Николы Ростовский и Березовский с «ассиметричными глазами» - келейные иконы Сергия Радонежского и председателя ИППО княгини Елизаветы - супруги Рыцаря Гроба Господня Сергея Александровича
© Наталья Ярославова – Оболенская
22 ноября 2014 года
Зелено-бирюзовые образы Николы Закамского, «Преображение» Феофана Грека и Николы из села Павлово под Ростовом
Березовская чудотворная икона Никола Закамского отличается от всех других цветом одежды Николы Чудотворца, явленного на берегу реки Камы у впадения Белой. На цветной «реплике» этой иконы одежды Николы Камского - зелено-голубые.
В такой цветовой гамме работал, родившийся в Византии, Феофан Грек, исполнявший заказы жены Дмитрия Донского - Евдокии Суздальской и известный росписью церкви Спаса Преображения на Ильинской улице в Великом Новгороде.
В зеленой цветовой гамме (с цветом охры) исполнена икона ученика Сергия Радонежского - «Дмитрий Прилуцкий с житием», обращающая на себя внимание клеймом «Дмитрий Прилуцкий во время строительства храма предсказывает смерть Дмитрия Донского» (клеймо 8. "Спасо-Прилецкий монастырь").
Зеленая - бирюзовая цветовая гамма упоминается в описании иконы Николы Зарайского из села Павлово под Ростовом:
«Новые веяния в ростовском искусстве, пожалуй, с наибольшей силой, ощущаются в замечательной иконе «Никола Зарайский, с житием» из села Павлова под Ростовом….Чтобы уравновесить зелёный цвет платка и охряный цвет евангелия с красным обрезом в левой руке Николы, живописец противоположное клеймо с изображением «Сна Константина» пишет в основном теми же красками. А в противовес бирюзовому цвету рукава Николы он изображает бирюзовый же парус в клейме «Утишение бури».
Образ Николы в среднике и клеймах различен. В первом случае он длиннолиц, с широкими скулами и впалыми щёками, с лысым большим лбом и живыми, несколько асимметричными глазами. В клеймах же его лицо круглое, румяное и добродушное.
Асимметричные или косопосаженные глаза характерны для изображения самого Сергия Радонежского, также как и для поясного образа Николы из Ростова , который он хранил келье….» («Святитель Николай Чудотворец. Иконы, фрески, мозаики»).
Такими «асимметричными и косопосаженными глазами», которые упоминаются в представленной выше цитате из книги Н.В. Розановой 1970 года «Ростово-суздальская живопись XII–XVI веков» называют не редко и глаза Никол, которые «смотрят» в сторону.
А «скошенный» взгляд, о котором идет речь, отличает одновременно: и образ Березовской чудотворной иконы Николы Закамского, и образ Николы Дворищенского из Никольской церкви Ярославова дворища в Великом Новгороде.
Асимметричные, косопосаженные, скошенные, косые…глаза Николы Киевского, Псковского, Новгородского и Березовского XII-XIV в., а также изображения самого Сергия Радонежского
«Асимметричные или косопосаженные глаза» характерны не только для изображения Никол, но и «для изображения самого Сергия Радонежского», что выделяет Н.В.Розанова.
Таковым Сергий Радонежский, в частности, представлен на покрове, хранящемся в Троице-Сергиевой лавре, где игуменом был Паисий Ярославов и его духовные сыновья:
«Одним из самых ранних в музейном собрании является покров с изображением Сергия Радонежского в полный рост….Покров Сергия Радонежского отличается особенной индивидуальностью образа прославленного игумена…Многие ученые считают, что это редкостное произведение было сделано по рисунку Андрея Рублева. Или, во всяком случае, автор столь живого изображения должен быль лично знать основателя монастыря.
Он запечатлел характерные черты его облика, асимметричность лица, проницательность взгляда чуть косо посаженых глаз…»( «Троице-Сергиев музей заповедник»).
«Скошенный взгляд», как одна из разновидностей «асимметричности», характерен, о чем уже сказано, не только для Березовской чудотворной иконы Николы Закамского, но и для иконы Николы Дворищенского из Великого Новгорода а также Николы Липенского. Чуть-чуть в сторону смотрит и Никола Псковский, образ которого экспонируется в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ).
Поскольку Николу Дворищенского, чей образ находится в приделе Варлаама Хутынского Никольской церкви Ярославова дворища Великого Новгорода Н.П.Кондаков считает образом, принесенным с острова Липны, а Липенский Никола, по преданию, - это список Николы из собора Софии Киевской, то обращу внимание на фреску «Николы из Киева» с раскрытым Евангелием, также как Евангелие от Луки раскрыто у Николы Псковского.
«Фреска XI в. из Собора святой Софии, (Киев, Украина): святитель изображен в полный рост, с благословляющей десницей (правой рукой) и Евангелием в левой руке; это – первое известное изображение угодника Божьего с раскрытым Евангелием» (Фреска XI в. из Собора святой Софии, (Киев, Украина)).
Одиннадцатый век - время, близкое к датам жизни и правления Великого князя Киевского Ярослава (Георгия) Мудрого (978-1054), который проявил себя и в Новгороде, и в Юрьеве, основателем которого он является, также как и основателем Ярославля.
На всех этих иконах XI-XIV века изображение Николы - прямоличное (в фас). А глаза скошены влево. Но есть иконы, на которых асимметрично расположены и сами миндалевидные глаза. К таким иконам относится и икона Николы Чудотворца Сергия Радонежского.
Поясное изображение Никола из Ростова – келейная икона Сергия Радонежского
«Асимметричные или косопосаженные глаза характерны для изображения самого Сергия Радонежского, также как и для поясного образа Николы из Ростова , который он хранил в келье» и который , как считают, имеет общие черты с образом заказчика – Сергия Радонежского.
Об этом пишет Н.В.Розанов в его книге «Ростово-Суздальская живопись 12-16 веков»:
« Образ умного и волевого человека создаёт художник в иконе Никола Ростовский, поясной»… Особенно удивительно в ней то, что лицо Николы похоже на изображение самого Сергия на знаменитом шитом покрове начала 15 века, хранящемся в том же музее. В обоих изображениях похожи характерные, асимметрично посаженные небольшие, чрезвычайно зоркие глаза и прямой, довольно широкий и короткий нос. Это сходство вряд ли может быть простой случайностью. Вероятно художник, писавший икону для Сергия, был настолько под обаянием этого исключительного человека, что наделил святого Николу чертами своего заказчика – Сергия Радонежского».
В цитируемом материале «Никола Чудотворец: иконы, фрески, мозаики» представлены также выдержки из статьи
И.А. Кочеткова «Икона Николы, известная как келейная Преподобного Сергия»:
«Предание Троице-Сергиева монастыря утверждает, что икона "Никола" находилась в келии Сергия Радонежского при его жизни (умер в 1392 году). Это предание впервые зафиксировано в описи монастыря 1641 года. Специалисты считают, что датировка иконы XIV веком не противоречит ее стилю. При этом икону определяют как произведение ростовской живописи и даже высказывают предположение, что это семейная икона Сергия, принесенная его родителями из Ростова. В таком случае икона должна быть датирована не позднее начала XIV века…».
Таким образом, существовала икона Николы Чудотворца, с «асимметричными, косопосаженными глазами», которая и чертами повторяла черты Сергия Радонежского, и была его келейной иконой.
При этом, Сергий Радонежский был персональным святым Рыцаря Гроба Господня и Председателя Императорского Православного Палестинского общества Великого князя Сергея Романова.
После гибели Сергея Романова его супруга Великая княгиня Елизавета Федоровна успела освятить придел Сергия Радонежского в Николо-Березовке, в память о её муже Сергее, на месте явления Березовской чудотворной иконы Николы Закамского с таким же отличительным признаком «асимметричными глазами» или «скошенным взглядом», какой был и у келейной иконы Сергия Радонежского ( «Спасский путь от Спаса-Преображенного в Коломне до Преображенского монастыря в Николо-Березовке. Антоний Храповицкий епископ Уфимский и Мензелинский, Киевский и Галицкий»).
Березовская икона Николы Закамского, с которой не расставалась Великая Княгиня Елизавета – супруга Рыцаря Гроба Господня Сергея Романова, чьим персональным святым был Сергий Радонежский
Собор, в котором Великая княгиня Федоровна просила освятить придел в честь Сергия Радонежского - в память о её трагически погибшем муже ещё не был достроен в селе Николо-Березовка на реке Каме, но княгиня и Председатель Императорского Православного Палестинского общества приняла решение освятить придел до завершения строительства.
Подобным образом в ещё недостроенном Успенском соборе Кремля около гробницы Петра Чудотворца, в отдельно освещенном приделе, венчались Иван III и Софья Палеолог в 1472 году.
Березовская икона Николы Закамского в последние годы жизни Великой княгини Елизаветы Федоровны практически постоянно находилась рядом с ней, об этом пишет в его книге «Березовские рассказы» В.Тетерев:
«Елизавета Федоровна испросив разрешения царя и синода взяла под свое покровительство Свято-Никольский храм и Камско-Березовский монастырь. Неоднократные денежные пожертвования, иконы собственноручного письма, обширная переписка, теплые задушевные встречи Березовских жителей в Москве создавали неповторимо доброжелательную обстановку в Свято-Никольском храме. Жители Николо-Березовки подарили ей искусно написанную копию Николая Чудотворца Березовского, которая всегда была с ней в келье Марфо-Мариинской обители.
22 мая 1998 года, в 80-летнюю годовщину гибели Елизаветы Федоровны состоялось привнесение иконы святой преподобномученницы Елизаветы Федоровны Елизаветы в Свято-Никольский храм, который она так любила. Из Иерусалима была доставлена частица её мощей» (стр.34-35).
Таким образом, Березовская чудотворная икона Николы Закамского «с асимметричными глазами» стала келейным образом Великой княгини Елизаветы Федоровны - Председателя Императорского Православного Палестинского Общества .
«Асимметричные глаза» имела и келейная икона Сергия Радонежского, придел которого Великая княгиня просила освятить в этом камском селе, названном в честь Николы и Березы.
В этой истории очень много личного. Березовскую чудотворную икону Николы Закамского великая княгиня, очевидно, ассоциировала с ростовским поясным образом Николы - келейной иконой Сергия Радонежского, персонального святого её мужа.
За несколько веков до этого, с историй этой Березовской чудотворной иконы Николы Закамского, со скошенным взглядом, была связана судьба камской ветки Ярославовых.
А судьба ярославских Ярославовых, в свою очередь, связана с Ростовом, где был создан в начале XIV века ростовский образ Николы, с «асимметричными глазами», ставший келейным для Сергия Радонежского.
Председатель ИППО Елизавета Федоровна и её супруг Рыцарь Гроба Господнего Сергей Романов, фактически, «отождествили» эти два образа, т.е. увидели в них один исток.
При этом, прямое отношение к истории Сергия Радонежского имеет Паисий Ярославов - игумен монастыря, основанного Святым Сергием, названным в честь мученика Сергия, имя которого носит город Сергиополь в Сирии (Византийский Сергиополис - город Сергия).
Паисий Ярославов и архиепископ ростовский Ефрем основатель Троице-Сергиева Варницкого монастыря на месте усадьбы родителей Сергия Радонежского - при явке духовной Дионисия Глушицкого
Сергей Радонежский родился в селе Варницы около Ростова, где сейчас находится Троице-Сергиев Варницкий монастырь, основанный ростовским архиепископом Ефремом в в 1427 году.
А через 10 лет, в 1436 году этот ростовский архиепископ Ефрем вместе с Паисием Ярославовым присутствовали «при явке» духовной Дионисия Глушицкого.
Об этом рассказывает в его статье К.В.Баранов - «Заметка о происхождении Паисия (Ярославова): Исследования по истории средневековой Руси: к 80-летию Юрия Георгиевича Алексеева» (М.-СПб., 2006 г.) :
«С.В. Стрельников обратил мое внимание на упоминаемого в источнике XV в. некого Моисея Ярославова. Речь идет о духовной Дионисия Глушицкого, также известного постриженика Спасо-Каменного монастыря. Духовная была явлена ростовскому епископу Ефрему 11 января 1436 года ; при «явке» присутствовали бояре ростовского владыки - старец Федор Ростовцев и «Мосей» Ярославов. Родство этого последнего с ярославцами Ярославовыми весьма вероятно. Может быть, Моисей и есть отец Паисия (Ярославова) ? Хронологически это вполне возможно» («Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского - Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую, Ч.3»).
Моисей, возможно, сам Пасей Ерославов, как писали его имя, а не его отец. Он же Паисий Ярославов.
Князь Оболенский - архиепископ Ростовский и Ярославский прожил 100 лет. Если принять, что Паисий Ярославов прожил столько же, то родившись , к примеру, в 1420 году, он мог дожить до 1520 или даже 1525 года.
При «явке» же духовной Пасей (Мосей) Ярославов мог присутствовать в возрасте 15 лет, т.е. будучи ровесником отрока Варфоломея - будущего Сергия Радонежского, который начал поститься в 12 лет, после того, как ему было видение святого старца черноризца.
Поскольку Дионисий Глушицкий умер 1 июня 1437 года, то речь идет , видимо, о том, что архиепископ Ефрем и «боярин ростовского владыки» Мосей (Пасей) Ярославов свидетельствовали при ещё живом Дионисии о его духовном завещании. А происходило это через 45 лет после смерти Сергия Радонежского.
Т.е. все , что была связано с Сергием Радонежским и его ростовскими предками из села Варницы было ещё свежо в памяти тех, кто был близок к ростовскому архиепископу Ефрему, в т.ч. боярину Паисию либо Моисею Ярославову.
Варницкая слобода имела название также Никольская, хотя среди редких икон не упоминается икона Николы Чудотворца, а называются в настоящее время иконы прп. Сергия и свт. Климента, Папы Римского(«Варницкое подворье в городе Ростове Великом»).
«На месте, где находится монастырь, была расположена усадьба родителей преподобного Сергия – святых Кирилла и Марии».
Архиепископ Ростовский Ефрем, основавший этот Троице-Сергиев Варницкий монастырь, известен, как продолжатель Нестора, составитель Ростовской летописи (Троице-Варницкий монастырь)
Близость к нему Паисия Ярославова, в его юности, или его отца, могла стать определяющей в том, что Паисий Ярославов оказался вскоре в Троице Сергиевой Лавре, где позже стал игуменом ( Всемирная азиатская торговля в древней Мологе, у начала Тихвинской системы. Правда).
При этом, недалеко от Ростова, ближе к Ярославлю, находятся варницы Нерехты, которые были переданы старцу Паисию Ярославовой княгиней Боровской, Малоярославецкой (Ярославской) и Серпуховской царицей Марией Ярославной:
«Паисию Ярославову были даны жалованные тарханные грамоты на её бывшие солеварницы и земли в Нерехте…, подаренные ей мужем в 1462 году», находящиеся между Костромой и Ростовом, недалеко от Ярославля.
Этот факт c варницами упоминался мною в статье: «Паисий Ярославов - игумен Троице-Сергиевой Лавры, основанной Сергием Радонежским, родившимся 700 лет назад, в год основания Толгского монастыря».
К келейный образу Николая Чудотворца Сергия Радонежского, который хранился в Загорском музее, доступа нет. Березовский образ исчез. У Теребенского - сокрыт цвет
Ростовский поясной образ Николы Чудотворца, который был келейным образом Сергия Радонежского, ранее находился «в собрании Загорского историко-художественного музея-заповедника» ( Загорский музей заповедник Троице-Сергиевой лавры).
Однако, как пишут почитатели этого образа:
«Несколько лет назад мы приезжали в музей, но иконы не увидели. Со слов сотрудников музея, икона была передана в Троице - Сергиеву лавру, и можно ли её увидеть, они сказать не смогли. Сказали только, что по предварительной договорённости иногда группы пускают…» ( Ростовский поясной образ Николы).
Есть также и следующее упоминание:
«Сейчас икона Никола Ростовский передана Русской православной церкви и недоступна для желающих её увидеть» ( Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II. Из слова на акте передачи музеем Троице-Сергиевой Лавры личных вещей Преподобного Сергия. 11 января 1993 года).
Статья, которую я цитирую, проиллюстрирована, при этом, иконой Николы, являющейся по легенде келейной иконой Сергия Радонежского. Таким образом, её можно отождествить с ростовским поясным образом XIV века.
Но есть ещё один ростовский образ Николая Чудотворца XIV века, ранее названный мною «Мологский», поскольку в Государственную Третьяковскую галерею его привезли из Мологи. Но происхождение у него тоже Ростовское. И именно этот «мологско-ростовский» образ был первым, который я назвала близким к образу Березовской чудотворной иконы Николы Закамского. Вопрос этот задавали мне давно, и я никак не могла найти аналогию.
Ростовско-мологский образ можно назвать близким отчасти, потому что лицо святителя чуть-чуть повернуто влево, как и взгляд скошенных глаз.
Тогда, как на Березовской чудотворной иконе Николы Закамского и на ростовской поясной иконе Николы, называемой келейной иконой Сергия Радонежского, лицо - прямо. А «асимметрия» есть только во взгляде. Прямо (в фас) образы и на иконе Николы на Липне, и у Николы Дворищенского, и у Псковского Николы.
Ростовский поясной образ Николы Чудотворца, который презентуют, как келейный образ Сергия Радонежского отличает длинный нос (от корня до кончика).
Подобный длинный нос на иконе Николы Теребенского, за которой гонялись литовцы, поскольку по легенде она найдена на месте , где было явление самого Николы, как в много более известном случае - над Можайском. ( «Всемирная азиатская торговля в древней Мологе, у начала Тихвинской системы. Правда).
Но изображение Теребенского образа не четкое. И отсутствуют фотографии иконы в цвете. Уникально то, что история её связана с Березами.
«Согласно легенде, в 1492 г. в центре села был заложен фундамент церкви Николая Чудотворца. Помещик Михаил Обудков принёс принадлежавший ему образ Николы и поставил его на месте строительства. Но ночью образ исчез и был найден на окраине села, ближе к берегу Мологи, где «стояли пять берёз и был водный кладезь»…. Обудков ещё несколько раз пытался вернуть икону на изначально выбранное им место, а она каждый раз возвращалась к пяти берёзам у колодца. Пришлось смириться и строить там, где указал сам Никола (Где стояли пять берез и был водный кладезь. Место указал Никола. Предания и легенды Тверского края).
Подлинник Березовской чудотворной иконы Николы Закамского исчез после революции. Остался только список. При этом, в последние годы имеет место «подмена» образа, возможно, в коммерческих целях (из-за отсутствия подлинника) или в политических.
Исчез не только подлинник Березовской иконы, но и памятный камень с надписью, который стоял на месте явления иконы на березе, на берегу реки Кама.
За Березовской иконы Николы бунтовщики пугачевцы гонялись ещё во времена пугачевских бунтов, после революции большевики продолжили «дело французского маркиза Пугачева» ( «Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского – Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую, Ч.10»)
О датировке Березовской иконы Николы Закамского. От XVI веку - к XIII веку Новгорода, где главные иконы имеют исток Киевской Софии
Первоначально время появления иконы Николы Закамского относили к середине XVI века, примерно к 1550-1551 годам. По одной версии, она была найдена на березе либо в дупле березы моряками Строгановых, на берегу Камы, в районе Николо-Березовки. По другой - прислана Иваном Грозным перед взятием Казани. Второе не очень соотносится с тем, что позже икону носили показывать Ивану Грозному, и он приказал построить для неё церковь в Москве, ныне не существующую ( «Статьи о Березовской Чудотворной иконе Николы Закамского и Святой Елизавете - княгине Романовой»)
Позже, с учетом аналога, каковым называют новгородскую икону XIII века (ГТГ), изменилась и датировка этого «темного ликом» Березовского чудотворного образа Николы Закамского, в одеждах цветов более характерных для Византии и Константинопольского патриархата:
«Сохранившееся описание иконы Святителя и Чудотворца Николая из с. Березовка позволяет сделать вывод, что она скорее напоминает икону новгородской школы, относящуюся к началу ХШ века, чем школу "строгановского письма". Мало того, источники оговаривают: "Изображение Святого Николая Березовского отличается от всех из¬вестных древних изображений. На ней изображена открытая, окруженная венцом, глава Святителя и верхняя часть груди и плечи, облаченные омофором; над плечами надпись, греческим шрифтом "Святой Николае"...Описание изображения Николая Березовского очень напоминает изображение Николая Чудотворца на иконе новгородской школы начала 13 века, выставленной в Государственной Третьяковской галерее…» ( Чудотворная икона и Николаевская церковь).
Но все главные иконы Великого Новгорода имеют первоисточник в 1113 году, когда в Новгороде была явлена икона Николы Чудотворца на острове Липно «со скошенными глазами», прообразом которой был Никола Мокрый из Киевского собора Святой Софии, построенного в первой половине XI века Ярославом Мудрым – основателем Ярославля.
Подобные же вопросы о датировке задаются и касательно Ростовского поясного образа Николы Чудотворца – келейного образа Сергия Радонежского, о чем пишет И.А.Кочетков в его статье «Икона Николы.
Времена Ярослава Мудрого - основателя Ярославля. XI век. О датировке келейной иконы Сергия Радонежского
Как пишет И.А.Кочетков: «Впрочем, никто не пытался уточнить датировку иконы по стилистическим признакам…
Новая датировка так называемого "келейного" "Николы" хорошо объясняет один загадочный факт, давно отмеченный историками искусства - явное сходство лика Николы на этой иконе с ликом Сергия Радонежского на шитом покрове первой четверти XV века из Троице-Сергиева монастыря. При старой датировке получалось, что лик Сергия был списан с лика Николы, но это противоречило всеобщему убеждению, что в пелене отразились некоторые портретные черты преподобного Сергия. Н.В. Розанова высказала смелое предположение, что, напротив, образ Николы был написан с самого Сергия. Но это было явно невозможно при жизни преподобного. При новой датировке получается, что икона Николы и пелена были выполнены примерно в одно время. Видимо, оба произведения отразили привычный какому-то иконописцу физиономический тип.»
В этой же статье И.А. Кочетков проводит аналогию между келейной иконой Сергия Радонежского и иконой «Ильи пророка в пустыне» из собрания Ярославского художественного музея :
«Чтобы проделать такую работу, необходимо, прежде всего, подыскать ей стилистические аналогии. Ближайшей аналогией является икона "Илья пророк в пустыне" из собрания Ярославского художественного музея. На обеих иконах редкая манера личного письма, по охряной подготовке, положенной одновременно под лик и волосы, вертикальные мазки темно-серой краски… Бледно-красной краской выполнена подрумянка и написана нижняя губа…»
Икона Ильи позволяет расширить круг аналогий. На сходство с этой иконой трех икон деисусного чина из ярославской церкви Параскевы Пятницы на Всполье обратила внимание Н.В. Розанова…С.И. Масленицын находил сходство между ними в подборе красок… Справедливые наблюдения С.И. Масленицына можно только конкретизировать: светлозеленый цвет гиматия Иоанна похож на такие же горки в "Илье"…Одинакова также необычная манера личного письма. Можно отметить и сходство "Спаса" из деисуса с "Николой"… Стилистическое сходство указанной группы икон дает основания утверждать, что все они написаны в одном месте и в одно время…».
Прообразом ярославских икон деисусного чина автор считает фрески и иконы Феофана Грека: «Древнейшим чином является чин Благовещенского собора Московского Кремля, принадлежащий, по-видимому, кисти Феофана Грека».
И делает очень важный вывод о временах Ярослава Мудрого - основателя Ярославля, касательно иконы Ильи Пророка - аналога ростовского поясного образа Николы, хранившегося в келье Сергия Радонежского:
«Интересно уже то, что в качестве ближайшей аналогии выступает ярославская икона. Видимо, икона и написана была в Ярославле, где еще при Ярославе Мудром, в момент заложения города, была поставлена первая церковь в честь Ильи…»
Т.е. это XI век, которым датируют фреску Николы Чудотворца с открытым евангелием киевского Собора Святой Софии. Такое же открытое евангелие у Псковского Николы с открытым евангелием от Луки «со скошенным взглядом», предварительно отнесенной к началу XIV века.
Псковский Никола – это второй, более близкий, чем «молого-ростовский» XIV века аналог Березовской чудотворной иконы Николы Закамского.
Кресты Константина Николы Закамского и греческие кресты закладных досок Ярославовых в храме Предтечи на Пресне
За настоящий Березовский образ я принимаю тот образ, который мне привезли из Николо-Березовки, как «реплику в цвете», совпадающий по ромбам на одеждах и по продолговатому лицу с фотографией в книге В.Тетерева «Сторона моя, сторонушка», изданной в 1998 году.
Фотография в книге черно-белая, но ромбы с равносторонними крестами внутри них видны. Также, как и совпадающая форма одежд ( квадратный вырез), и отсутствие «благословляющей десницы».
На небольшой цветной версии образа видны также точки в сегментах равностороннего креста. В древности, в Урарту они назывались плоды: «Крест с четырьмя плодами, шарами (г) на артефакте периода Урарту (11-7 вв. до н. э.), Армения» (Крест в наскальном искусстве Армении. История развития формы и культурное влияние Проф. Ваганян Г.А.).
В случаях, когда вместо точек стоят маленькие крестики, сам крест именуется Иерусалимский. Герб Готфрида Бульонского - не принявший титул короля Иерусалима, а назвавшегося защитником Гроба Господня, основателя династии Арденн-Анжу.
Точки же относят к более простой стилизации герба Иерусалимского королевства:
«Монеты с использованием крестовой композиции, которую условно можно назвать стилизированной под герб Иерусалимского королевства чеканились в Антиохии – Раймундом (1136-1149), Боэмундом ІІІ (1149-63) Генрихом II Шампанским (1192-1197). На выпущенных от их имени медных пужуазах (оболах) изображен костыльный крест, в сегментах которого располагались четыре точки, это конечно не герб, но все же стилизация под него» ( Монеты государств крестоносцев).
Возможно на подлиннике иконы в ромбах кресты Иерусалимские, но на копии образа они смотрятся, как точки в сегментах равностороннего креста.
Без точек такой крест называют «катакомбный» или «Знамение победы», что связано с видением царю Константину в 312 году.
Такие же равностороннике четырехугольные кресты, как в ромбах одежд Березовской чудотворной иконы Николы Закамского, отлиты на закладных досках супругов Ярославовых в храме Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне.
Какие конкретно слова там вписаны - прочитать сложно. Я была около этих закладных досок, но надпись - на древнерусском.
Визуально кресты на закладных досках Ярославовых похожи на Крест императора Константина, в сегменты которого вписано по-гречески “IC.XP.NIKA” - что означает — “Иисус Христос — Победитель”. Эти слова были написаны золотом на трех больших крестах в Царьграде самим Равноапостольным Императором Константином ( Крест. История, виды, символика).
На черно-белой фотографии списка иконы Николы Закамского митры на его голове нет. Т.е. митра с крестом, «похожим на мальтийский» и виноградной лозой появилась позже («Митра, виноградная лоза и мальтийский крест Николы Закамского - Рыцаря Табынской Богородицы»).
Автор книги о Березовской чудотворной иконе на острове Мальта. Сергеев о "Мальтийском знамени" Березовской иконы. Сергиев собор Уфы и Сергеев курган
В 2001 году Валерием Тетеревым была издана вторая книга «Березовские рассказы», в том числе, о Березовской иконе, ставшей в начале 20 века келейной иконой Великой княгини Елизаветы Федоровны в её Марфо – Мариинской обители.
В ней он описывает своё морское путешествие по Средиземному морю, одним из пунктов которого был остров Мальта.
На острове Мальта автор книги «заблудился», по описаниям также, как я между Старым и Новым Изборском, и вынужден был обратиться к жителю этого Мальтийского острова. Несмотря на плохой английский у них сложился долгий разговор, потом сказанное мальтийцем он уточнял в музее, и вот через этот «вход» - вник в историю Мальты глубже, чем все остальные пассажиры корабля.
В первой книге В.Тетерева «Сторона моя, сторонушка» это его путешествие на Мальту не упоминается. Но я не исключаю, что на Мальте он мог быть и до восстановления церкви в Николо-Березовке, и его мальтийская история могла повлиять на то, какие материалы он искал о самой Березовской иконе Николая Чудотворца.
При этом, упоминание о военном гимне, который исполняли перед иконой, и о знамени с вышитыми буквами «СЧН» - Святитель Чудотворец Николай было включено уже в первую книгу, изданную им в 1998 году. Также как и о том, что перед иконой молился Ермак ( «»»О Знамениях и огненных столпах, которые вели Германа, Ермаком прослывшего, при взятии Тюмени и Тобольска»).
Когда, по датам, начали исполнять этот гимн - таких данных в книге нет.
И уже со временем я встретила сведения о том, что перед иконой Николы Закамского исполнялся гимн «Коль славен наши Господь в Сионе».
«…Икону Николая Чудотворца нашли в дупле березы, поэтому речку стали называть Березовой… В село Николо-Березовку, целые обозы «доброхотных даяний» … молебны шли день и ночь…На работу принимавшие села не выходили. Знамя было красным, а крест был белым. В городах имевших гарнизоны встреча сопровождалась военными церемониями, парадом войск и оркестром музыки… Исполнявшем молитвенный петровский гимн: «Коль славен наш Господь в Сионе, не может изъяснить язык…» («Всемирная азиатская торговля в древней Мологе, у начала Тихвинской системы. Правда, которую пытались затопить, Ч.2»).
Но гимн о Сионе относится к временам Петра I.
Какой же гимн исполняли во времена Ивана Грозного и ранее ? И был ли в те годы гимн ? Либо икону отличало только военное знамя перед ней ?
В статье протоиерея В.П.Сергеева это знамя описывается , как красное с белым крестом. Т.е. знамя «воюющего монашества» и «Мальтийского креста».
Я читала эту статью лично и цитировала её.
Первый архиепископ Казанский и Свияжский Гурий (Руготин) из Радонежа, Князь Святослав (Никола) Ярославич - заказчик изборника Святослава , его сын Князь Новгородский и Муромский Давид и внук Никола Святоша
Вот эта фамилия Сергеев автора статьи, упоминающей о красном знамени с белым крестом перед Березовской чудотворной иконой Николы Закамского, она вполне может быть посвящена Сергею Радонежскому, у которого был свой почитаемый образ Николы с «асимметричными глазами» близкий, в части этой асимметрии, к Березовскому.
История Иерусалимского королевства такова, что вместе со значительным ростом «европейского населения … после 1120 года, … Фульхерий Шартрский смог заявить о рождении новой нации – франко-сирийской».
А сирийским святым был мученик Сергий, именем которого назван Сергиополь. В честь этого сирийского Сергия при постриге назвали и Сергия Радонежского.
На Сергиевом кургане, близ Можайска, Великий князь Дмитрий Донской создал некогда свою отдельную резиденцию, возможно, по совету Сергия Радонежского – воспреемника при рождении сына Евдокии Суздальской и Дмитрия Донского ( «Масонская табакерка Ярославовой – Брянчаниновой, Академия Наук Петра I, Дубровицы и Архангельское», Ч.7).
Сергиев собор есть и в Уфе. Первая Сергиева церковь была построена монахами Троице-Сергиева монастыря, основанного Сергием, особо почитавшим Николу Ростовского.
"Церковь св. Сергия Радонежского находится на левом берегу реки Сутолоки, в самом начале Сергиевской горы. От храма расходятся две одноименные улицы – Большая Сергиевская (Менделеева) и малая Сергиевская (Бехтерева)...( Свято -Сергиевский кафедральный собор в Уфе).
Дело в том, что первым Казанским и Свияжским архиепископом был Гурий (Руготин), родившийся в Радонеже, где прославился его подвигами Сергий Радонежский.
Ростовский поясной образ Николая Чудотворца, почитаемый Сергием Радонежским, должен был быть и главным для Казанского архиепископа Гурия (Руготина).
Внешнее сходство Николы Ростовского с Сергием Радонежским можно объяснить тем, что сам Сергий (Варфоломей) был родом из разорившихся Ростовских князей из Рюриков. На это указывает и тот факт, что он был воспреемником при рождении сына Дмитрия Донского и Евдокии Суздальской.
А Николаем в крещении был Князь Киевский Святослав Ярославич - заказчик изборника Святослава. Николаем в крещении был и его внук князь Святослав Давидович - Никола Святоша.
Сын же Святослава Ярославича - Давид Ярославич был князем Муромским и Новгородским. Именно при нем Киевская икона Николы могла оказаться в Новгороде.
И целом, эта история с «Мальтийским крестом» возвращает к «Николе Морскому» с Мальтийским крестом из собора Святой Софии в Киеве XI века, с которым связана Березовская икона Николы Закамского , через Новгород, Псков или Ростов.