Франки на Севере: Зверинец и Приорат Григория Орлова в Гатчине, у Погоста Великой княгини Ольги, Ч.2
-
«Венок Ренальди» королевских лилий kindergorod.ru
-
Дева Кармель, спасающая души в Чистилище brooklynmuseum.org
-
Колонна Орла Гатчинского парка, воздвигнутая при Григории Орлове history-gatchina.ru
-
Павильон Орла времен Павла I, имевший замысел «поглотить» колонну Орла history-gatchina.ru
© Наталья Ярославова-Чистякова
11-12 октября 2012 года
Удар молнии сокрушительной силы, «сделавший троицу» из ставшего культовым камня на вершине «лысой» горы Кирхгоф, к которой ведет главная аллея орловского Зверинца в Гатчине, - это знак древнего бога Пяруна, именуемого Громовержцем, также, как Зевс и Юпитер.
Метит своими молниями Пярун и Лысую гору в Киеве. И течет рядом с этой Лысой горой река Лыбедь, как пишут, ещё со времен Ноева ковчега (Лыбедь). Древнее название горы - Девичья, но частые удары молний в вершину лишили её растительности. Быть может, так бог княжеских дружин Пярун и водитель небесного воинства защищает Деву Лыбедь. Или,тем самым, говорит, что на месте расколотого им камня лысой горы Кирхгоф давно уже должен стоять Троицкий храм, каковой был основан в Пскове на том месте, где великой княгине Ольге было видение трех лучей.
С гневом бога Пяруна в Гатчине связана ещё одна история, которую называют: фантасмагорическая. В этот раз Пярун выбрал своей целью монумент Павлу I, который воздвигли в 1851 году перед каре Большого Гатчинского дворца, построенного Григорием Орловым. Спустя 30 лет, «23 мая 1881 года в четыре часа полуполуночи, каменная громада, весившая более 600 тонн, была разрушена почти до основания ударом молнии. Потребовалось пять лет, чтобы добыть и обтесать блоки черницкого камня соответствующих габаритов, а затем собрать их согласно разработанным чертежам». И это были не последние проблемы монумента Великому Магистру Павлу I, о чем рассказывает статья «Римско-католический приход Пресвятой девы Марии Кармельской» в Гатчине. Рассказывает она также о том, что замысел площади с обелиском возник у Павла I после посещения во Франции резиденции Шантийи принца Конде. «Там имелся аналогичный ансамбль с обелиском, воздвигнутым в честь одного из членов этого древнего аристократического рода герцога Анн Монморанси, который являлся с 1538 года «коннетаблем» - главнокомандующим королевской армии. Павлу … пришлась по душе идея подобного монумента в Гатчине: ведь для русской армии он являлся главнокомандующим».
Однако Пярун или иначе Ярун - бог древних князей Яр-Туров Рюриков не признал главнокомандующим - Павла. Возможно, своим ударом молнии, в ночь древнего Ярилиного дня (144-го от начала года и 222-го от его конца), Пярун хотел сказать, что на месте монумента Павлу I должен стоять монумент Григорию Орлову,создавшему и большой Гатчинский дворец, и Зверинцы, и Гатчинский парк, и даже систему молниеотводов, которую разработал сам великий математик Эйлер, о чем, видимо, забыли создатели монумента. Но я думаю, что дело в горе Кармель и в самом посвящении этого Гатчинского комплекса : Венере, любви, милосердию, просвещенности.
И таким образом, в истории Гатчины надо возвращаться даже не к Орловскому периоду, а к тем временам, когда она была в собственности царевен и цариц.
Ведь первой владелицей Гатчины, после того как Петр I отчасти вернул России женский царский удел Великой Русской княгини Ольги, стала царевна Наталья Алексеевна - сестра императора. Произошло это видимо до окончания Северной войны со Швецией, поскольку в книге «Дворец и парк Гатчины: в документах, письмах и воспоминаниях» её история отсчитывается с 1712 года, а сама царевна Наталья Алексеевна завершила свой жизненный путь в 1716 году.
При этом уже в 1711 г. Петр I официально учредил первый российский Зверинец в Петергофе (Зверинец в Петергофе)
Соответственно, и у Натальи Алексеевны могли возникнуть некие планы о своем Зверинце в Гатчине. Ведь, к примеру, на острове Святой Натальи (ныне Крестовском), согласно идей Натальи Алексеевны, был разбит большой парк для отдыха горожан и построен небольшой дворец для Царевны («Крест» Конституционного Суда и Святая Наталья)
А вот в Гатчине следы её деятельности стерты … И авторы книги о дворце и парке в Гатчине пишут о том, что «до сих пор не известно, какие постройки появились в Гатчине при царевне».
Принимая во внимание тот факт, что после смерти любимой сестры Петр I отписал Гатчину госпиталю, можно предположить,что в Гатчине были некие начинания, связанный с деятельностью сестер милосердия. Тем более, шла Северная война.
В письме от 7 октября 1716 года из Копенгагена, адресованном в Сенат, Петр I сообщил о Приписке Гатчинской мызы к императорскому госпиталю: «Мызу Гатчинскую с деревнями, которою владела сестра наша блаженныя памяти царевна Наталия Алексеевна отдайте до указу в шпиталь. Петр»
В ноябре 1716 года мызу приписали к Аптекарскому приказу, президент которого Роберт Арескин (лейб-медик Петра I) владел ею вплоть до своей кончины в 1718 году /1/
«Мейн фринт
Пред сим писали мы вам об отдаче гатчинской мызы в гошпиталь, но понеже проси нас доктор Арескин, дабы оную мызу отдать во владение оптеке для всяких аптекарских потребностей и работ, то дня по получению сего указу оную мызу к оптеке отдайте
Петр
Из Гавельбаха
Ноября в 17 день 1716»
Роберт Арескин, которому перешла Гатчина после того, как ею владела царевна Наталья Алексеевна, заведовал Кунсткамерой и Императорской Библиотекой, сопровождал Петра I в его путешествиях по Европе /1/
Аптекарские приказы возникли ещё при царе Борисе Годунове. К числу функций Аптекарского приказа принадлежало- «бережение» городов от заразы… забота о собирании лекарственных растений, а также забота об «отвращении всяких чар и злой порчи».
Алхимия, де факто, тоже относилась к Аптекарскому приказу - так я понимаю.
На это указывает и тот факт, что после Роберта Арескина Гатчина перешла к доктору медицины, выпускнику Кенигсбергского университета, лейб медику Петра I, Екатерины I и Петра II - И.Л.Блюментросту. Гатчиной он владел до 1734 года («Клад «Ордена Лебедя» с магическими надписями на иврите и перстнем Альбрехта - Герцога Кенигсберга»).
Однако первое описание охоты в Гатчине относится уже к 1726 годам, что является указанием на некое наличие Зверинца в эти годы.
«в августе 1726 года при проводах в Курляндию Анны Иоанновны, императрица Екатерина I останавливалась в Гатчине, здесь был устроен прощальный обед в нарочно сочиненных для этого случая палатках, разбитых под руководством Растрелли отца.
После обеда Меньшиков показал Государыне «Гатчинскую машкарду, устроенную в лесу, после которой день закончился грандиозной охотой…»
В архивах сохранились ходатайства И.Л.Блюментроста, где упоминается о гатчинском хозяйстве, разрушенном в ходе Северной войны, на восстановление которого ушло все его состояние.
И видимо его преемнику А.Б. Куракину - представителю русского двора в Версале, Гатчина досталась уже восстановленная после Северной войны. Затем она перешла его сыну Б-Л Александровичу Куракину - Президенту комиссии по экономии и двоюродному брату Е.Р.Дашковой - участницы дворцового переворота 1762 года,
Во всяком случае, в 1763 году, в её записках-мемуарах Е.Р.Дашкова писала:
«…я попросила у моего двоюродного брата, князя Куракина, разрешения поселиться в его поместьях в Гатчине, ставшей теперь столь великолепной … Я удалилась туда с госпожой Каменской и моими двумя детьми и жила в Гатчине до возвращения императрицы из её путешествия в Ригу, в полном уединении…»
Гатчина была выкуплена Екатериной II после смерти А.Б.Куракина и подарена ею - фавориту Григорию Орлову.
В 1766-1767 годах в переписке с Ж.-Ж. Руссо князь Григорий Орлов «рисует Гатчинскую мызу почти «первобытной», удаленной от цивилизации, где человек живет в гармонии с природой» - о чем опять же сообщает книга «Дворец и парк Гатчины в документах, письмах и воспоминаниях: 1712 - 1801 год»:
Письмо Г.Г.Орлова Ж.-Ж.Руссо:
«Милостивый государь, вы не удивитесь, что я пишу к вам, зная, что люди наклонны к странностям. У вас есть свои, у меня мои: это в порядке вещей… Я вижу вас давно странствующим из одного места в другое … Я думаю, вы теперь в Англии у герцога Ричмондского. Тем не менее, мне вздумалось сказать вам, что в 60 верстах от Петербурга, т.е. в 10 немецких милях, у меня есть поместье, где воздух здоров, вода восхитительна, пригорки, окружающие озера, образуют уголки, приятные для прогулок и возбуждающие к мечтательности. Местные жители не понимают ни по-английски, ни по-французски, ещё менее по-гречески и латыни. Священник не знает ни диспутировать, ни проповедовать, а паства, сделав крестное знамение, добродушно думает, что все сделано. И так, милостивый государь, если такой уголок вам по вкусу,- от вас зависит поселиться в нем. Все нужное будет к вашим услугам … располагайте охотою и рыбной ловлей. Если вы пожелаете общества, чтобы развеять скуку, и оно будет…
Вот, милостивый государь, что я счел вправе предложить вам из признательности за подчерпнутое мною в ваших книгах, хотя они были писаны и не для меня.
Остаюсь с глубоким уважением,
23 февраля, Хаттонь» /1/
Не встречала в наши дни прецедента, когда бы обладающие большой властью и богатством люди, проявили инициативу выразить благодарность за прочитанные книги и подчерпнутое в них, хотя книги написаны и не персонально, а для широкого круга…
Скорее, состоятельные особы лишь пытаются устроить конкурсы для того, чтобы за новые гранты побудить к высказыванию того, что человек, быть может, не хотел бы говорить, если бы не нужда…
Быть благодарным за то, что будет. Или за то,что уже сделано и за то,что человек просто существует - в этом просвещенность, до понимания которой современные российские буржуа и приближенные к трону - ещё не дошли.
В контексте разговора о просвещенности, повторю имена и регалии собственников Гатчины до Григория Орлова:
Царевна Наталья Алексеевна - родная сестра Петра I;
Роберт Арескин - глава Кунсткамеры и Императорской Библиотеки, императорский лейб-медик
И.Л.Блюментрост - доктор медицины, выпускник Кенигсбергского университета, лейб медик Петра I, Екатерины I и Петра II.
А.Б. Куракин - представитель русского двора в Версале и его сын Б-Л Александрович Куракин - Президент комиссии по экономии.
Дважды Гатчину выкупала императрица Екатерина II. Первый раз она её подарила фавориту и отцу её сына - Григорию Орлову. Подарок сделан в 1765 году. Их сын Алексей Григорьевич Бобринский родился 22 апреля 1762 года.
Второй раз Гатчина была подарена императрицей первому сыну Павлу I, после смерти Григория Орлова
Тот факт, что А.А. Бобринский - потомок сына Г.Г. Орлова - А.Г. Бобринского приезжал позже в Зверинецкие пещеры Оболони в Киеве прямо указывает: орловский Зверинец - продолжал идею и традиции Зверинецких пещер.
История эта упоминалась и комментировалась в статье «Зверинецкие пещеры киевской Оболони и Звериный стиль Меровингов в музее меровингского искусства баптистерия Сен-Жермен (Saint-Jean-Baptiste)»
«Автор книги о Зверинецких пещерах также упоминает о визите «известного русского археолога, председателя Императорской археологической комиссии, графа А. А. Бобринского… дважды посетившего пещеры и вынесшего искреннее убеждение в их глубокой древности…
Традиции монахов Зверинецкого монастыря киевской Оболони привнесены с горы Кармель от пророка Илии.
Основателем пещерно-подвижничества… следует признать св. пророка Илию и его ученика св. пророка Елисея, подвизавшихся на горе Кармил. В последствии эта гора стала любимым убежищем первых христианских подвижников. Путешественники, посещавшие Палестину и бывавшие на св. горе Кармильской, говорят, что она вся ископана пещерами; эти пещеры были некогда обитаемы подвижниками: ныне же они совершенно пусты…»
Уже много веков на этой библейской горе Кармил, где был вознесен пророк Илия, стоит монастырь Девы Марии Кармелитской.
«…Второе его название - Звезда Моря, то есть Та, которая избавляет души из чистилища и чей свет проникает даже в глубины ада. Поэтому она почитается как покровительница моряков, которые во тьме штормовой ночи высматривают огонек далекого маяка. В XIV веке Пресвятая Дева Мария явилась папе Иоанну XXII и повелела ему особым образом защищать «Ее Кармелитский Орден» («Пресвятая Дева Мария с горы Кармель»)
Гору Кармил называют также - «Виноградник Божией». Вероятно поэтому у Ринальди, создавшего Гатчинский шедевр, так часто присутствуют растительные мотивы.
И его « фирменным знаком» в Гатчине являются гирлянды из переплетенных Лилий - «венок Ринальди»
«…В парадных залах применялась роспись и декоративная лепка, примером которой является удивительный по красоте и изяществу «венок Ринальди» («Гатчина»).
Всё в Гатчине было посвящено любви, поклонению Даме сердца, Венере и музам.
Милосердие к животным и их подготовка к зимовкам, тоже относится к этой природолюбивой деятельности. Ведь главной концепцией или иначе - идеей Зверинца и при Григории Орлове - было ненасильственное отношение к природе.
Идея горы Кармель и пророка Илии, доминирующая в Оболони, как видим, присутствовала и в Гатчине.
Божией Матери Кармелитской костел в Гатчине, во имя Девы Марии с горы Камель, был построен при Павле I. Став Великим Магистром он, видимо, признал эту связь с горой Кармель. Однако католики не посещали костел. В настоящее время он также разрушен.
И скажем так, это архитектурное посвящение Деве Марии с горы Кармель не идет в сравнение с монументом перед дворцом Григория Орлова, который позже был посвящен Павлу I и разрушен до основания Громовержцем Зевсом - Лебедем или Пяруном- Яруной.
День пророка Илии - Ильин день, также как и Пярун, славится «разговором на языке молний».
Причем мистические удары молнии поражают объекты, имеющие «масонский ореол» или, предполагаемо относящиеся к «Мальтийскому проекту».
К примеру, когда выстроили церковь Николы на Топоре в бывшем погосте княгини Ольги, то «вдруг разразилась страшная гроза; молния ударила в колокольню высотой 23 метра, и она растрескалась» («Кацкая летопись»).
Этот «акрополь «морского пирата Николы» очень необычен. Причем особо праздничная ярмарка в Николе на Топоре приходилась на 21-23 мая, когда молния полностью разрушила монумент Великого Магистра Павла I в Гатчине («Священники Ярославовы в верхневолжском погосте Княгини Ольги Перевозщицы и Акрополе «Морского Пирата» Николы Чудотворца»).
Поражающий воображение удар молнии пришелся и в основание холма у церкви Николая Чудотворца, построенной на месте бывшего Троицкого храма с приделом святой Екатерине Синайской на моей родине («Грозное знамение в Уделе Николая Чудотворца»).
Икона по иконографии «считается мальтийской». Её сопровождает военный парад, знамя Святого Дионисия Парижского и петровский гимн «Славен наш Господь в Сионе» («Митра, виноградная лоза и мальтийский крест Николы Закамского - Рыцаря Табынской Богородицы»)
Однако и в этом случае - не угодили Пяруну и Зевсу.
Сравнивая все эти редчайшие прецеденты, я пришла к выводу, что такая мистика или фантасмагория, как её назвали, отмечается тогда, когда тщеславные рыцари вместо почитания Богородицы и Марии Магдалины начинают ставить свои монументы там, где изначально все было посвящено поклонению равноапостольным женщинам, и где храмы Троицы, Богородицы, Екатерины Синайской, Софии Премудрости, Марии Магдалины заменялись храмами Николая Чудотворца с одновременным забвением женской небесной иерархии.
В этом был замечен и Великий Магистр Павел I, забывший город Софии Премудрости и посчитавший,что коннетабль - главнокомандующий армией самая главная фигура в Мальтийском проекте.
Вторая причина «молниеградов» очевидный отход от традиций монахов Зверинецкого монастыря, принесенных с горы Кармель.
Обращу внимание, что Печерская Лавра в Киеве по возрасту моложе Зверинецких пещер в киевской Оболони. И основаны Печерские пещеры Антонием - монахом Зверинецкого монастыря.
Однако и Печерская Лавра несколько лет назад была отмечена ударом молнии. Соответственно возникли вопросы на которые попыталась ответить статья «Московский патриархат не видит кары Божьей в пожаре Лавры»:
«Московский патриархат уверен, что Бог, когда метал молнии в Лавру, целился не в нее. Руководство Украинской православной церкви в подчинении Московского патриархата не считает символичным вчерашний пожар на территории Киево-Печерской лавры, произошедший 12 июня, в День России, от попадания молнии»
В этой истории о тщеславии и амбициях правителей, политиков и тех, кто претендует на большую власть, часто присваивая себе чужие заслуги, чужие статусы, чужие имена и даты рождения, показателен прецедент Василия Червония - депутата Верховной Рады и экс-губернатора Ровенщины.
Он погиб мгновенно, от удара молнии («Молнии! Артисты, Ученые и Политики: контролируйте Мобильные и Эмоции!!! Такие наступили времен…»)
Но как выяснилось, ради карьеры, ранее менял не только фамилию, но даже год рождения и практиковал «звериные методы», о чем рассказывает статья «Бог, молния и Червоний» (Олесь Бузина):
«…всегда очень любил драться, нападая толпой на одного. Умение это Червоний отточил еще во времена … юности - когда являлся предводителем комсомольского оперотряда… Кстати, свою фамилию Червоний тоже позаимствовал в те подзабытые советские времена. Кто его отец, точно не известно. Родившийся в 1958 году в селе Погорельцы на Ровенщине, Вася до совершеннолетия носил мамину фамилию Дзюбук, но при получении паспорта поменял ее на очень правильную и «радянскую» - Червоний. Чуть позже, уже после независимости, неожиданно мутировал в ярого националиста и подправил себе еще и дату рождения - перенеся ее с 17 на 24 августа и приурочив ко Дню Независимости. Таким образом, на свет Божий появился «новый» человек - а, если говорить на прямоту, самозванец…»
Эта история Червония дает основание задуматься о том, что Самозванцы могут быть выделены подобным ударом молнии.
Таким образом, молния могла поразить монумент Павла I и за забвение памяти Григория Орлова, создавшего Гатчину, и за забвение того, что сутью Гатчины был Зверинец, напоминающий о горе Камил.
В 2008 году, в статье «И ввергнул в кризис Страны Ростовщик… И мир ему Не смог сказать: «Не надо»…!» я обращала внимание на четыре цикла во взаимоотношениях человека и природы, объясняя причины кризиса :
«…Нас учили жить по законам Людей, а нам пришлось жить по законам Зверя. Мы не вписались в Эволюцию, которая выделяет четыре цикла во взаимоотношениях Человека и Природы, Человека и Животного. В этих циклах, сначала Человек ощущал себя частью Природы (тем же зверем), затем воспринимал Природу как врага (как источник опасности). После этого относился к ней как прагматик, используя ресурсы, эксплуатируя и истощая её. И, наконец, Человек Совершенный увидел, что Природа - прекрасна и стал её живописцем. Однако этот эволюционный путь прошли не все. И «Культ Охотника», «Культ Человека с ружьем» сегодня все ещё цепляется за прошлое, не желая уступать путь «Культу Человека Творца…».
В этой статье я много цитировала поэта Николая Колычева, в том числе, его стихотворение «Оборотень»
И я повторно процитирую это стихотворение, потому что оно, как нельзя лучше, показывает то, какого Зверя побеждали монахи в Зверинецких пещерах Оболони Киева
Оборотень
Всё проклято - надежды и мечты,
Низвергнуто, растерзано раздором -
До поруганья честной нищеты,
До униженья пред богатым вором.
Зажала жизнь и выкрутила нас,
Из тел всё человеческое выжав.
Мы пожираем ближнего, стремясь
Одни - нажиться, а другие - выжить.
Мне тяжко с вами, бывшие Людьми!
Но тяжесть одиночества - не легче.
Мы так жестоко изменяли мир…
И он теперь - в отместку - нас калечит!
О! Бесконечный перечень потерь…
Восстала тьма - и душу задушила,
И заметался в сердце дикий зверь,
И кровь, зверея, заметалась в жилах.
И Разум умер. И Господь молчал…
И я завыл, одежду раздирая,
И вышиб дверь, и дико зарычал,
И выбежал во двор,
И со двора я
Метнулся в ночь -
По травам, по росе…
Бесилась кровь - шипела и гудела.
Зверь вырастал во мне -
Сквозь поры все
Густая шерсть пронизывала тело.
Щемящий звон сжимал виски - кольцом.
Я спотыкался, падая на камни.
И то, что было некогда лицом -
Вытягивалось, скалилось клыками.
Он рвал меня! Он прорастал вовне!
Я сжал в ладонях боль - но не помог тем.
Из пальцев - обжигая морду мне,
Вонзились в плоть изогнутые когти.
Я бесновался! Я орал во мгле
И трепетал от собственного воя,
И проклинал живущих на земле,
И ненавидел - смертно! - всё живое…
И тяжким сном забылся на камнях…
А утром был разбужен долгим взглядом.
…И Человек прицелился в меня.
И я ему не смог сказать: «Не надо».
Тема «Охотника с ружьем», человека, прицелившегося в «Зверя», присутствует и в заочной состязательности между Павлом I и Григорием Орловым в статье «Памятник удачного выстрела» или? (Опыт масонской интерпретации павильона Орла в Гатчинском парке)»
Существует легенда о том,что Павильон Орла в Гатчине или Темпль, назван в честь меткого выстрела Павла I,убившего Орла.
Мне эта «фантазейная» история об убиении Орла напомнила «убиение» памяти Григория Орлова, создавшего Гатчинский дворцово - парковый архитектурный шедевр.
Т.е. эта версия объяснения названия Павильона Орла не вызвала у меня доверия.
Как выяснилось, не поверила в неё не только я.
М.М. Сафонов-автор вышеупомянутой статьи обратил внимание на следующее:
«Этот небольшой павильон, называемый Темпль, построен будто бы на том месте, - писал Н. Лансере, - откуда Павел собственноручно убил орла, орел же сидел там, где теперь стоит мраморная колонна с бронзовым орлом». К сожалению, и С. Казнаков и Н. Лансере упустили из виду то немаловажное обстоятельство, что колонна Орла была воздвигнута в начале 1770-х гг., то есть тогда, когда владельцем Гатчины был Г.Г. Орлов, и к Павлу Петровичу никого отношения этот монумент не имел. Не может дать убедительного объяснения связи колонны Орла и одноименного павильона, предположение, что птицу подстрелил вовсе не Павел, а Г.Г. Орлов.
Одним словом, «охотничье» объяснение композиционной связи колонны и павильона как двух «памятников удачных выстрелов» выглядит не очень убедительно
Не следует удивляться, что авторы монографии о художественных памятниках Гатчины… отказались от легенды и предложили свое собственное истолкование.
По их мнению, на фоне елей открытый павильон-ротонда воспринимается «как античный храм, посвященный верховному богу Юпитеру-громовержцу. Об этом напоминает скульптурное изображение орла - спутника Зевса, что и определяет первое наименование павильона. Но мифологический орел всегда держит готовые поразить врагов молнии
…Вызывает определенные сомнения, что при живой Екатерине наследник осмелился бы поместить свой вензель на шит, который держит в своих когтях орел, увенчанный императорской короной. Такой дерзкий архитектурный вызов императрице в контексте отношений матери и сына в 1792 г… едва ли был возможен
Поскольку главой ордена св. Иоанна Иерусалимского Павел стал лишь в 1798 г., рассматривать Гатчину как резиденцию Великого магистра Мальтийского ордена в 1792 г. нельзя
Едва ли можно согласиться и с интерпретацией колонны как памятника триумфа рода Орловых, в гербе которых было изображение орла.
Павел ненавидел екатерининского фаворита, а заодно и всю его фамилию. Как же он мог сделать «памятник, прославляющий род Орлова»,
Даже при всей любви хозяев резиденции к искусству трудно допустить, чтобы они захотели иметь перед глазами монумент, прославляющий человека, память о котором они предпочли бы предать забвению. Д.А. Кючарианц и А.Г. Раскин не приняли во внимание того важного обстоятельства, что Г.Г. Орлов тоже был масоном.
Согласно французскому исследователю Д. Лигу орел играет важную роль в символике масонства. Он встречается только в геральдике высших степеней. Орел являлся одним из символов розенкрейцеров - особого направления масонства, объединявшего масонов высших степеней.
Будущий фаворит матери Павла вступил в орден во время Семилетней войны в Кенигсберге и принадлежал к иностранным масонским ложам. Действительно, в гербе Орлова есть изображение красного орла с золотым носом и такими же лапами.
Но поскольку Орлов, происходивший, по словам Гербовника, «от древней благородной фамилии из Польской Пруссии», был возведен в графское достоинство только 22 сентября 1762 г., то есть уже будучи масоном, то и орла в свой графский герб он мог поместить, находясь уже в лоне ордена.
Поэтому орел, увенчивающий колонну, воздвигнутую в начале 1770-х гг., не обязательно должен был символизировать фамилию Орловых.
Орел мог иметь и иное, масонское значение, и поэтому был не только оставлен Павлом на прежнем месте, но и приобрел новый масонский смысл.
Просека от Колонны Орла была направлена к Темплю, на восток, великий Восток масонской вселенной…» («Памятник удачного выстрела» или? (Опыт масонской интерпретации павильона Орла в Гатчинском парке)»)
Я думаю, в свою очередь, что Павел I произвел «поглощение» того, что должно было прославлять Григория Орлова.
Такое строительство на чужих фундаментах иногда считают «масонским приемом», но я отношу его к неверному толкованию.
Т.е. построив Павильон Орла, Павел I попытался заставить служить себе память Орлова.
Ответно именно Зевс - Юпитер Громовержец разбил до основания монумент Великого Магистра Павла I
Зевс принял сторону Орлова Григория…
Продолжение следует…