля состояния бюджетов граждан через контроль за покупательной способностью валюты страны-экспортера нефти (для России — рубль) и сравнение темпов роста доходов гражданина с темпами роста его расходов.
    Признать, что социальная ситуация в странах-экспортерах нефти является одной из главных составляющих энергетической безопасности. «Социальный терроризм» не должен стать фактором игры на повышение мировых нефтяных цен.
  12. Признать несовершенными существующие методы «внешнего построения демократий» в странах-экспортерах нефти, поскольку они не учитывают фактор резкого расслоения общества на богатых и бедных, резкий рост доли бедного населения, голосами которого легко манипулировать на выборах, что ведет к фактическому контролю результатов выборов со стороны малочисленной группы, сосредоточившей основную долю частных капиталов России.
    Создать группу экспертов для разработки рекомендаций, проектов международных и государственных решений, позволяющих сочетать право страны-экспортера нефти на экономический и иной суверенитет с её международными обязанностями, в том числе, по развитию гражданского общества, созданию действенной системы защиты гражданских прав, сохранению человеческого, интеллектуального, духовного потенциала.

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС