Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Всё храмостроительство при Псковском Князе Ярославе Оболенском в Пскове и Москве. Оплоты православия и стратегические погосты. Древнее Псковское зодчество. Ч.1.

    • Необычная церковь в пещере , в освещении которой принял участие Князь Ярослав Оболенский и священник Ионна, по благословению архиепископа Новгородского Феофила. Начало Псково-Печерской Лавры /1/
    • Псково-Печерская лавра «в лощине». Церковь Успения Богородицы, оcвещенная при Князе Ярославе Оболенском , которая «выросла» из подземной пещеры на поверхность» /1/
    • Псково-Печерская Лавра, основанная при Князе Ярославе Оболенском. Купол храма Покрова. Фото А.Пономарева /1/
    • Керамиды Псково-Печерского монастыря, основанного при Князе Ярославе Оболенском и закладные доски Ярославовых в храме Предтечи на Красное Пресне в Москве
    • Церкви Пскова, построенные у башен, переправ и естественных рубежей . Иллюстрация из книги Е.Морозкиной /1/
    • О том как псковичи, проживавшие близко к границе с Орденом били челом Князю Пскова Ярославу Оболенскому о строительстве крепости Вышгород на реке Ладе /1/
    • Памятный камень о Вышгороде - Западном форпосте, основанном в 1476 году при Князе Псковском Ярославе Оболенском
    • Крепость Вышгород на реке Ладе - притоке Утрои, в псковских приграничных землях skola.ogreland.lv
    • Церковь архангела Михаила в Кобыльем городище , построенная при брате Князя Ярослава Оболенского - Князе Пскова Иване Оболенском в 1462 году. Первое городище перед Вышгородом на Ладе
    • Духовская церковь Троице-Сергиевой Лавры , построенная при Князе Пскова Ярославе Оболенском и Паисии Ярославове псковскими зодчими в 1478 году. Благовещение в Казани и Собор Васиилия Блаженного - псковские зодчие
    • Церковь Успения в Мелётове с тайником, построенная при брате Князя Пскова Ярослава Стриги Оболенского – Князе Пскова Иване Стриги Оболенском. На границе с Новгородом /1/
    • Церковь Марии Египетской (снесенная) Рядом с которой находилась церковь Сретения на поле (снесенная) Сретенского монастыря
    • Мальский монастырь. Вторая половина XV века
    • Мальский монстырь, "декор" кресты
    • О том , как на вече Князь Ярослав Оболенский. Посадские бояре и псковский народ принимали решение об основании и Уставе Савво-Крыпецкого монастыря /1/
    • Стихотворение Е.Морозкиной j Крыпецком монастыре Саввы , о Князе Ярославе и его дороге в глухих лесах к дальнему монастырю /1/
    • Собор Иоанна Богослова монастыря Саввы-Крыпецкого, основанного при князе Ярославе Оболенском , в который он делал богатые вклады
    • Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь
    • Икона «Ефросин Псковский, Савва Сербский, Иоанн Богослов и Савва Крыпецкий». Два клейма - о князе Ярославе Оболенском /17/
    • «О князе Псковском Ярославе и исцелении его княгини». Из книги «Крыпецкая обитель» /17/
    • «Приход князя Ярослава к преподобному Савве» - одно из 22 клейм иконы Саввы Крыпецкого. Глава «О князе Псковском…» /17/
    • Исцеление жены псковского наместника князя Ярослава Васильевича Оболенского - одно из 22 клейм иконы Саввы Крыпецкого /17/
    • Скамейка у места исцеления преподобным Саввой княгини Оболенской - родоначальницы князей Ярославовых /17/
    • Иоанновский Княгин монастырь , супруги Князя Юрьевского и Псковского Ярослава Владимировича, где похоронена жена Князя Ярослава Оболенского - урожденная Сабурова. Подворье Савво-Крыпецкого монастыря /1/
    • «Церковное зодчество древнего Пскова, Елена Морозкина . Двухтомник. Издано в Италии

© Н.Б. Ярославова-Чистякова
24-27 апреля 2014 года - день Виленской Божией Матери,
Канонизация понтификов Иоанна XXIII и Иоанна Павла II

Часть первая
Часть вторая

При Князе Пскова Ярославе Оболенском в два периода его правления: с 1472 года по 1477 год и с 1480 года по 1487 год в Пскове были основаны и построены : Псково-Печерская Лавра (1473), городище Вышгород (1476), Городец Красный (1476) , Запсковская часть стены Окольного города (1484), Савво-Крыпецкий Иоанно - Богословский монастырь (1484), Церковь Афанасия Домановой стены (1484), Церковь Николы на Волку (1484), Новое Примостье (1485), Ярославов мост (1486), Церковь Нерукотворного образа или Образская (1487), Церковь Анастасии Римлянки (1487).

Одновременно, при Псковском Князе Ярославе Оболенском - родоначальнике князей Ярославовых псковскими зодчими в Москве была построена Духовская церковь Троице-Сергиевой Лавры (1477-1478), где игуменом в 1479 году стал Паисий Ярославов, воспреемник детей Ивана III , рожденных в 1479 и 1480 годах , от его второй супруги Софьи Палеолог, въезжавшей на Русь через Псков, в первый год правления Князя Оболенского.

Паисий Ярославов был духовником и воспреемником Великих князей в трех поколениях, начиная с Василия II, и зодчими Пскова в те годы, когда князем там был Ярослав Оболенский, в Москве по их общему плану с Иваном III Великим Князем Московским были также построены: Пятиглавый Собор Иоанна Златоуста на посаде Златоустовского монастыря (1478), Церковь Сретения на поле Сретенского монастыря (1482), Церковь Ризоположения на митрополичьем дворе - домовой храм московских митрополитов, а затем патриархов всея Руси и Благовещенский собор Московского Кремля – домовая церковь правителей – князей и царей…

В эти же годы на подступах к Пскову появилась «Георгиевская оборона»: церкви Георгия со Взвоза, Георгия в Камно и Георгия в Сенно. Одновременное появление церквей, посвященных Георгию, могло быть связано с тем, что храмостроительство Князя Ярослава Оболенского началось с Псково-Печерского монастыря вместе с Ионной - священником Георгиевской церкви города Юрьева (Дерпта), откуда он удалился из-за притеснения православия. А также с тем, что имя Князя Ярослава Оболенского на Руси равно Георгий и Юрий, и Князь считался «рукой Москвы» в Пскове, а Георгий – московский святой. По своему положению эти церкви занимали важные стратегические пункты на подступах к Пскову.

В контексте женитьбы Василия III – крестника Паисия Ярославова на Соломонии Сабуровой, родственнице супруги Князя Ярослава Оболенского выделяются и ещё два храма , построенные псковскими зодчими и боярами Сабуровыми: в Видебелье на реке Череха, впадающей в озеро около города Остров, и в городе Остров, в пригородах Москвы, также как Успенский собор в Свияжске, Благовещенский в Казани и Троицкий в Уфе, где оказалась семья потомка Князя Ярослава Оболенского - Князя Александра Ярославова Ярославского.

В редком двухтомном издании «Древнее зодчество Пскова» Е.Морозкиной , изданном в 2007 году в Италии, я выбрала все монастыри и храмы, основанные по летописям при Князе Ярославе Оболенском и в годы его княжения в Пскове. Исследования Е.Морозкиной, посвященные архитектурным особенностям этих монастырей, храмов, соборов , церквей и погостов дополнены мною материалами собственных статей, посвященных этим же монастырям, их истории, знаменитым иконам, преемственности, родственным связям их основателей и потомков.

1473 Псков

Псково – Печерская Лавра. 1473 год, 28 августа

Официальным началом устроения Псково-Печерского монастыря является день освещения Успенского Собора 15/28 августа 1473 года, в православный праздник Успение Богородицы.

1473 год – основания Псково - Печерского монастыря, указанный на памятной табличке Успенского Собора Псково-Печерской Лавры, является и годом основания города Печоры.

В изданной в 2012 году книге «Врата Небесные. История Свято -Успенского Псково-Печерского монастыря» , Архимандрита Тихона (Секретарева) особо выделен родоначальник князей Ярославовых, при котором произошло это знаменательное для всей Руси событие:

«Освещение храма в честь Успения Богородицы произошло в 1473 году и явилось основополагающим событием в жизни Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в царствование Великого князя всея Руси Иоанна Васильевича III, при наместнике Псковском князе Ярославе Васильевиче Оболенском. Освещение Успенского храма было ознаменовано исцелением слепой женщины от иконы Успения Божией Матери, называемой «старою». /4/.

«Старая» икона «Успение Божией Матери» Псково-Печерская была явлена за два года до этих событий, в 1471 году, на том самом месте, где основана Лавра. И это был год Московско-Новгородской войны 1471 года.

Хроника такова, что казням православных в Юрьеве (Дерпте), в январе 1472, года предшествовала Московско – Новгородская война 1471 года, не допустившая сближение Новгорода с Польшей:

«6 июня 1471 года десятитысячный отряд московских войск под командованием Данилы Холмского выступил из столицы в направлении Новгородской земли, ещё через неделю в поход вышла армия Стриги Оболенского, а 20 июня 1471 года из Москвы начал поход сам Иван III» .

Православных в Юрьеве вскоре начали теснить Рыцары вместе с Магистром. Они называли Юрьев Ливонским, а жителям Пскова ставили условие: не появляться в землях близ замка Феллин, хотя эти земли исконно контролировались Псковом.

Служивший в Юрьеве (Дерпте), в Георгиевском храме, православный священник Ионна вынужден был удалиться из города:

«Во второй половине XV века пришел к Богом зданным пещерам Священник Иоанн Шестник со своей супругой Марией и двумя сыновьями….. Избегая притеснений со стороны католиков он удалился во Псков, где узнал о Богом зданных пещерах. … Затем он устроил в горе церковь и просил Псковских пресвитеров из храма Святой Троицы освятить новый храм в честь Успения Божией Матери…. Но Псковские пресвитеры отказались это сделать, так как храм был необычный: песчаные стены и потолки….».

Князю Ярославу Оболенскому пришлось преодолеть неоднозначное отношение к этой пещерной церкви псковских священников, отказавшихся её освещать. После благословения епископа Новгородского, Князь Пскова лично принял участие в освещении церкви, в пещерах, выкопанных ещё монахами Киево-Печерской Лавры.

«….Тогда отец Иоанн обратился к Архиепископу Новгородскому и Псковскому Феофилу, который благословил освятить новую церковь».

Пещерные церкви не были необычными для Князя Ярослава Оболенского. Как потомку Черниговских князей ему, очевидно, было известно, что Киево-Печерская Лавра, монахи которой создали пещеры около Пскова, - вышла из Зверинецких Киевский пещер, примером для которых стали пещеры пророка Илии и монастырь кармелитов на горе Кармель. Поэтому и возникла, вскоре, в Псково-Печерском монастыре первая, уже на горе, церковь «преподобных отецъ Антония и Федосья», о чем пишет Е.Морозкина в её книге «Церковное зодчество древнего Пскова».

Таким образом, именно священником Георгиевского храма города Юрьева (Депта) Ионной и Князем Ярославом Оболенским был создан оплот православия на подступах к Пскову. Однако при этом нельзя забывать безымянных киевских монахов, которые были - у начала.

Благословение осветить церковь в пещере дал Новгородский архиепископ Феофил, принявший на себя тогда и обет поклониться печерским чудотворцам в Киеве. И уже перед смертью, когда он лежал больной в Чудовом монастыре, во сне ему явился Новгородский святитель Нифонт (†1156), похороненный в пещерах преподобного Антония Печерского, и напомнил о неисполненном обете. Святой архиепископ отправился в Киев и уже приближался к Днепру, как болезнь его усилилась, и он получил откровение, что хотя не дойдет живым до пещер, но тело его упокоится в этих пещерах. Это исполнилось»./2/

«Духовная эстафета» от Ярослава Мудрого, основавшего Юрьев, - к князю Юрьевскому Ярославу Владимировичу, а от него - к Ярославу Васильевичу Псковскому (Оболенскому), как видится, и обеспечила долгожительство Псково-Печерской Лавры, также, как и верность Николе Святоше.

«Монастырь разросся из пещер на берегу лесного ручья, поэтому он и называется Печерский ( от слова «печера» или «печора», то есть «пещера»)… Стоит в долу,… меж гор сквозь ограду и монастырь течет река Каменец…».

«Ансамбль Псково – Печерского монастыря воспринимается, как гигантский интерьер, стенами которого служит сама расступившаяся земля; а главный храм этого монастыря имел только один фасад, будучи «ископанным в земле», - вот где слияние с природой достигает высшей степени, переходя в материальную связь !...»

Такое единение «…с природой достигается умением поставить памятник, масштабным решением, органичностью архитектурных форм, вкомпановкой в рельеф. . (т.2. стр 260, /1/)

Выбор места неразрывно связан с функцией памятника…. Вне города церкви осуществляли совершенно в иных композиционных приемах. Печерский же и Мальский монастырь укрыты в лощинах. Такой «уход в землю» не был стихийным , но являлся результатом того, что первоначальное место монастыря было откорректировано. Это случилось в первой половине XVI века.

Псково-Печерский монастырь можно назвать крепостью – засадой . Первоосновой монастыря служили, как сказано, пещеры, обнаруженные на берегу лесного ручья; однако монастырь вырос на горе - на высоком берегу этого ручья. В 1523 году псковский дьяк… возобновляет строительство , перенеся его обратно в лощину…».

Позже, в 1523 году «монастырь был снесён «с горы» на «подол меж гор». Церковь Антония и Федосия «снесоша с горы в пещеру в новую церковь», видимо, в качестве приделов ( т.2.стр.97, /1/).

Таковы были перемены в Псково-Печерском монастыре , освещенном при князе Ярославе Оболенском в 1473 году и начавшем развиваться при нем, уже - в XVI веке.

Появление, после казней в Юрьеве (Дерпте) также и псковских Георгиевских храмов, датируемых этим же XV веком (Георгий со Взвоза , Георгия в Камно, Георгия в Сенно), могло стать, своего рода, «Георгиевской обороной» вынужденно покинувшего Юрьев священника Георгиевского храма – Ионны и Князя Пскова Ярослава Оболенского, имя которого, как у всех Ярославов, тожественно Георгий и Юрий.

Погост Камно находится в семи километрах от Пскова в верховьях реки Каменки, которая впадает в Псковское озеро близ устья Великой. Камно прославилось неоднократными сражениями псковичей с иноземцами : то те , то другие становились «станами на Камне». В плане эта церковь Георгия Победоносца в Камно почти совпадает с церковью Илии в Выбутах».(т.2. стр. 165. /1/)

«По своему местоположению церкви Николы на Устье, Илии в Выбутах и Георгия на погосте в Камно занимают важные стратегические пункты на подступах к Пскову. Церковь Николы в Устье открывает водные ворота ко Пскову - главную дорогу от Псковского озера по Великой. Церковь Илии в Выбутах стоит у Брода, через который шла дорога во Псков. Церковь в Камно построена в верховьях речки Каменки, на подступах ко Пскову со стороны Завеличья. Естественно предположить, что монастыри в этих пунктах появились не позднее XV века – ещё тогда, когда Псков был самостоятельным и оборонялся своими силами» (т.2 стр.185, /1/).

Каменные стены Псково-Печерского монастыря выросли уже в XVI веке, перед вражеской креспостью Нейгаузен всего лишь «в семи верстах от неё». Построенная накануне Ливонской войны крепость получила значение не только для Пскова, но и для всего Русского государства.

В том же самом 1540 году, когда церковь Антония и Федосия печерских вновь «снесли» вниз, хотя появление этой церкви на горе , было , своего рода, «выходом из пещер – на гору», построили в Печерах церковь Благовещения, повторявшую схему трапезных башенных церквей Крыпецкого и Мальского монастырей , а также Соловецкого монастыря ( т.2. стр.100, /1/). При этом, Е.Морозкина считает, что перелицованная трапезная Псково-Печерского монастыря относится к тому же времени, что и древние псковские трапезные Крыпецкого и Мальского монастырей (XV век) со столпообразными церквями (т.2, стр. 54, /1/)

С Крыпецким монастырем, также обретшим официальный статус при князе Пскова Ярославе Оболенском , когда был утвержден его Устав, архитектуру Псково- Печерского монастыря роднит одновременно и сужение окон, как и со Спасо-Преображенским монастырем в Ярославле.

«У Благовещенской трапезной церкви в Печерах , построенной в 1540 году , увенчание барабана состоит из двух отстоящих других от друга валиков, между которыми была надпись, нанесенная на изразцы» (т.2. стр.208, /1/). Это одна из отличительных особенностей декора.

К памятникам с общими декоративными новшествами Е.Морозкина относит: Благовещенскую трапезную церковь, на внешней стороне которой позже появилась фреска Смоленской Одигитрии; церковь Одигитрии; Петра и Павла с Буя; Собор в Острове. По её мнению, их могли строить одни и те же мастера - тем более, что церковь Одигитрии и Благовещенская принадлежат одному и тому же монастырю (Печерскому).

Князь Пскова Ярослав Оболенский, обращу внимание, был сыном княгини Смоленской - Мария Всеволож, а Собор в Острове связан с церковью в Видебелье, основанной боярами братьями Сабуровыми, к роду которых принадлежала и супруга Князя Ярослава Оболенского.

В XVII веке к Псково-Печерскому монастырю была отнесена также Саввина Пустынь с церковью преподобного Саввы Освещенного /6/, как своего рода напоминание о том, что имя Князя Ярослава Оболенского объединяет освещенную при нем Псково-Печерскую Лавру и основанный при нем Савво-Крыпецкий монастырь, ведущий свое родословие от Саввы Сербского и Саввы Освещенного.

В Псково-Печерской Лавре также была поставлена Надвратная Никольская церковь, датируемая 1564 годом, при этом, Е.Морозкина обратила внимание, что «этот архитектурный тип редко встречается в Пскове. В притворе памятника сохранилась деревянная фигура святого Николая. В правой руке он держит меч, в левой модель одноглавой церкви «её главка имеет шлемовидную форму» и она не характерна для Пскова, отчего Е.Морозкина задалась вопросом: Не имеет ли она отношение к Никольскому собору в Изборске ?».

Описан, очевидно, Никола Можайский. Резной образ св. Николы Можайского с мечом и градом в руках был изготовлен в 1412 году для крепостных ворот белокаменного храма Можайского монастыря при Князе Андрее Дмитриевиче Можайском. Князь Андрей - родной брат Юрия Дмитриевича Звенигородского, основателя Саввы-Сторожевского монастыря, название которого указывается на Путь Саввы Освещенного и Сторожевое дело.

«По летописям, в 1395(9) году преподобный Савва (Сторожевский) благословил князя Юрия Звенигородского (Галицкого) на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14-ти городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань» /5/.

Великий князь Иван III в 1487 году, когда была взята Казань, принял титул именно "Великого князя Булгарского", а не казанского/7/. Возможно , тем самым, он хотел указать на его преемственность - от Юрия Звенигородского и Саввы Сторожевского.

В период с 1558 по названный 1564 год, в Пскове и окрестностях упоминается правнук Князя Пскова Ярослава Оболенского – Князь Александр Ярославов.

«Ярославов Александр Иванович (Ераславов) – князь, сын боярский и голова, затем воевода, единственный сын князя И.К.Ярославова – Оболенского… Зимой 1558/59 г. ходил в Ливонию в составе большого полка 3-м головой. Зимой 1559/60 г. участвовал в Ливонском походе … затем был оставлен 1-м воеводой в «Апселском городе». В апреле 1561 г. должен был вести полк левой руки из Пскова « на Юрьев или на которые места приговорят» в связи с тем, что «король [Сигизмунд II Август] вступается за ливонские земли и людей своих в иные городки ливонские прислал; и литовские люди царя и великого князя тарваские места воевали…».

Таким образом, могло быть и участие правнука Князя Ярослава Оболенского в том, как продолжалось дело его прадеда, в период его пребывания в Пскове. Тем более, он был близок к боярам Челядниным, в т.ч. наместникам в Пскове, и воспитательнице Ивана Грозного - Челядниной, урожденной Оболенской /3/. Князь Александр Ярославов ходил в походы с темы, кто строил крепость в Свияжске и брал Казань, где псковские зодчие в честь победы построили Успенский - в Свияжске и Благовещенский собор - в Казани.

«С 1556 года по 1570 год Псково-Печерский монастырь был ведущим центром псковской духовной и общественной жизни», что приходится на годы после взятия Казани.

До этого, с 1510 года таким духовным центром был Псковский Елеазаровский монастырь, где после 1510 года стали группироваться остатки господствующих классов старого Пскова. «Постригаясь в монахи, они спасались от высылки и под защитой старца Филофея развивали большую литературно-списательскую деятельность. Возможно, один из них стал переписчиком «Слова о полку Игореве» (т.2. стр.83). Названный 1510 год – это год первой депортации из Пскова, которой руководил наместник в Пскове И.А. Челяднин /3/.

Касательно часто встречающейся в Пскове топонимики: Каменец, Камно и др., Е.Морозкина пишет, что это «легко объясняет каменная псковская земля. ….».

Однако в такой псковской топонимике, образованной от Камня, мог быть более глубокий смысл :

«Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою», т.е. «Третий Рим» - именно в Пскове и дальше «по Камням»… - к Урал камню, но до этого - к Спасо-Каменному монастырю, который строился псковскими зодчими в те же годы, когда Князем Псковским был Князь Ярослав Оболенский - родоначальник Князей Ярославовых, а игуменом в Троице-Сергиевой Лавре, где псковичи создавали Благовещенский собор, был Паисий Ярославов – автор «Сказания о Спасо-Каменном монастыре».

«Стратегическое положение Псково-Печерского монастыря, где по древней традиции правители испрашивают небесного благословения Божией Матери»
«Псковские скарабеи и мифы о Зерване. «Третий Рим» из катакомб Святого Себастиана и необычных церквей

1476 Москва

Духовская церковь Троице – Сергиевой Лавры (1476-1477)

В второй половине XV века псковичи строят не только на границе своего государства, но и за его пределами – в самой Москве . В 1476- 1478 годы ими создана Духовская церковь в Троице – Сергиевом монастыре(т.2.стр.183, /1/).

Об этом свидетельствует, в частности, Софийская вторая и Львовская летописи, сообщающие под 6985 г.: «Заложи церков камену в Сергееве монастыре псковские мастеры» (Софийская вторая летопись, 1853, с. 206; Львовская летопись, 1914, с. 320).

В 1476-77 годах, когда строилась Духовская церковь, Паисий Ярославов - однофамилец потомков Князя Пскова Ярослава Оболенского, ставший игуменом Троице-Сергиевого монастыря в 1479-1482 годах, являлся уже одним из самых приближенных лиц к великокняжескому двору. Он был духовником Великого Князя Василия II и в 1479 и 1480 годах - стал воспреемником при рождении двух сыновей Ивана III. В докладе «Старец Паисий Ярославов» Архимандрита Макария (Троице-Сергиев Пасад), сделанном на II Международной конференции, в 2003 году, говорится:

«На праздник Благовещения в 1479 году у Великого князя родился от второй жены, Софии Палеолог, сын Василий III. Крестили младенца на Вербное воскресение в Троицком монастыре, а Воспреемниками при этом были Ростовский архиепископ Вассиан и Троицкий настоятель, игумен Паисий Ярославов… Через год старец Паисий Ярославов также крестил княжича Георгия… Сообщения летописи о событиях того времени показывают особую роль Троицкого настоятеля в жизни Великокняжеского дома».

Старец нестяжатель Паисий Ярославов - автор истории Спасо-Каменного монастыря: «Сказание известно о начале Каменского монастыря, еже не езере Кубенском стоит, и о первоначальниках его, - приснопомнимый старец Паисий Ярославов после пожару Каменского монастыря от старых книг собра». Существует мнение, что царица Мария Ярославна по смерти мужа «поручила Паисию Ярославову, духовному советнику Василия Темного, написать историю Спасо-Каменного монастыря, что он и сделал… » /8/.

Паисий Ярославов, как видим, был духовником не одного поколения Великих князей, и всё , что строили в эти годы Псковские зодчие и о чем упоминает Софийская летопись, было - единым проектом Ивана III, Паисия Ярославова и Князя Пскова Ярослава Оболенского - родоначальника князей Ярославовых:

«Тогда князь великий отпусти их (псковичей) иже последи делаша святую Троицу в Сергееве монастыре, и Ивана Златоустаго на Москве, и Сретение на Поле, и Ризположение на митрополиче дворе, и Благовещение на великого князя дворе» (Софийская вторая летопись, 1853, с. 198; Львовская летопись, 1914, с. 301).

При этом, описывая архитектурные особенности Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры Е.Морозкина пишет:

«…Когда Псковичи в 1476-77 году строили Духовскую церковь «под колоколы» в Троице-Сергиевой лавре, они не применили шатра…..»…». Духовская церковь исходит из Троицкого собора Лавры. Верх Духовской церкви явился прообразом для более поздних псковских колоколен» (т.2. стр.203, /1/)

На других страницах своей книги она упоминает о том, что и колокольня Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере , тоже не была шатровой .

А поскольку к Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры и Спасо-Каменному монастырю имеет прямое отношение старец Паисий Ярославов, то - в отсутствии шатра - можно увидеть его влияние и его видение храмостроительства.

Шатровые колокольни в XV веке были известны только в Пскове.

«…Но в 1555-1560 годы центральный столп Василия Блаженного пскович Постник Яковлев увенчал шатром».

Духовская церковь Троице-Сергиевой Лавры также имела общие декоративные элементы с другими соборами, которые псковские зодчие строили в это время в Москве, а позже - в Пскове:

«Аркатура на барабане Елеазаровского собора …. – псковская интерпретация московского мотива - барабана Благовещенского собора 1484 -1489 года. Развод валиков, данные в вариантах, украшают все три апсиды церкви Ризоположения в Московском Кремле (1485-1486) и апсиды Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры (т.2. стр. 82, /1/).

Духовская церковь или церковь Сошествия Святого Духа, о которой идет речь, представляла собой уникальный пример церкви с подкупольной звонницей (церкви «иже под колоколы»). «Висевший на звоннице церкви особый – «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности».

«Великокняжеский Крест Паисия (Ярославова) для княже Юрия (Георгия)»

1476 Псковское городище Вышгород

Вышгород на реке Лоде (Ладе), впадающей в Утрою - приток реки Великой, 1476 год

На реке Лада в Псковских землях Князем Ярославом Оболенским была построена оборонительная Крепость Вышгород, название которой повторяет Вышгород Киевский, известный как вотчина Великой княгини Ольги. Вышгородской иконой - первоначально именовалась и Владимирская икона Божией Матери.

Река Лада, на берегу которой построена крепость Князем Псковским Ярославом Оболенским, впадает в реку Утрою, а река Утроя - в реку Великую.

В книге Е.Морозкиной «Церковное зодчество Пскова» приводится летописная запись о челобитье жителей этого городища.

В 1476/1477 году «Тоя же зимы приехавши слобожане ис Кокшинской волости оучали бити челом князю Ярославоу и посадником псковским и всему ко Псковоу, чтобы и грамотоу дал, чтобы им симы часы запасае всякеи запасая , на том месте класти , где быти городоу, и дана грамота месяца марта в 10 день, в неделю их жаловали и ослобонили им Городци оу речки оу Лоде (разрешил – Е.М.)… у речки Лада поставити крепость».

«Место для строительства Вышгородской крепости выбрали очень удачно. Оно прикрывало древний сухопутный путь на Псков, в междуречье Утрой и Лады. Весной 1476 года был также укреплен Городец Красный (построен в 1464 году) и наделен гарнизоном. Обе крепости обороняли юго-западные рубежи, являлись «сторожами» Пскова. Вышгородскую крепость построили на высоком холме, на берегу Лады. Строили ее псковские мастера и местные крестьяне, прибывшие из окрестных деревень …Одна башня была направлена в сторону Пскова, откуда могла прийти помощь. Другая башня - в сторону вечного врага – Ливонии» /9/.

Крепость Вышгород на дороге из Пскова в Ригу была основана непосредственно у границ земель Ордена, с которым Псковский Князь Ярослав Васильевич Оболенский многие годы урегулировал отношения, стараясь разрешить вопросы мирным договором, в ином случае - военным походом и созданием «Оплотов Православия». В 1474 году, при Князе Псковском Ярославе Оболенском был заключен Ливонский договор 1473 года на 20 лет /11/.

В этом «Ливонском договоре 1474 года», как раз и содержатся ответы на вопросы, которые формулируются так: «Чей ты, Вышгородок, он же Аугшпилс?». При задаваемых вопросах имеют место и следующие комментарии: «… Князь пожаловал землю без проблем. Тем более что земля была не его, а Ливонского ордена - восточная окраина архиепископской области»…. «ливонские немцы в свое время называли эту пустынную восточную окраину Ливонии «ничейной землей». Упоминаются и утверждения латвийских историков о том , что в 1476 году псковичи аннексировали "восточную окраину архиепископской области Пурнау" …

Для ответа на этот вопрос надо просто изучить все, что делал Князь Ярослав Оболенский в годы его Псковского правления и увязать его жизненную стратегию с историей всего Черниговского княжеского дома, также как и с историей Вышгорода украинского - древнего места паломничества Черниговских Князей. Жизнеописание Князя Ярослава Оболенского говорит о том, что он особо не оглядывался на Орден и на Магистра. И разрешение на строительство дал не потому, что земля была не его, а потому, что чувствовал силу и право.

Князь «держал» Ливонский договор. Знал всю историю соглашений с орденом, включая ту часть переговоров и договоренностей, которая не отражена на бумаге. Он считал себя преемником не только Ярослава Мудрого, основавшего Юрьев, но и князя Пскова и Юрьева Ярослава Владимировича, состоявшего в родстве с Рижским епископом, в Иоанновском монастыре супруги которого похоронена и княгиня Оболенская - жена Князя Ярослава с его вторым сыном Михаилом.

Когда шли территориальные споры, и царь Иван Грозный, и его сын царь Федор Иоаннович не забывали напомнить о том, что город Юрьев основан Ярославом Мудрым.

Ровно также, в переговорах о крепости Вышгород на реке Лада надо помнить о том, что основана эта крепость при Псковском князе Ярославе Васильевиче Оболенском, принявшем его княжеское решение об этом строительстве , поддержанное решением Псковского Вече.

Князь Псковский и Тарусский Ярослав Васильевич Стрига Оболенский основал крепость Вышгород Псковский - он и её Небесный Заступник.

Официально Вышгород именовали не пригородом, а городищем: « А пригородов было во псковской земли 10 и два городища: Кобылье и Вышегород». Находясь на обидном (спорном месте) , городок (Кобылье) неоднократно подвергался нападениям ( т.1. стр.191, /1/).

«Вышгород Псковский на реке Лада: Заступниками городов и крепостей являются их первооснователи»
«Юрьевская дань» Ярослава Новгородского в Псковском Договоре с Ливонским Орденом 1473 года»

1476 Псковский пригород Красный Городец

Городец Красный, 1476 год

«Весной 1476 года был также укреплен Городец Красный» и наделен гарнизоном» /9/.Крепость была построена в 1464 году при Князе Иване Звенигородском.

Вышгород и Городец Красный обороняли юго-западные рубежи, являлись «сторожами» Пскова. Названный Городец Красный, обращу внимание, за несколько лет до основания оборонительной крепости в Вышгороде, упоминался в требовании Великого Магистра к Пскову:

В 1471 году «Магистр Ливонского ордена прислал брата своего сообщить, что он намерен переселиться из Риги в Феллин (Вильянди) и желает быть в дружбе с Псковом, требуя, однако, чтобы псковичи не вступались в землю и воды за Красным Городком. На это послу был дан ответ, что магистр волен жить, где ему угодно, что мир с нашей стороны не будет нарушен, но упомянутые места издревле были достоянием Пскова, вотчиной великих князей всея Руси. Условились решить спор на переговорах».

Красный Городец был основан при Князе Пскова Иване Александровиче Звенигородском, и цель строительства была такая же, как и в случае с Вышгородом: «Страж и Оборона Земли Псковской»: «В 1464 год Псковичами основан Красный Городок на реке Синей, в 27 верстах от Опочки. Это Дата основания современного поселка Красногородск».

Орден в 70-90-е годы XV века испытывал «страх перед усилением внешнеполитического могущества Руси», в связи с «Собиранием Земель», и его действия становились агрессивнее. Встречно, в Псковском княжестве укреплялась система оборонительных и сторожевых крепостей в непосредственной близости с границами Орденских Земель…» /10,13/.

1477 Псков

Каменный Костер у Великих ворот 1477 год

"В 1477 г. у Великих ворот Среднего города был поставлен каменный костер с четырехугольной башней (вероятно, вместо обветшавшего). Возле этих ворот псковичи встречали гостей – великих бояр и князей. Находились они на современной Советской улице – бывшая Великолуцкая, а еще ранее Великая" /21/

1477 Псков-Новгород, граница княжеств

Церковь Успения в Мелётове

Погост расположен в 42 километрах к востоку от Пскова , близ древней границы Псковского и Новгородского княжеств. Мелётово было последним станом у псковского рубежа. Здесь проходила дорога на Порхов, Новгород и Москву.

Церковь Успения в Мелётове поставлена при Князе Пскова Иване Васильевичем Оболенском - родном брате Ярослава Васильевича Оболенского: « В лето 6970 (1462)… Того же лета поставиша церковь камену , на Мелетове, Оуспение святые богородици». (т.1 стр. 91,/1/)

Брат псковского князя Ярослава Васильевича был князем в Пскове в 1460-1462 годах.

«В 1477 году Князь Ярослав Стрига-Оболенский , рассорившись с псковичами , поехал на Москву ; остановившись в Мелётове, на границе, он грабил Псковскую землю в течение трех недель. В 1481 году братья Ивана III, Андрей и Борис, хотели привлечь псковичей на свою сторону против Москвы. Когда это не удалось, они «сташа на Мелетове» и отсюда распустили «вои своя» грабить Псковскую землю» 0т.1. стр.91 ,/1/). Братья Ивана III, распустившие «вои своя» грабить Псковскую землю», вошли в русскую историю , как страдальцы. Особенно это касается Андрея Большого - Князя Углицкого.

Это пример того, что сам факт роспуска вои, которые пускаются в грабежи ради пропитания, не может быть основанием для отрицательных оценок личности и исторической фигуры в целом.

Псковичи, изгнавшие Князя Ярослава Оболенского после того, как он заключил Ливонский договор 1473 года и укрепил стратегическую оборону, должны были понимать, что войско должно кормиться. Если его полностью распустить, то воины станут грабителями и разбойниками. В ином случае, не остается ничего иного, как лишь ограничивать вои, отбирающих продукты у местного населения, до получения распоряжения от Великого князя Московского: куда следовать дальше.

Псковичи не всегда любили кормить войско. Так было и в 1471-1473 годах. И когда все закончилось без войны, они даже задавались вопросом : а стоило ли им тратиться на содержание , стоявших в городе княжеских дружин ? Однако сами войска под Псковом были, тем самым, аргументом, который ускорил подписание договора с магистром и епископством.

Готовое к бою войско не могло просто так появиться, только лишь, после челобитья псковичей Великому князю с просьбой о помощи военной силой. Воинов надо было содержать и кормить, в т.ч. и мирные времена. А когда их изгоняли, кормились они и грабежами.

Место, где встал Князь Ярослав Оболенский известно тем, что в 1342 году, перед окончательным разрывом Пскова и Новгорода , Псковичи встречали здесь новгородскую рать и уговаривали её вернуться.

В писцовых книгах XVI века описывается «засада Мелетовская», «Губа Мелетовская».

И важно обратить внимание на уникальность этой церкви, построенной при брате Князя Пскова Ярослава Оболенского, имеющей общие черты со Свияжском и Ферапонтово, что опять же указывает на Паисия Ярославова - бывшего инока Кирилло-Белозерского монастыря , учителя Нила Сорского и близкого соратника Иоасафа (Оболенского), построившего церковь Успения Ферапонтова монастыря:

«… Мелётовская церковь занимает исключительное место среди памятников псковского зодчества. В ней столько необычного ! Форма покрытия, форма апсид, тайник над лестнице, декор…

Романов в статье «Мелётово как источник истории Псковской земли» пишет: «Устройство небольшого помещения с маленьким окном на уровне выше хор над лестничной клеткой , с окном-лазом на хоры прямых аналогий в русских памятниках не имеет…Тайник в сходном месте над аркой , перекинутой с северо-западного столба на северную стену, есть в соборе Ферапонто-Белозерского монастыря 1490 года , не имеющем, однако, хор. Тайник в западной части хор есть и в строенном псковичами Благовещенском соборе (1484-1489) Московского Кремля».(т.1. стр.91, /1/).

Мелётовская церковь - миниатюрное повторение Троицкого собора – главного здания Псковской земли ( взятой не буквально , а упрощенно) – открывало въезд на Псковщину.

Исследователь П.Н.Максимов указывает на близость псковской архитектуры этого времени к византийским, южно-славянским и молдавским постройкам. К.К.Романов отмечал же одновременно «архаизирующие черты» Мелётовской церкви. Заказчиком этой мелётовской церкви был политик и дипломат Кротов, что видно из ктиторской надписи, обнаруженной в 90-х годах XX века.

Богусевич указывал сходство этого памятника с сербскими постройками : «Этот тип не стоит изолированно в русском феодальном зодчестве XV века. Каменная церковь второй четверти XV века в усадьбе тверских князей в селе Городне близ Твери ( по заказу Великого князя Бориса Александровича Тверского , 1425-1461).

…«Несомненна принципиальная конструктивная близость мелётовской церкви с тверскими и московскими княжескими церквами XV века , близкими к типу собора Троице-Сергиевой Лавры . Это подчеркивает тесные политические связи псковских кругов XV века с Тверью и Москвой»/1/.

Мелётовская церковь строилась в годы, когда супругой Великого Князя Ивана III была дочь Великого князя Бориса Александровича Тверского - Княгиня Мария Борисовна.

Таким образом, Князь Ярослав Оболенский остановился и стоял в Мелётово не только потому, что это был в миниатюре Троицкий собор Пскова с тайными комнатами и ходами, но и потому, что церковь символизировала власть Твери и Тверское правление в Пскове. Ведь первым самостоятельным Тверским Князем был Михаил Ярославов Тверской.

1478 Москва

Иоанна Златоуста в Москве на посаде. Пятиглавый Собор Златоустовского монастыря, 1478 год

«Восстановление, возвышение и процветание этого монастыря было связано со старанием великого князя Ивана III. Здесь во второй половине XV века стоял его загородный дворец, вокруг которого он усердно облагораживал прилегавшие земли…Великий князь обратил внимание на маленькую, притаившуюся близ его двора обитель основанную во имя его небесного покровителя, и принял немалое участие в её благоустоении. По его приказу в 1478 году старый деревянный храм был разобран. Приглашённые псковские мастера всего за год возвели новый пятиглавый собор во имя святого Иоанна Златоуста, освящённый по дню ангела великого князя, 27 января, и ещё маленькую придельную церковь во имя святого апостола Тимофея, - по дню рождения Ивана III, 22 января» /14/.

В 1571 году, во времена правления Ивана Грозного, при нашествии крымского хана Девлет Гарея Златоустинский монастырь был сожжен.
После его восстановления в судьбе монастыря принимал участие Граф Фёдор Матве́евич Апра́ксин — один из создателей русского военного флота сподвижник Петра I, генерал-адмирал, первый президент Адмиралтейств-коллегии. У родственника Ф.М.Апраксина - генерал-аншефа и лейб-гвардии полковника С.Ф. Апраксина боярин М.И.Ярославов был на должности генерал адъютанта премьер-майорского чина в 1747 году. Новая церковь, во имя Всемилостивого Спаса возводилась также на средства Зюзиных - потомков боярина Федора, казненного вместе с Михаилом Черниговским в орде, властодержателя Сардинии/18/. Монастырские постройки были снесены к 1933 году. Собор Иоанна Златоуста псковских зодчих не сохранился.

1480 Псков -Изборск

Мальский монастырь 1480 год

«В 1480 году основан Мальский монастырь» (т.2. стр. 189. /1/)

С учетом того, что Савво-Крыпецкий монастырь был основан в 1475 году , согласно данных Е.Болховитинова, а его устав на вече и грамоты монастырю были даны в 1487 году ( т.е. через 12 лет), строительство Мальского монастыря тоже пришлось на годы второго княжения Князя Пскова Ярослава Оболенского: с 1480 по 1487 гг.

1482 Москва

Сретения на поле. Стретенский монастырь в Москве. 1482 год

«Церковь Сретения на Поле… была заложена на том месте, где в 1395 г. произошла торжественная встреча чудотворной иконы Богоматери, принесенной из Владимира в Москву во избавление от угрозы нашествия войск Тимура… В 1480 г., во время приближения войск хана Ахмата, икону Владимирской Богоматери вновь торжественно перенесли в Москву, на этот раз окончательно. В 1482 г., по сообщению Второй Софийской и Львовской летописей, великий князь заложил вместо деревянной каменную церковь Сретения святыя Богородицы на Поле. Через три года, в 1485 г., церковь была расписана. Как известно, после падения в 1474 г. Успенского собора, возводимого московскими мастерами… Иван III пригласил для освидетельствования причин катастрофы псковских мастеров. Летописное сообщение об этом заканчивается словами: «Тогда князь великий отпусти их иже последи делаша святую Троицу в Сергееве монастыре, и Ивана Златоустаго на Москве, и Сретение на Поле, и Ризположение на митрополиче дворе, и Благовещение на великого князя дворе» (Софийская вторая летопись, 1853, с. 198; Львовская летопись, 1914, с. 301)»./15/

Духовником и воспреемником при рождении детей Ивана III был Паисий Ярославов, которому Великий Князь Московский предлагал стать и Московским митрополитом, но старец Паисий отказался. Московским митрополитом тогда стал Симеон, духовным отцом которого был старец Паисий (Ярославов). При Симеоне и преемнике этой линии Серапионе продолжилось храмостроительство с привлечением именно псковских зодчих.

В том же самом 1482 году, когда в камне перестраивалась псковскими зодчими церковь Сретения на поле, в камне же перестраивалась соседняя церковь Марии Египетской , позже также вошедшая в Сретенский монастырь. Возможно и церковь Марии Египетской тоже строили псковские зодчие.

"...в 1385 г. поставили деревянную церковь святой Марии Египетской, а в 1482 г.- каменную. Известно, что в 1700 г. сюда были помещены мощи святой Марии, привезенные из Константинополя послом Емельяном Украинцевым, а в 1706 г. фабрикант А. А. Малютин пристроил к церкви придел Сретения Иисуса Христа...Она была обновлена в 1784 г. на пожертвования фабриканта А. А. Гончарова - одного из старейших членов семьи Натальи Гончаровой, жены А. С. Пушкина..."
Церковь Марии Египетской сохранилась до 20 века и её фотографии есть. А вот церковь Сретения на поле разобрали в XVII веке:
"Два столетия простоял этот храм, когда в 1679 г. царь московский Федор Алексеевич повелел перестроить его из-за ветхости..."
Возможно, по другим мотивам разобрана эта церковь по дороге во Владимир, потому что другие церкви, построенные псковскими зодчими к XVII веку не обветшали.

1484 Псков

Савво-Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь, 1484-1487 год

В 1484 году был официально основан Крыпецкий монастырь - «по совету с посадниками боярами и всем псковским народом на вече». Ему была дана крепостная грамота на землю с уставом монастырского строения» (т.2 стр.302. ссылка - Клировая ведомость, /1/).

Крыпецкий Иоанно - Богословский монастырь, как видим, был официально основан «на вече» при князе и наместнике Ярославе Васильевиче Оболенском - родоначальнике князей Ярославовых. Подобным же образом, при князе Псковском Ярославе Оболенском в 1473 году был официально основан Псково-Печерский монастырь, однако в названном 1473 году вече не упоминается , а решение о благословении на освещение церкви принял епископ Новгородский и Псковский Феофил, поскольку священники Троицкого собора Пскова не решались освещать необычную пещерную церковь.

«Первый храм монастыря был деревянным. Князь Ярослав, покровительствовавший Крыпецкому монастырю, был подручным Великого князя Московского , и не удивительно, что в дошедших до нас каменных постройках монастыря есть элементы московской архитектуры» (т.2 стр.34,/1/)

Легитимация отшельнической обители Саввы Крыпецкого произошла после того, как святой старец Савва Крыпецкий исцелил княгиню Оболенскую князя Псковского Ярослава.

Основатель обители после этого чудесного исцеления был «утвержден в правах на владение и управление монастырем по правилам Святых Отцов и святых апостолов: «Крепостная грамота» была дана Савве Крыпецкому по благословению Собора Святой Троицы, и всех шести Соборов псковских на Псковском вече».

История князя Оболенского в книге «Крыпецкая обитель» представлена в главе «О князе Псковском Ярославе и исцелении его княгини», повествующей об официальном начале Савво-Крыпецкого монастыря и родоначальнике князей Ярославовых:

«Благоверный князь псковский Ярослав Васильевич, нареченный в крещении Севастианом, имел глубокую веру к святому Иоанну Богослову и к преподобному отцу Савве пустынножителю. И много жертвовал на устроение монастыря святого, и братию не однажды угощал и покоил от достатка псковского. Каждое воскресенье он приезжал из града Пскова в монастырь святого ко Всенощному бдению. Святой честь по чести принимал его и поучал словами Божественного Писания о пользе душевной, и о милости к людям, и о праведном суде, чтобы судили по правде, а не за мзду, и о спасении душевном, чтобы спастись всем нам и в разум истинный прийти. Князь Ярослав благостно воспринимал святое учение, припадая к источнику сладчайшему, и во всем святого Савву слушал как отца и наставника на истинном пути Божьем к своему спасению.

Однажды направился князь со своей заболевшей княгиней в обитель святого отца Саввы, чтобы и она сподобилась принять благословение от святого старца, и помолился бы о ней Богу, как о страдающей недугом внутреннем. Ибо ведал князь, что все исполняет Бог по молитвам святого…

Князь Ярослав хотел войти с княгиней в монастырь. Святой старец, как в древности Моисей посылал отрока своего к вдове-соманитянке, направил ученика навстречу князю, говоря: «Передай, что грешный Савва сказал: «Князь, не дерзай входить с княгиней в монастырь. Потому что есть у нас, господин мой, сохраняемый со времен святых отцов обычай - жены да не входят в иноческую обитель. А если заповедь отеческую нарушишь, то будешь приступившим закон, а княгиня твоя ни исцелится от недуга, ни благословения от Бога принять не сподобится»….

И с того момента княгиня по молитвам святого Саввы исцеление получила от болезни своей.

И отправился обратно князь Ярослав с исцелившейся княгиней, славя Бога и святого апостола Иоанна Богослова и восхваляя святого старца Савву, изумляясь чудотворению Божию по молитвам святого».

После этого в благодарность князь Ярослав повелел устроить мост через большое болото в обитель святого. И до сего дня дорога эта зовется Ярославов мост. А затем князь Ярослав и посадник Иаков Афанасьев, и все посадники Псковские, и бояре, и все христолюбивые люди по благословению Собора Святой Троицы, и всех шести Соборов псковских, и всего великого Божьего священства дали не вече в обитель святого Иоанна Богослова святому старцу Савве «крепостную грамоту». Так по правилам Святых Отцов и святых апостолов преподобный Савва как основатель обители был утвержден в правах на владение и управление монастырем. А было это в лето 6995-е от сотворения мира, а от Рождества Господа нашего Иисуса Христа в лето 1487-е».

Описанное чудо исцеления жены Князя Ярослава Оболенского и его ежевоскресные приезды в обитель изображены на двух клеймах иконы с житием Саввы Крыпецкого - «Ефросин Псковский, Савва Сербский, Иоанн Богослов и Савва Крыпецкий».

А на 22-м клейме этой иконы изображен эпизод Ливонской войны 1581 года.

«В 1581 году Ливонский отряд был отбит от стен монастыря . Этот эпизод в жизни Саввы описан , как чудо» (т.2. стр.34,/1/).

О самом же Савве Крыпецком более подробные сведения сообщают следующее:

«Преподобный отец наш Савва родился … в чужих странах… не из Русской земли он пришел в богохранимый и славный град Псков … Его учителем стал Евфросин Великий …».

Привнесенный в Псков из Хиландара и Сербии культ Иоанна Богослова был и у Псковского князя Ярослава Васильевича Оболенского - родоначальника князей Ярославовых, о чем свидетельствует описание Чуда Саввы Крыпецкого «О князе Псковском Ярославе и исцелении его княгини», представленное в книге «Крыпецкая обитель», прямо указывающее на это:

«Благоверный князь псковский Ярослав Васильевич, нареченный в крещении Севастианом, имел глубокую веру к святому Иоанну Богослову и к преподобному отцу Савве пустынножителю. И много жертвовал на устроение монастыря».

«Что касается сербского влияния, то оно не удивительно, особенно во второй половине XV века» - пишет Е.Морозкина. « В это время Псков принимал сербов. Так, например, основатель Крыпецкого монастыря Савва был выходцем из сербского монастыря. Оттуда был, вероятно, и другой Савва - основатель Саввинской пустыни. В древлехранилище Псковского музея-заповедника находится два евангелия XV века, написанные на сербском языке, - из Крыпецкого монастыря и Саввинской пустыни….» (т.1.стр.91,/1/)

Монастырь изначально именовался Успения Богородицы. В настоящее время этот редкий в России монастырь вместе с монастырями в Рязани, и в Саранске, носит имя Иоанна Богослова - «приемного сына Богородицы» и автора Апокалипсиса. Отдельная Церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова «была совершена» в Крыпецком монастыре в 1557 году.

Е.Морозкина, повторю, считает, что перелицованная трапезная Псково-Печерского монастыря относится к тому же времени, что и древние псковские трапезные Крыпецкого и Мальского монастырей (XV век) со столпообразными церквями (т.2, стр. 54). Эти монастыри, также как и Соловецкий , объединяет повторявшаяся схема трапезных башенных церквей.

У трапезной церкви Крыпецкого монастыря был плоский алтарь и килевидная ниша , что говорит о близости к гражданским постройкам, и повторилось в «городке», возникшем вокруг Церкви Анастасии Римлянки, поставленной по обету, в один день при Князе Ярославе Оболенском.

Сужающиеся окна роднят Крыпецкий монастырь со Спасо-Преображенским монастырем в Ярославле и Псково-Печерским, освещенным при Князе Ярославе Оболенском в 1473 году, о чем сказано выше.

Уже «после Смуты к Савво - Крыпецкой обители приписали монастырь Великомученника Пантелеймона, что на Полонище у Красного двора. В более новые времена (с 1875 года) Крыпецким подворьем в Пскове являлся храм свт. Василия Великого, что на горке (1413 год или XVI век)… В настоящее время, подворьем Крыпецкого монастыря является Иоанно - Предтеченский Собор на Завеличье , где похоронены супруга и сын Князя Ярослава –Оболенского.

«Савво-Крыпецкий монастырь Иоанна Богослова, основанный при князе Пскова Ярославе Оболенском»

Продолжение следует

Ссылки:

[1] E.Морозкина «Церковное зодчество древнего Пскова».2007 год . Том 1,2.
[2] «Стратегическое положение Псково-Печерского монастыря
[3] «Три депортация «древнего Пскова» и тайны ханской исповеди: Челяднины
[4] Архимандрита Тихона (Секретарева)
[5] «Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского - Бирь
[6] «Погост Саввина Пустынь церковь Святого Преподобного Саввы Освященного»
[7] «Казанское ханство»
[8] «Великокняжеский Крест Паисия (Ярославова) для княже Юрия (Георгия)»
[9] «Древняя Вышгородская земля на Псковщине»
[10] «Вышгород Псковский на реке Лада: Заступниками городов и крепостей являются их первооснователи»
[11] «Юрьевская дань» Ярослава Новгородского в Псковском Договоре с Ливонским Орденом 1473 года»
[12] Псковские скарабеи и мифы о Зерване. «Третий Рим» из катакомб Святого Себастиана и необычных церквей, которые боялись освящать»
[13] «Древняя Вышгородская земля на Псковщине»
[14] «Московский Златоустовский монастырь»
[15] «Подъяпольский С.С. «О древней церкви Сретенского монастыря в Москве»
[16] «Савво-Крыпецкий монастырь Иоанна Богослова, основанный при князе Пскова Ярославе Оболенском»
[17] «Крыпецкая обитель», 2010 год
[18] «Потомки святых Михаила Черниговского и Федора: Ярославовы и Зузины в масонском Ярославле 18 века»
[19] Церковь Марии Египетской в Сретенском монастыре
[20] "Сретенский монастырь"
[21] Великая четырехугольная проезжая башня Среднего города древнего Пскова. Средний город или Новое Застенье в Пскове

Все материалы раздела «История Ярославовых. Камень и вода»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС